Министерство Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
Ташкентский государственный институт востоковедения
Мухаммад аль-БУХАРИ
Политические процессы в СМИ
Ташкент – 2006
Данное учебное пособие предназначено для студентов направление бакалавриата: «(5310100) – Политология». СМИ представляют собой живой организм, находящийся в непрерывном развитии и обновлении. Именно СМИ, являясь социальным институтом, формируют общественное мнение, содержание которого влияет на социально-политическую стабильность в обществе. Учебное пособие характеризует процессы работы СМИ РУ, происходящих в международных отношениях в результате коренных изменений в современном мире в конце ХХ века. Определение их места в процессе международного обмена информацией с точки зрения национальной информационной политики.
Отв. редактор: д.фил.н., проф. Ибрагимов Н.
Рецензенты: д.п.н., Ким В.С.; д.п.н., проф. Гафуров С.; д.и.н., доц. Ирназаров К.Т.
© Мухаммад аль-Бухари, 2006
© ТашГИВ, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Тема I. Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане
Тема II. Журналистика и международное право массовой информации. Международно-правовой статус журналистов
Тема III. Информационный центр Аппарата Президента Республики Узбекистан
Тема IV. Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан; Структура информационного агентства «Жахон»
Тема V. Узбекское информационное Агентство (УзА)
Тема VI. Телерадиокомпания Узбекистана; Радио; Телевидение; Структура телерадиокомпании Узбекистана.
Тема VII. Периодическая печать Республики Узбекистан.
Тема VIII. Правовая база деятельности СМИ Республики Узбекистан. Законы Республики Узбекистан О средствах массовой информации; Основные правила, регулирующие на территории Республики Узбекистан профессиональную деятельность корреспондентов средств массовой информации иностранных государств; Об издательской деятельности; Об авторском праве и смежных правах; О гарантиях и свободе доступа к информации; О защите профессиональной деятельности журналиста; О рекламе; О Принципах и гарантиях свободы информации.
Тема IX. Международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности, государственные функции.
Тема Х. Правильное использование информации государственными органами.
Тема XI. Народная дипломатия как функция международного обмена информацией.
Тема XII. Роль специалиста в работе с общественностью.
Тема XIII. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации.
Тема XIV. Реклама как функция международного обмена информацией. Основная задача международной рекламы.
Тема XV. Информационное планирование и международные информационные компании.
Рекомендации по курсовым работам и проектам.
Список учебников и учебных пособий.
Дополнительная литература.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Думается, что учебное пособие «Политические процессы в СМИ» привлечет внимание и журналистов, и юристов, и политологов, а также всех других лиц, проявляющих интерес к деятельности масс-медиа.
СМИ представляют собой живой организм, находящийся в непрерывном развитии и обновлении. Именно СМИ, являясь социальным институтом, формирующим общественное мнение, содержание которого влияет на социально-политическую стабильность в обществе.
И не случайно Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов постоянно обращает внимание на необходимость коренного реформирования СМИ, повышение действенности их выступлений. «Всемерное развитие должны получить свободные и независимые СМИ, – подчеркивает И.А. Каримов, – они по праву должны стать четвертой ветвью власти»[i].
Глава нашего государства отмечает, что с каждым днем СМИ все больше вторгаются в нашу жизнь. И это мы воспринимаем как само собой разумеющееся. За последнее время не только резко возросло количество изданий – в настоящее время зарегистрировано 490 газет и 138 журналов, но произошли и качественные изменения в их роли и месте в развитии общества и государственном строительстве.
В тоже время необходимо усилить роль СМИ как института общественного контроля за исполнением законов и принятых законодательных актов, контроля за исполнением государством и чиновниками своих обязанностей. Именно СМИ должны быть активной формой, через которую каждый человек имел бы возможность выразить свое мнение. Именно СМИ должны стоять на защите демократических ценностей и идеалов нашего общества, вести активную работу по формированию политического, правового и экономического сознания людей.
Мы не должны забывать, указывает Президент И.А. Каримов, что СМИ всегда были активным оружием, способным сильно воздействовать на общественное мнение. Поэтому велика и ответственность журналистских кадров, людей, владеющих пером, а значит, и нашими сердцами. Мы должны добиваться, чтобы журналистский корпус представляли люди политически зрелые, ответственные, честные и порядочные, настоящие профессионалы своего дела и патриоты нашей страны.
Журналист ответственен перед читателями, зрителями, слушателями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое, своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию – первейшая обязанность журналиста.
Недопустимо использование СМИ в ущерб интересам общества, правам и законным интересам личности для проповеди войны и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением.
Отличительной особенностью настоящего учебного пособия является то, что оно подготовлено исключительно силами профессорско-преподавательского состава кафедры «Международные отношения и политологии» ТашГИВ.
Другой особенностью данного учебного пособия является то, что в нем дается понятие международного права массовой информации, комментируются вопросы международно-правового регулирования технических аспектов распространения массовой информации, отраслевых принципов международного права массовой информации, дается международно-правовой статус журналистов.
Книга написана в доходчивой форме и может быть использована всеми, кто хочет лучше познать особенность труда журналистов, постичь политико-правовые основы их деятельности.
Неъматулло ИБРАГИМОВ, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Республики Узбекистан
ТЕМА I . Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане
Демократические преобразования в нашей стране начались сразу после приобретения независимости в 1991г. В Конституции Республики Узбекистана о средствах массовой информации в ст. 67 говорится следующее: «Средства массовой информации свободны и действует в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации. Цензура не допускается»[ii].
О значении СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества глава государства И.А. Каримов на VI сессии Олий Мажлиса 29 августа 1996 г., сказал следующее: «Огромное значение для демократического развития имеют печать, средства информации. Однако следует признать, что в процессах демократизации не ощущается пока активной роли средств массовой информации. Они еще не заявили о себе как «четвертая власть»[iii].
Осуществляемые в республике реформы ставят принципиально новые задачи перед средствами массовой информации. Они должны быть действенным инструментом в формировании нового мышления и сознания у населения, быть свободными, но объективными выразителями мнения и воли людей, если хотите, последовательными и активными защитниками их интересов. Быть надежным заслоном на пути чиновничьей бюрократии, коррупции, тоталитарной психологии, психологии иждивенчества, стать действенным средством контроля над реализацией законодательных норм, ходом реформ и соблюдением прав человека.
Откровенно говоря, наши печать, телевидение, радио сегодня еще не овладели современными методами и формами работы, еще не соответствуют общепринятым международным нормам. На страницах печати и по телевидению нет глубоких аналитических материалов, серьезных политических, экономических и международных обзоров, нет дискуссий, полемики. Не видны четкая гражданская позиция и лицо отдельных массовых периодических изданий. В основном они выступают в роли вещателей официальной информации.
Ощущается дефицит кадров профессиональных журналистов, политологов, обозревателей. Явно не достает им опыта, чувствуется сила инерции и боязнь взять на себя ответственность. Многие журналисты до сих пор не могут освободиться от старого мышления, им недостаёт решительности и принципиальности в освещении актуальных проблем. Если газета или журнал не в состоянии защитить рядового гражданина от произвола и незаконных действий местных бюрократов, то возникает резонный вопрос о том, нужна ли вообще такая печать?
Следует укрепить правовую базу деятельности средств массовой информации. Олий Мажлису, его комитетам еще предстоит серьезно поработать над рядом положений соответствующих законов, в частности, таких, как «О доступе к информации», «О свободе прессы». Принимаемые законодательные нормы, подзаконные акты должны обеспечить свободу слова и печати, создать условия для формирования рынка информации, надежно защитить честь и достоинство журналистов.
Создание свободного демократического информационного пространства будет содействовать расширению сети независимых и негосударственных изданий информационных органов.
Мы обязаны коренным образом изменить свое отношение к критическим выступлениям в прессе. Реакция должна быть не в виде административного давления на журналиста и редакцию, как это порой бывает, а, напротив, мы должны всячески поощрять тех, кто помогает нам избавляться от наших недостатков, кто горячо переживает за судьбу нашей страны, за судьбу реформ.
Средства массовой информации обязаны стать активными проводниками курса демократизации, курса реформ, при этом должны быть сами демократичными по своей сути.
Именно в этих целях, как нам представляется, и создан в Узбекистане Общественно-политический фонд демократизации и поддержки средств массовой информации, которому мы должны оказать всяческую поддержку.
Говоря о журналистах, мы, прежде всего, представляем себе решительных людей, находящихся в гуще событий, в любых ситуациях проявляющих профессиональное мастерство и свою гражданскую позицию во имя защиты интересов народа и общества.
Вместе с тем мы представляем себе трудолюбивых и скромных редакторов, издателей, рабочих и служащих полиграфической сферы и современных средств информации, труд которых не всегда бросается в глаза.
Сегодня, если подводить итоги самостоятельного пути развития нашей страны, поэтапного построения новой жизни, достижения новых рубежей, то, несомненно, не будет преувеличением сказать, что в успехах, достигнутых нашей Родиной, в осуществляемых в нашей жизни преобразованиях, вызывающих у нас чувство гордости, есть заслуга и журналистов.
Всем ясны наши цели и наши устремления: это – построение демократического правового государства, гражданского общества, гарантирующего свободную и процветающую жизнь нашему народу, признающего права человека приоритетной ценностью.
На страницах печати, по каналам радио и телевидения, призывая общественность идти к этим целям, мы все должны осознавать, что для их достижения необходимо решить немало сложных проблем, преодолеть пережитки старого режима и осмыслить, насколько эта задача возлагает серьезную ответственность на журналистов, посвятивших свою жизнь сфере печати.
Для того чтобы понять, насколько нелегок хлеб журналиста, подчеркивает в своих выступлениях глава нашего государства, мы должны представить себе, как в деле защиты интересов людей, достижения торжества справедливости, борьбы с такими встречающимися в жизни пороками, как нечестность, бюрократизм, местничество, работники печати готовы пожертвовать своим покоем и даже подвергать свою жизнь опасности.
Поэтому труд настоящего журналиста, завоевавшего уважение и авторитет общественности своим пером и мастерством, можно сравнить с деятельностью самоотверженных людей, посвятивших свою жизнь борьбе за счастье и благополучие народа, повышение его жизненного уровня.
Сегодня мы, находясь на пути к новой жизни, демократическим ценностям, должны осознать то, что сама реальность требует от нас коренным образом изменить до сих пор сохраняющиеся в нашем обществе некоторые стереотипы, призывает мыслить нас по-новому.
Иными словами, ныне жизнь велит нам отказаться от некоторых ставших для нас привычными взглядов и подходов, которые являются препятствием на нашем пути.
В настоящее время можно наблюдать и то, что при освещении повседневных дел, новостей и перемен, деятельности различных должностных лиц в печати, по радио и телевидению преобладает больше высокопарный стиль, встречаются случаи недостаточно четкого освещения событий, равнодушие к допускаемым правонарушениям и недостаткам, другими словами, наличие односторонних взглядов.
Конечно, нужно писать о достижениях, информировать широкую общественность о происходящих в нашей стране процессах обновления. И также несомненно, что такие примеры будут оказывать положительное влияние на воспитание нашей молодежи.
Однако, если мы хотим быстрее достичь поставленной перед собой цели, если хотим быстрее построить справедливую, свободную и благоустроенную жизнь, то, прежде всего от людей, взявшихся за достижение этой цели, утверждение демократических понятий, требуется добросовестное исполнение своих обязанностей, своего долга. В частности, от руководителей всех звеньев и ответственных работников нашего общества требуется добросовестное исполнение своих обязанностей, а журналисты должны освещать их деятельность с критической точки зрения и вместе с тем объективно раскрывать недостатки и просчеты.
Подобная позиция и подход должны стать для них не только профессиональным, но и гражданским долгом, подчеркивает Президент.
Власть должна выполнять свою работу, а печать – свою, честно и объективно. Такое распределение труда на пути достижения высоких целей было бы приемлемо для нас.
«И в этом деле особенно важно правильное понимание друг друга. Следует сдержанно и спокойно воспринимать беспристрастную критику. Ни в коей мере нельзя допускать вспыльчивости, обид, мести, мешающих нашей работе, - считает глава нашего государства.
- Но и журналисты не должны забывать о том, что для высказывания свободного мнения необходимо мастерство, ответственность и при этом, конечно же, нельзя терять присущие нашему народу деликатность и тактичность.
Естественно, для достижения этих рубежей, для того, чтобы такая среда стала жизненной необходимостью, неразрывной частью нашего мышления, большое значение имеют постоянное повышение журналистами своих знаний и квалификации, специализация в определенной сфере.
Только тогда правдивое, искреннее слово нашей прессы будет находить отклик в сердце каждого нашего соотечественника, и оно станет истинно духовным спутником нашего народа»[iv].
Рекомендации по семинарам:
1. Роль и значение СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества.
2. Принципиально новые задачи средств массовой информации РУ в ходе осуществляемых в республике реформ.
3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на VI сессии Олий Мажлиса 29 августа 1996г, О значении СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества, и обращение к работникам печати и средств массовой информации 27 июня 2001 г.
4. Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане.
ТЕМА II . Журналистика и международное право массовой информации. Международно-правовой статус журналистов.
В общетеоретических чертах и свойствах журналистика рассматривается:
1. Как особый социальный институт общества, элемент общественной надстройки, организационно состоящий из системы учреждений;
2. Как вид общественно-политической, информационной, идеологической, организационной, творческой деятельности;
3. Как система произведений, подготовленных и скомпонованных по определенным законам в номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения, в книге;
4. Как совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации, т.е. для организации функционирования журналистики.
5. Как система специфических средств (печать, радио, телевидение), использование которых в журналистских целях определяет своеобразие творческой деятельности.
В связи с тем, что СМИ работают не только в границах данного государства, но и проникают через государственные границы, возникает ряд международно-правовых проблем. В 1928 году, еще когда радиовещание делало только первые шаги, Лига Наций после соответствующего совещания экспертов приняла Резолюцию, в которой констатировалась опасность передач, враждебных духу сотрудничества государств.
В 1938 года под эгидой Лиги Наций была разработана и вступила в силу Конвенция об использовании радио в интересах мира. В ней говорилось, что радиовещание не должно наносить ущерб доброму международному согласию, должно способствовать улучшению взаимопонимания народов. Радиопередачи, побуждающие население к актам, несовместимым с внутренним порядком, признавались недопустимыми.
В 1947 году Генеральной Ассамблей ООН была принята Резолюция, в которой подвергалась осуждению пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру, имеющая целью нарушение суверенитета и вмешательства во внутренние дела другого государства.
С развитием средств связи через космос, возникает ряд юридических вопросов, вызванных возможной и подготавливаемой деятельности непосредственного телевидения (НТВ) – ведения через спутниковые связи телевизионных передач прямо на телеприемники, минуя наземные приемные станции.
В соответствии с международным договором 1967 года об использовании космического пространства должны быть определены нормы деятельности НТВ. В 1972 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «О разработке международной конвенции о принципах использования государствами искусственных спутников для непосредственного телевещания». В ней указывалось на недопустимость превращения НТВ в источник международных конфликтов, использования телевидения для вмешательства во внутренние дела других государств. В резолюции говорилось, что НТВ должно вестись на основе принципов невмешательства, равенства, сотрудничества, взаимной выгоды.
Важнейшим международно-правовым документом является Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству Европы, подписанные всеми странами Европы, а также США и Канадой. Заключительный Акт содержит совокупность принципов, которыми должны руководствоваться страны-участники совещания в Хельсинки (1975 год).
В этом документе имеются специальные разделы, посвященные информационной деятельности. В соответствии с декларацией принципов, которыми государства-участники совещания должны руководствоваться во взаимных отношениях, журналисты обязаны исходить из правительственного суверенитета, невмешательства во внутренние деля стран, уважения прав человека, должны стремиться к установлению сотрудничества между государствами, добросовестно выполнять обязанности по международному праву.
Международное взаимодействие в области информации, внутренняя и международная деятельность должны протекать на основании этих согласованных принципов. Хельсинкский документ создал хорошую базу для добрососедских отношений, в том числе и в области международных информационных обменов.
В 1978 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу с пропагандой расизма и апартеида и подстрекательства к войне». Распространяемая информация не должна представлять собой вмешательства во внутренние дела других стран, равно как и противоречить всем другим основным принципам международного права, которые лежат в основе международных отношений в любой области.
В свете изложенного без существенных оговорок нельзя согласиться с концепцией «свободного потока информации» на международном уровне. Независимость СМИ не должна отрицать международную ответственность государств за деятельность своих национальных СМИ на трансграничном уровне.
В резолюции Генеральной Ассамблее ООН 59 (I) от 14 декабря 1946 года отмечалось, что «свобода информации, безусловно, требует от тех, кто пользуется ее привилегиями, желания и умения не злоупотреблять ими».
Провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года право и свобода каждого человека «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19) не могут быть абсолютными. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека признается, что при осуществлении прав и свобод человек может подвергаться ограничениям.
Критериями таких ограничений являются несколько факторов: они должны быть установлены законом; они могут устанавливаться исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Статья 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года добавляет к этому перечню право законодательного ограничения свободы информации «для охраны государственной безопасности», «здоровья или нравственности населения».
Вполне очевидно, что распространение массовой информации за пределы границ государства местонахождения источника информации предполагает и международно-правовые ограничения свободы информации.
Помимо содержательного аспекта существует и важный технический аспект в сфере международного использования СМИ. Не будь международного сотрудничества в деле использования радиоволн, радиостанции замолкли бы под тяжестью взаимных помех, а транслируемая продукция не достигала бы зарубежного потребителя из–за таможенных барьеров.
Поэтому государства заключают многосторонние и двусторонние договоры, организующие международные потоки обменов информационными материалами. Насчитывается свыше 50 многосторонних актов договорного и рекомендательного характера, регулирующие международные обмены массовой информацией.
Вопросы ввоза и вывоза тиражированной продукции из страны в страну регулируется главным образом таможенным законодательством. Вместе с тем, имеется ряд международных договоров.
В 1954 году вступило в силу принятое в 1949 году в рамках ЮНЕСКО Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, которое предусматривает взаимное предоставление его участникам таможенных льгот на ввоз и вывоз указанным материалов.
Конвенция 1958 года о международном обмене изданиями регулирует обмен между государствами изданиями просветительно-культурного и научно-технического характера. Ее участники взяли на себя обязательство поощрять и облегчать обмен изданиями, как между правительствами, так и между неправительственными просветительскими и культурными учреждениями, не преследующими коммерческие цели. По конвенции, обмены осуществляются через национальные центры книгообмена. Государства согласились освободить свой центры от уплаты таможенных пошлин и обеспечить благоприятные условия при выполнении таможенных формальностей. Конкретные вопросы обменов подлежат урегулированию в двусторонних соглашениях.
Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выразили в Заключительном акте 1975 года намерение способствовать улучшению распространения на их территориях газет и печатных изданий, периодических и непериодических, из других государств–участников на основе заключения между их фирмами и компетентными организациями соответствующих соглашений и контрактов.
Современное международное право запрещает распространение определенных идей и поощряет распространение других. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 года осуществляет любую форму ведущейся в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 127 (II) от 15 ноября 1947 года предлагала государствам принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые могут повредить дружественным отношениям между государствами. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает в ст. 20, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.
В 1978 году была принята декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне.
Принципы НТВ – непосредственного телевидения, – принятые ООН в 1982 году, исходит из применимости к этой деятельности международного права, включая Устав ООН, а также из необходимости ее совместимости с суверенными правами государства, с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания международного мира и безопасности.
На основании вышесказанного, мы можем сформулировать ряд специальных принципов, регулирующих международное использование СМИ: каждое государство имеет право на распространение массовой информации за пределами своих границ; государства обязаны воздерживаться от распространения и пресекать распространение ряда антидемократических, реакционных идей, таких как пропаганда войны, расовой дискриминации, апартеида, а также порнографии и т.п.; государства обязаны воздерживаться от использования и пресекать использование национальных СМИ для вмешательства во внутренние дела государств и от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды в отношении других государств; государства обязаны поощрять распространение прогрессивных общедемократических идей; государства вправе противодействовать распространению через СМИ идей, противоречащих основным принципам международного права; все народы имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью СМИ; все государства имеют право развивать свои СМИ и использовать их в трансграничном масштабе; государства обязаны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов СМИ, распространяющих идеи и сведения за границей.
Говоря о международно-правовом статусе журналистов, следует отметить следующее: журналисты не могут претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты, поскольку не осуществляют представительских функций от имени государства своего гражданства. Обычно они аккредитуются при местных информационных агентствах по соглашениям между такими агентствами.
Вместе с тем существует всеобщее понимание большой роли журналистов в деле развития отношений между странами и народами. Поэтому государства–участники ОБСЕ в Итоговом документе Мадридской встречи 1983 года согласились с необходимостью улучшать условия работы журналистов, что предусмотрено в Заключительном Акте ОБСЕ 1975 года, путем выдачи им въездных виз без чрезвычайной задержки, выдачи многократных виз сроком на один год и облегчение поездок по стране.
С другой стороны, на самих журналистах лежит ответственность за то, что какое влияние их работа оказывает на климат в отношении между народами. Соответственно, многие понимают так называемые кодексы профессиональной этики журналистов. Однако попытки международной организации журналистов (МОЖ), существующей с 1946 года, выработать единый международный кодекс поведения для журналистов успехом не увенчались. МОЖ среди прочих целей занимается и защитой прав журналистов.
Следует признать, что журналисты, находящиеся в зонах вооруженных конфликтах, часто оказываются их жертвами. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны в ст. 79 предусматривает специальные меры по защите журналистов. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, т.е. некомбатанты. Они пользуются защитой в соответствии с Женевскими Конвенциями и Дополнительным протоколом 1977 года. Журналисты могут получать удостоверение личности единого международного образца, которое приводится в приложении к Протоколу. Удостоверение выдается правительством государства–гражданства журналиста или государством национального информационного агентства, в котором журналист работает. Этот документ удостоверяет статус журналиста.
Рекомендации по семинарам:
2.1. Общетеоретические черты и свойства журналистики.
2.2. Резолюция, Лиги Наций «О деятельности СМИ».
2.3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О деятельности СМИ».
2.4. Декларация ЮНЕСКО 1978 года об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания.
ТЕМА III. Информационный центр Аппарата Президента Республики Узбекистан. Учитывая,
что Узбекистан занял достойное место в мировом сообществе, с целью пропаганды политики, направленной на дальнейшее углубление правовых демократических реформ, формирования общественного мнения посредством оперативной реакции на социально-политические процессы, 21 ноября 1996 г. распоряжением Президента Республики Узбекистан создан Информационный центр аппарата Президента Республики Узбекистан и утвержден структурный состав данного Центра, ориентированного на получение информации в духовно-просветительных, экономических, социально-правовых и международных направлениях. Имеется его устав и штатное расписание.
На Информационный центр возложены задачи доведения до населения страны и мировой общественности через средства массовой информации Указов Президента Республики Узбекистан, его докладов и речей, законов Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, сути всех важных событий, связанных с внутренней и внешней политикой страны.
При этом особое внимание уделяется освещению посредством глубоко аргументированных материалов актуальных политических, экономических, духовных и международных обозрений, посвященных ходу реформ, укреплению мира и стабильности, самоотверженности на пути к великому будущему, гармонии национальной идеи с общечеловеческими ценностями, верности интересам народа и Родины, изменениям, происходящим в сознании людей.
Информационный центр, следуя по пути создания свободного демократического информационного пространства, разрабатывает и осуществляет идеи по поддержке СМИ и их деятельности в условиях рыночной экономики.
Для полного использования творческих возможностей известных ученых и специалистов при Информационном центре создана группа общественных обозревателей по духовно-просветительским, экономическим, социально-политическим и международным направлениям. Информационный центр считается самостоятельным подразделением аппарата Президента. Обеспечен выход Информационного центра на Международную систему «ИНТЕРНЕТ». Сотрудники Информационного центра присутствуют на совещаниях с участием Президента, его пресс-конференциях, сессиях Олий Мажлиса, совещаниях Кабинета Министров и на других мероприятиях. Информационный центр возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый Президентом Республики Узбекистан.
Рекомендации по семинарам:
3.1. Основные задачи Информационного центра аппарата Президента РУ.
ТЕМА IV. Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан.
В целях распространения за рубежом объективной информации о ходе социально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами информации, ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство, Кабинетом Министров 8 ноября 1995г. создано Информационное агентство при МИД Республики Узбекистан. Установлена численность работников Информационного агентства в количестве 67 единиц, в том числе 10 единиц – в представительствах Республики Узбекистан за рубежом.
Основные задачи: Обеспечение постоянной связи с национальными информационными агентствами и международными центрами информации для своевременного и квалифицированного информирования зарубежных стран о политической, социально-экономической и культурной жизни Узбекистана; Издание и распространение за рубежом информационных бюллетеней, справочников, каталогов, буклетов, газет, журналов, иной печатной, компьютерной, фото- и аудиовизуальной продукции, раскрывающих потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества; Сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности в зарубежных странах, конъюнктуре мирового рынка, деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном.
Информационное агентство освобождено на пять лет со дня регистрации от уплаты налога на доход (прибыль), таможенных пошлин и сборов, с условием направления высвободившихся средств на развитие материально-технической базы агентства. Агентство является подведомственной организацией Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Агентство возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности министром иностранных дел Республики Узбекистан. Взаимоотношения Агентства с потребителями информационной, иной продукции и услуг, с другими партнерами по финансово-хозяйственной деятельности осуществляются на договорных началах.
Для обеспечения указанных задач Агентство в соответствии с законодательством Республики Узбекистан: Осуществляет сбор, обработку, анализ, производство и распространение всех видов и категорий информационной продукции в Узбекистане и за рубежом; Заключает с другими информационными агентствами, в том числе зарубежными международными центрами информации, соглашения о предоставлении (приобретении) всех видов информации на условиях обмена или коммерческих условиях; Осуществляет в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в различных формах внешнеэкономическую деятельность, не противоречащую целям и задачам Агентства, определенным настоящем Положением; Создает в установленном порядке в Республике Узбекистан и за рубежом структурные подразделения для выполнения стоящих перед Агентством задач, в том числе с иностранными партнерами; Использует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан частоты и иные каналы передачи изображения, звука и данных с целью распространения информации; Запрашивает в установленном порядке у министерств и ведомств, хокимиятов, юридических лиц и зарубежных учреждений Республики Узбекистан информацию, необходимую Агентству для осуществления своих задач и деятельности; Издает и распространяет в республике и за рубежом свои информационные вестники, другую печатную, компьютерную, фото– и аудиовизуальную и иную продукцию, нанимает для ведения этой деятельности иностранных граждан или передает эти функции на основе соглашений иностранным агентствам, фирмам и другим организациям; Представляет на договорной основе информацию зарубежным и отечественным газетам, журналам, радио, телевидению, информационным агентствам и другим средствам массовой информации, правительственным и неправительственным учреждениям, общественным организациям и частным лицам; Реализует производимую и распространяемую им информацию, иную продукцию и услуги, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан, по ценам и тарифам, устанавливаемым на договорной основе; Осуществляет посреднические и представительские функции в информационном обмене между узбекскими и зарубежными средствами массовой информации; Участвует в учреждении и работе информационных, культурных, благотворительных, гуманитарных и иных фондов, а также ассоциаций, обществ, организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан и за рубежом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; Содействует расширению и укреплению внешнеэкономических связей Узбекистана; Изучает опыт работы информационных агентств за рубежом, другие виды услуг юридическим и физическим лицам в области сбора, анализа и распространения информации; Создаёт сети местных, региональных и зарубежных информационно-аналитических центров, проблемно-ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств, а также развитых сетей передачи информации.
Структура информационного агентства «Жахон»: Директор; Секретариат; Служба информационных программ; Редакционно-издательская служба; Служба связи с национальными информационными агентствами, центрами международной информации; Служба по организации брифингов и пресс-конференций; Служба телевидения и радиовещания; Служба переводов; Финансово-экономическая служба; Служба работы с кадрами и протокола; Отделения и корпункты за рубежом (атташе в посольствах Республики Узбекистан); Служба технического обслуживания.
Рекомендации по семинарам:
4.1. Основные задачи Информационного агентства “ЖАХОН” при Министерстве иностранных дел РУ.
4.2. Деятельность Информационного агентства “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУ в суверенном Узбекистане.
4.3. Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУ и СМИ.
ТЕМА V. Узбекское информационное Агентство (УзА).
До независимости Узбекское телеграфное Агентство (УзТАГ) функционировало при Совете Министров УзССР. Являясь государственным союзно-республиканским информационным органом республики, и находясь в подчинении Совета Министров УзССР и Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), УзТАГ распространяло союзную и иностранную информацию и фото-информацию о жизни Узбекистана для печати, телевидения и радио УзССР, средств массовой информации бывшего СССР и зарубежной прессы.
Предшественником УзТАГа являлось информационное бюро СНК Туркестанской республики. Оно было создано в 1918г. специальным распоряжением Совнаркома Туркестанской республики. В 1919–1920 гг. бюро преобразовано в Туркестанское РОСТА, затем в САТАСС и в 1934 г. в Узбекское телеграфное агентство. С 1972 г. Узбекское информационное агентство функционировало при Совете Министров УзССР (УзТАГ).
Узбекское информационное агентство обслуживало около 200 редакций республиканских, областных, городских, районных газет. В составе агентства были редакции: союзной и иностранной информации, республиканской информации, местной печати, фотохроники, отдел переводов. В Нукусе действовало Каракалпакское отделение УзТАГа, которое также готовило вестники для областных и районных газет. УзТАГ имело крупный приемо-передающий узел связи, на вооружении которого были современная электронная аппаратура, скоростные телетайпы, фотобильды. Во всех областных центрах агентство имело своих литературных и фотокорреспондентов.
Ежедневно УзТАГ отправляло по каналам связи до семи печатных листов информации (130–140 машинописных страниц или более миллиона слов). В основном информировало общественность республики о внутренней и внешней политике государства, о работе партии, советских органов и общественных организаций по мобилизации масс.
Агентство систематически готовило специальные вестники информации для городских и районных газет. При этом осуществляло переход на передачу информации для этой группы газет с помощью скоростной техники. Более 15 малоформатных газет получали материалы ТАСС–УзТАГ по телетайпу.
Одна из важнейших сторон работы УзТАГа в то время было освещение жизни республики в советской и зарубежной печати. Для этого из Ташкента передавалось через ТАСС ежегодно более 1,5 тыс. сообщений по самой разнообразной тематике. Но УзТАГ пользовался правом сбора и распространения информация только на территории Узбекистана.
После завоевания независимости и в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистана от 5 февраля 1992 г. “О преобразовании Узбекского информационного агентства (УзТАГ) в Национальное информационное агентство Узбекистана (УзА)” и в целях дальнейшего совершенствования сбора и обеспечения достоверной информацией о внутренней и внешней политике республики Кабинет Министров Республики Узбекистан 21 апреля 1992 г. принял Постановление под № 252 “О вопросах организации деятельности Национального информационного агентства (УзА)”.
В соответствии с данным постановлением УзА представлено право: самостоятельно использовать средства внебюджетных источников финансирования для укрепления материально-технической базы и решения социальных вопросов; устанавливать цены и тарифы на информационную продукцию (работы, услуги), реализуемую заказчикам по договорам; производить на контрактной основе найм руководителей, творческих работников, высококвалифицированных специалистов и служащих; осуществлять внешнеэкономическую деятельность по покупке, продаже и обмену информационной продукции, соответствующей техники и оборудования, оказанию рекламных и других видов услуг.
Постановлением утверждено Положение о Национальном информационном агентстве Узбекистана (УзА) и предельная численность Центрального аппарата Национального информационного агентства Узбекистана в количестве 150 единиц, без обслуживающего персонала.
Главной задачей УзА является сбор и представление информации СМИ государственным органам, учреждениям, предприятиям и организациям, общественным объединениям, а также наемным лицам в республике и за ее пределами.
УзА распространяет официальные документы, заявления и сообщения Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его Президиума, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, касающимся оценки общественно-политических и других событий.
Свою деятельность по сбору и распространению информации УзА осуществляет независимо от политических и общественных организаций, ориентируясь на государственные интересы Республики Узбекистан и руководствуясь принципами объективного и всестороннего освещения событий, задачами всемерной демократизации жизни и консолидации общества на основе гуманизации человеческих отношений.
Всей своей деятельностью УзА обеспечивает законное право каждого гражданина на объективную и полную информацию по любому вопросу и, прежде всего, по вопросам деятельности высших органов государственной власти Республики Узбекистан, внутренней и внешней политики.
УзА в соответствии со своими задачами: Собирает официальную и иную информацию и распространяет ее на коммерческой основе в РУз и за границей; Издает и распространяет в РУз и за границей информационные вестники, газеты, книги, журналы, другую печатную, компьютерную, фото- и аудиовизуальную продукцию по подписке и в розницу; В пределах имеющихся средств самостоятельно утверждает, реорганизует и упраздняет в РУз и за границей информационные центры, отделения и корреспондентские пункты; осуществляет международные связи по вопросам сбора и распространения всех видов информации; Изучает опыт работы информационных агентств за рубежом. Заключает с другими агентствами, в т.ч. с зарубежными органами СМИ, соглашения о предоставлении (приобретении) всех видов информации на условиях обмена или коммерческих условиях о сотрудничестве в производственной и других сферах; Осуществляет в различных формах внешнеэкономическую деятельность, как организация, зарегистрированная в качестве участника внешнеполитических связей, для ведения коммерческой деятельности за рубежом создает необходимые производственные структуры, командирует и аккредитует своих работников, нанимает иностранных граждан или передает эти функции на основе соглашений иностранным агентствам, фирмам и другим организациям.
УзА возглавляет генеральный директор, назначаемый Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Генеральный директор имеет трех заместителей (в том числе одного первого), назначение на должность которых осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
УзА организует свою работу на основе коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов, связанных с распространением информации. Коллегиальным органом управления УзА является коллегия, образуемая в составе генерального директора (председатель коллегии), его заместителей по должности и других руководящих работников служб и подразделений, а также представителей других органов государственного управления, организаций и учреждений. Члены коллегии УзА утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Рекомендации по семинарам:
5.1. Информационное агентство «УзА» до независимости РУ.
5.2. Деятельность Информационного агентства «УзА» в суверенном Узбекистане.
5.3. Основные задачи Информационного агентства «УзА» сегодня.
ТЕМА VI. Телерадиокомпания Узбекистана РАДИО.
В Узбекистане первая широковещательная радиостанция начала работать 11 февраля 1927 в Ташкенте. Узбекистан был ведущей среднеазиатской республикой в области радио. В состав радиостанции входили радиоцентр с двумя студиями, два оркестра, два трансляционных узла. Передачи свободно принимались не только в Узбекистане, но и во всех среднеазиатских республиках. За два первых месяца работы Ташкентская радиостанция передала более 100 докладов, бесед, концертных номеров. С этого времени началось регулярное радиовещание. Одним из главных видов программ была радиогазета. В 30-е гг. в практику вещания вошли новые формы передач: радиорейды, радиосмотры. Одной из крупных реформ явилась замена радиогазет регулярными выпусками «последних известий». В 1934 образован комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК УзССР.
В 1945 СНК СССР принял постановление, о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио. Огромная работа по развитию радиовещания и радиофикации было осуществлена в республике в послевоенные десятилетия. Узбекистан в 70-е годы был весь радиофицирован, передачи из Ташкента велись на 5 языках народов СНГ и 6 языках народов зарубежных стран.
В 1976 в республике на 100 семей приходилось 85 радиоприёмников и радиол; практически каждая семья в городе слушала программы Всесоюзного и местного радио. В 1978 общий среднесуточный объём радиовещания в Узбекистане составил 63,3 ч.
В 1978 г. узбекское радио имело 3 программы вещания: 1-я программа (основная) – общественно-политическая, информационная, познавательная и художественная; 2-я программа (дополнительная) – информационная и музыкальная; 3-я программа – литературно-музыкальная, звучала на ультракоротких волнах. Кроме того, регулярно принимались передачи 1-й и 2-й программ Всесоюзного радио бывшего СССР.
Местное радиовещание в республике осуществляло 11 областных комитетов по телевидению и радиовещанию, 148 районных редакций радиовещания.
Вещание велось на узбекском и русском языках, а Самаркандский, Сырдарьинский, Бухарский, Ферганский областные и Каракалпакский республиканский комитеты вели вещание на трёх и более языках. Объём собственного вещания областных комитетов – 1 час в сутки. Программы состояли из информационных выпусков и тематических передач, освещающих вопросы общественно-политической, экономической и культурной жизни областей. Основные рубрики и циклы передач областного радио идентичны рубрикам и циклам республиканского радио.
Объём районного вещания составлял 10 минут. Программы в основном состояли из информационных сообщений об экономической и культурной жизни районов.
Руководство местным вещанием осуществляло Главное управление местного телевидения и радиовещания при Госкомитете УзССР по телевидению и радиовещанию.
При Республиканском радио действовали редакция информационных программ «Последние известия», редакция общественно-политических программ с отделом промышленности, строительства, транспорта и связи, редакция сельскохозяйственных программ, молодёжная радиостанция «Ёшлик», редакция вещания для детей и юношества, редакция литературно-драматических программ и редакция музыкальных программ с отделом фондовых музыкальных записей. А также информационно-музыкальная радиостанция «Машъал», организованная по типу радиостанции «Маяк», бывшего Всесоюзного радио.
Основные общественно-политические программы радио Узбекистана – информационные выпуски последних известий «Ахборот». В них освещались и комментировались важнейшие события политической, экономической и культурной жизни Узбекистана. Международные проблемы звучали в передачах «Международные обозреватели за круглым столом», «Обозреватель» и в других радиопередачах.
В программах редакции литературно-драматического вещания пропагандировались лучшие произведения узбекских писателей и зарубежной литературы. В передачах участвовали известные поэты и писатели, ведущие критики. Радио играло большую роль в пропаганде произведений узбекских и композиторов мирового классического наследия, новинок музыкальной жизни зарубежных стран. Работа главной редакции вещания для молодёжи была направлена на воспитание молодёжи в духе патриотизма. В октябре 1963 вышла в эфир радиостанция «Ёшлик». А в мае 1971 была создана патриотическая программа «Жасорат».
Радиовещание на зарубежные страны было организовано в 1947. Объём передач зарубежного вещания из Ташкента 7 часов в сутки. Передачи готовились Главным управлением вещания на зарубежные страны и велись на английском, французском, немецком, урду, хинди, арабском, фарси, уйгурском и других языках. Кроме того, станция «Ватандош» вела передачи на узбекском языке для соотечественников, проживающих за рубежом.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ. В Ташкенте 5 ноября 1956 была проведена первая двухчасовая телевизионная передача. В этом же году была создана Ташкентская студия, где организованы редакции: Общественно-политическая; Музыкальная; Литературно-драматическая; Редакция для детей и юношества.
В 1958 году начала работать передвижная телевизионная станция. Ташкентская телестудия работала на 2 каналах. В 1965 г. республика стала регулярно принимать передачи Центрального телевидения из Москвы. Расширился радиус действия телевидения республики. В Ургенче, Нукусе работали областные телецентры с собственными программами.
Телевизионное вещание в республике осуществлялось при помощи Ташкентского телевизионного технического центра, Ургенчского и Нукусского телецентров, 20 мощных и 58 маломощных телевизионных ретрансляторов, расположенных на территории Узбекистана.
С 1 января 1978 стали регулярными передачи цветного телевидения. Подготовка и выпуск программ проводилась 11 редакциями республиканской студии телевидения, а также Ургенчской и Нукусской студиями.
Узбекское телевидение вело вещание (1978) по 3 каналам (среднесуточный объём 26,4 ч.), а после обретения независимости по 5 каналам: 1-й канал включает основные передачи Центрального телевидения; 2-й канал – информационный, общественно-политический, литературно-художественный; 3-й канал ведёт учебные, научно-популярные передачи и передачи для населения Ташкента и Ташкентской области; 4-й канал транслирует международные передачи Узбекистана, России и Турции; 5-й канал «Ёшлик». Передачи 1-ого канала смотрят 96%, 2-ой канал Ташкентского телевидения около 90% населения республики, 3-й канал 97% населения Ташкента и Ташкентской области. На 100 семей приходится 68 телевизоров (1978).
В своей деятельности Республиканская студия телевидения использует самые различные формы подачи материалов. Одна из них – телевизионные циклы экономических, политических, культурных, музыкальных, художественных, спортивных, молодёжных и других передач.
Редакция кинопрограмм ведёт передачи «Мастера узбекского кино», «В мире кино» и другие. В 1970 было создано объединение «Узбектелефильм», выпускающее художественные и документальные фильмы.
Комитеты по телевидению и радиовещанию Хорезмской области и Каракалпакстана имеют собственное телевизионное вещание. Суточный объём областного телевизионного вещания 11 часов. В студии телевидения г. Нукуса имеются главные редакции общественно-политических программ, художественных передач, отдел программ и выпуска, группа подготовки и записи программ, режиссёрская и производственные группы.
В хорезмской студии телевидения – главные редакции общественно-политических программ, теле-новостей, литературно-драматических передач, вещания для детей и юношества, сектор выпуска, режиссёрских и производственных групп.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистана «О мерах по повышению роли телевидения и радио в общественном развитии Узбекистана» Кабинет Министров 24 мая 1996 года принял Постановление «О вопросах организации и деятельности Телерадиокомпании Узбекистана».
Согласно данному Постановлению утверждены организационные структуры, численность работников аппарата управления и творческо-производственного персонала Телерадиокомпании Узбекистана, примерная структура и численность работников территориального подразделения, Положение о Телерадиокомпании Узбекистана.
Структура телерадиокомпании Узбекистана: Центральный аппарат. Подразделения на правах структурных единиц: Генеральная дирекция программ по телевидению; Генеральная дирекция программ Республиканского радио; Дирекция вещания на зарубежные страны; Дирекция художественных коллективов; Служба обеспечения деятельности системы телерадиовещания. Предприятия с правами юридического лица: Республиканский телевизионный центр; Республиканский дом радиовещания и звукозаписи; Студия «Узбектелефильм»; Нукусский радиотелецентр; Спец. автобаза; Дом отдыха «Ак-Таш»; Пансионат «Олтин Узук»; Поликлиника. Территориальные телерадиокомпании: Телерадиокомпания Республики Каракалпакстан; Андижанская областная телерадиокомпания; Бухарская областная телерадиокомпания; Джизакская областная телерадиокомпания; Кашкадарьинская областная телерадиокомпания; Наманганская областная телерадиокомпания; Самаркандская областная телерадиокомпания; Сурхандарьинская областная телерадиокомпания; Сырдарьинская областная телерадиокомпания; Навоийская областная телерадиокомпания; Ферганская областная телерадиокомпания; Хорезмская областная телерадиокомпания; Телерадиокомпания Узбекистана образована на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 7 мая 1996 года и является важнейшим институтом демократии.
Узтелерадио в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров, является правопреемником Государственной телерадиовещательной компании Узбекистана.
Не допускается к распространению телевизионные и радиопередачи, которые: Призывают к неконституционным формам изменения существующего государственного устройства; Способствуют разжиганию расовой и национальной ненависти; Изображают жестокие акты насилия над человеком, унижающие его человеческое достоинство; Имеют милитаристическую направленность; Являются порнографическими; Ущемляют интересы определенных слоев населения, исходя из религиозной, национальной и культурной принадлежности; Наносят ущерб физическому, нравственному или психическому здоровью детей и подростков.
Узтелерадио: Осуществляет телерадиовещание на территории страны и за ее пределами; Дает всестороннюю информацию о Республике Узбекистан, ее внутренней и внешней политике, о процессах, происходящих в республике, реакции на них за ее пределами, а также о событиях и процессах за рубежом; Распространяет официальные сообщения о деятельности органов государственной власти и управления Республики Узбекистан, разъясняет принимаемые ими решения, анализирует поступающие на них отклики и т.д.
Рекомендации по семинарам:
6.1. Основные задачи Телерадиокомпании Узбекистана.
6.2. Телерадиокомпания Узбекистана до независимости РУ.
6.3. Деятельность Телерадиокомпании Узбекистана сегодня.
Примечания
[i] Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век. – Т.: Узбекистан, 1999. – С.29-30.
[ii] Конституция Республики Узбекистан. –Т.: Узбекистан, 1998. – С.22.
[iii] См.: «Народное слово». 30.08.1996.
[iv] См.: «Правда Востока». 27.06.2001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий