суббота, 12 сентября 2009 г.

Проблемы МОИ в условиях современных МО 1 из 3

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ташкент - 2004

Автор: Мухаммад аль - БУХАРИ: DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (журналистика), доцент кафедры международных отношений, политология и право, ТашГИВ.

Рецензенты: С. ГАФУРОВ: доктор политических наук, декан факультета международных отношений и экономики ТашГИВ.
К. Ирназаров: доктор исторических наук, декан факультета журналистики НУУ.
Х. Махамадалиев: кандиат филологических наук, доцент, декан факультета международной журналистики УзГУМЯ.

Учебное пособие рассмотрена и утверждена научно-методическим советом ТашГИВ Министерством Высшего и Среднего специального образования Республики Узбекистан. Протокол № 3 от 13.05.2004.
Рекомендовано к печати факультета международных отношений и экономики ТашГИВ, протокол № 5 от 14.04.2004г. и кафедрой «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ, протокол № 24 от 14.04.2004г.
© Мухаммад аль-Бухари, 2004
Содержание
Введение. Международные средства массовой информации:. Пресса. Радио. Телевидение. Международная журналистика. Функции международной журналистики. Проблемы международной журналистики. Международная журналистика и международные конфликты. Международные информационные агентства. Возникновение и развитие международных информационных агентств. Республика Франция. Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Федеративная Республика Германия. Российская Федерация. Национальные информационные агентства. Специализированные информационные агентства. Международная пресса. Возникновение и развитие международной прессы. Международные теории журналистики. Международный информационный поток и международный обмен информацией. Международный информационный поток с точки зрения анализа содержания. Международный обмен информацией и формирование мнения. Международный обмен информацией и международное сотрудничество.
Введение: Информационная революция как результат глобального научно-технического развития СМИ привела к коренным изменениям внутри обществ различных государств, в зависимости от уровня их развития.
Государство, было, есть и будет главным элементом международных отношений. И, несмотря на возрастающее день за днём значение СМИ в международных отношениях и международном информационном обмене, именно государство является той основной силой, которая контролирует этот процесс. Роль и возможности государства на международной арене напрямую связаны с его внутренней силой и целостностью.
Конечно, информационная революция всё-таки наложила свои отпечатки на роль государства в процессе международного обмена информацией. Сегодня невозможно говорить об информационном суверенитете государства или о регулировании потока информации внутри него: информация превратилась в те невидимые подвижные элементы (Intagible and Invizible), для которых, несмотря на всевозможные методы по защите против современного потока информации, политические и географические границы не являются препятствием. Что было нереальным во вчерашнем мире коммуникаций сегодня, стало вполне нормальным явлением. Современная техника коммуникаций уменьшила влияние факторов расстояния и времени на процесс передачи информации в цепи источника >> субъект (корреспондент) >> объект (аудитория).
Сегодня стало невозможным говорить об одностороннем формировании мнения — метод, обеспечивающий подчинение руководству и в прошлом использовавшийся коммунистической системой во главе с бывшим Советским Союзом. Государство не в состоянии противостоять этим происходящим изменениям в эпохе «Глобализации».
«Глобализация» (Globalization) означает «превращение чего-либо из местного уровня в мировой», то есть перемещение из определенной сферы в «безграничный» мир. Здесь слово «безграничный» означает весь мир, в котором происходит движение, сотрудничество, обмен и взаимодействие при всем их политическом, экономическом, культурном и другом разнообразии, переступая общепринятые географические границы различных государств. Вместе с этим, термин «Глобализация» ставит под вопрос перспективы национального государства (Nation-State), границы его суверенитета, а также его роль на внутреннем и внешнем уровнях.
Согласно американскому пониманию этого термина появилось следующее определение глобализации: «распространение одного образа, включающего идеологический, политический и экономический аспекты, конкретного круга или конкретной нации на всех или во всем мире». В виду того, что «Глобализация», в основном, пришла из США, она теоретически явилась призывом для принятия американской модели экономики, политики, культуры и, следовательно, всего образа жизни.
В основном, «Глобализация» является результатом Научно - технической Революции, которая сделала качественный скачок в международном капитализме, после промышленной революции, которая началась в середине 18 в. в Европе. Использование энергии коренным образом изменило производственные отношения. В результате чего начался новый этап развития человечества, который характеризуется экономическим расширением, поиском природных ресурсов, а также открытием новых мировых рынков. Это стало одной из причин возникновения классической колонизации, послужило причиной европейских войн, которые возникали для удовлетворения нужд развития капитализма.
Ускорение распространения глобализации было продолжением Научно-технической Революции и процесса научно-технического развития, которое сопровождалось глобальным развитием современных средств массовой коммуникации и носителей информации. Это, в свою очередь, обновило образ и природу производства, а также реакцию на международные отношения. Война уже не является средством разрешения споров между капиталистическими странами. Стало необходимым и актуальным объединить рынки развитых промышленных государств в один международный рынок, что означает необходимость преодоления известных национальных политических границ, а также пересмотр распределения доходов в стремлении поднять уровень жизни человека. Эти изменения позволят расширить рынки промышленно-развитых государств для реализации современной продукции, что означает создание «большого потребительского общества» (Consumer Society).
Все вышеперечисленные признаки послужили точкой опоры для перехода от национального капитализма к транснациональному капитализму, признаки которого были связаны с возникновением понятия «Глобализации» и были видны через расширение сферы производства и торговли до уровня, полностью охватывающего международный рынок. Также это стало заметно через пересечение экономической эффективности владельцев капиталов, коммерсантов, предпринимателей и промышленников, деятельность которых была ограничена национальными границами того государства, к которому они принадлежали. Благодаря глобализации экономическая эффективность стала зависеть от свободных международных промышленных и финансовых групп, которые получают поддержку своих государств через транснациональные компании. Итак, национальное государство уже не является главным двигателем экономического процесса на мировом уровне, его место занял частный сектор, особенно в сферах производства, маркетинга и международной конкуренции.
«Глобализация» не ограничивается только экономикой, она охватывает все сферы жизни, такие как политическая, культурная, научная, информационная и т. д. Это объясняется тем, что экономическое развитие международного капитала требовало свободных рынков, а также конкретных политических систем для управления властью. Видно, насколько увеличилось число международных экономических центров силы в современном международном экономическом мире, стало больше центров политической силы, что создало альтернативу силам на уровне власти. Это, в свою очередь, укрепило возможности демократического развития на всех уровнях, отказ от монополии власти и обеспечение возможности ее перехода из одного в другое, разнообразие центров силы и влияние ее на общество, запретило концентрацию богатства только в руках государства и ослабило управление центральной власти.
Быстрому распространению глобализации способствовала победа капитализма над другими системами, такими как нацистская, фашистская, коммунистическая, а так же крах Советского Союза, на месте которого появились независимые государства. Упадок тоталитарной системы власти в Восточной Европе и переход новой системы в этих государствах к разным видам демократического правления по своей сути связывает демократическое развитие с капиталистической системой, которая базируется на демократических процессах экономического, общественного и культурного развития.
Прямая межконтинентальная коммуникация, через международные коммуникативные и компьютерные сети, спутники связи, теле-радиостанции дала возможность показать, что представляет собою глобализация. Теперь она стала ясна и простым людям всего земного шара. Ожидается, что бурное развитие техники и современных средств коммуникации даст возможность расширению культурных связей между всеми народами мира и поможет найти общие цели и интересы, которые не противоречили бы их национальным интересам.
Но, не смотря на это, многие правительства мира проявляют страх и опасения по поводу трансляции передач, которые якобы направлены против их идеологии и системы управления. На их взгляд, эти передачи могут угрожать политической и общественной стабильности этих государств. Некоторые влиятельные общественно-политические силы разных государств мира также выразили свои опасения в отношении открытой информационной системы, которая может угрожать культуре, обычаям и святыням разных народов мира.
Глобализация связана с гегемонией рыночной экономики, а эта модель, в свою очередь, поднимает вопрос о роли государства в этом процессе. Модель не оправдывает и не позволяет перейти к рыночной экономике, так как это приведет к тому, что роль государства в этом процессе исчезнет или ограничится.
Большинство тех, кто писал о важности рыночной системы, всегда связывали это с необходимостью существования сильного государства, так как без этого условия рынок не сможет выполнять свою функцию. Отсюда следует, что нет причины говорить, о стремлении отменить или ограничить роль государства, а, наоборот, нужно утвердить эту роль и отметить ее важность, правда, с некоторой поправкой в направлении его на рыночную систему.
США - самая крупная капиталистическая страна в мире, где государство вмешивается в экономическую жизнь и определяет условия экономической активности, а так же условия политики финансов и торговли. Большая разница между централизованными и рыночными системами заключается в том, что во втором случае государство вмешивается в экономическую жизнь страны как власть, а не как производитель, потому что условием государственной власти является не противоречить развитию экономической жизни.
Свободная экономика не означает отсутствие государства. Разница между либеральной системой и системой централизованного планирования заключается не только в принципе «вмешательства», но и в его содержании. Условием централизованного планирования государства является непосредственное производство товаров и услуг, а так же управление экономическим процессом через общественный сектор. А условием свободной экономики является предоставление производства товаров и услуг отдельным лицам и частным проектам, из чего вытекает объединение государства и частного сектора в единое целое. Вмешательство государства в процесс экономической жизни происходит через другие более эффективные средства. Это подъем производительности, достижение общественной справедливости, сохранение высокого уровня роста национального дохода, обеспечение основными услугами в области образования, здравоохранения, судебной власти, безопасности и обороны, сюда также входит создание проектов инфраструктуры государства.
Принципом свободной экономики не является пренебрежение основами общественной справедливости. Те страны, которые придерживаются этого принципа, оказываются в авангарде всех стран мира с позиции оказания помощи бедным, справедливого разделения дохода, страхования всех граждан от общественных неожиданностей, таких как безработица, инвалидность, старость и др. Существует также негативная связь между квалификацией экономического выполнения и условиями справедливости. Это объясняется тем что, квалификация означает развитие национальной экономики на высоком уровне и увеличение возможностей экономической системы в обеспечении производительных рабочих мест всем тем, кто в этом нуждается, это является основным показателем общественной справедливости.
Эта новая роль государства дает возможность приспособиться к новым международным изменениям, не умоляя его суверенитета при распространении глобализации и условий нового международного порядка, которые достигаются соблюдением принципа взаимной поддержки между странами и народами мира. Утвердительное и сознательное слияние в новую международную систему происходит не безосновательно. Глобализация уходит корнями далеко в историю: она является логическим результатом бурного развития техники, средств коммуникации, носителей информации и экспансионной природы капиталистического производства. Нельзя оставаться за пределами глобализации, необходимо участвовать в тех процессах, которые происходят в мире. Это сознательное сотрудничество должно происходить с целью избежания отставания и для тог, чтобы не остаться за пределами исторических рамок.
Новая экономическая система является результатом величайших достижений в истории человеческого развития в области науки, культуры, экономики, техники, политики, идеологии и представляет собой основной пункт, который коренным образом отличается от предыдущих систем.
Современная цивилизация выросла на руинах цивилизаций и культур средневековья, отклоняя идеи теологического права (толкования), тем самым, отделяя религию от государства. Тем самым, она смогла выразить человеческую мысль, исторически освещенную региональным взглядом и направленную на демократию, которая основана на уважении мнения как одной стороны, так и противоположной, то есть на плюрализме, свобода мысли и уважение прав человека, прав, которые не признают ни политические и ни географические границы.
От менее развитых государств глобализация требует делать «большие шаги» в направлении всеобщего обновления, которое невозможно осуществить без эффективного содействия государства, что достигается через модернизацию и контроль экономических платежей, а также организацию рыночных процессов.
Роли государств, международных СМИ и организаций в рамках международного обмена информацией, значение которого фактически в современном мире все более возрастает. Это стало возможным благодаря развитию глобальной системы средств коммуникации. Неслучайно японский профессор Юнидим Масуда прогнозировал, что развитие глобальной системы в конце двадцатого столетия даст человеку реальную возможность получить интересующую его информацию моментально и просто.
Через компьютерные сети, спутниковые телеканалы и другие средства коммуникации, такие как компьютеры, факсы, телексы и т.д., люди стали использовать международную информацию для полезного общения и обмена. Благодаря этому человек получил доступ к мировой сокровищнице знаний.
Факт свершения информационной революции давно признан во всем мире. В течение последних трех десятилетий государства и международные организации сосредотачивают свои усилия на том, чтобы сформулировать основные цели и задачи международного обмена информацией. Благодаря информационной революции сокращаются огромные расстояния между странами, континентами, и народы получают возможность расширить свой кругозор, быть более информированными во многих сферах жизни.
Изучение проблем коммуникации и международного обмена информации напрямую связывается с исследованием проблем самой информации. Одной из основных задач новой международной системы обмена информацией является сокращение разрыва между получением ее развитыми и развивающимися странами.
Укрепление места и роли, глобальных СМИ в конце ХХ века сопровождалось процессами формирования новых независимых государств и окончанием длительного периода «холодной войны». Научное изучение механизмов взаимозависимости и взаимовлияния этих государств с развитыми странами мира, важнейших процессов в истории любого региона и государства имеет несомненное теоретическое значение. Оно служит обогащению теории государства, международных правовых и политических отношений. Исследование специфических черт, подчеркивающих глобальность и отличие некоторых регионов и стран от других регионов и стран мира, в том числе Центральной Азии необходимо, несмотря на географическую отдаленность региона. Также важно и изучение опыта эволюции места и роли различных стран мира в международных политико-информационных отношениях, а также особенностей их превращения в полноправных субъектов мирового сообщества на протяжении ХХ века. Такие исследования представляют несомненный практический интерес для сегодняшнего Узбекистана, вступившего на путь независимого суверенного развития относительно недавно и энергично приступившего к решению сложной задачи восстановления традиций собственной национальной государственности и культуры. Республика Узбекистан. Активно участвующей в процессе международного обмена информацией, отражающая демократические и правовые преобразования, происходящие в республике в новых условиях, оказывающей содействие в создании научно обоснованной базы, способствующей быстрому восстановлению прерванных внешними силами, древних традиций международных отношений узбекского государства и ускорению его интеграции в мировую систему обмена информацией.
Международные средства массовой информации: Пресса. Пресса является одним из древнейших инструментов массовой коммуникации. Она возникла на несколько столетий раньше, чем соперничающие с ней радио и телевидение.
Существуют некоторые особенности, отличающие прессу от других средств массовой информации. Газета не способна передать информацию так быстро, как радиовещание, или так реально, как телевидение. В то же время, ее роль в жизни образованных людей гораздо важнее.
Первые газеты появились в 1454 году, когда был изобретён первый печатный станок. Этим изобретением сразу же воспользовалась христианская церковь для укрепления своей власти, а в мусульманском мире в течение нескольких веков религия запрещала печать.
При помощи типографий церковь распространяла свои взгляды на религию и общественную жизнь. Именно печать стала одной из главных причин религиозной реформы в XVI - XVII в.в. Типографии печатали и распространяли шедевры Средневековья и эпохи Возрождения, ранее закрытые в книгохранилищах, отныне стали доступны для каждого. Издавалась также некоторая коммерческая информация для предприятий и бизнесменов. Вполне возможно, что именно печатные листовки сыграли далеко не последнюю роль в американской и французской буржуазных революциях. В действительности же, печать играет очень важную роль в жизни общества и наглядный тому пример — изменение отношений между людьми.
Постепенно газета встала на защиту демократии. К примеру, она предоставляла возможность баллотирующемуся на какой-либо государственный пост кандидату, равно как и голосующему за него, узнавать многое друг о друге благодаря публикациям на печатных страницах. Газета стала одним из важнейших средств образования на всех его этапах. Объявления, публиковавшиеся на страницах газет, информировали о реализации огромного количества товаров, производившихся предприятиями того времени. Газета осуществляла контакт между теми, кто искал работу, и кто её предлагал.
С началом промышленной революции в первой половине XX века типографии, использовавшие энергию пара, уступили место электрическим. Это сократило расходы на печать, что, в свою очередь, вызвало снижение стоимости объявлений на страницах газет, и, как следствие этого, увеличение тиража. Все эти факты способствовали значительному распространению газет и превращению их в дешевое средство массовой коммуникации. И в этом усматривали обоюдную выгоду, как рекламодатели-производители, так и сами издатели.
Другая важная отличительная черта газеты и её печатных материалов по сравнению с другими средствами массовой информации - возможность читателя располагать своим временем. Он может перечитывать газету по мере необходимости. Кроме того, газета является самым оптимальным средством для ведения диалога между различными слоями общества.
Радио. Радио - одно из самых доступных средств массовой информации, так как оно имеет возможность воздействовать на слушателя, преодолевая барьер неграмотности и географические преграды.
Радио доступно всем, то есть его слушатель может быть человеком любого возраста и уровня образования. Прослушивание радио не сковывает слушателя, как, например, телевидение, здесь зритель должен занять определённое положение перед телеэкраном.
В нашем обществе радио стало одним из ведущих средств массовой информации и достигло такого уровня, когда оно может осуществлять контакт между людьми, не требуя повышенного внимания и личных отношений. Радио все больше становится источником развлечения, нежели информации, которая требует сосредоточенности и внимания.
Определить источник научных изобретений, которые привели к возникновению радио, трудно. В течение четырех лет с 1890 по 1894 г.г. ученым Правли были изобретены и разработаны основные принципы работы телеграфа. В период с (1894 по 1899 г.г.) проводил свои опыты в этой области Маркони, которому впервые удалось послать радио телеграмму через Ла-Манш.
Дальнейшие научные исследования расширили человеческие возможности, и, наконец, французский инженер Раймонд Прайар и его друг доктор Роберт Фондесмит из Бельгии добились приёма и передачи радиосигналов с расстояния в несколько километров. Это произошло в 1914 году, но с началом I мировой войны, эти опыты были прекращены.
После окончания войны опыты были продолжены и привлекли всеобщее внимание. Но первые регулярные радиопередачи начали транслироваться из Детерва-Ньюз в США в 1920 году. Их основателем в Англии стал Дайли Майль в 1920 году. Что касается Франции, то первых успехов достиг генерал Вери, когда в 1921 году ему удалось передать первую радиопередачу.
Таким образом, 20-е годы XX века, стали важным периодом в жизни этого изобретения. Радио получило быстрое распространение и стало широко использоваться. А в 1925 году успешное применение радио пополнилось еще одним открытием электрического граммофона. В 1934 году впервые была изобретена запись на мягкие грампластинки, а в 1945 году мир получил изобретение магнитофона. В 1948 году американцы Протан и Барден создали радиоприёмник в его современном виде.
С 1950 года это изобретение получило быстрое распространение среди широких масс. В 1958 году была изобретена пластинка стерео записи и радиопередача вступила на новый этап своего развития.
Телевидение. Первый опыт по передаче чёрно-белого изображения на расстояние был начат в XIX веке и продолжен до 1905 г., когда немецкий изобретатель Дикори создал фототелеграфию. После него француз Эдуард Плейн развил это изобретение и дал ему в 1907г. название "альперинограф".
Эти опыты проводились вначале с использованием механических средств, а затем с электропередатчиками. Но в 1923 году англичанин Джон Луиджи Биард и американец С.Ф.Джинкинс разработали средство передачи через трубку с отверстиями (кинескоп). В 1928 г. Грабовский и И. Ф. Белянский разработали в Ташкенте телефото.
Эти опыты получили успешное продолжение в 30-е годы XX века, когда англичанин Александр Плаз начал исследования в области телевидения. В 1936 году он достиг трансляции передач по 2 часа ежедневно. В 1938 году французский телецентр Плазол в Ля-Коривал начал ежедневные телепередачи. А в следующем году США уже вели вещание на большой объем аудитории. В 1945-1946 г.г., после окончания II мировой войны круг телезрителей был сильно расширен. В 50-е годы XX века произошёл переход на систему цветных телепередач и кабельное телевидение. Началось создание усилительных наземных станций, и стала возможной трансляция телепередач через спутниковую связь. Это сопровождалось одновременным освоением космоса человеком.
Телевидение является одним из уникальнейших средств, включающих в процесс получения информации одновременно и слух, и зрение. Наблюдения учёных показали, что телевидение привлекает гораздо большее внимание зрителя по сравнению с другими средствами массовой информации, особенно детей и подростков. Научные исследования также выявили, что и дети, и взрослые считают, что телеинформация надолго остаётся в их памяти.
Разница между радио и телевидением заключается в следующем: телевидение задействует два органа чувств человека: слух и зрение, оно требует полного внимания и бездействия, а во время прослушивания радио слушатель может читать, ходить, работать, вести машину, думать и даже не открывать глаз.
Схожесть же ТВ с другими СМИ заключается в том, что, во-первых, оно более близко к коммуникации, сочитает в себе изображение и звук, движение и свет, способно увеличивать малые объекты и передвигать недвижимые предметы. Во-вторых, оно может передавать события прямой трансляцией или непосредственно после их происшествия. В-третьих, телевидение даёт возможность использовать различные методы и способы рекламы, что увеличивает её эффективность на аудиторию. В-четвёртых, оно стало самым сильным средством массовой информации, потому что появляется в каждом доме. Кроме того, ТВ дало возможность распространять телепередачи не только внутри страны, но и далеко за её пределами, через спутниковую связь. Это увеличивает эффективность международного обмена информацией.
Итак, мы видим, как изменилось положение человека со времён небольших общин, изолированных друг от друга, вследствие чего коммуникация фактически отсутствовала. Это положение изменилось радикально. Во-первых, это связано с началом I мировой войны 1914-1918 г.г. и II мировой войны 1939-1945 г.г. Передвижение войск через государства и континенты способствовало развитию средств коммуникации, улучшению путей сообщения по суше, воде, железной дороге и появлению водных и воздушных портов. Во-вторых, получили распространение современные средства коммуникации: телеграф, телефон и электронная вычислительная техника (компьютер), а также средства массовой информации: газеты, радио, телевидение и т.д. Всё это коренным образом изменило мышление людей, расширился их кругозор. Сейчас уже невозможно изолировать людей друг от друга, как и отделить событие, случившееся в какой-то одной точке земного шара, но способное повлиять на весь мир.
Мир сегодня стал доступен каждому посредством коммуникации. Человек стремится понять и переработать информацию, которую ежедневно обрушивают на него средства массовой информации. СМИ постепенно вышли из внутренних рамок и стали средством коммуникации между разными народами. Они играют важную роль в международных отношениях и в рамках международного обмена информацией. Средства массовой информации стали одним из инструментов, благодаря которому достигаются важные цели и задачи в выработке стратегии и тактики внешней и внутренней политики разных стран, различных международных, региональных и местных организаций.
Международная журналистика. Через средства массовой информации стараются распространять идеи, способные убедить людей, повлиять на общество. А при выходе изданий в свет редакции как бы раздвигают географические равно как и политические границы, аспространяют свои принципы для других государств, с целью культурного диалога между народами. Средства массовой информации таких издательств носят международный характер, так как информация, имеющая международный характер, является неотъемлемой частью внешней политики независимых государств и служит высшим государственным интересам. Эффективность достижения этих целей зависит от веса и роли государства на международной арене, а также от реакции на ежедневные международные события. Особенно после начала политических, экономических, военных и общественных кризисов, которые охватывают те или иные государства или же те регионы, в которых супердержавы имеют свои стратегические интересы. То же при природных катаклизмах, экологических катастрофах и при наличии опасности для жизни на планете в целом.
Международная информация охватывает различные аспекты: политические, экономические, военные, общественные, культурные, гуманные, совпадающие с внешней политикой каждого государства и возникающие из их высших государственных интересов.
Через эти факторы влияния она старается укрепить международное взаимопонимание и диалог между народами. Именно международное взаимопонимание помогло государствам по-новому взглянуть друг на друга, углубить сферы культурного и человеческого общения. Немалую роль в этом сыграли средства массовой информации. Благодаря глобальному развитию техники и средств массовой информации в XX веке осуществлены глобальные изменения в культуре и обществе, несмотря на идеологические разногласия, экономические и политические противоречия.
Функции международной журналистики. Одним из главных отличий людей от других живых существ является то, что они могут общаться друг с другом. Человек постоянно нуждается в средствах наблюдения за окружающими его явлениями и опасностями, в средствах распространения его идей, в средствах, которые бы передавали мудрость уходящих поколений настоящим и будущим, их надежды и стремления, в средствах, которые могли бы развлечь людей, помогли им отвлечься от ежедневных трудностей и проблем.
В древности племена возлагали различные функции на отдельных членов племени. Некоторые из них играли роль стража, который сообщал племени об окружающей опасности, как, например, приближение враждебных племён или же прохождении стад животных, на которых они охотились. В племени был совет. Он имел право заботиться о нуждах племени, укладе их жизни, внутренней и внешней политике племени, контролировал соблюдение родом правил общежития. Был и посланник, который передавал указы совета племени каждому отдельному его члену, письма и послания соседним племенам. Кроме того, каждое племя хранило и передавало мудрость и культурное наследие новым поколениям. Деды обучали молодежь традициям и укладу жизни, матери учили дочерей готовить и шить, а отцы передавали сыновьям военное и охотничье искусство. Развлекали народ сказители, которые рассказывали легенды и баллады о достижениях, славе и подвигах отцов и дедов, о прошлом племени. Певцы пели любимые всеми песни. А во время празднеств танцоры исполняли религиозные и фольклорные танцы. Таковыми были первые элементы коммуникации в древности.
Интересно то, что и в современном обществе задачи, стоящие перед людьми, те же, с той лишь разницей, что они выполняются сегодня различными способами, при наличии современных развитых технологий, и информация теперь передаётся на очень большие расстояния по всему земному шару и даже в космос.
Если сегодня нам нужна информация о каких-либо событиях, мы получим её без промедления, точно и чётко сформулированную, через средства массовой информации, которые используют самое современное электронное оборудование. Информация, которую мы получаем, помогает в решении проблем и принятии незамедлительных решений.
Таким образом, функция коммуникаций, применявшихся в родоплеменной общине, по принципу схожа с функцией существующей сегодня. Единственная разница между ними, это большое разнообразие средств, более сложных и более точных. Это стало возможным благодаря развитию современных средств коммуникации, которые не были известны в древности.
Сегодня государство стало участвовать в общественной жизни, воздействуя на неё через своих представителей как внутри, так и за своими пределами, посредством внутренней и внешней политики.
Средства массовой информации уже проникли в деревни, города, малые населённые пункты, куда раньше не имели доступа. Результатом чего стало открытие системы СМИ перед теми силами, которые стремятся к изменениям как внутри, так и за пределами государства. Это означает, что функции информации сильно изменились только в количестве. Почему вопрос о средствах массовой информации так актуален?
Ответ состоит в том, что СМИ сегодня оказались доступны для самых широких масс, для очень большой аудитории. Когда-то средства массовой информации могли достичь только ограниченного числа людей, поле их влияния тоже было ограничено. Теперь же они доступны всем жителям земного шара и эффективно воздействуют на мнение людей, на их поведение и образ жизни. Например, газеты, журналы, книги, которые раньше читались ограниченным числом людей, теперь доступны миллионам. Они печатаются большими тиражами, размножаются и даже отправляются через современные компьютерные сети, электронную почту или радиопередачи, которые слушают миллионы людей в самых отдалённых регионах земного шара.
А также телепередачи, которые раньше были ограничены определённым географическим отрезком, стали доступны зрителям на всех континентах. Или электронная почта, факс, телекс, заменившие телеграф, дали людям возможность поверить, что средства коммуникации и массовой информации могут эффективно воздействовать на общество и изменять его не только внутри, но и на мировом уровне, то есть на огромном пространстве.
Международная информация имеет теперь свое место, и ее определённые функции определяют внешнюю политику в государстве:
1) Политические группы или организации внутри государства играют роль информаторов. Они являются эффективной и влиятельной силой в принятии политических решений, через свою информационную активность внутри государства или определённого общества. Принятие решений зависит от тех, кто принимает эти решения: независимые политические деятели, деятели партий, различных парламентских фракций, несмотря на тот факт, находятся эти деятели или фракции у власти или в оппозиции.
Для достижения максимальной эффективности во внешней политике государства, процесс коммуникации подчиняется нескольким факторам: наличию различных проблем, вокруг которых разворачивается дискуссия, позиции власти и оппозиции к этим проблемам, а также официальный политический курс государства по этим проблемам. Позиции колеблются между теми, кто одобряет и всецело поддерживает этот курс и теми, кто его поддерживает частично, между теми, кто принимает позицию полного нейтралитета и нейтралитета частичного, теми, кто стоит в крайней оппозиции к правительству или оппозиции умеренной.
В связи с этим, было необходимо чётко определить политический курс государства, его сторонников и противников, в целях использования данных факторов для обеспечения поддержки, чтобы разрешить имеющиеся проблемы. Вместе с тем были попытки изменить утверждённые политические позиции в государстве в пользу этой проблемы или, как минимум, создать необходимый климат для положительного диалога. Для этого необходимо также учитывать сущность и реальное положение политической системы в государстве, степень её демократичности, линию поведения в принятии решений и соотношение политических сил, которые принимают участие в решениях. Чем вызвана эта необходимость?
Тем обстоятельством, что коммуникация народных масс в любом государстве осуществляется через так называемую «элиту», которая влияет на решения, имеет воздействие на общество. В свою очередь, общество состоит из тех, кто имеет право принимать решения и влиять на общественные массы, которые являются силой давления на элиту.
По степени компетентности в области информации, планирования международных информационных кампаний мы можем определить политическую систему стран. Анализ этих знаний может быть использован для планирования информационных кампаний. Кроме того, существуют общественные и культурные факторы, которые определяют направление работы международной информационной кампании.
2) Достичь непосредственной коммуникации с народными массами возможно через средства массовой информации, пресс-конференции, радио, телепередачи, кино и театральные демонстрации, видеофильмы и создание информационных выставок, туризм и обмен визитов. Всё это создаёт благоприятную почву для более эффективной информатизации.
Для проведения своей внешней политики, в целях сокращения расходов, государство часто использует метод диалога с влиятельными политическими силами и группировками. Потому что при использовании массовой коммуникации происходит экономия времени. Как и при диалоге с определёнными слоями общества, которые имеют разные интересы, уровень образования и культуры, идеологические убеждения.
Наблюдение общественности за проблемой коммуникации и интерес к ней определённых слоёв общества неоднозначен. Поэтому эффективная коммуникация широких масс требует больших средств и возможностей, которых бедные и развивающиеся страны не имеют - они есть только у ведущих держав мира. Государства, имеющие хорошее материальное и техническое обеспечение и располагающие специалистами в области информации, могут использовать оба средства воздействия.
3) Международная информация представляет государства или организации, к которым она относится. Это могут быть внутригосударственные, региональные или международные специализированные объединения, как, например представительство ООН и её специализированные организации, имеющие свои представительства в разных странах мира. А так же представительства Организации Африканского Единства, Лиги Арабских стран, ОПЕКа, Европейского союза и других.
Сегодня мы видим, что ведущие державы используют самую современную технологию и средства коммуникации для своих международных информационных кампаний. Некоторые из видов – это телеканалы с использованием параболических антенн через искусственные спутники, распространение и использование компьютерных сетей для индивидуального пользования, а не только на общественном или государственном уровне.
Самой популярной компьютерной сетью на сегодняшний день является международная сеть ИНТЕРНЕТ, которая управляется и принадлежит США, и которая до сих пор не имеет аналогов.
Анализ положения развивающихся и отсталых стран показывает, что они испытывают различные информационные трудности и несут ущерб от отсутствия или нехватки современных технологий и одностороннего потока международной информации. Эти проблемы с каждым днём увеличиваются и усложняются в различных направлениях.
Проблемы международной журналистики. Несмотря на постоянные усилия, которые предпринимаются развивающимися и бедными странами для выхода из информационного кризиса, трудности не исчезают. Это является причиной глобального научного и технологического развития в области современных средств коммуникации и средств массовой информации даже на внутригосударственном уровне.
Основные проблемы: Смешивание государствами международных, региональных и местных информационных функций и требований, особенностей и специфики этих функций; Нет чёткого разделения между внутренней, региональной и внешней политикой государства в плане определения перспектив для информационной международной кампании и определения первичных задач; Неподготовленность кадров и слабые технологии в отечественных информационных учреждениях, нехватка финансов и оборудования, необходимых для международных информационных кампаний или их не эффективное использование для достижения поставленных целей. Сюда можно отнести и неудовлетворительное использование помощи извне, то есть от развитых стран и международных специализированных организаций; Критическая нехватка высококвалифицированных кадров, которые специализируются в области местной и международной информации. Нехватка специалистов с академической подготовкой является причиной подбора кадров, некомпетентных в области международной информации, который в большинстве случаев делается из политических соображений, что влечёт за собой: а) отсутствие скоординированности между теми, кто проводит планирование и исполняет его, а также теми, кто наблюдает за исполнением в международной информационной компании; б) недостаток знаний специфики зарубежной аудитории, не определившийся информационный стиль, отсутствие ориентации в развитии методов передачи и содержания информационной корреспонденции, предназначенной для аудитории международной информационной кампании; в) отсутствие сотрудничества и даже координации между информационными агентствами и учреждениями научных исследований. Что касается подготовки отечественных специалистов в области информации, то она ограничивается теоретическими исследованиями, которые касаются истории, а не сущности планирования информационной корреспонденции. Это и анализ содержания (контентанализ), и измерение отражения запланированного эффекта информации, и действительно оказанного эффекта отражения информации и средств информации.
Международная журналистика и международные конфликты. Сегодня в мире много политических конфликтов и противостояний. Одной из самых важных остаётся Палестинская проблема, которая до сих пор является источником угрозы миру и безопасности на Ближнем Востоке и во всём мире уже в течение полувека. В результате этого конфликта было несколько разрушительных войн. Согласно решению ООН за №181 от 1947 года на территории Палестины, которая в то время была под мандатом Великобритании, было образовано два государства: Арабское и Еврейское. Еврейское было создано 15 мая 1948 года и известно как государство Израиль. Арабское же государство Палестина до настоящего времени не создано. Это и является основным вопросом в Ближневосточном конфликте.
Первая арабо-израильская война вспыхнула в 1948 году и закончилась захватом Израилем части земель, которые по решению ООН принадлежали арабскому государству. После этого было заключено перемирие. Но в 1956 году со стороны Англии, Франции и Израиля последовала тройная агрессия, направленная против Египта, которая закончилась выводом войск с оккупированной египетской земли.
Позже, в 1967 году была новая израильская агрессия, направленная на Иорданию, Сирию и Египет, которая закончилась оккупацией израильской армией египетского Синайского полуострова и палестинского сектора Газа, находившихся под управлением Египта, а также полной оккупацией западного берега реки Иордан. Она находится на территории Палестины, но в то время была под управлением Иордании и сирийских Голанских Высот.
После этого наступило временное перемирие и прекращение огня. Но в 1973 году началась арабо-израильская война с участием Египта и Сирии, при поддержке войск ряда арабских стран, с целью освобождения арабских земель от израильских оккупантов. Она закончилась очередным захватом египетских и сирийских земель.
После прекращения огня развернулись политические дебаты по урегулированию конфликта и достижению мира на Ближнем Востоке. Первым значительным успехом было подписание мирного договора между Израилем и Арабским государством Египет, известного как договор «Кемп-Девид». Несмотря на подписание Договора, в 1982 году израильские войска вторглись в Ливан. Оккупация части земель этого суверенного государства продолжается и по сей день. Всеобщий мирный процесс на Ближнем Востоке продолжается с момента открытия международной Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку в 1991 году. Конференция была призвана способствовать решению ближневосточной проблемы с участием всех заинтересованных сторон и международных экспертов: ОПЕКа, США и России. В результате этой конференции был заключен мирный договор с Организацией Освобождения Палестины и израильско-иорданский мирный договор.
В 1979 году началась кровавая, разрушительная война в Афганистане, когда СССР вмешался во внутренние дела соседнего государства. После эвакуации советских войск война приобрела этнический и религиозный характер. Это вызвало угрозу миру и стабильности в соседних граничащих с Афганистаном государствах.
После распада сообщества социалистических стран и СССР, возникли новые регионы нестабильности, в частности, конфликт в Карабахе между Азербайджаном и Арменией, чеченский конфликт, столкновения между Абхазией и Грузией.
Угрозу миру несут гражданская война в Таджикистане, а также война между боснийцами и сербами в Хорватии, кровавые события 1999г. в Косово на территории бывшей федеративной Югославии, нестабильное положение в Албании, где произошёл стремительный распад всех структур государственной, военной и политической власти. Противостояние между Северной и Южной Кореей. Продолжающаяся уже несколько лет гражданская война в Сомали и в Южном Судане. Нестабильная обстановка в Персидском заливе, непрекращающееся противостояние между двумя ядерными державами Индией и Пакистаном за Джаму и Кашмир, а также в других регионах Азии, Африки и Латинской Америки, большая часть которых подвергалась европейской колонизации.
Таким образом, эти уроки истории показывают, что каждый конфликт имеет несколько источников: внутренний, региональный и международный. Понимание природы и развития конфликта позволяет искать наиболее приемлемые пути его решения.
В результате исход любого конфликта зависит от силы, на которую опирается каждая из сторон, какими бы военными, информационными, экономическими, психологическими, людскими ресурсами они обладали. Немаловажно и духовное состояние людских ресурсов. Залогом успеха служит также элемент внезапности, развитие тактики и стратегии, использование новых способов и методов, не известных ранее.
К этому следует добавить возможности людей, регулирующих конфликты, их обеспеченность техникой и информацией. Решения принимаются, исходя из существующей информации о психическом и духовном состоянии противника. Для принятия решений необходима логика и дальновидность, так как урегулирование любого конфликта - сложный и трудный процесс. В этом процессе, как правило, заинтересованы обе стороны. Конфликт разрешается путём изучения причин, послуживших исходной точкой конфликта, поиском мер, которые бы способствовали мирному решению вопроса. Разрешение конфликта не всегда достигается путём компромисса, а иногда требует задействования военной и экономической силы или же дипломатического участия политических сил.
Конфликтные стороны могут использовать различные комбинации или совокупность этих сил. В зависимости от обстоятельств на внутреннем, региональном и международном уровне, обе стороны участвующие в конфликте должны проявлять гибкость в тактике управления конфликтом.
Средства массовой информации при этом играют роль мобилизации общественного мнения на местном и международном уровне. Учитывая официальную государственную точку зрения по конфликту, в передаче информации об основных событиях, отражение позиции государства. СМИ также объясняют и анализируют все аспекты данного конфликта, его причины. При этом специалисты средств массовой информации и журналисты должны учитывать специфику аудитории, для которой предназначена информация, её исторический и культурный менталитет, и то, насколько эта аудитория доверяет и согласна с официальной точкой зрения правительства своей страны по данному конфликту.
Немаловажен тон и характер, взятый на вооружение средствами массовой информации при изложении сути вопроса. Ведь информация, как мощное идеологическое оружие, не менее важна, чем военная или экономическая сила. К тому же она является движущей силой, влияющей на общество и настроение противника. Правильно поданая информация - это эффективная поддержка для борьбы на политическом фронте и хороший материал для серьёзной дипломатической работы.
Международные информационные агентства. Возникновение и развитие международных информационных агентств: Материалы международных информационных агентств являются основными источниками информации для средств массовой информации (СМИ). А сами агентства в рамках международного информационного обмена являются частью политики властей (POWER POLITICS), частью, которую развитые государства используют для проведения своей внешней политики и защиты своих интересов в разных уголках земного шара. Колыбелью информационных агентств является Франция, где в 1845 году было создано первое в мире информационное агентство.
Республика Франция: В 1840 году Оноре де Бальзак опубликовал в одном из парижских журналов статью, в которой объяснял, что: "Народ может верить в многочисленность газет, но изначально существует только одна ... Господин Гавас, имел корреспондентов по всему свету и, получая газеты разных стран, является первым... Другие же парижские газеты, отказавшиеся по экономическим соображениям переводить за свой счет зарубежные газеты и аккредитировать своих корреспондентов, получают от него (Гаваса) помощь в виде международной информации в определенное время за ежемесячные взносы... Каждая газета, в свою очередь, перекрашивает полученную информацию в белый, синий, зеленый или красный цвета. Таким образом, получается, что в настоящее время господин Гавас является единственным монополистом на информационном рынке".
Французский еврей Шар ль Гавас стал первым, кто назвал агентство, носившее его имя, информационным агентством. Это было в Париже в 1845 году. Таким образом, агентство Гаваса было первым в мире агентством, которое занималось продажей информации и размещением объявлений.
В своей работе Гавас использовал опыт корреспонденции менял валюты, копившийся с XVI века. А особенно интересен случай, когда семья Ротчельд, занимавшаяся изучением методов такой корреспонденции, узнала о победе англичан в битве под Ватерлоо раньше правительства короля Англии на целых восемь часов! На руку Гавасу играло даже удачное расположение его офиса, открывшегося в 1832 году, в центре французской столицы недалеко от таких центров общественной жизни как здание Суда, коммерческая биржа, Центральное отделение почты и редакции многих парижских газет.
В 1857 году агентство Гаваса с лозунгом "Быстрые и хорошие знания" уже имело широкую популярность. Оно работало со всеми средствами коммуникации, существовавшими в то время. Это и почтовые голуби, использовавшиеся в ежедневной корреспонденции между Парижем, Лондоном и Брюсселем, и телеграф, изобретенный в 1837 году, который был представленный для общественного пользования в 1850 году благодаря морскому кабелю, протянутому под водами Ла-Манша в 1851 году и под Атлантическим океаном в 1866 году. А с 1880 году агентство уже пользовалось услугами телескрептора. В дальнейшем преемник агентства Гаваса, информационное агентство ФРАНС ПРЕСС получило в наследство и радиотелескрептор и с 1950 года первым в мире начал работать с ним.
Во время международного экономического кризиса в 30-е годы ХХ века правительство Франции было вынуждено оказывать помощь агентству Гаваса. Но когда страна в начале II мировой войны терпит поражение от нацистской Германии, и власти правительства Фуша попадают под власть немцев, то агентство с осени 1940 года становится зависимым от французского информационного департамента и немецкой коммерческой группы.
В то тяжелое время правительство свободной Франции находилось в Лондоне, а временное правительство в Алжире. И офис агентства в Лондоне, и некоторые его представительства в других странах мира были одними из орудий борьбы против немецкой оккупации.
После разгрома нацистов и освобождения Франции вышел декрет французского правительства от 30 сентября 1944 года о создании информационного агентства AFP как преемника агентства Гаваса.
В 1954 году во главе AFP становится Жанн Морен. В то время в агентстве работали 2000 служащих и 700 журналистов, включая собственных корреспондентов, которые собирали информацию в 157 странах мира. Агентство было заинтересовано в 138 государствах и имело 18 представительств во Франции и 92 за рубежом. Его абонентами были 12.400 газет и радиостанций и 447 частных лиц.
Мощность AFP составляла 500000 слов в день. Свою информацию оно передавало на французском, английском, испанском, немецком, арабском и португальском языках. Также владело центром прослушивания за иновещанием радио "Москва" и некоторых других стран Ближнего и Дальнего Востока. Два центра AFP в Лиме и Сингапуре имели возможность передавать информацию своим абонентам в Латинской Америке и Азии напрямую без посредничества Парижа. В 1967 году оборот агентства составил 89.811.600 франков, в то время как его бюджет составил 50 миллионов франков.
В настоящее время, исследуя распространяемые агентством материалы, можно заметить, что оно передает информацию в своей собственной интерпретации, согласно французской позиции. Таким образом оно является одним из инструментов выполнения задач внешней политики своей страны. Значительную роль в широком распространении информации агентства играет накопленный им опыт, общая политическая атмосфера в стране, его собственные возможности и поддержка правительства. Но, несмотря на эту поддержку, с юридической точки зрения, AFP является общественным, независимым учреждением.
Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии: Немецкий еврей Жольюнс Рейтер (получивший английское подданство в 1857 году), после окончания учебы в Париже у Шарля Гаваса, в 1851 году в Лондоне в качестве коммерческой компании открыл свое информационное бюро. И вскоре это бюро стало одним из эффективных инструментов выполнения внешней политики Великобритании.
Для ускорения приема и передачи информации Рейтер использовал морской кабель, соединявший города Доверь и Коль. В дальнейшем, во время гражданской войны в Америке, он получил негласное согласие на проведение кабеля под Атлантическим океаном, который соединил порт Кроек (США) и порт Крокопин (Ирландия).
С целью получения готовых информационных пакетов Рейтер отправлял свои быстроходные корабли навстречу рейсовым кораблям, идущим с Америки. Действуя таким способом, он экономил около восьми часов в отличие от обычных методов получения и передачи информации того времени. Идею "неполного телеграфа" (как называл свой способ Рейтер) использовало еще первое информационное агентство США, созданное в 1848 году авторитетными газетами города Нью-Йорка. Информационное агентство США заключило соглашение с пассажирскими кораблями, плавающими через Атлантический океан, на получение информации из Европы.
В 1841 году агентство Рейтера становится независимым учреждением - трестом (согласно британскому понятию этого слова), в состав которого вошли: союз издателей газет (Newspaper Proprietors Association); компании лондонских газет; компании провинциальной прессы; компании австралийской прессы; компании новозеландской прессы; совместные компании австралийских и новозеландских газет.
Таким образом, агентство было неделимым владением всей прессы Соединенного Королевства, кроме коммунистической прессы. В то время в нем работали около 2000 технических работников и 500 творческих. Оно имело 75 представительств в 69 государствах мира и обслуживало 4770 газет и 6500 частных абонентов в 120 странах. Его мощность уже тогда составляла 1.300.000 слов в сутки. Агентство прослушивало радиовещание многих стран и имело самую разветвленную в то время сеть телескрептора (с лицензией на право пользования им в течение 50 лет) общая длина которого в 1967 году составила 990.700 км. С 1961 года агентство Рейтера стало использовать в своей работе еще один кабель, протянутый под Атлантическим океаном и соединивший Лондон с Нью-Йорком.
Во времена II мировой войны агентство переживало острый финансовый кризис, поэтому правительство Великобритании было вынуждено оказать ему в помощи. Но вскоре необходимость в этом отпала, так как агентство набралось силы, и уже было в состоянии самостоятельно решать свои финансовые вопросы.
По официальным источникам агентство Рейтера является представителем прессы Великобритании и передает точную и соответствующую действительности информацию. Но, анализируя содержание его материалов, можно заметить, что, как и другие международные СМИ, это агентство делает все возможное, чтобы замаскировать свою настоящую цель - всячески поддерживать внешнюю политику своего государства.
Федеративная Республика Германия: В Берлине немецкий еврей Бернард Уолф, ученик Шарля Гаваса, в 1849 году открывает пресс бюро и называет его своим именем. Спустя некоторое время он создает для прусской империи телеграфную линию, которая соединила города Берлин и Акс Лашпаль. И вплоть до поражения Германии во II мировой войне агентство Уолфа оставалось самым большим информационным агентством в Европе.
Как и другие информационные агентства мира, агентство Уолфа в своей работе было зависимо от немецкого правительства. Эта зависимость была особенно заметна во времена господства нацистов. И тогда же Уолф сумел показать свое превосходство над бывшим учителем, Шарлем Гавасом. С крахом фашистского режима агентство Уолфа было расформировано, а на его месте в 1949 году в городе Гамбурге в качестве кооперативной компании, владетелями которой являлись издательства газет и радиостанций, было создано информационное агентство ФРГ - ДПА. Новое агентство открыло 46 представительств в Германии и 70 - за рубежом.
После II мировой войны Германия была разделена на Западную часть под наблюдением США, НАТО и Европейского Сообщества и Восточную, развивающуюся согласно социалистическим законам. И ДПА являлось инструментом выполнения задач внешней политики только Федеративной Германии. Но, как известно, в конце ХХ века, из-за распада СССР, социалистического содружества и, в связи с этим, недействительности Варшавского договора, положение изменилось. Была разрушена известная Берлинская стена, а восточные земли возвращены к Федеративной Германии. И с тех пор агентство отражает политику объединенной Германии.
Информацию СМИ Германии сегодня получают от информационных агентств, от своих собственных корреспондентов, а также в ходе журналистского поиска. У радио- и телекомпаний имеются свои отделения во всех важных мировых точках, то же относится и к крупным газетам. Широкая служба отечественной информации создана различными информационными агентствами. Ведущим на рынке является германское информационное агентство ДПА.
Кроме него, имеется агентство АДН\ДДП (результат слияния в 1993г. агентств АДН и ДДП), немецкоязычные службы Ассощиэйтед пресс (АП), Рейтер, агентства Франс пресс (АФП). Агентство ДПА со своей базовой службой обеспечивает информацией все германские ежедневные газеты. Агентства АП, Рейтер и АФП со своими немецкоязычными службами связаны с мировой сетью своих головных компаний в США, Великобритании и Франции. Большинство газет являются абонентами не менее двух агентств, у общественно-правовых радио- и телекомпаний это цифра доходит до пяти.
Кроме агентств с неограниченной тематикой, имеются многочисленные специализированные информационные агентства и службы печати. К таким, например, относится Евангелическая служба печати (ЕДП), Католическое информационное агентство (КНА) или Служба спортивной информации (СИД). Такое агентство, как Объединенные экономические службы (ФВД), обеспечивает информацией даже фирмы и союзы предпринимателей.
Поток сообщений в органы СМИ идет не только от агентств, но и от пресс-служб объединений, ведомств, партий, фирм и т. д. Информация добывается на пресс-конференциях, на основании сообщений прессы, корреспондентских репортажей, из бесед с журналистами. Кроме того, ежедневное занятие журналистов - это информационный поиск по темам, которые они избрали сами. Официальные ведомства в Германии обязаны предоставлять информацию журналистам в установленных законами рамках. Только в Бонне в 1997 г. работало почти 1000 аккредитованных корреспондентов, в Берлине - около 700. Примерно 550 германских журналистов являются членами объединения Федеральная пресс-конференция, а свыше 400 иностранных - Союза иностранной прессы. Обе организации работают независимо от властей.
Посредником между правительством и общественностью выступает Федеральное ведомство печати и информации (БПА). Руководитель этого учреждения является одновременно и официальным представителем правительства Германии. В отличие от многих других стран, он - постоянный гость Федеральной пресс-конференции, где информирует боннских журналистов о политике федерального правительства. Официальный представитель правительства сам идет к прессе, а не наоборот. То же можно сказать и о пресс-конференциях, которые устраивают канцлер и федеральные министры вместе с Федеральной пресс-конференцией. Кроме того, в задачу БПА входит информирование президента и правительства страны, а также Бундестага о реакции прессы в стране и за границей. При этом ведомство обрабатывает информацию 25 агентств, более чем 90 радио и 32 телепрограмм на немецком языке и 23 на иностранных языках.
Соединенные Штаты Америки: В 1848 году группа газет города Нью-Йорка с целью получения информационных услуг создала кооперативную компанию HARBOUR NEWS ASSOCIATION (ХАРБОР НЬЮС АССОСИЭЙШН), которая в 1856 году изменила свое название на NEW YORK ASSOCIATED PRESS (НЬЮ-ЙОРК АССОШИЭЙТИД ПРЕСС). Участниками АП являлись уже 1778 газет и журналов и 2042 радио и теле станций США.
В состав Совета директоров АП входило 18 человек. Это были представители газет и теле радиостанций, деятельность которых распределялась согласно их финансовой доли. Совет директоров назначал генерального директора сроком на три года, по прошествию которых назначался новый генеральный директор. В своей работе АП было независимым, используя финансовые средства от взносов своих абонентов.
Агентство имело 34 основных крупных и сотни мелких представительств, в которых в общей сложности работало 7500 сотрудников. И, имея в наличии 600 тысяч км. телеграфных линий, оно ежедневно передавало 3 млн. слов к своим 8500 абонентам в более чем 100 странах мира.
Со временем в разных уголках США появилась разветвленная сеть мелких информационных агентств. Цель агентств – экономя расходов при получении информации, соответственно этому они по мере развития начинали концентрировать свою деятельность. В результате чего на внутреннем рынке США возникла монополия.
В 1958 году объединились следующие два агентства: - UNITED PRESS ASSOCIATION (ЮНАЙТИД ПРЕСС АССОСИЭЙШН), которое было создано в 1907 году в результате объединения нескольких информационных агентств США. Со дня своего образования как кооперативного общества оно не являлось членом международной информационной монополии; - коммерческая компания INTERNATIONAL NEWS SERVICE (ИНТЕРНЭШНЛ НЬЮС СЕРВИС), созданная в 1909 году и являвшаяся членом информационной монополии.
Объединившись, эти агентства совместно организовали коммерческое предприятие UNITED PRESS INTERNATIONAL (ЮНАЙТИД ПРЕСС ИНТЕРНЭШНЛ), имевшее 148 представительств в США, 100 - в других странах мира, 10 тысяч постоянных сотрудников. Агентство ежедневно передавало информацию объемом 4 млн. слов в 114 государств на 48 языках. UPI также владело работавшими круглосуточно собственными каналами для распространения фотоснимков (UNIFAKS). Абонентами агентства были 3609 газет, 2325 радиостанций, 528 телестанций и 622 частных лица.
Известно, что международные СМИ передают свою информацию в соответствии с внешней политики своей страны. И американские агентства в этом отношении также не составляют исключения. Благодаря своей разветвленности и той важной роли, которую они играют для СМИ всех стран (не только как источники международной информации, но и как авторы терминов - SEMANTICS-, или, например, таких терминов как "SNAP" или "URGENT", которые добавляются в заголовки материалов для привлечения еще большего внимания и как указание на важность информации), они являются наиболее эффективными инструментами выполнения задач в руках правительства США. Следует добавить и то, что американские агентства, имея огромную финансовую и технологическую базу, более оперативны в получении и доставке информации, чем другие информационные агентства.
Российская Федерация: Захватив власть в 1917 году, большевики создали Российское Телеграфное Агентство, которое начавло свою работу в 1918 году. После провозглашения Советского Союза это агентство сменило свое название на Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) и стало входить в структуру Совета Министров СССР во главе с членом Политбюро КПСС. Штаб-квартира агентства находилась в Москве.
В то время ТАСС занималось сбором информации в 60 странах мира и предоставляло ее своим абонентам в 40 странах. Внутри бывшего Союза оно было единственным источником информации для всех советских газет. В нем работало около 1500 сотрудников и ежедневно оно передавало 1500 слов. В основном это была информация официального и полуофициального характера. После распада Союза ТАСС было переименовано в ИТАР-ТАСС, а его филиалы в республиках превратились в национальные информационные агентства независимых государств.
В 1961 году советское правительство открыло еще одно агентство НОВОСТИ, которое являлось дополнением к ТАСС и было предназначено для создания материалов, отражающих образ жизни всего государства.
Вся советская информационная система в своей работе была зависима от КПСС. КПСС же, используя эту систему как инструмент убеждения, очистки мозгов и насильственной идеологической диктовки пыталась достичь своей цели - убедить советского человека в истинности коммунистических идей.
Согласно такой позиции советские СМИ не освещали многие важные события, происходившие не только за рубежом, но даже и внутри страны. Получалось, что советский гражданин имел доступ только к той информации, которую власти считали нужным ему знать, и которая зачастую была неоперативной и нелогичной.
Из этого можно сделать вывод, что ТАСС и НОВОСТИ являлись послушными орудиями в руках правительства Советского Союза. Поэтому многие страны мира старались не пользоваться услугами ТАСС. А те из них, которые являлись его абонентами, продолжали оставаться ими только в рамках вежливости к стране как великой державе того времени. Они опубликовывали незначительную часть той информации, которая прямо касалась СССР и его союзников. А в остальном, источником информации для них служили другие, более авторитетные международные агентства.
Национальные информационные агентства: Национальными информационными агентствами называются агентства, занимающиеся сбором и распространением информации внутри своей страны. Эти агентства имеют соглашения с международными агентствами, которые предоставляют им информацию с правом ее дальнейшего распространения в пределах своего государства. Среди национальных информационных агентств есть и такие, которые пользуются авторитетом и на международном рынке информации. Например:
Агентство HSIN HUA (СИН ХУА), было образовано 1 сентября 1937 года и заняло место агентства КРАСНЫЙ КИТАЙ, работавшего с 1929 года. HSIN HUA со штаб-квартирой в городе Пекине, помимо представительств в китайских городах Шанхай, Шин-янь, Ханкью, Сиян, Чинг Кинг имеет 59 филиалов за пределами страны, из которых 18 находятся в государствах, не поддерживающих дипломатические отношения с Китаем. Агентство ежедневно передает около 62 тысяч слов, из них 32 тысячи о событиях непосредственно происходящих в стране, а остальные 30 тысяч международная информация. Кроме информации агентство также распространяет готовые материалы, отражающие официальную точку зрения китайского правительства. HSIN HUA подчинено Государственному Совету и коммунистической партии Китая и является единственным источником информации для всех китайских СМИ.
Национальные агентства Японии KYODO NEWS SERVICE (КИОДО НЬЮС СЕРВИС) и GIGI PRESS SERVICE (ДЖИДЖИ ПРЕСС СЕРВИС), Созданные в 1945 году в результате закрытия агентства DOMEY.
- Информационное агентство KYODO (кооперативное общество) было первым агентством, которое для передачи своей информации начало использовать в 1949 году TELEFAX, а с 1960 года стало пользоваться услугами организации TELE TYPE KENJI. Последняя была создана в 1960 году вблизи города Токио, имела 50 центров и сеть корреспондентов за пределами Японии. - Информационное агентство GIGI было создано как информационное общество, интересующееся экономикой и финансами. Но с 1965 года оно начало постепенно расширять свои информационные службы, которые стали охватывать все виды событийной информации. Информационное агентство ИЕНХАБ ТХУН СИН. Первым информационным агентством в Южной Корее было агентство ХИБАН ТХУН СИН, созданное в 1945 году сразу же после провозглашения Республики Южная Корея. Вслед за этим агентством возник целый ряд мелких отечественных информационных агентств, многие из которых из-за возникающих проблем и трудностей не смогли продолжить свою работу. В 1980 г. в результате слияния двух информационных агентств ХАБТУН и ТУН-ЯН возникло информационное агентство ИЕНХАБ ТХУН СИН, впоследствии поглотившее 3 других отечественных агентства и ставшее единственным информационным агентством в Южной Корее. Сегодня информационное агентство ИЕНХАБ ТХУН СИН имеет 13 представительств в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии на Ближнем Востоке и сотрудничает с 45 другими информационными агентствами, среди которых такие известные международные агентства, как АР, UPI, Reuter, France Press. В агентстве ИЕНХАБ ТХУН СИН работают 100 корреспондентов и 300 журналистов. Свою информацию оно передает на корейском языке 500 абонентам внутри страны и на английском языке в количестве 5.000 слов ежедневно к 110 зарубежным абонентам.
Итальянское информационное агентство ANSA, которое было создано на руинах агентства STEFANI, постоянно работавшего с 1853 года до поражения фашистов во II мировой войне. 13 января 1945 года агентство ANSA было оформлено как кооперативное общество с ограниченной ответственностью. В настоящее время оно объединяет все газеты Италии.
Египетское информационное агентство (МЕНА), MENA (MIDDLE EAST NEWS AGENCY), является самым крупным на Ближнем Востоке и на всем Африканском континенте. Оно было создано в 1956 году как акционерное общество, владельцами которого были египетские газеты и государство с равной долей участия. Но уже в 1962 году владение агентством перешло полностью к государству и агентство стало одним из учреждений Tелерадиобъединения Египта. Однако в 1978 году агентство снова приобрело нового хозяина в лице египетского парламента. MENA имеет две главные штаб-квартиры в Каире и Париже, четыре представительства в Египте и тридцать в крупных столицах мира. Всего в агентстве работает свыше 1067 человек, из них 390 - журналисты. Внутри Египта информацию собирает 21 корреспондент. Ежедневно MENA передает: - бюллетень новостей Ближнего Востока (на арабском языке) - около 57 тысячи слов; - бюллетень MENA (на английском и французском языках) - около 23 800 слов; - специальный международный бюллетень - около 13 260 слов; - экономический бюллетень - около 17 930 слов. Помимо информации агентство распространяет репортажи и фотоснимки.
MENA имеет ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве с арабскими, африканскими, международными информационными агентствами, а также с агентствами стран Движения Неприсоединения. Оно участвует в развитии сотрудничества между арабскими и африканскими странами, проводит подготовку кадров не только для арабских СМИ, но и для СМИ дружественных стран. MENA является единственным информационным агентством в развивающихся странах, которое дает возможность СМИ своей страны получать информацию от других агентств без своего вмешательства на правах национального агентства. В 1990 году агентство вошло в компьютерный мир, а с 25 октября 1994 года стало использовать спутниковую связь.
Кролевство Саудовская Аравия: Главным поставщиком фактологических и аналитических материалов для СМИ КСА является созданное в 1970 г. “Саудовское агентство новостей”. В штате САН состоит свыше 500 сотрудников, большая часть которых – подданные КСА.
Иорданское информационное агентство Петра (Jordan News Agency Petra). Официальное информационное правительственное агент­ство. Основано в 1965 г. Находится в Аммане. До августа 1980 г. называлось Иорданское информационное агентство. С 16 августа 1980 г. официально называется Петра в честь древнего Набатейско-го государства, находившегося в Красных скалах Петры, на юге Иордании.
ИНДИЯ: В Индии работают 4 крупных информационных агентства; Пресс Траст оф Индия (PTI) образовано в 1947 г. Является крупнейшим в Индии. Снабжает информацией более 200 газет и журналов, а также радио и телевидение. Имеет около 140 отделений в Индии. За рубежом аккредитовано более 200 журналистов. Имеет соглашения с более чем 40 информационными агинтствами. Юнайтед Ньюс оф Индия (UNI) создано в 1961 как частное информационное агентство. Имеет более 500000 подписчиков. Поддерживает связи со многими ведущими информационными агентствами мира. Имеет более 80 корреспондентских пунктов в Индии и за рубежом. Организовало информационную компании «Юниварта», передающую новости на хинди в страны Персидского залива, где проживает очень много выходцев из Индии. Самачар Бхарати основано в 1966 как частное информационное агентство. Распоространяет внутреннюю информацию для газет на местных языках. Имеет около 200000 подписчиков. Содержит более 30 корпунктов в Индии и за рубежом. Хиндустан Самачар учреждено в 1948 г. как кооперативное информационное агентство. Обеспечивает информацией газеты, выходящие на языках хинди, маратхи и гуджарати. Имеет около 150000 подписчиков. Особое место занимает Пресс Информейшн Бьюроу, являющееся официальным информационным органом правительства. Оно имеет 40 региональных отделений, через которые снабжает все СМИ официальной правительственной информацией (включая фотографии). Непосредственно связано в редакциями более 8000 газет. Для получения официальной информации аккредитует местных и иностранных журналистов.
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН: - УЗБЕКСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО (УзА): До независимости было (УзТАГ) при Совете Министров Узбекской ССР и являлось государственным союзно-республиканским информационным органом республики, и находилось в подчинении Совета Министров Уз ССР и Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). УзТАГ распространяло союзную и иностранную информацию и фото информацию для печати, телевидения и радио Узбекской ССР, а также готовило информацию о жизни Узбекистана для средств массовой информации бывшего СССР и зарубежной прессы. Предшественником УзТАГа являлось информационно бюро СНК Туркестанской республики. Оно было создано 1918г. специальным распоряжением Совнаркома Туркестанской республики. В 1919 – 1920 гг. бюро было преобразовано в Туркестанское РОСТА, затем в САТАСС и в 1934 г. в Узбекское телеграфное агентство. С 1972 г. Узбекское информационное агентство при Совете Министров Узбекской ССР (УзТАГ). Узбекское информационное агентство обслуживало около 200 редакций республиканских, областных, городских и районных газет. В составе агентства были редакции союзной и иностранной информации, республиканской информации, местной печати, фотохроники, отдел перевода. В Нукусе действовало Каракалпакское отделение УзТАГа, которое также готовило вестники для областных и районных газет. УзТАГ имело крупный приемо-передающий узел связи, на вооружении которого современная электронная аппаратура, скоростные телетайпы, фотобильды. Во всех областных центрах агентство имело своих литературных и фотокорреспондентов. Ежедневно УзТАГ отправляло по каналам связи до семи печатных листов информации (130 – 140 машинописных страниц, или более миллиона слов). В основном информировало общественность республики о внутренней и внешней политике КПСС и Советского государства, о работе партии, советских органов, и общественных организаций по коммунистической агитации масс, мобилизации их на выполнение планов партии. Агентство систематически подготовляло специальные вестники информации для городских и районных газет. При этом осуществляло переход на передачу информации для этих групп газет с помощью скоростной техники. Более 15 малоформатных газет получали материалы ТАСС-УзТАГ по телетайпу. Одна из важнейших сторон работы УзТАГа в то время, было освещение жизни республики в советской и зарубежной печати. Для этого из Ташкента через ТАСС ежегодно передавалось более 1,5 тыс. сообщений по самой разнообразной тематике. Но УзТАГ пользовалось правом сбора и распространения информации только на территории Узбекистана.
После обретения независимости, и в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистана от 5 февраля 1992г. “О преобразовании Узбекского информационного агентства (УзТАГ) в Национальное информационное агентство Узбекистана (УзА)” и в целях дальнейшего совершенствования сбора и обеспечения достоверной информацией о внутренней и внешней политике республики, Кабинет Министров Республики Узбекистан 21 апреля 1992г. принял Постановление №252 “О вопросах организации деятельности Национального информационного агентства (УзА)”.
В соответствии с данным постановлением УзА предоставлялось право: Самостоятельно использовать средства внебюджетных источников финансирования для укрепления материально-технической базы и решения социальных вопросов; Устанавливать цены и тарифы на информационную продукцию (работы, услуги), реализуемую заказчикам по договорам; Производить на контрактной основе найм руководителей, творческих работников, высококвалифицированных специалистов и служащих; Осуществлять внешнеэкономическую деятельность по покупке, продаже и обмену информационной продукции, соответствующей техники и оборудования, оказанию рекламных и других видов услуг.
Постановлением утверждено Положение о Национальном информационном агентстве Узбекистана (УзА) и предельная численность Центрального аппарата Национального информационного агентства Узбекистана в количестве 150 единиц, без обслуживающего персонала. Главной задачей УзА является сбор и представление информации СМИ государственным органам, учреждениям, предприятиям, организациям, общественным объединениям, а также частным лицам в республике и за ее пределами. УзА распространяет официальные документы, заявления и сообщения Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его Президиума, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, касающимся оценки общественно-политических и других событий. Свою деятельность по сбору и распространению информации УзА осуществляет независимо от политических и общественных организаций, ориентируясь на государственные интересы Республики Узбекистан и руководствуясь принципами объективного и всестороннего освещения событий, задачами всемирной демократизации жизни и консолидации общества на основе гуманизации человеческих отношений. Всей своей деятельностью УзА обеспечивает законное право каждого гражданина на объективную и полную информацию по любому вопросу и, прежде всего, по вопросам деятельности высших органов государственной власти Республики Узбекистан, их внутренней и внешней политики.
УзА в соответствии со своими задачами: собирает официальную и иную информацию и распространяет ее на коммерческой основе в Республике Узбекистан и за границей. Издает и распространяет в Республике Узбекистан и за границей информационные вестники, газеты, книги, журналы, другую печатную, компьютерную, фото и аудиовизуальную продукцию. По подписке и в розницу; в пределах имеющихся средств самостоятельно утверждает, реорганизует и упраздняет в Республике Узбекистан и за границей информационные центры, отделения и корреспондентские пункты; осуществляет международные связи по вопросам сбора и распространения всех видов информации. Изучает опыт работы информационных агентств за рубежом. Заключает с другими агентствами, в т.ч. с зарубежными органами СМИ, соглашения о предоставлении (приобретении) всех видов информации на условиях обмена или коммерческих условиях о сотрудничестве в производственных и других сферах. Осуществляет в различных формах внешнеэкономическую деятельность, как организация, зарегистрированная в качестве участника внешнеполитических связей; для ведения коммерческой деятельности за рубежом создает необходимые производственные структуры, командирует и аккредитует своих работников, нанимает иностранных граждан или передает эти функции на основе соглашений иностранным агентствам, фирмам и другим организациям. УзА возглавляет генеральный директор, назначаемый Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Генеральный директор имеет трех заместителей (в том числе одного первого), назначение на должность которых осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. УзА организует свою работу на основе коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов, связанных с распространением информации. Коллегиальным органом управления УзА является коллегия, образуемая в составе генерального директора (председатель коллегии), его заместителей по должности и других руководящих работников служб и подразделений, а также представителей других органов государственного управления, организаций и учреждений. Члены коллегии УзА утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан,
- Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан:
В целях распространения за рубежом объективной информации о ходе социально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами информации, ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство, Кабинетом Министров 8 ноября 1995г. было создано Информационное агентство при МИД Республики Узбекистан. Установлена численность работников Информационного агентства в количестве 67 единиц, в том числе 10 единиц – в представительствах Республики Узбекистан за рубежом.
Основные задачи: Обеспечение постоянной связи с национальными информационными агентствами и международными центрами информации для своевременного и квалифицированного информирования зарубежных стран о политической, социально-экономической и культурной жизни Узбекистана; Издание и распространение за рубежом информационных бюллетеней, справочников, каталогов, буклетов, газет, журналов, иной печатной, компьютерной, фото и аудиовизуальной продукции, раскрывающих потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества; Сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности в зарубежных странах, конъюнктуре мирового рынка, деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном. Информационное агентство освобождено на пять лет со дня регистрации от уплаты налога на прибыль (доход), таможенных пошлин и сборов, с условием направления высвободившихся средств на развитие материально-технической базы агентства. Агентство является подведомственной организацией Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Агентство возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности министром иностранных дел Республики Узбекистан. Взаимоотношения Агентства с потребителями информационной, иной продукции и услуг, с другими партнерами по финансово-хозяйственной деятельности осуществляются на договорных началах.
Для обеспечения указанных задач Агентство в соответствии с законодательством Республики Узбекистан: Осуществляет сбор, обработку, анализ, производство и распространение всех видов и категорий информационной продукции в Узбекистане и за рубежом; Заключает с другими информационными агентствами, в том числе зарубежными международными центрами информации, соглашения о предоставлении (приобретении) всех видов информации на условиях обмена или коммерческих условиях; Осуществляет в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в различных формах внешнеэкономическую деятельность, не противоречащую целям и задачам Агентства, определенным настоящим Положением; Создаёт в установленном порядке в Республике Узбекистан и за рубежом структурные подразделения для выполнения стоящих перед Агентством задач, в том числе с иностранными партнерами; Использует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан частоты и иные каналы передачи изображения, звука и данных с целью распространения информации; Запрашивает в установленном порядке у министерств и ведомств, хокимиятов, юридических лиц и зарубежных учреждений Республики Узбекистан информацию, необходимую Агентству для осуществления своих задач и деятельности; Издает и распространяет в республике и за рубежом свои информационные вестники, другую печатную, компьютерную, фото и аудиовизуальную и иную продукцию, нанимает для ведения этой деятельности иностранных граждан или передает эти функции на основе соглашений иностранным агентствам, фирмам и другим организациям; Предоставляет на договорной основе информацию зарубежным и отечественным газетам, журналам, радио, телевидению, информационным агентствам и другим средствам массовой информации, правительственным и неправительственным учреждениям, общественным организациям и частным лицам; Реализует производимую и распространяемую им информацию, иную продукцию и услуги, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан, по ценам и тарифам, устанавливаемым на договорной основе; Осуществляет посреднические и представительские функции в информационном обмене между узбекскими и зарубежными средствами массовой информации; Участвует в учреждении и работе информационных, культурных, благотворительных, гуманитарных и иных фондов, а также ассоциаций, обществ, организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан и за рубежом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; Содействует расширению и укреплению внешнеэкономических связей Узбекистана; Изучает опыт работы информационных агентств за рубежом, другие виды услуг юридическим и физическим лицам в области сбора, анализа и распространения информации; Создаёт сети местных, региональных и зарубежных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств, а также развитых сетей передачи информации.
СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА «ЖАХОН». При Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан: Директор; Секретариат; Служба информационных программ; Редакционно-издательская служба; Служба связи с национальными информационными агентствами, центрами международной информации; Служба по организации брифингов и пресс-конференций; Служба телевидения и радиовещания; Служба переводов; Финансово-экономическая служба; Служба работы с кадрами и протокола; Отделения и корпункты за рубежом (атташе в посольствах Республики Узбекистан); Служба технического обслуживания.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АППАРАТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: Учитывая, что Узбекистан занял достойное место в мировом сообществе, с целью пропаганды политики, направленной на дальнейшее углубление правовых демократических реформ в стране и среди широких масс народа. Формирования общественного мнения посредством оперативной реакции на социально-политические процессы. 21 ноября 1996г. распоряжением Президента Республики Узбекистан создан Информационный центр аппарата Президента Республики Узбекистан и утвержден структурный состав данного Центра, основанного на духовно-просветительских, экономических, социально-правовых и международных направлениях, а также его устав и штатное расписание. На Информационный центр возложены задачи доведения до населения страны и мировой общественности через средства массовой информации указов Президента Республики Узбекистан, его докладов и речей, законов Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, суть всех важных событий, связанных с внутренней и внешней политикой страны. При этом особое внимание уделяется освещению посредством глубоко пропагандированных материалов серьезных политических, экономических, духовных и международных обозрений, посвященных историческому значению реформ, укреплению мира и стабильности, самоотверженности на пути к великому будущему, гармонии национальной гордости с общечеловеческими ценностями, верности интересам народа и родины, изменениям, происходящим в сознании людей. Информационный центр по пути создания свободного демократического информационного пространства разрабатывает и осуществляет идеи по поддержке СМИ и их деятельности в условиях рыночной экономики. Для полного использования творческих возможностей известных ученых и специалистов, при Информационном центре создана группа общественных обозревателей по духовно-просветительским, экономическим, социально-политическим и международным направлениям. Информационный центр считается самостоятельным подразделением аппарата Президента. Обеспечен выход Информационного центра на Международную систему «ИНТЕРНЕТ». Сотрудники Информационного центра присутствуют на совещаниях с участием Президента, его пресс-конференциях, сессиях Олий Мажлиса, совещаниях Кабинета Министров и на других мероприятиях. Информационный центр возглавляет назначаемый и освобождаемый Президентом Республики Узбекистан руководитель. Кроме вышеперечисленных агентств на международном информационном рынке есть Союзы агентств (региональные и континентальные) и агентства, имеющие конкретную специализацию.
Союзы информационных агентств: - Союз европейских информационных агентств. В него входят 16 европейских государств; - Союз арабских информационных агентств; - Союз африканских информационных агентств; - Союз азиатских информационных агентств и др.

Комментариев нет: