ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
КОМПАНИИ
Мухаммад аль-Бухари: доктор политических наук (23.00.03 –
Политическая культура и идеология; и 23.00.04 – Политические пробллемы
международных систем и глобального развития.), и DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D)
in philology. (Журналистика – 10.01.10). профессор, факультета журналистики
Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека
В результате глобального прогресса в
науке и технике средств массовой коммуникаций, произошли значительные изменения
в международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль государства,
которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его роль как
монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам, что сделало
трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете или полном
контролировании государством, или относительном контролировании процесса
информационного потока внутри государства. На пороге 21-го века, после создания
основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств
коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество
информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой
коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния,
т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через
компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило
процесс реакции людей на международные события, и процесс международного обмена
информацией стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение
планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов,
как на местном, так и на международном уровне. Планирование информационных
работ является основой основ международного обмена информацией. Через
планирование происходит определение общей цели плана, которая не должна
противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация
материальных и технических возможностей людей, правильное их использование,
определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и
эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РАБОТ. Планирование
информационных работ состоит из следующих двух частей:
Теоретическая часть информационного
плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы Fixed Targets и гибкие цели
Flexible Targets, которые не содержат значительных и конкретных задач. Эти
задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом
применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных альтернатив
средств достижения цели информационного плана Choice Problem, необходимых
мероприятий Implementation Problem и проблемы их практического применения
Execution Problem для осуществления цели плана, как показано на следующей:[1]
ЦЕЛИ; ГИБКИЕ ЦЕЛИ; КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ; СРЕДСТВА; ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРОВ; ПРОБЛЕМЫ
МЕРОПРИЯТИЯ; ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИ Я.
Во время составления любого плана
необходимо определить его общие рамки plan-frame, куда входят цифры и
показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во
время действительного выполнения данного плана.
После определения общих рамок плана
начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени
и средствах, необходимых для его достижения исходя из имеющихся возможностей.
Что касается времени, то существуют
ежегодные планы Annual planning, и средние планы Medium term planning, срок
которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в большинстве случаев они
составляются на 5 лет, а также длительные планы Long term planning, превышающие
7-летний срок.[2]
Обычно средние и длительные планы
подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех
возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем
самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов
выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на
квартальные и т. д.
При этом специалистам в области
информационного планирования необходимо осознать, что информационное
планирование является одним из видов политического планирования и входит в
рамки достижения внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя
пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному планированию должны
знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и
подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных
возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и
других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели
обеспечат успех конечной цели.
Необходимо изучить, насколько эти
цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность
достижения цели при их изменении. Это поясняется на следующей схеме:[3]
НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА; ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ; СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ НЕОБХОДИМЫМИ
СРЕДСТВАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ; ВОЗМОЖНЫЕ СРЕДСТВА; ОЦЕНИТЬ НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТЬ
ЦЕЛЬ.
После изучения цели начинается
процесс выбора методов из располагаемых альтернатив alternativis. После
тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается
следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен
соответствовать следующим 10 пунктам.[4]
Определение целей и содержания
информационного материала; Определение сферы выполнения; Ответственный за
выполнение плана; Ответственный за наблюдением и выполнением плана; Анализ и
оценка эффективности; Методы; Объект информационного материала; Материальные и
людские возможности; Система наблюдения за выполнение плана; Срок выполнения.
Составители информационных планов
должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников, стараться сохранять
инициативу initiativ, и кроме того, составление международного информационного
плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах, с
использованием группы специалистов Teamwork в области планирования: экономики,
внешней политики, международном информационном обмене, международных средствах массовой
информации, политических системах, технологиях международных средств
коммуникаций, а также с использованием опыта информационного планирования на
местном, региональном и международном уровнях. Составители информационных
планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международной
журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так как это может
содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению
поставленных целей.
Практическая часть информационного
плана соответствует принципам и целям международного информационного плана.
Самым основным принципом можно назвать координацию работ разных органов и
средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения информационного плана
и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом на вопрос: Кто говорит
и с кем говорит?
аккредитованная дипломатическая
миссия за рубежом и народная дипломатия, «Работа с общественностью»,
официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и
культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, средства
массовой информации и коммуникации - все это является средством осуществления
информационного плана с вовлечением следующих объектов международного
информационного плана: высшее руководство страны; лидеры и члены парламента и
парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от того, у
власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и массовых
организаций; руководство СМИ; предприниматели, бизнесмены и т.д.; религиозные, этнические,
культурные, национальные меньшинства или группы; соотечественники в эмиграции;
культурные и религиозные организации; участники культурных и художественных
фестивалей; участники спортивных состязаний; участники международных,
политических, экономических, научных встреч и конгрессов; посетители
международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и
художественных выставок; аудитория через СМИ.
Через последовательное наблюдение за
этапами выполнения международного информационного плана очень полезно изучить
изменения в той аудитории, куда входят объекты международного информационного
плана. Это исследование охватывает мнение сторонников, противников и
нейтральных участников аудитории и сферы, оказывающие информационное влияние на
разные слои и группы аудитории, имеющей сформированные позиции и мнения.
Изучение обеспечивает информацией ответственных за анализ эффективности
выполнения этапов международного информационного плана и содержит информацию о
тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения
желаемого мнения или отношения. Субъектам планирования следует адаптировать
методы работы всех участников процесса международного информационного
планирования и оказать помощь при подготовке основных информационных
материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в
успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния.
06.09.2008 г.
Сылки:
[1] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.193; доктор Мухаммад Махмуд
аль-Имам: «Планирование для экономического общественного развития», институт
высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962,с. 21-22; Омар
Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса
ад-давлея» 1996/январь,№ 123, с.83-101.
[2] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.195; Habil Erhart Knauthe,
Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition
Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
[3] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.196; Ледель Харт: «Стратегия и ее
история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968,с. 45-46.
[4] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.198; B.E.Goetz , Management,
Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949; J. Argenti, Corporate
Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
Комментариев нет:
Отправить комментарий