четверг, 27 августа 2009 г.

МОИ как дипломатическая функция

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
КАК ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ


Мухаммад аль-Бухари: доктор политических наук (23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 – Политические пробллемы международных систем и глобального развития.), и DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (Журналистика – 10.01.10). профессор, факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека

Дипломатия является одной из основных средств внедрения внешней политики государства,[1] и задачей МИДа является занятие дипломатической деятельностью через его центральные департаменты. Эти департаменты бывают географическими. Например, департамент Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и т.д.. Функциональными как экономические и информационные отделы и т.д., административными -- отделы дипломатических представительств, консульств и т.д.[2]
Принято, что в составе посольств и консульств, действующих за рубежом, работают советники или атташе в области военной, экономической информации, и все они подчиняются председателю дипломатического корпуса (послу), но на самом деле они подчиняются тому официальному органу, который их послал.
История показывает, что дипломатические отношения раньше были тайными, но постепенно они стали гласными. Это произошло после важных событий в истории дипломатии, когда большевики после захвата власти в России в 1917 г., предали огласке все секретные обязательства Российской империи.
Во второй раз это произошло в 1918 г., когда президент США Вильсон сделал заявление содержащее 14 принципов.
В третий раз, когда Лига Наций всех государств выдвинула требования о том, что члены Лиги должны регистрировать свои договоры и свои международные обязательства, для того чтобы Лига признала их документально и официально. После 2–ой мировой войны эту роль выполняет ООН, распространяя договоры и обязательства в рамках открытой дипломатии.
Не смотря на это, дипломатическая работа многих стран продолжает оставаться тайной. Например, переговоры о соглашениях, договорах, согласии сторон по некоторым секретным пунктам в целях соблюдения требований национальной безопасности и высшего национального интереса, а также необходимости внешней политики государства.
ДЕЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТ
Дипломатическая работа подразделяется на: классическую дипломатию, которая осуществляется, через двусторонние переговоры и действует по сей день; дипломатия конгрессов или коллективная дипломатия осуществляется через международные конгрессы, семинары, встречи. Она охватывает такие области международных отношений как политическая, экономическая, юридическая, общественная, профессиональная, научная, культурная и т.д.
Коллективная дипломатия требует от представителя, участвующего в международных форумах, кругозора и глубоких знаний по теме международного конгресса, а также владения информационными возможностям, когда он выступает с заявлением внутри конгресса или за его пределами, когда делает заявление в СМИ.
парламентская дипломатия или международная организация осуществляется посредством дипломатических маневров или «закулисных игр». Здесь видна особая роль политических, экономических, международных и региональных группировок, влияние международного порядка на дипломатическую работу в управлении борьбой между государствами и их внешней политикой, а также разнообразие политических позиций в международных отношениях, например в дипломатических отношениях, происходящих в рамках ООН.[3]
дипломатия в верхах - облик, являющийся достижением современности. Она отличается быстротой в принятии важных решений, чему способствует глобальное развитие средств коммуникации и транспорта, что, в свою очередь, влияет на дипломатическую работу. Раньше, в основном, опирались на самих дипломатов, а сегодня их роль изменилась, и они, в большинстве случаев, стали выполнять указания своих правительств.
Для обсуждения важных вопросов сегодня стали обычными встречи глав государств и правительств. Такие встречи подготавливаются через дипломатические каналы или другие виды дипломатических работ таких, как культурная и экономическая дипломатия, что обеспечивает продолжительность отношений.
народная дипломатия - в ее рамки входит работа с общественностью, дипломатия СМИ, дипломатия общественных и профессиональных организаций, научных, культурных, экономических и политических учреждений через связи с организациями, адекватными им в разных странах мира. Народная дипломатия в целом стремится служить интересам государства, его внутренней и внешней политике.
Исходя из вышесказанного, дипломатическая практика является инструментом исполнения внешней политики государства,[4] The process by which foreign policy is carried out , управлением международными отношениями через переговоры,[5] the management of international relations by negotiations.
Известно, что искусство переговоров ведет к достижению максимальной цели при минимальных потерях, что осуществляется через политическую систему, которая может привести к войне.[6]
The art of negotiations in order to achieve the maximum of group objectives with a minimum of costs within a system of politics in which war is a possibility.
Это является управлением международными отношениями через переговоры. Если мы предполагаем, что есть информационная дипломатия, т.е. СМИ, тогда мы можем говорить о развитии функции дипломатических отношений, т.е. дипломаты стали выполнять информационные задачи через заявления, коммюнике, распространение информации, разные контакты, а также создание отношений с политическим руководством, элитой и лидерами общественного мнения. Процесс работы с общественностью сегодня стал одной из задач дипломатических отношений. Итак, мы видим, что дипломатическая работа сегодня связана с информационной работой. Это объясняет причины, призывающие некоторые специальности политических наук признать журналистику и работу с общественностью одной из областей дипломатии, которая необходима в учебе студентов. Также наблюдается тенденция к распространению национальной культуры тех государств, дипломаты которых одновременно с осуществлением своих функций в дипломатической работе несут и международную информацию.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СОВЕТНИК И ИНФОРМАЦИОННЫЙ АТТАШЕ: 20 век стал свидетелем широкомасш-табного и всестороннего развития работы дипломатических миссий, куда сегодня входят советники и атташе по делам культуры, торговли, информации, военному делу и т.д. Работа дипломатических миссий зависит от уровня развития представляемого ими государства и стремления данного государства увеличить число членов своей дипломатической миссии, работающей за рубежом, обеспечить дипломатические представительства различными специалистами, которые будут служить его интересам, а также выполнять конкретные задачи, требующие решения.
Советники или атташе по делам информации осуществляют функции распространения и международного обмена информацией посредством связей с влиятельными группами тех государств, где они аккредитованы. В эти группы входят: руководители государства, члены парламента и политических партий, лидеры общественного мнения, оппозиция и другие группы, оказывающие непосредственное влияние на политические решения.
Одновременно они выполняют функции общения с аудиторией через написание статей и наблюдение за реакцией на публикуемый материал в СМИ, а также посредством чтения лекций и проведения пресс-конференций, участия в радио- и телепередачах, печатных изданиях, проведения информационных выставок, туристических декад, поддержки туризма и обмена ознакомительными делегациями и т.д.
Информационные советники или атташе информируют свое государство о своей деятельности в данной стране, о ее политическом и экономическом положении, позиции общественного мнения и развитии пропаганды оппозиции, а также предлагают способы по работе с этой пропагандой.
Бедные и развивающиеся страны заметно страдают от низкого уровня квалификации своих информационных советников и атташе, которые в большинстве случаев назначаются, исходя из соображений, не связанных с квалифика-ционными требованиями этой должности.
Бедные и развивающиеся страны нуждаются в постоянном развитии своих информационных органов и кадров до уровня, отвечающего требованиям данной работы. В становлении информационных систем развивающихся стран огромную роль играют специализированные международные организации, а также развитые страны мира.
Республика Узбекистан с 1991г., с первых дней своей независимости укрепляет свои дипломатические представительства за рубежом в качестве информационных атташе. Для этого при Министерстве иностранных дел было создано информационное агентство «Жахон», занимающееся отправкой за рубеж информационных атташе, непосредственно подчиняющихся информационному агентству. Информационные атташе регулярно посылают в агентство репортажи и отчеты о своей работе, а также о состоянии общественного мнения страны, где они аккредитованы, отвечая на все интересующие Узбекистан вопросы. Одновременно они подчиняются главе узбекского дипломатического представительства в тех государствах, где они аккредитованы.
В Соединенных Штатах Америки функции информационных советников и атташе в дипломатических представительствах за рубежом осуществляет Информационная служба США «U. S. Informаtion Service» (USIS), входящая в структуру Информационного агентства США «U. S. Informаtion Agency» (U S I A) . Не смотря на то, что они подчиняются главам дипломатических представительств США за рубежом, они одновременно возглавляют информационные центры “Information Centers”, которые предоставляют необходимую информацию о США тем странам, где они аккредитованы.
Международные информационные службы США получили свое дальнейшее развитие после решения бывшего Президента Джимми Картера создать новое информационное агентство International Communication Agency, которое заменило информационную службу США. Новое международное информационное агентство США официально начало свою деятельность в апреле 1978 г. Основные задачи данного агентства – это: повышение взаимопонимания между США и другими странами мира; объяснение картины американского общества и политики США на международном уровне, в особенности в вопросах культуры и свободы личности; обеспечение доступа США к международной информации с целью обогащения американской культуры; предоставление информации о международных проблемах для активного участия США в их решении.
В Великобритании, для создания личных отношений с известными редакторами прессы и другими деятелями информационных служб работают “офицеры информации” (“Information Officers”) в Министерстве Внешних Связей и Содружества (“The Foreign and Commonwealth Omce»). Сэр Гарольд Билл, бывший посол Великобритании говорил: «это объясняет возвращение к традиционному понятию «информационных атташе», которые тесно работают с политическим отделом своего посольства и занимаются укреплением связей с газетами».[7]
Британский комитет Плуден (The Plouden Commice) в 1964 г. в первую очередь определил характер деятельности информационных атташе с политической и технической точки зрения. По его словам, пресс-атташе необходимо тесно сотрудничать со своими коллегами из дипломатического представительства в политических и экономических делах, оценивать их деятельность как член посольства, а также он должен получить согласие своего начальника и коллег из посольства, а это повышает уровень его значения и влияния в работе.[8]
Не смотря на это, он нуждается в большом количестве информационных материалов, которые могли бы помочь ему в осуществлении своей информационной функции. Этот материал он получает в Центральном информационном бюро в Лондоне (“The Central Office of Information in London“), которое является профессиональным учреждением, занимающимся обеспечением информацией государственные учреждения внутри страны и за рубежом.
ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ: Международный обмен информацией (МОИ) является одним из видов международных отношений. МОИ появился и стал функционировать после создания Лиги наций, и был утвержден после создания ООН и других международных организаций. В современной истории международные сотрудники занимаются информационной работой и служат интересам международных организаций, строго подчиняясь управлению этих международных организаций. Они сохраняют нейтралитет в отношении членов международных организаций, когда делают информационные заявления, коммюнике, в публикации документов, чтении лекции или в своей работе в информационных центрах международных организаций в разных странах мира.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ООН ЗА РУБЕЖОМ: являются инструментом распространения планов мероприятий данной организации. Генеральная ассамблея ООН 1 февраля 1946 г. приняла резолюцию о создании вспомогательной структуры при генеральном секретаре ООН, которая помогла бы ему в работе, и состоящая из восьми управлений, в число которых бы входило информационное управление. Данное решение также касалось создания информационных центров, вследствие чего были созданы информационные центры ООН в Вашингтоне в 1946 г. и в Москве 1947 г. Их число постепенно увеличивалось в разных столицах мира.[9]
4 февраля 1952 г. генеральная ассамблея ООН приняла решение № (6)595, содержащее требование к информационному управлению ООН создать рабочую программу ООН в этом направлении с учетом региональных и языковых особенностей. Она поручила информационному управлению ООН создать сеть информационных центров в разных странах мира для укрепления связей между странами ООН. Кроме того, было поручено также распространить и разъяснить миссию ООН, информировать о ее мероприятиях и достижениях, сосредоточиться на роли ООН в решении международных проблем, обеспечить доступным информационным материалом из источников ООН, создать библиотеки ООН и координировать работу со СМИ в тех столицах, где находятся центры.
Генеральная ассамблея ООН одобрила в 1962 г. программы ЮНЕСКО по оказанию помощи СМИ развивающихся стран. Это подтверждает роль ООН в области международного обмена информацией, после того как ее значение в оказании помощи СМИ была ограничено в тех государствах, которые пострадали в результате второй мировой войны. Свободный поток информации, идей и образования укрепился после Лондонского съезда ЮНЕСКО, который прошел с 1-16 ноября 1945 г. в присутствии представителей 45-ти государств. В результате этого совещания при ООН была создана организация ЮНЕСКО (UNESCO) по вопросам науки, культуры и образования.[10]
РОЛЬ ЮНЕСКО В РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ: ЮНЕСКО в конце 40-х годов 20 века изучала технологии и учебные нужды СМИ. С этой целью были направлены 29 специалистов в более, чем 126 стран мира. Кроме того ЮНЕСКО занималась перепиской с видными деятелями 31 стран, в результате которой пришла к заключению о необходимости аудио-визуальных средств, решения правительственных проблем коммуникации, оказания помощи некоторым государствам для развития СМИ этих государств и необходимости поддержать свободу информации законодательством о СМИ во всех странах мира. ЮНЕСКО также создало международную комиссию из 16 ведущих международных экспертов из разных географических и культурных регионов мира для изучения проблемы обмена информацией во главе с ирландским ученым Макбрайдом - лауреатом Нобелевской премии за мир. ЮНЕСКО опубликовало доклад этой комиссии на 15-ти языках мира под названием: « Разные голоса одного мира».
В докладе было детально изложена связь между коммуникативным процессом и обществом с исторической и современной точки зрения. А также в рамках международного отношения был изучен доклад по коммуникативному процессу в современном мире с точки зрения проблем профессиональной журналистики и т.д.
В докладе одной из таких проблем является монополия некоторых международных информационных агентств, при этом рассматривается влияние этих информационных агентств на поток информации, который ведет к опасности культурной экспансии в новой форме, искажения содержания информационного материала и одностороннего направления информации, которое не отражает фактической реальности. Доклад предлагал ряд принципов, на основе которых можно создать новую информационную систему, более справедливую и с возможностью служить миру, развитию прогресса во всем мире: устранение неравного и несправедливого распределения власти информационных агентств в мире; ликвидация негативных последствий монополий и повышенной концентрации СМИ; обеспечение разнообразия в источниках и каналах информации и неприкосновенности журналистов; уважение традиций, культуры и прав каждой нации, выражение своей точки зрения в международном сообществе, а также выражение своих интересов и общественно-культурных ценностей; уважение прав всех народов в участии процесса международного обмена информацией на основе сбалансирования взаимных интересов; право доступа людей, общественных и этнических групп к источникам информации и активное участие в процессе коммуникации.
Обсуждение доклада в исполнительном совете и на общем собрании ЮНЕСКО вызвало много шума и громких дебатов, особенно когда развивающиеся страны попытались внедрить этот доклад в конкретную программу принципов работы ЮНЕСКО, которые должны соблюдаться международными монополиями. Некоторые страны мира, особенно США и Великобритания, и большинство международных информационных агентств увидели в этом докладе стремление к ущемлению свободы информации и журналистов. Не смотря на все это, в процессе МОИ необходимо сделать особый акцент на особенности каждой культуры, потому что культурная проблема сегодня является, в сущности, проблемой международного обмена информацией.
ЮНЕСКО длительное время издавало ряд печатных изданий о свободе информации, о МОИ и СМИ в мире.
В 1952 г. ЮНЕСКО выпустила серию докладов «Отчеты и доклады о массовой информации». И до 1970 г. ЮНЕСКО выпустила более 600 докладов о СМИ в сельских местностях и развивающихся регионах, о роли СМИ в образовании, о подготовке журналистских кадров, а также статистические данные о СМИ и средствах коммуникации через спутниковые связи.
В 1955 г. генеральный секретарь ООН создал экспертную комиссию по изучению мероприятий ООН за пределами ее штаб-квартиры, в том числе и мероприятий в области информации.
Данная комиссия призывала усилить внимание к информационным центрам ООН в разных странах мира.
ЮНЕСКО оказала существенную помощь в создании центров по подготовке журналистских кадров в разных странах мира, например:[11] Международный центр высшего образования журналистов в Страсбурге, учеба в данном центре началась в 1957 г. The International Center for Нigher Education in Journalism. Международный центр высшего образования журналистов в Латинской Америке, который открылся в Киото в 1959 г. The International Center for Higher Studies in Journalism for Latin America.1959 Quota. Центр исследования массовой информации в университете города Дакара (Сенегал) для подготовки франкоязычных африканских журналистских кадров.The Center for Studies in Mass Communication Sciences and Techniques. Институт массовой информации университет в Маниле, столице Филиппин. Институт информации в Бейруте, столице Ливана. Институт информации в Анкаре, столице Турции. Институт информации в Нью-Дели, столице Индии. В результате усилий ЮНЕСКО в 1959 г. была создана. международная организация исследований массовой информации. The International Association for Mass Communication Research. Международный совет кино и телевидения 1959 г.The International Council for film and Television 1959. Институт исследования кино в Латинской Америке в городе Мехико 1956 г. The Educational film Institute for Latin America 1956. Общество преподавателей журналистики в Южной и Восточной Азии 1961 г. South and East Asia Association for Journalism Educators 1961. Союз африканских информационных агентств 1963г.
В 1959г. экономический общественный совет при ООН по предложению ЮНЕСКО обсудил вопрос по оказанию помощи отстающим странам в области информации.[12]
В середине 60-х гг. 20 века ЮНЕСКО начала уделять особое внимание использованию СМИ в целях образования. В 1964 г. в Сенегале была принята шестилетняя программа, направленная на использование аудио-визуальных и других средств обучения взрослых, а также получил поддержку принцип использования фильмов и современной электронной техники в образовании.
И до сих пор ЮНЕСКО активно работает в усилении эффективности своей деятельности в разных странах мира, нуждающихся в помощи в области информации, участвует в международных совещаниях, посвященных СМИ и коммуникациям, включая коммуникации через спутниковую связь, и постоянно призывает к использованию спутниковой связи для образования и распространения научной и культурной информации.
После распада социалистической системы и бывшего Советского Союза перед ЮНЕСКО возникли новые проблемы в оказании помощи новым независимым государствам в обновлении своих информационных систем и интеграции в международную информационную систему в таком виде, который обеспечил бы поток информации, и укрепил свободу информации в этих государствах.
ЮНЕСКО остается главной международной правительственной организацией, которая может играть ощутимую роль в создании условий для цивилизованного диалога между народами мира в 21 веке. Однако в результате революции в области коммуникации и информации, которая ведет, в конце концов, к открытому диалогу и глобализации, ЮНЕСКО может обеспечить дополнительный успех западных развитых государств, которые держат сегодня монополии над самыми современными средствами коммуникации и информации в мире, и привести к новому виду политического, культурного, экономического влияния. Это обеспечит успех западной модели цивилизации и оставит национальную культуру без защиты и безо всякой возможности развития этой культуры среди разных культур на земном шаре.
06.09.2008 г.
Сылки:
[1] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство. Каир, 1990. С. 171-172; Hans Morganthue, Political Nations, Calcutta, Scientific Book Agency, 1965, chap.28.
[2] Там же.
[3] Там же; Adi H., Doktor. Op. Cit., p. 146.
[4] Там же; Ibid., p. 147.
[5] Там же.
[6] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, с.176-177, Каир, 1990; H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
[7] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир 1990, с.с.176-177; H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
[8] смотри там же; Ibid., p. 129.
[9] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. с. 179; - Stevan Marjanovic and Dimitrije Pandic, Legal Position and Function of United Nations Information Centrs, Symposiom Ljublljana 1968, op. P. 401-403.
[10] доктор Хасан Нафаа: «ЮНЕСКО и проблемы многосторонней культуры и цивилизации». Журнал «Ас-сияса ад-давлия», Каир, 1997,№ 127.с.с. 14-31; «Разные голоса: один мир». ЮНЕСКО Париж, 1976; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, с. 181, Каир, 1990; Robert P. Kright, UNESCI S international Communication Activites, in international Communnication. Media, Channels, Functions. Op. Cit., p. 219; UNESCO: On the Eve of its Fortieth Anniversary, UNESCO, Paris, 1985, p. 45.
[11] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. с.182; - Ibid., pp. 222-223.
[12] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, с.183 , Каир, 1990; - Ibid., p. 224.

Комментариев нет: