четверг, 27 августа 2009 г.

государство и проблемы глабализации


ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ





Мухаммад аль-Бухари: доктор политических наук (23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 – Политические проблемы международных систем и глобального развития.), и DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (Журналистика – 10.01.10). профессор, факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека

 «Глобализация» Globalization означает «превращение чего-либо из местного уровня в мировой, то есть перемещение из определенной сферы в «безграничный» мир. Здесь слово «безграничный» означает весь мир, в котором совершается движение, сотрудничество, обмен и взаимодействие при всем их политическом, экономическом, культурном и другом разнообразии, переступая общепринятые географические границы различных государств. Включая в себя этот смысл, термин «Глобализация», вместе с тем, ставит под вопрос перспективы Национального Государства Nation-State, границы его суверенитета и одновременно его роль на внутреннем и внешнем уровнях.[1]

Согласно американскому пониманию этого термина появилось следующее определение: “распространение одного образа, включающего идеологический, политический и экономический аспекты, конкретного круга или конкретной нации на всех или во всем мире”. В виду того, что “Глобализация” в основном пришла из США, она теоретически явилась призывом для принятия американской модели экономики, политики, культуры и, следовательно, всего образа жизни.

В основном, “Глобализация” является результатом Научно-технической Революции, которая сделала качественный скачок в международный капитализм, после промышленной революции, которая началась в середине 18 в. в Европе. Использование энергии коренным образом изменило производственные отношения, в результате чего начался новый этап развития человечества, который характеризуется экономическим расширением, поиском природных ресурсов, а также открытием мировых рынков. Это стало одной из причин возникновения классической колонизации и послужило причиной европейских войн, которые возникали для удовлетворения нужд развития капитализма.

Ускорение распространения “Глобализации” было продолжением Научно-технической Революции и процесса научно-технического развития, которое сопровождалось глобальным развитием современных средств массовой коммуникации и носителей информации, что в свою очередь обновило образ и природу производства, а также реакцию на международные отношения. Война уже не является средством разрешения споров между капиталистическими странами. Стало необходимым и актуальным объединить рынки развитых промышленных государств в один международный рынок, что означает необходимость преодоления известных национальных политических границ, а также пересмотр распределения доходов в стремлении поднять уровень жизни человека, что позволит расширить рынки промышленно-развитых государств, для реализации современной продукции, что означает создание “большого потребительского общества” Consumer Society.

Все эти признаки служили точкой опоры для перехода от национального капитализма в транс национальному капитализму, признаки которого были связаны с возникновением понятия «Глобализация» и были видны через расширение сферы производства и торговли до уровня, охватывающего международный рынок полностью. А также пересечение экономической эффективности владельцев капиталов, коммерсантов, предпринимателей и промышленников, деятельность которых была ограничена национальными границами того государства, к которому они принадлежали. Благодаря «Глобализации» экономическая эффективность стала, зависима от международных свободных промышленных и финансовых групп, которые получают поддержку своих государств через транснациональные компании. Итак, национальное государство уже не является главным двигателем экономического процесса на мировой уровень, его место занял частный сектор, особенно в сферах производства, маркетинга и международной конкуренции.

«Глобализация» не ограничивается только экономикой, она охватывает все сферы жизни, такие как политическая, культурная, научная, информационная и т. д. Это объясняется тем, что экономическое развитие международного капитала требовало свободных рынков, а также конкретных политических систем для управления властью. Видно, насколько увеличилось число международных экономических центров силы в современном международном капитализме, стало больше центров политической силы, что создало альтернативу силам на уровне власти. А это, в свою очередь, укрепило возможности демократического развития на всех уровнях, отказ от монополии власти и обеспечение возможности ее перехода из одного в другое, разнообразие центров силы и влияние ее на общество, запретило концентрацию богатства только в руках государства и ослабило управление центральной власти.

Быстрому распространению «глобализации» способствовала победа капитализма над другими системами, такими как нацистская, фашистская, коммунистическая, а так же крах Советского Союза, на месте которого появились независимые государства. Упадок тоталитарной системы власти в Восточной Европе и переход новой системы в этих государствах к разным видам демократического правления по своей сути связывает демократическое развитие с капиталистической системой, которая базируется на демократических процессах экономического, общественного и культурного развития.

Прямая межконтинентальная коммуникация, через международные коммуникационные сети, спутниковые, телевизионные и радио станции дала возможность показать, что собой представляет «глобализация». После чего она стала ясна и простым людям всего земного шара. Ожидается, что бурное развитие техники и современных средств коммуникации даст возможность расширению культурных связей между всеми народами мира и поможет найти общие цели и интересы, которые не противоречили бы их национальным интересам.

Но, не смотря на это, многие правительства мира проявляют свой страх и опасения по поводу трансляции передач, которые якобы направлены против их идеологии и системы управления. На их взгляд, эти передачи могут угрожать политической и общественной стабильности этих государств. Некоторые влиятельные общественно-политические силы разных государств мира также выразили свои опасения в отношении открытой информационной системы, которая может угрожать культуре, обычаям и святыням разных народов мира.

«Глобализация» связана с гегемонией рыночной экономики, а эта модель, в свою очередь, поднимает вопрос о роли государства в этом процессе, она не оправдывает и не позволяет перейти к рыночной экономике, так как это приведет к тому, что роль государства в этом процессе исчезнет или ограничится.[2]

Большинство тех, кто писал о важности рыночной системы, всегда связывали это с необходимостью существования сильного государства, так как без этого условия рынок не сможет выполнять свою функцию. Отсюда следует, что нет причины говорить, о стремлении отменить или ограничить роль государства, а, наоборот, нужно утвердить эту роль и отметить ее важность, правда, с некоторой поправкой в направлении его на рыночную систему.

США - самая крупная капиталистическая страна в мире, где государство вмешивается в экономическую жизнь и определяет условия экономической активности, а так же условия политики финансов и торговли. Большая разница между централизованными и рыночными системами заключается в том, что во втором случае государство вмешивается в экономическую жизнь страны как власть, а не как производитель, потому, что условием государственной власти является не противоречить развитию экономической жизни.

Свободная экономика не означает отсутствие государства. Разница между либеральной системой и системой централизованного планирования заключается не только в принципе «вмешательства», но и в его содержании. Условием централизованного планирования государства является непосредственное производство товаров и услуг, а так же управление экономическим процессом через общественный сектор. А условием свободной экономики является предоставление производства товаров и услуг отдельным лицам и частным проектам, из чего вытекает объединение государства и частного сектора в единое целое. Вмешательство государства в процесс экономической жизни происходит через другие более эффективные средства. Это подъем производительности, достижение общественной справедливости, сохранение высокого уровня роста национального дохода, обеспечение основными услугами в области образования, здравоохранения, судебной власти, безопасности и обороны, сюда также входит создание проектов инфраструктуры государства.

Принципом свободной экономики не является пренебрежение основами общественной справедливости. И те страны, которые придерживаются этого принципа, оказываются в авангарде всех стран мира. С позиции оказания помощи бедным. Справедливого разделения дохода. Страхования всех граждан от общественных неожиданностей, таких как безработица, инвалидность, старость и др. Существует также прочная связь между квалификацией экономического выполнения и условиями справедливости. Так как квалификация означает развитие национальной экономики на высоком уровне и увеличение возможностей экономической системы в обеспечении производительных рабочих мест всем тем, кто в этом нуждается и является основным показателем общественной справедливости.

Эта новая роль государства дает возможность приспособиться к новым международным изменениям, не умоляя его суверенитета при распространении «глобализации» и условий нового международного порядка, которые достигаются соблюдением принципа взаимной поддержки между странами и народами мира. Утвердительное и сознательное слияние в новую международную систему происходит не безосновательно, «глобализация» уходит корнями далеко в историю. Она является логическим результатом бурного развития техники, средств коммуникации, носителей информации и экспансионной природы капиталистического производства. Нельзя оставаться за пределами «глобализации», необходимо участвовать в тех процессах, которые происходят в мире. Это сознательное сотрудничество должно происходить с целью избежания остаться за пределами исторических рамок.

Новая экономическая система является результатом величайших достижений в истории человеческого развития в области науки, культуры, экономики, техники, политики, идеологии и представляет собой основной пункт, который коренным образом отличается от предыдущих систем.

Современная цивилизация выросла на руинах цивилизаций и культур средневековья, отклоняя идеи теологического права (толкования), тем самым, отделяя религию от государства. То есть она смогла выразить человеческую мысль, исторически освещенную региональным взглядом и направленную на демократию, которая основана на уважении мнения как одной стороны, так и противоположной, то есть плюрализм, свобода мысли и уважении прав человека, права которого не признают ни политические и ни географические границы.

От менее развитых государств «глобализация» требует делать «большие шаги» в направлении всеобщего обновления, которое невозможно осуществить без эффективного содействия государства, что достигается через модернизацию и контроль экономических платежей, а также организацию рыночных процессов.[3]



Сылки:
[1] Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства», Каир, журнал «международная политика» 1998, №134, стр 43. (Работа на арабском языке).

[2] Смотри: Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и прогресса». Перевод доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999. (Работа на арабском языке). -_ Ислам Каримов, «Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике». Перевод доктора Мухаммада аль - Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999. (Работа на арабском языке). - Ислам Каримов, «Узбекистан, на пути углубления экономических реформ». Издательство «Компания печати и распространения». Бейрут 1996. (Работа на арабском языке). - доктор Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути реформ». Газета «Арабский остров». 30.05.1996.

[3] Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства». Каир, журнал международная политика» 1998, № 134, стр. 47. (Работа на арабском языке); _ доктор Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы современного арабского мышления», Центр исследования арабского единения, Бейрут 1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Хазим аль-Бабляви, «Арабы и глобализация». Газета «Аль-Ахрам». 30.12.1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Гала Мустафа, «Национальный проект Египта: основная роль государства». Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Гала Мустафа, «Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства». Газета «Аль-Ахрам». 31.03.1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Гала Мустафа, «Права человека и философия индивидуальной свободы». Активисты региональной программы исследований прав человека, №3, октябрь 1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Усама аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии «Знание»,сентябрь 1987. (Работа на арабском языке); _ Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989; _ James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalising and Localising Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}; _ Paul Kennedy, Globalizion and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996; _ Peter Drucker, The Second Inforation Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14, No. 2 Spring 1997; _ Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State, International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.


Комментариев нет: