ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Мухаммад аль-Бухари: доктор политических наук
(23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 – Политические проблемы
международных систем и глобального развития.), и DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D)
in philology. (Журналистика – 10.01.10). профессор, факультета журналистики
Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека
«Глобализация» Globalization означает
«превращение чего-либо из местного уровня в мировой, то есть перемещение из
определенной сферы в «безграничный» мир. Здесь слово «безграничный» означает
весь мир, в котором совершается движение, сотрудничество, обмен и
взаимодействие при всем их политическом, экономическом, культурном и другом
разнообразии, переступая общепринятые географические границы различных
государств. Включая в себя этот смысл, термин «Глобализация», вместе с тем,
ставит под вопрос перспективы Национального Государства Nation-State, границы
его суверенитета и одновременно его роль на внутреннем и внешнем уровнях.[1]
Согласно американскому пониманию этого
термина появилось следующее определение: “распространение одного образа,
включающего идеологический, политический и экономический аспекты, конкретного
круга или конкретной нации на всех или во всем мире”. В виду того, что
“Глобализация” в основном пришла из США, она теоретически явилась призывом для
принятия американской модели экономики, политики, культуры и, следовательно,
всего образа жизни.
В основном, “Глобализация” является
результатом Научно-технической Революции, которая сделала качественный скачок в
международный капитализм, после промышленной революции, которая началась в
середине 18 в. в Европе. Использование энергии коренным образом изменило
производственные отношения, в результате чего начался новый этап развития
человечества, который характеризуется экономическим расширением, поиском
природных ресурсов, а также открытием мировых рынков. Это стало одной из причин
возникновения классической колонизации и послужило причиной европейских войн,
которые возникали для удовлетворения нужд развития капитализма.
Ускорение распространения
“Глобализации” было продолжением Научно-технической Революции и процесса
научно-технического развития, которое сопровождалось глобальным развитием
современных средств массовой коммуникации и носителей информации, что в свою
очередь обновило образ и природу производства, а также реакцию на международные
отношения. Война уже не является средством разрешения споров между
капиталистическими странами. Стало необходимым и актуальным объединить рынки
развитых промышленных государств в один международный рынок, что означает
необходимость преодоления известных национальных политических границ, а также
пересмотр распределения доходов в стремлении поднять уровень жизни человека,
что позволит расширить рынки промышленно-развитых государств, для реализации
современной продукции, что означает создание “большого потребительского
общества” Consumer Society.
Все эти признаки служили точкой опоры
для перехода от национального капитализма в транс национальному капитализму,
признаки которого были связаны с возникновением понятия «Глобализация» и были
видны через расширение сферы производства и торговли до уровня, охватывающего
международный рынок полностью. А также пересечение экономической эффективности
владельцев капиталов, коммерсантов, предпринимателей и промышленников,
деятельность которых была ограничена национальными границами того государства,
к которому они принадлежали. Благодаря «Глобализации» экономическая
эффективность стала, зависима от международных свободных промышленных и финансовых
групп, которые получают поддержку своих государств через транснациональные
компании. Итак, национальное государство уже не является главным двигателем
экономического процесса на мировой уровень, его место занял частный сектор,
особенно в сферах производства, маркетинга и международной конкуренции.
«Глобализация» не ограничивается
только экономикой, она охватывает все сферы жизни, такие как политическая,
культурная, научная, информационная и т. д. Это объясняется тем, что
экономическое развитие международного капитала требовало свободных рынков, а
также конкретных политических систем для управления властью. Видно, насколько
увеличилось число международных экономических центров силы в современном
международном капитализме, стало больше центров политической силы, что создало
альтернативу силам на уровне власти. А это, в свою очередь, укрепило
возможности демократического развития на всех уровнях, отказ от монополии
власти и обеспечение возможности ее перехода из одного в другое, разнообразие
центров силы и влияние ее на общество, запретило концентрацию богатства только
в руках государства и ослабило управление центральной власти.
Быстрому распространению
«глобализации» способствовала победа капитализма над другими системами, такими
как нацистская, фашистская, коммунистическая, а так же крах Советского Союза,
на месте которого появились независимые государства. Упадок тоталитарной
системы власти в Восточной Европе и переход новой системы в этих государствах к
разным видам демократического правления по своей сути связывает демократическое
развитие с капиталистической системой, которая базируется на демократических
процессах экономического, общественного и культурного развития.
Прямая межконтинентальная
коммуникация, через международные коммуникационные сети, спутниковые,
телевизионные и радио станции дала возможность показать, что собой представляет
«глобализация». После чего она стала ясна и простым людям всего земного шара.
Ожидается, что бурное развитие техники и современных средств коммуникации даст
возможность расширению культурных связей между всеми народами мира и поможет
найти общие цели и интересы, которые не противоречили бы их национальным
интересам.
Но, не смотря на это, многие
правительства мира проявляют свой страх и опасения по поводу трансляции передач,
которые якобы направлены против их идеологии и системы управления. На их
взгляд, эти передачи могут угрожать политической и общественной стабильности
этих государств. Некоторые влиятельные общественно-политические силы разных
государств мира также выразили свои опасения в отношении открытой
информационной системы, которая может угрожать культуре, обычаям и святыням
разных народов мира.
«Глобализация» связана с гегемонией
рыночной экономики, а эта модель, в свою очередь, поднимает вопрос о роли
государства в этом процессе, она не оправдывает и не позволяет перейти к
рыночной экономике, так как это приведет к тому, что роль государства в этом
процессе исчезнет или ограничится.[2]
Большинство тех, кто писал о важности
рыночной системы, всегда связывали это с необходимостью существования сильного
государства, так как без этого условия рынок не сможет выполнять свою функцию.
Отсюда следует, что нет причины говорить, о стремлении отменить или ограничить
роль государства, а, наоборот, нужно утвердить эту роль и отметить ее важность,
правда, с некоторой поправкой в направлении его на рыночную систему.
США - самая крупная капиталистическая
страна в мире, где государство вмешивается в экономическую жизнь и определяет
условия экономической активности, а так же условия политики финансов и
торговли. Большая разница между централизованными и рыночными системами
заключается в том, что во втором случае государство вмешивается в экономическую
жизнь страны как власть, а не как производитель, потому, что условием
государственной власти является не противоречить развитию экономической жизни.
Свободная экономика не означает
отсутствие государства. Разница между либеральной системой и системой
централизованного планирования заключается не только в принципе
«вмешательства», но и в его содержании. Условием централизованного планирования
государства является непосредственное производство товаров и услуг, а так же
управление экономическим процессом через общественный сектор. А условием
свободной экономики является предоставление производства товаров и услуг
отдельным лицам и частным проектам, из чего вытекает объединение государства и
частного сектора в единое целое. Вмешательство государства в процесс
экономической жизни происходит через другие более эффективные средства. Это
подъем производительности, достижение общественной справедливости, сохранение
высокого уровня роста национального дохода, обеспечение основными услугами в
области образования, здравоохранения, судебной власти, безопасности и обороны,
сюда также входит создание проектов инфраструктуры государства.
Принципом свободной экономики не
является пренебрежение основами общественной справедливости. И те страны,
которые придерживаются этого принципа, оказываются в авангарде всех стран мира.
С позиции оказания помощи бедным. Справедливого разделения дохода. Страхования
всех граждан от общественных неожиданностей, таких как безработица,
инвалидность, старость и др. Существует также прочная связь между квалификацией
экономического выполнения и условиями справедливости. Так как квалификация
означает развитие национальной экономики на высоком уровне и увеличение
возможностей экономической системы в обеспечении производительных рабочих мест
всем тем, кто в этом нуждается и является основным показателем общественной
справедливости.
Эта новая роль государства дает
возможность приспособиться к новым международным изменениям, не умоляя его
суверенитета при распространении «глобализации» и условий нового международного
порядка, которые достигаются соблюдением принципа взаимной поддержки между
странами и народами мира. Утвердительное и сознательное слияние в новую
международную систему происходит не безосновательно, «глобализация» уходит корнями
далеко в историю. Она является логическим результатом бурного развития техники,
средств коммуникации, носителей информации и экспансионной природы
капиталистического производства. Нельзя оставаться за пределами «глобализации»,
необходимо участвовать в тех процессах, которые происходят в мире. Это
сознательное сотрудничество должно происходить с целью избежания остаться за
пределами исторических рамок.
Новая экономическая система является
результатом величайших достижений в истории человеческого развития в области
науки, культуры, экономики, техники, политики, идеологии и представляет собой
основной пункт, который коренным образом отличается от предыдущих систем.
Современная цивилизация выросла на
руинах цивилизаций и культур средневековья, отклоняя идеи теологического права
(толкования), тем самым, отделяя религию от государства. То есть она смогла
выразить человеческую мысль, исторически освещенную региональным взглядом и
направленную на демократию, которая основана на уважении мнения как одной
стороны, так и противоположной, то есть плюрализм, свобода мысли и уважении
прав человека, права которого не признают ни политические и ни географические
границы.
От менее развитых государств
«глобализация» требует делать «большие шаги» в направлении всеобщего обновления,
которое невозможно осуществить без эффективного содействия государства, что
достигается через модернизацию и контроль экономических платежей, а также
организацию рыночных процессов.[3]
Сылки:
[1]
Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства», Каир,
журнал «международная политика» 1998, №134, стр 43. (Работа на арабском языке).
[2]
Смотри: Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и прогресса». Перевод
доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
(Работа на арабском языке). -_ Ислам Каримов, «Узбекистан, своя модель перехода
к рыночной экономике». Перевод доктора Мухаммада аль - Бухари. Издательство
«Дар ас-Сароват». Джидда 1999. (Работа на арабском языке). - Ислам Каримов,
«Узбекистан, на пути углубления экономических реформ». Издательство «Компания
печати и распространения». Бейрут 1996. (Работа на арабском языке). - доктор
Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути реформ». Газета «Арабский остров».
30.05.1996.
[3]
Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства». Каир,
журнал международная политика» 1998, № 134, стр. 47. (Работа на арабском языке);
_ доктор Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы современного арабского мышления»,
Центр исследования арабского единения, Бейрут 1997. (Работа на арабском языке);
_ доктор Хазим аль-Бабляви, «Арабы и глобализация». Газета «Аль-Ахрам».
30.12.1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Гала Мустафа, «Национальный
проект Египта: основная роль государства». Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997.
(Работа на арабском языке); _ доктор Гала Мустафа, «Национальный проект,
приоритеты внутреннего строительства». Газета «Аль-Ахрам». 31.03.1997. (Работа
на арабском языке); _ доктор Гала Мустафа, «Права человека и философия
индивидуальной свободы». Активисты региональной программы исследований прав
человека, №3, октябрь 1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Усама
аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии «Знание»,сентябрь 1987. (Работа на арабском языке); _ Francis
Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989; _ James N. Rosenan,
New Dimensions of Security: The Interaction of Globalising and Localising Dynamics,
Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}; _ Paul Kennedy, Globalizion and its
Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996; _ Peter
Drucker, The Second Inforation Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14,
No. 2 Spring 1997; _ Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State,
International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
Комментариев нет:
Отправить комментарий