Эффективность международного
обмена информацией
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Национальный
университет Узбекистана имени М.Улугбека
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
И КОМУНИКАЦИИ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Ташкент – 2012
Тема № 7.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
7.1- Международные средства массовой
информации и коммуникации и формировании позиций.
7.2-
Средства коммуникации как источник международного обмена информацией
7.1- Международные средства массовой информации и коммуникации и формировании позиций. Международные средства массовой информации и коммуникации участвуют в
формировании позиций в отношении основных проблем и эффект увеличивается в
процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в
мышлении аудитории.
Международный обмен информации
способствует формированию общественного мнения, помогает принять аудитории
конкретную позицию или, наоборот, посеять сомнение или же отказаться от
определённых позиций в пользу других. Всё это связано с тем, насколько
эффективна информационная кампания и какие в ней используются средства,
насколько ясна для журналистов позиция аудитории, система потребления
информации аудиторией, приём её позиций, которые не составляют одно целое, а
могут иметь особый вид – принятие
аудиторией информации.
Журналистам, участвующим в
подготовке и передаче информации, необходимо придерживаться некоторых
принципов. Для достижения большего эффекта в поставленных целях информационной
пропаганды, для определения уровня успеха или провала информационной кампании
необходимо:
1.
Уметь
противостоять антипропаганде, направленной на аудиторию;
2.
Уметь
использовать международные средства массовой информации для коммуникации и
принятия инициативы против антипропаганды;
3.
Подавать
аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию;
4.
Уметь измерять
эффективность информационного материала, чтобы знать, какой успех получит
пропагандистская кампания. При этом надо учитывать международные
обстоятельства, такие, как кризис или улучшения в международных отношениях. Эти
параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них.
Информационно–пропагандистские
кампании в некоторых случаях могут проводиться для улучшения международных
отношений, равно как и для создания международных кризисов.
Из методов, используемых для
измерения отражения международных информационных кампаний, можно выделить
следующие: индуктивный подход (Inductive approaches), который производил Департамент управления информации образования в армии
США; (Information and Educational Division) посредством прикладных исследований во время второй
мировой войны; после этого были исследования Ховланда (Hovland), с помощью которых была измерена эффективность коммуникации закрытым
экспериментом (Controlled experiment). Опора была сделана на следующие элементы:
1)
Коммуникатор (Communicator): Эффект информационного материала повышается, если
коммуникатор передаёт информацию, которая по содержанию совпадает с позицией
аудитории, и аудитория теряет из виду источник информации через короткое время.
Это явление получило название «эффект спящего» (The sleeper effect).
Существует и ряд других факторов, повышающих эффективность информации: возраст,
пол, внешний вид коммуникатора;
2)
Информационный материал (Message): Было установлено, что повышение эффективности международной
информационной кампании, может произойти, если информационный материал будет
совпадать с ее целями, потребностями, ценностями и идеологическими позициями.
Также было обнаружено, что передача проблемы без комментариев имеет большее
влияние на малообразованную аудиторию, так как становится легче для восприятия.
В то же время полный анализ проблемы может оказывать влияние на аудиторию с
высшим образованием и более высоким уровнем культуры, так же, как и при условии
оппозиционного отношения определенной аудитории к содержанию информации. Это
ведёт к антипропаганде аудитории, которая может иметь место в будущем. В
случае, если источники и методы передачи информации были использованы с
развитием событий в прошлом и с прогнозированием в будущем:
3)
Средства коммуникации (Medium): Информационный материал и средства передачи информации тесно связаны друг с
другом, так как информационный эффект зависит от метода изложения и передачи
материала. Необходимо также учитывать распространённость каждого из видов
средств массовой информации и коммуникации в среде аудитории, на которую
направлена информация. Выбор должен делаться с расчётом на максимальный эффект
информации для аудитории. Первенство отдаётся прямой коммуникации: кто-то
считает лучшим средством радио, а кто-то телевидение. Мнения учёных на этот
счёт расходятся: некоторые отдают предпочтение печатным материалам, но это
опять-таки только предположения. Средства, используемые в разных странах,
весьма различны.
4) Аудитория (Audience): Влияние на аудиторию определяется
степенью её знаний, культурных и идеологических сторон, веры, политических
позиций, уровня образования, общественного, экономического положения, системы
управления, характера, возраста, пола, расы, географических особенностей
региона и других факторов.
Следующий метод: Дедуктивный подход – теория бихевиоризма опирается на изменение и формирование позиций. Теория
познания (Cognitive theory) старается объяснить процесс
формирования позиций и дать прогнозы влияния коммуникативного процесса и при
этом опирается на изменение позиций через эмоции и чувства человека, используя
это в процессе коммуникации.
7.2
- Средства коммуникации как источник международного обмена информацией:
1. Процесс коммуникации. Процесс коммуникации в международном обмене информацией является группой
средств, связанных между собой в целях достижения реакции между людьми.
Некоторые объясняют, что изменение понятий происходит посредством языка или
любого другого доступного средства. Цель процесса коммуникации – произвести
изменения в восприятии человека или группы людей, которые вовлечены в процесс
коммуникации.
Другими словами, процесс
коммуникации чаще всего обусловливается стремлением аудитории участвовать в
восприятии информации или в передаче идей, а также ее идеологических позиций.
В коммуникации этот процесс
происходит путём обмена мнений, выраженных понятиями. Слово является наиболее
эффективным средством коммуникации между объектом и субъектом. История науки о
коммуникации восходит к Аристотелю, который заложил основы науки того
коммуникативного процесса, который наблюдается и в наши дни, связь между
оратором – субъектом и массами – объектом.
Согласно этой теории, субъект
должен эффективно, то есть в убедительной форме подавать информацию, чтобы
воздействовать на массы. С точки зрения Аристотеля, коммуникация теряет
эффект, если речь субъекта непонятна и не воспринята объектом.
Линия связи между субъектом и
объектом, по Аристотелю, включает в себя три следующие
составные: Оратор; Речь; Массы.
Аристотель указывал, что оратор, то есть передатчик информации,
должен чувствовать массы, следить за ходом их мысли, знать их цели и принципы,
а также внутренние параметры и общественные законы, на основании которых массы
воспринимают информацию. Такое объяснение опирается на общественное положение
аудитории и связано с общественным воспитанием и ценностями данного общества.
Коммуникативная
ситуация, по мнению Ибн Халдуна, объясняется следующими положениями:
1)
Передатчик
информации – субъект. Субъект передает информацию с собственной точки зрения и
в большинстве случаев ошибается, так как не знает сущности информации.
2)
Корреспонденция.
Необходимо обсудить и определить, насколько она совпадает с реальными событиями
и обстоятельствами по сравнению с теми, которые передал субъект.
3)
Получатель информации
– объект. Ему предстоит уточнить степень правдоподобности и достоверности
информации, передаваемой субъектом, нравственность субъекта, его моральное
поведение и ценностные качества.
Очевидно, что
мировоззрение Аристотеля в области коммуникации более объективно и
всеобъемлюще в отличие от мировоззрения Ибн Халдуна, которое
более идеалистично, но очень близко современной этике коммуникации.
Существует ряд современных
теорий коммуникации. Например, теория Колина, которая выражается в следующей последовательности:
1.
Субъект, передающий
информацию.
2.
Корреспонденция,
для переработки которой человек использует разум и психологические качества:
память, познание и внимание.
3.
Отражение и
обратный эффект, показывающие степень поглощения информации.
На этом круг
коммуникации замыкается.
Эта теория опирается на умственные
способности человека, которые есть стержень коммуникации.
Другой учёный Стивенсон связывал свою теорию
коммуникации с явлением удовольствия. Согласно этой теории, объект испытывает
удовольствие оттого, что читает, слушает или видит, особенно, если присутствуют
музыкальные фрагменты, что уменьшает информационное давление на субъект. Здесь
прослеживается несколько условий:
1)
Общественная
идеология связывает группы людей. Её цель – повысить степень восприятия
информации с общественной и культурной точек зрения;
2)
Корреспонденцию
нужно подать в том стиле, чтобы её развлекательный характер стимулировал
поддержку постоянного контакта объекта с источником информации;
3)
Объект имеет
возможность вступить в диалог с субъектом, опираясь на конкретные факты, а не,
например, предоставленные исполнительными органами материалы, из которых массы
не могут узнать источник передаваемой информации и, естественно, лишены
возможности убедиться в ее достоверности.
Теория Лазара Свилина объясняет
коммуникативную ситуацию следующим образом:
1.
Субъект–это тот,
кто готовит и передаёт материал.
2.
Корреспонденцию
субъект направляет к объекту через средства массовой информации и коммуникации.
3.
Объект – это
аудитория, которая не поддаётся прямому воздействию сразу. Для этого необходимо
повторение информации. Например, воспроизведение ее лидерами общественного
мнения, которые располагают доверием аудитории. Так, представление о лидерах
общественного мнения как важных источниках информации, было получено в
результате научных исследований, которые были проведены в сельской местности.
Лидер общественного мнения, это монополист средств массовой коммуникации,
формирующий стиль и содержание корреспонденции в том виде, который отвечает
вкусу потребителей, то есть объекта.
Теория
коммуникации Эсфероса
рассматривает коммуникативный процесс как общественное явление, которое
действует внутри общества и связано с другими общественными явлениями.
По мнению Эсфероса,
данная проблема – тема гуманная. Исходя из этого, суть этой теории состоит в
следующем:
1.
Субъект – общество;
2.
Корреспонденция
выражает мышление масс, их дух, потребности, убеждения;
3.
Объект – тоже
общество;
4.
Средства массовой
коммуникации – радио, телевидение, газеты, а также трибуны, которые наравне с
политиками используют и массы для выражения своих требований. Трибуны доступны
всем и, таким образом, они не являются чьей-либо монополией.
Теория Вифера и Шеннона определяет
связь между субъектом и объектом так:
1)
Субъект –
социолог, который выбирает содержание корреспонденции, предназначенной для
объекта. Здесь субъекту часто приходится составлять корреспонденцию в таком
виде, чтобы её можно было передать через каналы коммуникации объекту.
2)
Корреспонденция
представляет собой, так называемые инструкции, которые социолог хочет передать
объекту, для чего используется эфир в качестве канала коммуникации.
3)
Объект –
потребитель корреспонденции. Он анализирует информацию и придаёт ей
первоначальную форму. Здесь основное место принадлежит способности
мышления и восприятия объекта.
Теория Ходента разделяет коммуникативный
процесс на семь составных:
1)
Проблема.
2)
Субъект.
3)
Корреспонденция.
4)
Средства.
5)
Передатчик
(в некоторых случаях).
6)
Средства приёма.
7)
Эффект.
Здесь возникает вопрос, насколько и
каким образом средства массовой информации и коммуникации удовлетворяют
общественные потребности человека.
Ответ заключается в том, что
средства распространения информации облегчают процесс двусторонней коммуникации.
Это значит, что средства массовой информации и коммуникации передают информацию
о событиях, имеющих общественную важность.
Человек не всегда поддерживает
связь с другими людьми и ввиду этого испытывает чувство одиночества и
неудовлетворенности. Недостаток общения с внешним миром нередко ведёт к
пессимизму, а радио и телевидение могут оказать услугу в преодолении
пессимистического настроя в том смысле, что особенность звука способна
преодолеть подобное психологическое состояние и в данном случае эффект радио
значительнее, по сравнению с телевидением.
Замечено, что большинство одиноких
людей придают особое значение средствам массовой информации и коммуникации как
способу общения и это общение проходит различные уровни адаптации, а средства
массовой информации и коммуникации компенсируют его путем удовлетворения
потребности человека в коммуникации.
Человек, таким образом, посредством
средства массовой информации и коммуникации может поддерживать связь с
государственными и общественными деятелями, принимать участие в обсуждении
различных всевозможных проблем, поддерживать диалог и по желанию прекращать
его.
Удовлетворение потребностей при
помощи средства массовой информации и коммуникации стало одним из важнейших
элементов жизни современного человека. Проблема адаптации сегодня связана с
вопросами: Что?; Как? и Почему?
Человек нуждается в адаптации для
получения информации, знаний и образования. Она обусловливает поведение
человека, и он через неё принимает конкретные решения для удовлетворения своих потребностей.
Итак, воздействие средств массовой информации и коммуникации на человека в этой
области значительно.
2. Соотношение между элементами коммуникации можно охарактеризовать следующим
образом:
1.
Источник – человек или группа людей. Это важный фактор в коммуникации. Его цель – изменение в процессе
коммуникации и регулирование этого процесса. Иногда может не хватать нужных и
подходящих источников информации, профессионализма в подготовке содержания
информации. Если источником является конкретный человек, необходимо учитывать
его убеждения, отношение к своей работе, к аудитории, а также учитывать
содержание информационного материала, те информационные средства, которыми он
пользуется, если пользуется. Эти факторы влияют на процесс коммуникации в обучении.
2. Для того чтобы круг
коммуникации замкнулся, необходимо ещё одно звено – принимающий информацию
субъект. Если источником и её потребителем будет одно лицо, то в данном случае он и
объект, и субъект. Информация субъекта, направленная к потребителю, важна, но
не менее важна информация потребителя – объекта. В случае негативного отношения
объекта – потребителя к источнику – процесс обучения теряет свою эффективность.
В результате у объекта появляется отношение к восприятию субъекта как,
например, к трудным для чтения книгам или другому трудно доступному учебному
материалу. То есть, он не в состоянии принимать информацию субъекта. Восприятие
информационного материала тоже требует умения. Имея возможность принимать
информацию, объект сам определяет для себя важность чтения и слушания. Он не
может рассуждать в постоянно изменяющихся условиях обучения в процессе
коммуникации.
3. Корреспонденция, или информационный материал. Содержание
корреспонденции и его анализ важный элемент в области коммуникации. Субъект
может использовать ряд терминов в качестве символов для определённых фрагментов
информации. Это ведёт к затруднению её понимания. Что в свою очередь ведёт к
ослаблению процесса коммуникации, например, в процессе обучения иностранному
языку: если субъект не учёл уровень знаний языка объекта, не разработал
соответствующий метод изложения и содержания материала, несомненно, что большая
часть этой информации не будет воспринята объектом независимо от формы и стиля
коммуникации. Поэтому субъект должен подавать материал в стиле, приемлемом для
объекта. Весь материал должен пересматриваться несколько раз для того, чтобы он
был более эффективным.
4. Между субъектом и объектом должен существовать
определённый уровень общения. Иногда источник не имеет ясной картины об уровне восприятия объекта.
Поэтому язык, примеры, стиль которые применяются в процессе передачи
информации, не всегда способствуют полному пониманию и восприятию информации
потребителем. В такой ситуации объект может воспринимать информацию только посредством
своего опыта и имеющейся у него информации относительно данного материала.
В заключение нужно отметить, что
средства коммуникации являются основой основ для обмена идеями и информацией
между членами общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий