среда, 2 сентября 2020 г.

Методика проведения социологического наблюдения СМИ и коммуникации

Методика проведения социологического наблюдения СМИ и коммуникации

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Национальный  университет Узбекистана имени М.Улугбека

МУХАММАД аль-БУХАРИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОМУНИКАЦИИ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Ташкент2012
Тема № 2.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
Вопросы:
2.1- Принципы подготовки наблюдения.
2.2- Исследовательские процедуры в сфере средств массовой информации и коммуникации.
2.3- Социологическое наблюдение как метода исследования.
2.1- Принципы подготовки наблюдения:
- стремление к регистрации, а не к оценке;
- недоверие к прежнему опыту, устранение предубеждений;
- изучение литературы по личностной и групповой диагностике.
Заметим, что не всякое визуальное или слуховое восприятие изучаемого объекта является структурированным наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:
2.2- Исследовательские процедуры в сфере средств массовой информации и коммуникации:
1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.
2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:
- объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
- предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
- категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые и будут анализироваться наблюдателем. Выделять их можно по разным принципам: с точки зрения проявления какого-либо явления (например, песни, крики, беспорядок), с точки зрения состояния участника (спокойствие, возбуждение), с точки зрения принадлежности к группе, с точки зрения посещения исследователем наблюдаемой группы, с точки зрения типов поведения, ролей участников;
- критерии наблюдения, отвечающие на вопрос каким образом можно обнаружить значимые факты – категории;
- наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
- условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
- временные рамки наблюдения;
- единицы наблюдения, т.е. те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
3. Подготовить стандартизированный инструментарий наблюдения, т.е.:
- дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
- карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
- протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
- коэффициент согласия наблюдателей, показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;
- классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
- аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
- программу обработки данных наблюдения.
4. Апробировать инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.
5. Составить план или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).
6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями.
Точность предусмотренных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в этой области, от поставленной задачи, от бюджета, наличия времени и количества наблюдателей, от уровня их опыта и квалификации.
Первые работы по контролируемому наблюдению появились в 30-е гг. XX века. На первом этапе проводились наблюдения только физического поведения в малых группах, инструкции наблюдателей были строгими и ограниченными. Совершенствование методологии привело к тому, что исследователи могут интерпретировать и классифицировать типы поведения в зависимости от их значения.
2.3- Социологическое наблюдение как метод исследования. Завершим описание социологического наблюдения как метода исследования перечнем распространенных просчетов в его применении.
1. Программа наблюдения недостаточно продумана, нечетко определены категории наблюдения, в силу чего в одну категорию попадают различные классы признаков.
2. Категории наблюдения не имеют органической связи с гипотезой исследования.
3. Категории наблюдения имеют только описательный или только оценочный характер.
4. В число единиц наблюдения не включены значимые свойства наблюдаемой ситуации.
5. Условия наблюдения нечетко сформулированы, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения.
6. Массовые наблюдения начаты раньше, чем готов весь инструментарий.
7. Инструментарий не получил должной апробации.
8. Не учтена специфика научного предназначения используемой разновидности наблюдения.
9. Профессиональная подготовка и личностные качества наблюдателя не соответствуют тому набору функций, который им реально придется выполнять.
10. Отсутствует классификатор контент-анализа дневников наблюдателей.
11. Кодировка карточек наблюдения не соответствует программе обработки данных.
12. Записанная с помощью технических средств информация не соотнесена с данными наблюдения, полученными иными способами.
13. Итоговый протокол наблюдения не включает всей полученной информации.
14. Не подсчитаны коэффициенты устойчивости наблюдения, согласие наблюдателей и надежности наблюдения.
15. Результаты наблюдения не проверены другими методами.


Комментариев нет: