Формы и методы мониторинга СМИ и коммуникации 2
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Национальный
университет Узбекистана имени М.Улугбека
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
И КОМУНИКАЦИИ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Ташкент – 2012
Тема № 1.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
Вопросы:
1.1- Мониторинг средств массовой
информации и коммуникации.
1.2- Мониторинг информации.
1.1- мониторинг МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ. Мы живем в
уникальное время - в век информации и информационных технологий, что делает
нашу жизнь яркой, насыщенной и разнообразной, а главное - отличной от
предыдущих этапов развития человечества. Сегодня обладать информацией означает
- быть здесь и сейчас, быть в «теме» происходящего и в ритме современной жизни.
Живя в мегаполисе, имея большие амбиции, желая достичь серьезных успехов в
своем деле и преуспеть в бизнесе, мы всегда должны быть в информационном тонусе.
Для людей, жаждущих процветания, сегодня приходит на помощь технология
мониторинга информационного пространства.
Ведь обладание информацией, а так же ее своевременное получение - это залог
эффективного управления бизнесом. Мониторинг средств массовой
информации и коммуникации, а так же иных
открытых информационных источников (блоги, интернет-ресурсы, и пр.) помогает
максимально оптимизировать работу специалистов по связям с общественностью,
маркетологов, работников пресс-служб, менеджмента. А главное - позволяет
держать руководящий состав предприятия в курсе всего происходящего в его
рыночном сегменте. Ведь средства массовой информации и коммуникации и Интернет - это самые
распространенные источники для трансляции и получения информации.
Мониторинг средств массовой информации и коммуникации. - это сбор информации по любой
заданной тематике, это изучение эффективности рекламных кампаний, это
отслеживание действий других предприятий и персоналий, это возможность
грамотного позиционирования и корректировки имиджа вашей компании в средствах массовой информации и коммуникации, это анализ конкурентов и выявление средств, с помощью
которых ваши оппоненты достигают успехов в бизнесе. «Предупрежден, значит -
вооружен» - девиз сегодняшнего информационного пространства. Поэтому мониторинг
- это опережающий шаг на пути к совершенному управлению, мерой эффективности
которого является прибыльная и процветающая компания.
1.2- Мониторинг информации. Хотя этот термин давно используется в маркетинговых
исследованиях, определение «информационный мониторинг» появилось в начале 90-х
годов как наблюдение объекта в информационном поле-пространстве. Первые
упоминания об информационном мониторинге относятся к шестнадцатому веку, когда
сотрудники внешнеполитических ведомств начали составлять аналитические обзоры
иностранных газет. Тогда особое внимание уделялось критике государства в
зарубежных средствах массовой информации и коммуникации, что пресекалось путем дипломатических
переговоров.
Сегодня информация является важнейшим ресурсом, от которого зависит уровень
осведомленности о динамично меняющейся внешней среде, что в свою очередь, дает
конкурентное преимущество любому предприятию. Поэтому информационный мониторинг
- это целая система постоянного наблюдения за информацией в реальном времени, а
так же широкая сфера деятельности, которая включает в себя отслеживание и
контроль информации. Это исследование, которое помогает любой компании
контролировать ситуацию внутри, а так же в сфере рынка, где она ведет свою
деятельность.
Мониторинг информации на практике проходит в два основных этапа - поиск и
систематизация информации, которые заключаются в следующих операциях:
- выявление необходимых источников информации средства массовой информации и коммуникации, (пресса, телевидение, радио, Интернет и пр.)
- наблюдение и сбор информации;
- выборка нужного материала;
- анализ собранных данных.
Мониторинг может осуществляться и без системного основания, но как
показывает опыт, для достижения определенных успехов в области сбора и анализа
данных необходима методичность.
Надо сказать, что любое предприятие по-своему решает проблему поиска и
обработки информации - кто-то делает это самостоятельно, а кто-то доверяет это
дело профессионалам. Как правило, при мониторинге используются Интернет - поисковики
или специальные информационные базы данных, которыми пользуются маркетологи.
Большинство маркетинговых компаний, наряду с мониторингом средств массовой информации и коммуникации, предлагает целый спектр мониторинга информации: мониторинги
блогов, пресс-клиппинг, новостные дайджесты, аналитические справки и
всевозможные рейтинги, мониторинг конкурентной среды, статистические отчеты - как на данный момент, так и в формате
ежегодной выкладки.
Пресс-клиппинг, например, считаются прототипом мониторинга как такового.
Пресс-клиппинг – это подбор публикаций в печатных средствах массовой информации и коммуникации, в которых освещается необходимый объект для наблюдения
(персона, компания, мероприятие и пр.) за определенный промежуток времени.
Клиппинг – это довольно трудоемкий инструмент, т.к. необходимо проанализировать
огромное количество печатных изданий. Технология начального пресс-клиппинга или
газетных вырезок очень проста - сначала интересующийся собирает газеты, затем -
читает, после - выделяет необходимые публикации и вырезает их. Эта техника
усложнилась, когда появилась необходимость в размножении вырезанных листовок.
Сегодня в век развитых технологий никто не пользуется ножницами, т.к. всю
подборку можно обработать и показать на компьютере. Однако ценность данного
метода осталась не просто незаменимой, а стала еще более востребованной. Ведь
основная цель клиппинга - это проверка эффективности проведенной кампании в
прессе, которая, зачастую, обходится недешево.
Т.к. многие бизнес-процессы в современном мире протекают через Интернет,
мониторинг перебрался и в эту сферу деятельности. Ведь Интернет сегодня - это
основной источник независимого мнения, к которому все чаще обращается
покупатель. А игру «в собственные мысли» все активнее использует «партизанский
маркетинг», скрыто размещая заказанную информацию под соусом ненавязчивых
рассуждений блоггеров в интернет-форумах и социальных сетях. Как правило,
интернет-мошенничество заключается в распространении недовольства и
дезинформации о бренде, что наносит большой урон репутации предприятия. И чем
больше и чаще обсуждается эта информация, тем большей становится проблема
негативного воздействия на торговую марку или услугу. Не говоря уже о просто
недоброжелателях в качестве уволенных сотрудников и недовольных клиентов,
которые без всякой «заказухи» с радостью оставят свой след в критике
деятельности предприятия.. Интернет-мониторинг в свою очередь позволяет вовремя
отследить негативную информацию о компании, оставленную конкурентами или
недоброжелателями в форумах и блогах, и обратить ее в преимущество, выстроив
грамотную связь с общественностью -стратегию. Интернет-мониторинг помогает
контролировать репутацию фирмы или персоналии, быть в курсе общественного
мнения и повышать качество обслуживания клиентов.
Мониторинг Интернета помогает еще в одном немаловажном деле - анализе
конкурентов. Конкурентная разведка пользуется сегодня большим спросом среди
крупных и развитых компаний. Она позволяет отслеживать все изменения,
происходящие на предприятии конкурента - обзоры продукции, мнение
общественности, использование новых технологий, финансовые отчеты, а так же
изменения в составе руководства, что может служить основой для изменения
направления деятельности. Это также поможет защитить конфиденциальную
информацию компании он распространения ее бывшими сотрудниками в
Интернет-ресурсах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий