Журналистика и международное право массовой информации статус журналистов
Министерство
Высшего и Среднего Специального Образования Республики Узбекистан
Ташкентский
Государственный Институт Востоковедения
Мухаммад
аль-БУХАРИ
Политические
процессы в СМИ
Ташкент
- 2005
Тема II
Журналистика
и международное право массовой
информации. Международно-правовой статус
журналистов
информации. Международно-правовой статус
журналистов
В общетеоретических чертах и свойствах журналистика
рассматривается:
1.
Как особый социальный
институт общества, элемент общественной надстройки, организационно
состоящий из системы учреждений;
2.
Как
вид общественно-политической, информационной, идеологической,
организационной, творческой деятельности;
3.
Как
система произведений, подготовленных и скомпонованных по определенным законам в
номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения, в книге;
4.
Как совокупность
профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи
массовой аудитории соответствующей социальной информации, т.е. для организации
функционирования журналистики.
5.
Как система
специфических средств (печать, радио, телевидение), использование которых в
журналистских целях определяет своеобразие творческой деятельности.
В связи с тем, что СМИ работают не только в границах данного
государства, но и проникают через государственные границы, возникает ряд
международно-правовых проблем. В 1928 году, еще когда радиовещание делало
только первые шаги, Лига Наций после соответствующего совещания экспертов
приняла Резолюцию, в которой констатировалась опасность передач,
враждебных духу сотрудничества государств.
В 1938 года под эгидой Лиги Наций была разработана и
вступила в силу Конвенция об использовании радио в интересах мира. В ней
говорилось, что радиовещание не должно наносить ущерб доброму международному
согласию, должно способствовать улучшению взаимопонимания народов.
Радиопередачи, побуждающие население к актам, несовместимым с внутренним
порядком, признавались недопустимыми.
В 1947 году Генеральной Ассамблей ООН была принята Резолюция,
в которой подвергалась осуждению пропаганда, способная создать или усилить
угрозу миру, имеющая целью нарушение суверенитета и вмешательства во внутренние
дела другого государства.
С развитием средств связи через космос, возникает ряд юридических
вопросов, вызванных возможной и подготавливаемой деятельности непосредственного
телевидения (НТВ) – ведения через спутниковые связи телевизионных передач
прямо на телеприемники, минуя наземные приемные станции.
В соответствии с международным договором 1967 года об
использовании космического пространства должны быть определены нормы
деятельности НТВ. В 1972 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «О
разработке международной конвенции о принципах использования государствами искусственных
спутников для непосредственного телевещания». В ней указывалось на
недопустимость превращения НТВ в источник международных конфликтов,
использования телевидения для вмешательства во внутренние дела других
государств. В резолюции говорилось, что НТВ должно вестись на основе принципов
невмешательства, равенства, сотрудничества, взаимной выгоды.
Важнейшим международно-правовым документом является
Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству Европы,
подписанные всеми странами Европы, а также США и Канадой. Заключительный Акт
содержит совокупность принципов, которыми должны руководствоваться
страны-участники совещания в Хельсинки (1975 год).
В этом документе имеются специальные разделы, посвященные информационной деятельности. В соответствии с
декларацией принципов, которыми государства-участники совещания должны
руководствоваться во взаимных отношениях, журналисты обязаны исходить из
правительственного суверенитета, невмешательства во внутренние деля стран,
уважения прав человека, должны стремиться к установлению сотрудничества между
государствами, добросовестно выполнять обязанности по международному праву.
Международное взаимодействие в области информации,
внутренняя и международная деятельность должны протекать на основании этих
согласованных принципов. Хельсинкский документ создал хорошую базу для
добрососедских отношений, в том числе и в области международных информационных
обменов.
В 1978 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию об основных
принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного
взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу с пропагандой расизма и
апартеида и подстрекательства к войне». Распространяемая информация не должна
представлять собой вмешательства во внутренние дела других стран, равно как и
противоречить всем другим основным принципам международного права, которые
лежат в основе международных отношений в любой области.
В свете изложенного без существенных оговорок нельзя согласиться
с концепцией «свободного потока информации» на международном уровне. Независимость
СМИ не должна отрицать международную ответственность государств за деятельность
своих национальных СМИ на трансграничном уровне.
В резолюции Генеральной Ассамблее ООН 59 (I) от 14
декабря 1946 года отмечалось, что «свобода информации, безусловно, требует от
тех, кто пользуется ее привилегиями, желания и умения не злоупотреблять ими».
Провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека
1948 года право и свобода каждого человека «искать, получать и распространять
информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»
(ст. 19) не могут быть абсолютными. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека
признается, что при осуществлении прав и свобод человек может подвергаться
ограничениям.
Критериями таких ограничений
являются несколько факторов:
1)
они должны быть
установлены законом;
2)
они могут
устанавливаться исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения
прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали,
общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Статья 19 Международного Пакта о гражданских и политических
правах 1966 года добавляет к этому перечню право законодательного ограничения
свободы информации «для охраны государственной безопасности», «здоровья или
нравственности населения».
Вполне очевидно, что распространение массовой информации
за пределы границ государства местонахождения источника информации предполагает
и международно-правовые ограничения свободы информации.
Помимо содержательного аспекта существует и важный технический
аспект в сфере международного использования СМИ. Не будь международного
сотрудничества в деле использования радиоволн, радиостанции замолкли бы под
тяжестью взаимных помех, а транслируемая продукция не достигала бы зарубежного
потребителя из–за таможенных барьеров.
Поэтому государства заключают многосторонние и двусторонние
договоры, организующие международные потоки обменов информационными
материалами. Насчитывается свыше 50 многосторонних актов договорного и
рекомендательного характера, регулирующие международные обмены массовой информацией.
Вопросы ввоза и вывоза тиражированной продукции из страны
в страну регулируется главным образом таможенным законодательством. Вместе с
тем, имеется ряд международных договоров.
В 1954 году вступило в силу принятое в 1949 году в
рамках ЮНЕСКО Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и
звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера,
которое предусматривает взаимное предоставление его участникам таможенных льгот
на ввоз и вывоз указанным материалов.
Конвенция 1958 года о международном обмене изданиями
регулирует обмен между государствами изданиями просветительно-культурного и
научно-технического характера. Ее участники взяли на себя обязательство
поощрять и облегчать обмен изданиями, как между правительствами, так и между
неправительственными просветительскими и культурными учреждениями, не
преследующими коммерческие цели. По конвенции, обмены осуществляются через
национальные центры книгообмена. Государства согласились освободить свой центры
от уплаты таможенных пошлин и обеспечить благоприятные условия при выполнении
таможенных формальностей. Конкретные вопросы
обменов подлежат урегулированию в двусторонних соглашениях.
Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе выразили в Заключительном акте 1975 года намерение способствовать
улучшению распространения на их территориях газет и печатных изданий,
периодических и непериодических, из других государств–участников на основе заключения
между их фирмами и компетентными организациями соответствующих соглашений и
контрактов.
Современное международное право запрещает распространение
определенных идей и поощряет распространение других. Резолюция Генеральной
Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 года осуществляет любую форму ведущейся
в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить
угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 127 (II) от 15 ноября
1947 года предлагала государствам принимать меры для борьбы с распространением
ложных или извращенных известий, которые могут повредить дружественным
отношениям между государствами. Международный пакт о гражданских и политических
правах 1966 года устанавливает в ст. 20, что всякая пропаганда войны должна
быть запрещена законом.
В 1978 году была принята декларация ЮНЕСКО об основных
принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного
взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и
подстрекательства к войне.
Принципы НТВ – непосредственного телевидения, – принятые
ООН в 1982 году, исходит из применимости к этой деятельности международного
права, включая Устав ООН, а также из необходимости ее совместимости с
суверенными правами государства, с развитием взаимопонимания и укреплением
дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в
интересах поддержания международного мира и безопасности.
На основании вышесказанного, мы можем сформулировать ряд
специальных принципов, регулирующих международное использование СМИ:
-
каждое государство
имеет право на распространение массовой информации за пределами своих границ;
-
государства обязаны
воздерживаться от распространения и пресекать распространение ряда
антидемократических, реакционных идей, таких как пропаганда войны, расовой
дискриминации, апартеида, а также и порнографии и т.п.;
1)
государства обязаны
воздерживаться от использования и пресекать использование национальных СМИ для
вмешательства во внутренние дела государств и от клеветнических кампаний,
оскорбительной или враждебной пропаганды в отношении других государств;
2)
государства обязаны
поощрять распространение прогрессивных общедемократических идей;
3)
государства вправе
противодействовать распространению через СМИ идей, противоречащих основным
принципам международного права;
4)
все народы имеют
право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью СМИ;
5)
все государства
имеют право развивать свои СМИ и использовать их в трансграничном масштабе;
6)
государства обязаны
осуществлять контроль за деятельностью национальных органов СМИ,
распространяющих идеи и сведения за границей.
Говоря о международно-правовом статусе журналистов,
следует отметить следующее: журналисты не могут претендовать на дипломатические
привилегии и иммунитеты, поскольку не осуществляют представительских функций от
имени государства своего гражданства. Обычно они аккредитуются при местных
информационных агентствах по соглашениям между такими агентствами.
Вместе с тем существует всеобщее понимание большой роли
журналистов в деле развития отношений между странами и народами. Поэтому
государства–участники ОБСЕ в Итоговом документе Мадридской встречи 1983 года
согласились с необходимостью улучшать условия работы журналистов, что предусмотрено
в Заключительном Акте ОБСЕ 1975 года, путем выдачи им въездных виз без
чрезвычайной задержки, выдачи многократных виз сроком на один год и облегчение
поездок по стране.
С другой стороны, на самих журналистах лежит ответственность
за то, что какое влияние их работа оказывает на климат в отношении между
народами. Соответственно, многие понимают так называемые кодексы
профессиональной этики журналистов. Однако попытки международной организации
журналистов (МОЖ), существующей с 1946 года, выработать единственный
международный кодекс поведения для журналистов успехом не увенчались. МОЖ среди
прочих целей занимается и защитой прав журналистов.
Следует признать, что журналисты, находящиеся в зонах
вооруженных конфликтах, часто оказываются их жертвами. Дополнительный протокол
I к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны в ст. 79
предусматривает специальные меры по защите журналистов. Журналисты,
находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного
конфликта, рассматриваются как гражданские лица, т.е. некомбатанты. Они
пользуются защитой в соответствии с Женевскими Конвенциями и Дополнительным
протоколом 1977 года. Журналисты могут получать удостоверение личности единого
международного образца, которое приводится в приложении к Протоколу.
Удостоверение выдается правительством государства–гражданства журналиста или
государством национального информационного агентства, в котором журналист
работает. Этот документ удостоверяет статус журналиста.
Рекомендации по семинарам.
2.1.
Общетеоретические черты и свойства журналистики.
2.2.
Резолюция, Лиги Наций «О деятельности СМИ».
2.3.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О деятельности СМИ».
2.4.
Декларация ЮНЕСКО 1978 года об основных принципах, касающихся вклада СМИ в
укрепление мира и международного взаимопонимания
Комментариев нет:
Отправить комментарий