Тема № 7. Международный информационный
поток и международный обмен информацией. Формы
и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Национальный
университет Узбекистана имени М.Улугбека
МУХАММАД
аль-БУХАРИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОММУНИКАЦИИ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Ташкент – 2012
Тема № 7.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
7.1- Международные
средства массовой информации и коммуникации и формировании позиций.
7.2- Средства коммуникации как источник международного обмена информацией
7.1- Международные
средства массовой информации и
коммуникации и формировании позиций. Международные средства массовой информации и коммуникации участвуют в
формировании позиций в отношении основных проблем и эффект увеличивается в
процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в
мышлении аудитории.
Международный обмен информации способствует формированию
общественного мнения, помогает принять аудитории конкретную позицию или,
наоборот, посеять сомнение или же отказаться от определённых позиций в пользу
других. Всё это связано с тем, насколько эффективна информационная кампания и
какие в ней используются средства, насколько ясна для журналистов позиция
аудитории, система потребления информации аудиторией, приём её позиций, которые
не составляют одно целое, а могут иметь особый вид – принятие аудиторией информации.
Журналистам, участвующим в подготовке и передаче информации,
необходимо придерживаться некоторых принципов. Для достижения большего эффекта
в поставленных целях информационной пропаганды, для определения уровня успеха
или провала информационной кампании необходимо:
1.
Уметь противостоять антипропаганде, направленной на аудиторию;
2.
Уметь использовать международные средства массовой информации для
коммуникации и принятия инициативы против антипропаганды;
3.
Подавать аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию;
4.
Уметь измерять эффективность информационного материала, чтобы знать, какой
успех получит пропагандистская кампания. При этом надо учитывать международные
обстоятельства, такие, как кризис или улучшения в международных отношениях. Эти
параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них.
Информационно–пропагандистские кампании в некоторых
случаях могут проводиться для улучшения международных отношений, равно как и
для создания международных кризисов.
Из методов, используемых для измерения отражения
международных информационных кампаний, можно выделить следующие: индуктивный
подход (Inductive approaches), который производил Департамент управления информации
образования в армии США; (Information and Educational Division) посредством
прикладных исследований во время второй мировой войны; после этого были
исследования Ховланда (Hovland), с помощью которых была измерена эффективность
коммуникации закрытым экспериментом (Controlled experiment). Опора была сделана на следующие элементы:
1)
Коммуникатор (Communicator): Эффект информационного материала повышается, если коммуникатор
передаёт информацию, которая по содержанию совпадает с позицией аудитории, и
аудитория теряет из виду источник информации через короткое время. Это явление
получило название «эффект спящего» (The sleeper effect). Существует и ряд других факторов, повышающих эффективность
информации: возраст, пол, внешний вид коммуникатора;
2)
Информационный материал (Message): Было установлено, что повышение эффективности международной
информационной кампании, может произойти, если информационный материал будет
совпадать с ее целями, потребностями, ценностями и идеологическими позициями.
Также было обнаружено, что передача проблемы без комментариев имеет большее
влияние на малообразованную аудиторию, так как становится легче для восприятия.
В то же время полный анализ проблемы может оказывать влияние на аудиторию с
высшим образованием и более высоким уровнем культуры, так же, как и при условии
оппозиционного отношения определенной аудитории к содержанию информации. Это
ведёт к антипропаганде аудитории, которая может иметь место в будущем. В
случае, если источники и методы передачи информации были использованы с
развитием событий в прошлом и с прогнозированием в будущем:
3) Средства коммуникации (Medium): Информационный материал и средства передачи информации
тесно связаны друг с другом, так как информационный эффект зависит от метода
изложения и передачи материала. Необходимо также учитывать распространённость
каждого из видов средств массовой информации и коммуникации в среде аудитории,
на которую направлена информация. Выбор должен делаться с расчётом на
максимальный эффект информации для аудитории. Первенство отдаётся прямой
коммуникации: кто-то считает лучшим средством радио, а кто-то телевидение.
Мнения учёных на этот счёт расходятся: некоторые отдают предпочтение печатным
материалам, но это опять-таки только предположения. Средства,
используемые в разных странах, весьма различны.
4) Аудитория (Audience): Влияние на аудиторию определяется степенью её знаний,
культурных и идеологических сторон, веры, политических позиций, уровня
образования, общественного, экономического положения, системы управления,
характера, возраста, пола, расы, географических особенностей региона и других
факторов.
Следующий
метод: Дедуктивный подход –
теория бихевиоризма опирается на изменение и формирование позиций. Теория
познания (Cognitive theory) старается объяснить процесс формирования позиций и дать
прогнозы влияния коммуникативного процесса и при этом опирается на изменение
позиций через эмоции и чувства человека, используя это в процессе коммуникации.
7.2 - Средства коммуникации как
источник международного обмена информацией:
1. Процесс коммуникации. Процесс
коммуникации в международном обмене информацией является группой средств,
связанных между собой в целях достижения реакции между людьми. Некоторые
объясняют, что изменение понятий происходит посредством языка или любого
другого доступного средства. Цель процесса коммуникации – произвести изменения
в восприятии человека или группы людей, которые вовлечены в процесс коммуникации.
Другими словами, процесс коммуникации чаще всего
обусловливается стремлением аудитории участвовать в восприятии информации или в
передаче идей, а также ее идеологических позиций.
В коммуникации этот процесс происходит путём обмена
мнений, выраженных понятиями. Слово является наиболее эффективным средством
коммуникации между объектом и субъектом. История науки о коммуникации восходит
к Аристотелю, который заложил основы науки того коммуникативного
процесса, который наблюдается и в наши дни, связь между оратором – субъектом и
массами – объектом.
Согласно этой теории, субъект должен эффективно, то есть
в убедительной форме подавать информацию, чтобы воздействовать на массы. С
точки зрения Аристотеля, коммуникация теряет эффект, если речь субъекта
непонятна и не воспринята объектом.
Линия связи между субъектом и объектом, по Аристотелю, включает в себя три следующие составные: Оратор; Речь; Массы.
Аристотель указывал, что оратор, то есть передатчик информации,
должен чувствовать массы, следить за ходом их мысли, знать их цели и принципы,
а также внутренние параметры и общественные законы, на основании которых массы
воспринимают информацию. Такое объяснение опирается на общественное положение
аудитории и связано с общественным воспитанием и ценностями данного общества.
Коммуникативная ситуация, по мнению Ибн Халдуна, объясняется
следующими положениями:
1)
Передатчик информации – субъект. Субъект передает информацию с собственной
точки зрения и в большинстве случаев ошибается, так как не знает сущности
информации.
2)
Корреспонденция. Необходимо обсудить и определить, насколько она совпадает
с реальными событиями и обстоятельствами по сравнению с теми, которые передал
субъект.
3)
Получатель информации – объект. Ему предстоит уточнить степень
правдоподобности и достоверности информации, передаваемой субъектом,
нравственность субъекта, его моральное поведение и ценностные качества.
Очевидно, что мировоззрение Аристотеля в области
коммуникации более объективно и всеобъемлюще в отличие от мировоззрения Ибн
Халдуна, которое более идеалистично, но очень близко современной этике
коммуникации.
Существует ряд современных теорий коммуникации.
Например, теория Колина,
которая выражается в следующей последовательности:
1.
Субъект,
передающий информацию.
2.
Корреспонденция, для переработки которой человек использует разум и
психологические качества: память, познание и внимание.
3.
Отражение и обратный эффект, показывающие степень поглощения информации.
На этом круг коммуникации замыкается.
Эта теория опирается на умственные способности человека,
которые есть стержень коммуникации.
Другой учёный Стивенсон
связывал свою теорию коммуникации с явлением удовольствия. Согласно этой
теории, объект испытывает удовольствие оттого, что читает, слушает или видит,
особенно, если присутствуют музыкальные фрагменты, что уменьшает информационное
давление на субъект. Здесь прослеживается
несколько условий:
1)
Общественная идеология связывает группы людей. Её цель – повысить степень
восприятия информации с общественной и культурной точек зрения;
2)
Корреспонденцию нужно подать в том стиле, чтобы её развлекательный характер
стимулировал поддержку постоянного контакта объекта с источником информации;
3)
Объект имеет возможность вступить в диалог с субъектом, опираясь на
конкретные факты, а не, например, предоставленные исполнительными органами
материалы, из которых массы не могут узнать источник передаваемой информации и,
естественно, лишены возможности убедиться в ее достоверности.
Теория Лазара Свилина объясняет коммуникативную ситуацию следующим
образом:
1.
Субъект–это тот, кто готовит и передаёт материал.
2.
Корреспонденцию субъект направляет к объекту через средства массовой
информации и коммуникации.
3.
Объект – это аудитория, которая не поддаётся прямому воздействию сразу. Для
этого необходимо повторение информации. Например, воспроизведение ее лидерами
общественного мнения, которые располагают доверием аудитории. Так,
представление о лидерах общественного мнения как важных источниках информации,
было получено в результате научных исследований, которые были проведены в
сельской местности. Лидер общественного мнения, это монополист средств массовой
коммуникации, формирующий стиль и содержание корреспонденции в том виде,
который отвечает вкусу потребителей, то есть объекта.
Теория коммуникации Эсфероса рассматривает
коммуникативный процесс как общественное явление, которое действует внутри
общества и связано с другими общественными явлениями.
По мнению Эсфероса, данная
проблема – тема гуманная. Исходя из этого, суть этой теории состоит в
следующем:
1.
Субъект
– общество;
2.
Корреспонденция выражает мышление масс, их дух, потребности, убеждения;
3.
Объект
– тоже общество;
4.
Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты, а также
трибуны, которые наравне с политиками используют и массы для выражения своих
требований. Трибуны доступны всем и, таким образом, они не являются чьей-либо
монополией.
Теория Вифера и Шеннона определяет связь между субъектом и
объектом так:
1)
Субъект – социолог, который выбирает содержание корреспонденции,
предназначенной для объекта. Здесь субъекту часто приходится составлять
корреспонденцию в таком виде, чтобы её можно было передать через каналы
коммуникации объекту.
2)
Корреспонденция представляет собой, так называемые инструкции, которые
социолог хочет передать объекту, для чего используется эфир в качестве канала
коммуникации.
3)
Объект – потребитель корреспонденции. Он анализирует информацию и придаёт
ей первоначальную форму. Здесь основное место
принадлежит способности мышления и восприятия объекта.
Теория Ходента разделяет коммуникативный процесс на семь составных:
1)
Проблема.
2)
Субъект.
3)
Корреспонденция.
4)
Средства.
5)
Передатчик (в некоторых случаях).
6)
Средства приёма.
7)
Эффект.
Здесь возникает вопрос, насколько и каким образом
средства массовой информации и коммуникации удовлетворяют общественные
потребности человека.
Ответ заключается в том, что средства распространения
информации облегчают процесс двусторонней коммуникации. Это значит, что
средства массовой информации и коммуникации передают информацию о событиях,
имеющих общественную важность.
Человек не всегда поддерживает связь с другими людьми и
ввиду этого испытывает чувство одиночества и неудовлетворенности. Недостаток
общения с внешним миром нередко ведёт к пессимизму, а радио и телевидение могут
оказать услугу в преодолении пессимистического настроя в том смысле, что
особенность звука способна преодолеть подобное психологическое состояние и в
данном случае эффект радио значительнее, по сравнению с телевидением.
Замечено, что большинство одиноких людей придают особое
значение средствам массовой информации и коммуникации как способу общения и это
общение проходит различные уровни адаптации, а средства массовой информации и
коммуникации компенсируют его путем удовлетворения потребности человека в
коммуникации.
Человек, таким образом, посредством средства массовой
информации и коммуникации может поддерживать связь с государственными и
общественными деятелями, принимать участие в обсуждении различных всевозможных
проблем, поддерживать диалог и по желанию прекращать его.
Удовлетворение потребностей при помощи средства массовой
информации и коммуникации стало одним из важнейших элементов жизни современного
человека. Проблема адаптации сегодня связана с вопросами: Что?; Как? и Почему?
Человек нуждается в адаптации для получения информации,
знаний и образования. Она обусловливает поведение человека, и он через неё
принимает конкретные решения для удовлетворения своих потребностей. Итак,
воздействие средств массовой информации и коммуникации на человека в этой
области значительно.
2. Соотношение между
элементами коммуникации можно охарактеризовать следующим образом:
1. Источник – человек или
группа людей. Это важный фактор в коммуникации.
Его цель – изменение в процессе коммуникации и регулирование этого процесса.
Иногда может не хватать нужных и подходящих источников информации,
профессионализма в подготовке содержания информации. Если источником является
конкретный человек, необходимо учитывать его убеждения, отношение к своей
работе, к аудитории, а также учитывать содержание информационного материала, те
информационные средства, которыми он пользуется, если пользуется. Эти факторы
влияют на процесс коммуникации в обучении.
2. Для того чтобы круг
коммуникации замкнулся, необходимо ещё одно звено – принимающий информацию
субъект. Если источником и её потребителем
будет одно лицо, то в данном случае он и объект, и субъект. Информация
субъекта, направленная к потребителю, важна, но не менее важна информация
потребителя – объекта. В случае негативного отношения объекта – потребителя к
источнику – процесс обучения теряет свою эффективность. В результате у объекта
появляется отношение к восприятию субъекта как, например, к трудным для чтения
книгам или другому трудно доступному учебному материалу. То есть, он не в
состоянии принимать информацию субъекта. Восприятие информационного материала
тоже требует умения. Имея возможность принимать информацию, объект сам
определяет для себя важность чтения и слушания. Он не может рассуждать в
постоянно изменяющихся условиях обучения в процессе коммуникации.
3. Корреспонденция, или информационный материал. Содержание корреспонденции и его анализ важный элемент в
области коммуникации. Субъект может использовать ряд терминов в качестве
символов для определённых фрагментов информации. Это ведёт к затруднению её
понимания. Что в свою очередь ведёт к ослаблению процесса коммуникации,
например, в процессе обучения иностранному языку: если субъект не учёл уровень
знаний языка объекта, не разработал соответствующий метод изложения и
содержания материала, несомненно, что большая часть этой информации не будет
воспринята объектом независимо от формы и стиля коммуникации. Поэтому субъект
должен подавать материал в стиле, приемлемом для объекта. Весь материал должен
пересматриваться несколько раз для того, чтобы он был более эффективным.
4. Между субъектом и объектом должен существовать определённый уровень
общения. Иногда источник не имеет ясной картины об уровне
восприятия объекта. Поэтому язык, примеры, стиль которые применяются в процессе
передачи информации, не всегда способствуют полному пониманию и восприятию
информации потребителем. В такой ситуации объект может воспринимать информацию
только посредством своего опыта и имеющейся у него информации относительно
данного материала.
В заключение нужно отметить, что средства коммуникации
являются основой основ для обмена идеями и информацией между членами общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий