четверг, 28 мая 2020 г.

Приложении 2. Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ).

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Национальный  университет Узбекистана имени М.Улугбека
МУХАММАД аль-БУХАРИ



ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОММУНИКАЦИИ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Ташкент2012
приложение № 19.
Ø    Ассоциация "Деловой совет "ЕврАзЭС" (АДСЕ)
·                    Создана в апреле 2002 года, по инициативе Секретариата Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), с одобрения глав пяти государств, входящих в ЕврАзЭС.  Государства-члены: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан; страны со статусом наблюдателя: Молдова и Украина. Учредителями Ассоциации стали: Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп России.
Цели и задачи Ассоциации полностью соответствуют принятым в рамках ЕврАзЭС политическим решениям, направленным на формирование единого экономического пространства и создания благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества предприятий различных отраслей, на восстановление хозяйственных связей родственных предприятий-партнеров, на реальную интеграцию производителей и потребителей продукции, производимой на территории евразийского пространства.
Главная цель Ассоциации – всесторонняя помощь её членам, создание условий для стимулирования деловой активности, обеспечения высокого статуса и защиты их интересов во взаимоотношениях с органами государственной власти.
Основным механизмом реализации, стоящих перед Ассоциацией задач, станут профессиональные гильдии и их общественные советы, которые организационно объединяют родственные предприятия, находящиеся на территории стран-членов ЕврАзЭС. Гильдии, состоящие из числа предприятий-лидеров основных отраслей промышленности и сферы услуг, будут не только аттестовывать своих членов, но и осуществлять конкретную работу в рамках поставленных перед Ассоциацией задач.
В настоящее время создаются представительства АДСЕ в государствах-членах ЕврАзЭС, и планируется открытие филиалов Ассоциации в субъектах Российской Федерации. Началась активная работа по формированию следующих гильдий: Транспортно-экспедиционной, Банковской, Строительной, Нефтехимической, Металлургической и Машиностроительной.
Руководящим органом Ассоциации является Координационный совет, в состав которого, помимо учредителей избраны авторитетные хозяйственные руководители, представляющие все государства-члены ЕврАзЭС.
Стать членом «Делового Совета «ЕврАзЭС» может юридическое лицо, признающее её Устав и способное внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед Ассоциацией и её гильдиями.
приложение № 20.
Ø    Экономический Форум ЕврАзЭС
·                    Активное вхождение государств-участников ЕврАзЭС в мировое экономическое сообщество, кардинальные преобразования в экономической и социальной сферах, происходящие в странах ЕврАзЭС, накопление на рубеже третьего тысячелетия целого ряда глобальных проблем, решение которых возможно только совместными усилиями – таковы реалии сегодняшнего дня. Все это определило необходимость создания системы постоянных диалогов, поиска оптимальных путей, методов и средств проводимых преобразований, координации совместных действий как на уровне исполнительной и законодательной власти, так и деловых кругов, общественных организаций.
В качестве одного из важнейших элементов такой системы по инициативе Межгосударственного Совета ЕврАзЭС учрежден Экономический форум ЕврАзЭС, который является формой сотрудничества деловых и предпринимательских кругов.
Основные цели Форума:
1. широкий обмен информацией о ходе экономических реформ, формировании нормативно-правовой базы для расширения предпринимательской деятельности; возможностях и направлениях действий по согласованному эффективному использованию природного, производственно-технического, транспортно-энергетического и научно-технического потенциала государств-членов ЕврАзЭС;
2. всемерная поддержка и содействие реализации интеграционной стратегии государств и межгосударственных договоров и соглашений, направленных на поэтапное формирование единого экономического пространства, создание общего рынка товаров, услуг, труда и капитала;
3. содействие развитию и расширению взаимовыгодных торговых и кооперационных связей между хозяйствующими субъектами пяти государств, формированию межгосударственных финансово-промышленных групп, совместных предприятий и производств;
4. привлечение внимания правительств государств к проблеме интеграции в сфере реальной экономики, к активному развитию согласованной политики и унификации в денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной сферах и правил, упрощение платежно-расчетных отношений и других.
Экономический форум содействует расширению деловых связей, обмену опытом работы и информацией между общественными и деловыми кругами и их общественными объединениями не только пяти государств-членов Евразийского экономического сообщества, но и государств-наблюдателей в ЕврАзЭС, других государств Содружества, будет стремиться к активному сотрудничеству с международными экономическими организациями.
В рамках Экономического форума проводятся пленарные заседания, круглые столы, выставки, презентации бизнес-планов компаний, деловые встречи и переговоры и другие. Итоги работы очередной сессии Форума оформляются принятием рекомендаций круглых столов и общей декларации Форума, в которых найдут отражение актуальные задачи взаимовыгодного сотрудничества, требующие решения от исполнительной власти государств и общественных объединений деловых кругов, а также меры по расширению торгово-экономических связей.
Первый международный экономический форум Евразийского экономического сообщества прошел в Москве с 19-20 февраля 2003 г. Главной целью форума явилось налаживание тесного диалога и четкого взаимопонимания между властью и представителями бизнеса. На форуме обсуждались перспективные предложения, в частности - об использовании для взаимных расчетов российского рубля и введению к 2011 году единой наличной валюты стран ЕврАзЭС; о решении таможенных проблем; создании зоны свободной торговли без пограничных барьеров. Также на форуме были рассмотрены проблемы межгосударственных транспортных коридоров и совместные энергетические проекты.

Советы и комиссии:

·                     Совет руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Совет по пограничным вопросам государств-членов Евразийского экономического сообщества
·                     Совет министров юстиции при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Совет по агропромышленной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Совет по энергетической политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества
·                     Совет руководителей налоговых служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Комиссии по взаимодействию в области экспортного контроля при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Комиссии по защите внутренних рынков государств-членов ЕврАзЭС при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Комиссия по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·                     Совет по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС
·                     Совет по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном комитете ЕврАзЭС
·                     Совет по социальной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС
·                     Совет по финансово-экономической политике государств - членов Евразийского экономического сообщества
приложение № 21.
Ø    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), The Shanghai Cooperation Organization
·                    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), The Shanghai Cooperation Organization является межправительственной международной организацией. Она была образована 15 июня 2001г. в Шанхае по инициативе шести государств – Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Общая площадь территории государств-членов ШОС составляет 30 с лишним млн. кв. км или три пятых от общей площади Евразийского континента. Численность населения этих государств-1,455 млрд. человек или, примерно, четверть населения всего мира. Рабочие языки: китайский и русский.
Органы ШОС:
1. Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет государство-организатор очередного заседания. Место проведения очередного заседания определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.
2. Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет ШОС, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.
3. Совет министров иностранных дел рассматривает и решает вопросы текущей деятельности организации, включая подготовку заседания Совета глав государств, претворение в жизнь решений организации и проведение консультаций в рамках организации по международным проблемам. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена ШОС, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств. Председатель Совета министров иностранных дел представляет организацию при осуществлении внешних контактов.
4. Совещания руководителей министерств или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий.
5. Совет национальных координаторов осуществляет управление текущей деятельностью организации. Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствует в Совете национальный координатор государства-члена организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств. Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел может представлять организацию при осуществлении внешних контактов. Национальными координаторами назначаются в странах-членах ШОС, как правило, должностные лица на уровне заместителя министра иностранных дел или посла по особым поручениям.
6. Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. Место его расположения – Пекин. Он официально задействован в январе 2004г. На секретариат возложены организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и проведении в жизнь документов всех органов в рамках организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету организации. Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств. Исполнительный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.
7. Региональная антитеррористическая структура. Главные ее функции заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Региональная антитеррористическая структура состоит из Совета и Исполнительного комитета. Совет, в состав которого входят руководители компетентных ведомств государств-членов организации, представляет собой руководящий орган и обязан принимать решения. Председатель Исполнительного комитета назначается Советом глав государств. Место его расположения – Ташкент.
Из истории ШОС 26 апреля 1996г. в Шанхае состоялась встреча глав пяти стран — Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, в результате которой было подписано “Соглашение между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан об укреплении доверия в военной области в районе границы”. Она рассматривается как первая встреча глав “Шанхайской пятерки”.
24 апреля 1997г. главы “Шанхайской пятерки” встретились в Москве и подписали пятистороннее “Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах”.
3 июля 1998г. в Алма-Ате состоялась третья встреча глав “пятерки”. Вместо президента России Б.Н. Ельцина, который по болезни отсутствовал на встрече, в ней принял участие премьер-министр России Е.М. Примаков. Во время встречи стороны обсудили вопросы, связанные с региональной безопасностью и сотрудничеством. После ее окончания была подписана “Совместное заявление участников Алма-Атинской встречи”.
С 24 по 26 августа 1999г. в Бишкеке прошла 4-я встреча глав 5 стран: Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. В ходе встречи стороны обменялись мнениями по вопросам международной обстановки, региональной безопасности и сотрудничества. По итогам встречи было подписано “Бишкекская декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан”.
В ноябре 1999г. в Бишкеке состоялось первое совещание глав правоохранительных структур государств-членов “Шанхайской пятерки”.
В марте 2000г. в Астане состоялась первая встреча министров обороны “Шанхайской пятерки”. На встрече министры обороны пяти стран обсудили вопросы, связанные с региональной обстановкой и сотрудничеством в военной области. По итогам встречи подписано совместное коммюнике.
С 20 по 22 апреля 2000г. в Москве состоялось второе совещание глав правоохранительных структур государств-членов “Шанхайской пятерки”.
23 июня 2000г. в Бишкеке состоялось первое заседание национальных координаторов государств-участников “Шанхайской пятерки”. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с окончательной подготовкой к саммитам и встречам глав МИД “Шанхайской пятерки”. Стороны также обменялись мнениями по системе взаимодействия национальных координаторов “Пятерки”.
4 июля 2000г. в Душанбе состоялась встреча министров иностранных дел Китая, Таджикистана, России, Казахстана и Киргизстана. Это была 1-я встреча министров иностранных дел в рамках “Шанхайской пятерки”. В период встречи министры завершили окончательную подготовку к душанбинской встрече глав государств 5 июля. Была официально создана система регулярных встреч глав МИД и опубликовано совместное коммюнике.
5 июля 2000г. в Душанбе состоялась пятая встреча глав “Шанхайской пятерки”. Президент Узбекистана Ислам Каримов в первый раз принял участие во встрече в качестве наблюдателя. Стороны провели расширенный обмен мнениями относительно обстановки в регионе и по международным вопросам, представляющим общий интерес. По окончании встречи главы пяти стран подписали “Душанбинскую декларацию”.
21 ноября 2000г. в Москве состоялось совещание экспертов “Шанхайской пятерки” по вопросам Афганистана. Это было первое совещание представителей внешнеполитических ведомств “Шанхайской пятерки”.
18-19 декабря 2000г. в Москве состоялось совещание военных ответственных лиц по иностранным делам “Шанхайской пятерки”. На совещании стороны подвели итог работы 2000г. и приняли план сотрудничества военных ведомств “Пятерки” на 2001 год.
10-12 января 2001г. в Пекине состоялось третье заседание национальных координаторов “Шанхайской пятерки”. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с первоначальной подготовкой к шанхайскому саммиту и первой встрече глав правительств и МИД “Шанхайской пятерки”. Стороны также обменялись мнениями по совершенствованию системы “Пятерки”.
19-го января 2001г. Узбекистан сообщил китайской стороне, что президент Каримов примет участие в шанхайском саммите, который состоится в 2001 г., и Республика Узбекистан готова присоединиться к сотрудничеству “Шанхайской пятерки” в качестве равноправного государства-участника.
14-15 февраля 2001г. в Бишкеке состоялась встреча представители правоохранительных ведомств “Шанхайской пятерки”. Во время встречи стороны обсудили вопросы, связанные с созданием региональной структуры по борьбе против терроризма.
С 30-марта по 6 апреля 2001г. координатор китайской стороны, помощник министра иностранных дел КНР Лю Гучан соответственно в Узбекистане, Киргизстане, Таджикистане и Казахстане провел встречи с коллегами. Стороны обменились мнениями по присоединению Узбекистана к “Шанхайской пятерке”.
Со 2 по 7 апреля 2001г. в Пекине состоялась рабочая встреча экспертов “Шанхайской пятерки”. Стороны достигли единого мнения относительно соглашения по борьбе против регионального терроризма, сепаратизма и экстремизма.
7 апреля 2001г. по инициативе китайской стороны в Алма-Ате состоялось заседание национальных координаторов “Шанхайской пятерки”. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с присоединением Узбекистана к “Шанхайской пятерке”, и подготовкой к шанхайскому саммиту.
27 апреля 2001г. в Москве состоялось четвертое заседание национальных координаторов “Шанхайской пятерки”. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с присоединением Узбекистана к “Шанхайской пятерке”, временным положением о порядке деятельности Совета национальных координаторов государств-участников и документами для шанхайского саммита.
28-го апреля 2001 г. в Москве состоялась вторая встреча глав МИД стран “Шанхайской пятерки”. Во время встречи министры обменились мнениями по таким вопросам, как подготовка к шанхайскому саммиту, международная и региональная обстановка. По итогам встречи были подписаны “Совместное коммюнике” и “Совместное информационное сообщение”.
10-11 июня 2001г. в Пекине состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов государств-участников “Шанхайской пятерки”. В заседании приняли участие координаторы от КНР, России, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и заместитель министра иностранных дел Узбекистана. Стороны парафировали проекты “Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества”, “Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом” и Совместного заявления глав государств-участников «Шанхайской пятерки» о принятии Республики Узбекистан в число членов этой организации.
14-15 июня 2001г. в Шанхае состоялся первый саммит глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Главы Китая, России, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана приняли участие в ряде неформальных встреч и формальных мероприятий. Стороны подписали “Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества”, “Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом” и “Совместное заявление глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан” и публиковали коммюнике по итогам этой встречи. Председатель КНР Цзян Цзэминь провел двусторонние встречи соответственно с главами пяти стран. Главы стран обменились мнениями по развитию двусторонних отношений в новом столетии. Во время саммита министры МИД государств-участников Шанхайской организации сотрудничества подписали “Временное положение о порядке деятельности Совета национальных координаторов государств-участников”. Министры обороны шести стран подписали “Совместное коммюнике”.
9-10 июля 2001г. в столице Казахстана Астане состоялась первая рабочая встреча экспертов государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Эксперты рассмотрели вопросы, связанные с региональным торгово-экономическим сотрудничеством.
20-21 августа 2001г. в Алма-Ате состоялась вторая рабочая встреча экспертов государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. По итогам заседания подписан проект меморандума об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.
С 13-го по 14-е сентября 2001г. в Алма-Ате состоялась первая встреча глав правительств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества. Главы правительств шести стран-участниц ШОС обсудили вопросы, связанные с региональным торгово-экономическим сотрудничеством и развитием ШОС, подписали меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций, опубликовали информационное сообщение. Главы правительств шести стран выразили глубочайшее возмущение в связи с терактами, совершенными в США 11 сентября 2001г. и заявили, что Шанхайская организация сотрудничества готова в тесной координации со всеми государствами и международными организациями принимать эффективные меры в целях бескомпромиссной борьбы по искоренению глобальной опасности, исходящей от терроризма.
10-11 октября 2001г. в Бишкеке состоялась срочная встреча представителей правоохранительных ведомств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества. Стороны рассмотрели ситуацию в Афганистане и Средней Азии, обсудили вопросы, связанные с усилением сотрудничества в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма и опубликовали совместное заявление.
4-5 декабря 2001г. в Москве состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов государств-участников Шанхайской организации сотрудничеств. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с вступлением в силу Хартии ШОС. Они также пришли к соглашению по механизмам и принципам организации, связанным с принятием соответствующих мер в случае экстренной необходимости. На заседании стороны также решили провести в начале января 2002г. неофициальную встречу глав МИД шести стран, ускорить шаги регионального экономического сотрудничества стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества и подготовку встреч глав министерств культуры и ведомств по борьбе со стихийными бедствиями.
17-21 декабря 2001г. в Бишкеке состоялась третья встреча экспертов стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества, посвященная созданию региональной структуры по борьбе против терроризма. Во время встречи стороны рассмотрели проект соглашения о создании региональной структуры по борьбе с терроризмом, и пришли к соглашению по большинству статей данного проекта.
7 января 2002г. в Пекине состоялось внеочередное совещание глав внешнеполитических ведомств стран-участниц ШОС. Главы МИД 6 стран-членов ШОС рассмотрели ситуацию в Афганистане, проблемы международного противодействия терроризму, борьбы против регионального терроризма, сепаратизма и экстремизма, вопросы более глубокого выявления роли ШОС и т.д. После совещания главы МИД стран ШОС подписали совместное заявление, одобрили механизмы и принципы организации, связанные с принятием соответствующих мер в случае экстренной необходимости.
С 29 по 31 января 2002г. в Москве состоялась встреча экспертов государств-участников Шанхайской организации сотрудничеств. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с Хартией ШОС.
5-6 марта 2002г. в Москве состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов государств-участников Шанхайской организации сотрудничеств. На заседании были рассмотрены вопросы подготовки к очередной встрече глав шести государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге и совещанию глав МИД государств-участников ШОС в апреле в Москве. Стороны также согласились интенсифицировать работу над проектом главного уставного документа ШОС.
22-23 апреля 2002г. в Москве состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов государств-участников Шанхайской организации сотрудничеств. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с подготовкой к встрече глав шести государств в июне 2002г. в Санкт-Петербурге и предстоящему совещанию глав МИД государств-участников ШОС в Москве.
26 апреля 2002г. в Москве состоялось совещание министров иностранных дел государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Здесь главы МИД государств-участников обсудили проблемы, связанные с подготовкой к июньскому саммиту организации в Санкт-Петербурге, и подписали информационное коммюнике.
7 июля 2002г. была подписана Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
8 июля 2002г. было подписано Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре. И 8 июля была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества.
В августе прошли встречи национальных координаторов государств-участников ШОС.
11-го сентября 2002г. главы МИД выступили с заявлением по случаю первой годовщины события 11 сентября 2001 года.
29 мая 2003г. в Кремле началось официальное заседание глав государств Шанхайской организации сотрудничества. Лидеры стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) заявили о необходимости соблюдения норм международного права в борьбе с терроризмом. Главы стран-участниц ШОС подтвердили "необходимость соблюдения и выполнения основных целей и принципов Устава ООН и общепризнанных норм международного права".
C 6 по 12 августа 2003г. в Казахстане на базе полигона в Учарале (в Алма-атинской области) проводился первый этап антитеррористических учений "Взаимодействие-2003" стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
23 сентября 2003г. в Пекинской гостинице проводилась встреча в расширенном кругу глав правительств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/. Главы правительств Китая, Казахстана, Киргизстана, России, Таджикистана и Узбекистана в сопровождении представителей министерств и ведомств прибыли к месту встречи. По итогам заседания было опубликовано совместное коммюнике.
10 октября 2005 года в Душанбе начала свою работу заседание старших должностных лиц (СДЛ) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.
Глава пресс-центра Министерства экономики и торговли Таджикистана Гафур Расулов, участники заседания намерены обсудить вопросы хода и механизмов реализации плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. Также намечается подписание итогового документа по обсуждению предложений по Фонду развития ШОС, долгового Совета ШОС и механизма межбанковского сотрудничества в рамках ШОС.
В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Для участия в заседании приглашены высокие представители от государств-наблюдателей при ШОС – Монголии, Индии, Ирана, Пакистана.
Очередной Саммит Шанхайской организации сотрудничества начался 05.07.2005г. с заседания Совета глав государств в узком кругу. В саммите принимали участие руководители Узбекистана, России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Во время встречи обсуждалось нынешнее положение дел и перспективы сотрудничества в рамках организации, вопросы укрепления безопасности, расширения всестороннего торгово-экономического партнерства.
Состоялся обмен мнениями по основным направлениям деятельности ШОС - проблемам безопасности, торгово-экономическим вопросам, по вопросам развития между государствами-членами организации социально-культурного и научно-технического сотрудничества, укрепления связей в сфере транспортных коммуникаций. Президенты обсудили региональные и международные проблемы, вопросы повышения эффективности совместной борьбы с таким злом, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, транснациональная организованная преступность, наркобизнес и незаконная торговля оружием.
В ходе переговоров рассматривались процесс реализации договоренностей, достигнутых на прошлогоднем Ташкентском саммите организации, деятельность Региональной антитеррористической структуры в столице Узбекистана, а также Секретариата в Пекине за минувший период. Состоялся обмен мнениями по вопросам расширения связей в деле формирования общего рынка Центральной Азии, всесторонней поддержки и стимулирования торгово-экономических связей, использования водно-энергетических ресурсов, освоения нефтегазовых месторождений, сотрудничества в сфере транспорта, науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма и экологии. Обсуждались отчеты и предложения, подготовленные по итогам прошедших накануне саммита заседаний Совета глав правительств ШОС, Совета министров иностранных дел, Совета министров экономики и торговли, а также встреч секретарей советов безопасности и национальных координаторов.
Лидеры государств обменялись также мнениями по вопросам организации Фонда развития регионального сотрудничества ШОС, Форума деловых кругов, обсудили пути сотрудничества в работе по восстановлению Афганистана.
По итогам саммита была подписана Декларация глав государств ШОС, принята Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, утверждено Положение о постоянных представителях стран ШОС при Региональной антитеррористической структуре.
На саммите подписаны решения о придании статуса наблюдателей при ШОС Ирану, Пакистану и Индии. До этого статус наблюдателя имела только Монголия.
Участие в деятельности Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/ является одним из важных направлений внешней политики Узбекистана. Правительство республики уделяет большое внимание вопросам расширения связей с государствами - членами этой организации в сфере безопасности, торговли и экономики.
На московском саммите ШОС, состоявшемся 29 мая 2003 года, было утверждено Положение о Совете глав государств, Совете глав правительств, а также советах министров иностранных дел, национальных координаторов, руководителей министерств и ведомств.
В январе 2004 года в Пекине открылся Секретариат организации, в Ташкенте - Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС). В сентябре того же года по решению Совета глав правительств была разработана и утверждена долгосрочная программа многостороннего сотрудничества в области торговли и экономики. Налажены регулярные контакты между внешнеполитическими, экономическими, торговыми ведомствами, советами безопасности стран-членов организации.
За минувший период ШОС превратилась в эффективную организацию. Проделанная работа свидетельствует о ее высоком авторитете и огромном потенциале.
Участие в ШОС открыло новые возможности для экономической интеграции Узбекистана со странами - членами этой организации. В частности, укрепление сотрудничества с такими государствами, как Россия и Китай оказывает позитивное влияние на дальнейшее расширение связей с регионами Европы и Юго-Восточной Азии. Нет сомнений, что использование в рамках ШОС экономического потенциала этих стран, их возможностей в сфере транспортных коммуникаций и инвестиций благоприятно скажется на Узбекистане.
Вместе с тем и Россия, и Китай относятся к Узбекистану как к ведущему государству в Центральной Азии. Они принимают во внимание тот факт, что Узбекистан играет особую роль в развитии процессов интеграции в регионе, и высоко оценивают ее действия в рамках организации.
Одно из важнейших направлений деятельности ШОС - обеспечение безопасности. Узбекистан широко использует возможности ШОС в данном направлении.
Образование Исполнительного комитета РАТС ШОС создало благоприятные условия для регионального сотрудничества в обеспечении мира и стабильности. Органы правопорядка и безопасности Узбекистана контактируют со своими коллегами из стран-членов ШОС, обмениваются информацией и опытом в решении существующих проблем. А то, что Исполнительный комитет данной структуры расположен в Ташкенте, еще более повысил статус нашей страны как активного участника борьбы против международного терроризма.
Ташкентский саммит ШОС, состоявшийся 17 июня 2004 года, явился важным этапом в деятельности организации. На нем был принят ряд важных документов.
Во время этой встречи на высшем уровне состоялся обмен мнениями по вопросам обеспечения региональной безопасности и, в частности, стабилизации обстановки в Афганистане, совместного восстановления его экономической инфраструктуры.
Не секрет, что сегодня международный терроризм приобретает новые, более чудовищные формы. В частности, возрастает опасность ядерного, биологического, электронного, химического террора. Выявилась неразрывная связь терроризма и торговли наркотиками. Все эти угрозы свидетельствуют о необходимости усиления совместных действий в рамках ШОС.
Президент Ислам Каримов во время встречи отметил, что нельзя ограничиваться только силовыми методами борьбы с терроризмом, нужно решительно противостоять центрам, отравляющим сознание людей, финансирующимся извне, и эта борьба должна включать политические, социально-экономические критерии.
Действующий в Ташкенте с 1 января 2004 года Исполнительный комитет РАТС ШОС является структурой, координирующей взаимодействие органов правопорядка и безопасности государств-членов в борьбе против подобных угроз и обеспечивающей обмен оперативной информацией между ними.
На очередном заседании Совета РАТС ШОС, проходившем 30 марта 2005 года, отмечалось, что терроризм, сепаратизм и экстремизм все еще представляют серьезную угрозу для стабильности и безопасности государств - членов организации. Были приняты решения по вопросам дальнейшего формирования необходимых правовых основ борьбы с ними.
ШОС призвана обеспечивать не только безопасность, но и экономическое развитие региона. На заседании Совета глав правительств, проходившем в сентябре 2003 года в Пекине, была подписана программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В ней нашли отражение задачи по развитию транспортной инфраструктуры, сферы энергетики, охране окружающей среды и решению проблем питьевой воды.
Эти вопросы были ключевыми и на ташкентском саммите. Стороны договорились о дальнейшем расширении торговых отношений.
Ислам Каримов выдвинул на встрече предложение о создании Центральноазиатского Общего рынка. Для стран нашего региона, создавших Организацию Центральноазиатского Сотрудничества, особое значение имеет углубление сотрудничества в рамках ШОС с такими государствами, как Россия и Китай.
Ташкентский саммит прошел успешно. По его итогам были подписаны Ташкентская декларация глав государств-членов ШОС, Конвенция о полномочиях и иммунитетах ШОС, Соглашение о сотрудничестве против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, ряд документов, касающихся деятельности организации и ее органов.
Такого рода соглашения в рамках ШОС служат дальнейшему укреплению безопасности Узбекистан, повышению эффективности борьбы против международного терроризма, а также дальнейшему расширению торгово-экономического сотрудничества.

Подписано в печать 00.00.2011г. формат 60х90 1/16 Бумага офсетная № 1. 2.75 печ. л. Тираж 100 экз. Отпечатано с готовых диапозитовов
Типография «Ўзбекистон нашриёти». Ташкент, ул. Навои, 30.


Комментариев нет: