Тема № 1. Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации. Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Национальный
университет Узбекистана имени М.Улугбека
МУХАММАД
аль-БУХАРИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОММУНИКАЦИИ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Ташкент – 2012
Тема № 1.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И
КОММУНИКАЦИИ
Вопросы:
1.1- Мониторинг средств массовой информации и коммуникации.
1.2- Мониторинг информации.
1.1- мониторинг МОНИТОРИНГА
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ.
Мы живем в уникальное время - в век информации и
информационных технологий, что делает нашу жизнь яркой, насыщенной и
разнообразной, а главное - отличной от предыдущих этапов развития человечества.
Сегодня обладать информацией означает - быть здесь и сейчас, быть в «теме»
происходящего и в ритме современной жизни. Живя в мегаполисе, имея большие
амбиции, желая достичь серьезных успехов в своем деле и преуспеть в бизнесе, мы
всегда должны быть в информационном тонусе.
Для людей, жаждущих процветания, сегодня приходит на
помощь технология мониторинга информационного
пространства. Ведь обладание информацией, а так же ее своевременное
получение - это залог эффективного управления бизнесом. Мониторинг средств массовой информации и коммуникации, а
так же иных открытых информационных источников (блоги, интернет-ресурсы, и пр.)
помогает максимально оптимизировать работу специалистов по связям с
общественностью, маркетологов, работников пресс-служб, менеджмента. А главное -
позволяет держать руководящий состав предприятия в курсе всего происходящего в
его рыночном сегменте. Ведь средства массовой
информации и коммуникации и Интернет - это самые распространенные
источники для трансляции и получения информации.
Мониторинг средств
массовой информации и коммуникации. - это сбор информации по
любой заданной тематике, это изучение эффективности рекламных кампаний, это
отслеживание действий других предприятий и персоналий, это возможность
грамотного позиционирования и корректировки имиджа вашей компании в средствах массовой информации и коммуникации,
это анализ конкурентов и выявление средств, с помощью которых ваши оппоненты
достигают успехов в бизнесе. «Предупрежден, значит - вооружен» - девиз
сегодняшнего информационного пространства. Поэтому мониторинг - это опережающий
шаг на пути к совершенному управлению, мерой эффективности которого является
прибыльная и процветающая компания.
1.2- Мониторинг информации.
Хотя этот термин давно используется в маркетинговых
исследованиях, определение «информационный мониторинг» появилось в начале 90-х
годов как наблюдение объекта в информационном поле-пространстве. Первые
упоминания об информационном мониторинге относятся к шестнадцатому веку, когда
сотрудники внешнеполитических ведомств начали составлять аналитические обзоры
иностранных газет. Тогда особое внимание уделялось критике государства в
зарубежных средствах массовой информации и
коммуникации, что пресекалось путем дипломатических переговоров.
Сегодня информация является важнейшим ресурсом, от
которого зависит уровень осведомленности о динамично меняющейся внешней среде,
что в свою очередь, дает конкурентное преимущество любому предприятию. Поэтому
информационный мониторинг - это целая система постоянного наблюдения за
информацией в реальном времени, а так же широкая сфера деятельности, которая
включает в себя отслеживание и контроль информации. Это исследование, которое
помогает любой компании контролировать ситуацию внутри, а так же в сфере рынка,
где она ведет свою деятельность.
Мониторинг информации на практике проходит в два основных
этапа - поиск и систематизация информации, которые заключаются в следующих
операциях:
- выявление необходимых источников информации средства массовой информации и коммуникации,
(пресса, телевидение, радио, Интернет и пр.)
- наблюдение и сбор информации;
- выборка нужного материала;
- анализ собранных данных.
Мониторинг может осуществляться и без системного
основания, но как показывает опыт, для достижения определенных успехов в
области сбора и анализа данных необходима методичность.
Надо сказать, что любое предприятие по-своему решает
проблему поиска и обработки информации - кто-то делает это самостоятельно, а
кто-то доверяет это дело профессионалам. Как правило, при мониторинге
используются Интернет - поисковики или специальные информационные базы данных, которыми
пользуются маркетологи.
Большинство маркетинговых компаний, наряду с мониторингом
средств массовой информации и коммуникации,
предлагает целый спектр мониторинга информации: мониторинги блогов,
пресс-клиппинг, новостные дайджесты, аналитические справки и всевозможные
рейтинги, мониторинг конкурентной среды, статистические отчеты - как на данный момент, так и в формате
ежегодной выкладки.
Пресс-клиппинг, например, считаются прототипом
мониторинга как такового. Пресс-клиппинг – это подбор публикаций в печатных средствах массовой информации и коммуникации, в
которых освещается необходимый объект для наблюдения (персона, компания,
мероприятие и пр.) за определенный промежуток времени. Клиппинг – это довольно
трудоемкий инструмент, т.к. необходимо проанализировать огромное количество
печатных изданий. Технология начального пресс-клиппинга или газетных вырезок
очень проста - сначала интересующийся собирает газеты, затем - читает, после -
выделяет необходимые публикации и вырезает их. Эта техника усложнилась, когда
появилась необходимость в размножении вырезанных листовок. Сегодня в век
развитых технологий никто не пользуется ножницами, т.к. всю подборку можно
обработать и показать на компьютере. Однако ценность данного метода осталась не
просто незаменимой, а стала еще более востребованной. Ведь основная цель
клиппинга - это проверка эффективности проведенной кампании в прессе, которая,
зачастую, обходится недешево.
Т.к. многие бизнес-процессы в современном мире протекают
через Интернет, мониторинг перебрался и в эту сферу деятельности. Ведь Интернет
сегодня - это основной источник независимого мнения, к которому все чаще
обращается покупатель. А игру «в собственные мысли» все активнее использует
«партизанский маркетинг», скрыто размещая заказанную информацию под соусом
ненавязчивых рассуждений блоггеров в интернет-форумах и социальных сетях. Как
правило, интернет-мошенничество заключается в распространении недовольства и
дезинформации о бренде, что наносит большой урон репутации предприятия. И чем
больше и чаще обсуждается эта информация, тем большей становится проблема
негативного воздействия на торговую марку или услугу. Не говоря уже о просто
недоброжелателях в качестве уволенных сотрудников и недовольных клиентов,
которые без всякой «заказухи» с радостью оставят свой след в критике
деятельности предприятия.. Интернет-мониторинг в свою очередь позволяет вовремя
отследить негативную информацию о компании, оставленную конкурентами или
недоброжелателями в форумах и блогах, и обратить ее в преимущество, выстроив
грамотную связь с общественностью -стратегию. Интернет-мониторинг помогает
контролировать репутацию фирмы или персоналии, быть в курсе общественного
мнения и повышать качество обслуживания клиентов.
Мониторинг Интернета помогает еще в одном немаловажном
деле - анализе конкурентов. Конкурентная разведка пользуется сегодня большим
спросом среди крупных и развитых компаний. Она позволяет отслеживать все
изменения, происходящие на предприятии конкурента - обзоры продукции, мнение
общественности, использование новых технологий, финансовые отчеты, а так же
изменения в составе руководства, что может служить основой для изменения
направления деятельности. Это также поможет защитить конфиденциальную
информацию компании он распространения ее бывшими сотрудниками в Интернет-ресурсах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий