Подростки связывает свое
будущее со стремлением служить Родине
ИА
«Jahon» 18.12.2018г.
К такому выводу пришел Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр»
по итогам очередного социологического опроса «Подростки о себе и распорядке
дня». Основной целью социологического исследования стало изучение распорядка
дня подростков, его влияния на образ жизни учащихся, их социальные ориентиры и
интересы, выявление основных компонентов режима дня учащихся и их значение в
жизненном укладе школьников.
Опрос
проводился во всех регионах республики, в нем приняли участие подростки
среднего и старшего школьного возраста от 12 до 16 лет, проживающие как в
городской, так и сельской местности.
Полученные
в ходе опроса данные показывают, что в среднем продолжительность ночного сна
подростка составляет от 8,5 до 9,5-10 часов. Анализ данных показывает, что
норма отхода ко сну (после 22.30 часов) в основном нарушается в старшем
подростковом возрасте 21,1%, преимущественно городскими школьниками 16,9%. В
ходе опроса 1,4% подростков в возрасте 16 лет ответили, что ложатся спать очень
поздно (временной интервал 23.30 - 02.00 часов). Отмеченная категория
подростков потенциально находится в зоне определенного риска, связанного с
поведенческими девиациями или проблемами с самочувствием, и,
соответственно, требуют к себе повышенного внимания со стороны педагогов
и родителей.
По
данным исследования центральное место в режиме дня подростков занимает учеба в
школе, которая нормирует их жизнь чередованием фаз учебной деятельности и
отдыха, уроков и перемен, учебных дней и выходных, учебных четвертей и каникул,
формируя тем самым определенный жизненный цикл учащихся. Как показал опрос,
каждый второй подросток проводит в школе не менее шести часов, каждый третий -
около семи часов, почти каждый десятый - около восьми. С возрастом длительность
времени, которое подростки проводят в школе, увеличивается, что обусловлено
увеличением в старшем подростковом возрасте общего количества учебных часов и
уроков.
По
данным опроса, подросткам нравится учиться, в целом они позитивно оценивают
постановку образовательного и воспитательного процесса в своих школах, ценят
знания, жизненные навыки и умения, полученные в учебных заведениях, где они
учатся. Большинство подростков, принявших участие в исследовании, уверены, что
полученные в школе знания, опыт имеют важное значение для их будущего. Одной из
серьезных форм нарушений режима дня в подростковом возрасте являются прогулы
занятий, которые могут указывать не только на склонность подростков нарушать
школьную дисциплину, но и вообще другие социальные нормы. Пропуская учебу в
школе, у подростка ухудшается не только академическая успеваемость, он выпадает
из школьного уклада в целом. Очевидно, что каковы ни были бы причины прогулов,
«выпадение» подростка из пространства школьной жизни, увеличивает вероятность
его попадания в «зону поведенческого риска».
По
данным опроса, каждый третий подросток после школьных уроков идет на
дополнительные занятия с репетитором по какому-либо предмету, в спортивную
секцию, творческие кружки, музыкальную школу. Как следует из результатов
опроса, с возрастом увеличивается количество подростков, посещающих
дополнительные занятия в связи с подготовкой к поступлению в высшие учебные
заведения.
По
данным опроса, для подростков 65,2% наиболее значимым видом деятельности в
свободное от учебы время является «общение с друзьями», значимое как для
младших подростков, так и для старшеклассников. Другим предпочитаемым досуговым
занятием подростков 61,9% является «просмотр телевизионных передач». Опросом
выявлено, что в настоящее время становятся популярными формами досуга у
подростков чтение художественной и учебной литературы, общение в социальных
сетях, участие в творческих кружках, спортивных секциях.
Существенное
количество своего свободного от учебы времени, по данным опроса, школьники
уделяют помощи родителям по ведению домашнего хозяйства 75,9% и присмотру за
младшими детьми 72,9%. Подростки, проживающие в сельской местности, помимо
этого помогают родителям по уходу за домашним скотом, сбору урожая, поливу
земель на приусадебном участке.
Полученные
данные показывают, что девочки 89,2% гораздо в большей степени тратят свое
свободное время на помощь родителям в ведении домашнего хозяйства, тогда как
юноши больше времени проводят в общении с друзьями, больше общаются в соцсетях,
чаще смотрят телевизор, но меньше помогают своим родителям 62,2%. Выявленные
гендерные различия касаются, прежде всего, городских школьников, в сельской местности
нагрузка, связанная с помощью родителям, ложится в большей степени на юношей.
Как
показал опрос, организация правильного распорядка дня, позволяющего
оптимизировать жизненный уклад подростка, является эффективным средством,
которое позволяет предотвратить девиантные отклонения в поведении учащихся и
снизить негативное влияние факторов внешней среды на психофизическое
самочувствие подростков.
Результаты
исследования показывают, что не существует универсального режима дня, который
подходил бы всем учащимся. Распорядок дня, который складывается у подростка,
носит индивидуальный характер и формируется во многом под влиянием образа жизни
его семьи, круга ее интересов, семейных традиций и привычек, конечном счете,
воспитания в семье. В этой связи необходимы дальнейшие меры по усилению
воспитательно-просветительской работы в семьях, направленных на активизацию
участия родителей в процессе воспитания своих детей в тесном взаимодействии с
учителями, повышения их педагогической компетентности, усиление родительского
контроля за тем, как подростки посещают учебные занятия, проводят свое
свободное время, общаются в социальных сетях.
В
целом, как показали результаты опроса, абсолютное большинство подростков как
среднего, так и старшего школьного возраста, имеют вполне определенные цели в
жизни и планы на будущее. Доминирующие жизненные цели подростков носят
достаточно разнообразный характер, обусловленные, прежде всего, стремлением к
взрослению, скорейшему переходу от детства к самостоятельной жизни. Для большинства
подростков, как показал опрос, взросление означает окончание школы, но не
учебы, так как свое будущее они связывают с продолжением своего образования (в
лицее или высшем учебном заведении). Подростки связывают свое будущее со
стремлением служить Родине и обществу, юноши и девушки стремятся стать
полезными членами общества, быть нужными людям, надеются быть поддержкой и
опорой для своих родителей.
(по материалам Центра изучения общественного
мнения «Ижтимоий фикр»)
ИА
«Дунё»
Комментариев нет:
Отправить комментарий