среда, 19 декабря 2018 г.

Подростки связывает свое будущее со стремлением служить Родине



Подростки связывает свое будущее со стремлением служить Родине
ИА «Jahon» 18.12.2018г.


К такому выводу пришел Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» по итогам очередного социологического опроса «Подростки о себе и распорядке дня». Основной целью социологического исследования стало изучение распорядка дня подростков, его влияния на образ жизни учащихся, их социальные ориентиры и интересы, выявление основных компонентов режима дня учащихся и их значение в жизненном укладе школьников.
Опрос проводился во всех регионах республики, в нем приняли участие подростки среднего и старшего школьного возраста от 12 до 16 лет, проживающие как в городской, так и сельской местности.
Полученные в ходе опроса данные показывают, что в среднем продолжительность ночного сна подростка составляет от 8,5 до 9,5-10 часов. Анализ данных показывает, что норма отхода ко сну (после 22.30 часов) в основном нарушается в старшем подростковом возрасте 21,1%, преимущественно городскими школьниками 16,9%. В ходе опроса 1,4% подростков в возрасте 16 лет ответили, что ложатся спать очень поздно (временной интервал 23.30 - 02.00 часов). Отмеченная категория подростков потенциально находится в зоне определенного риска, связанного с поведенческими девиациями или проблемами с самочувствием, и,  соответственно, требуют к себе повышенного внимания со стороны педагогов и родителей.
По данным исследования центральное место в режиме дня подростков занимает учеба в школе, которая нормирует их жизнь чередованием фаз учебной деятельности и отдыха, уроков и перемен, учебных дней и выходных, учебных четвертей и каникул, формируя тем самым определенный жизненный цикл учащихся. Как показал опрос, каждый второй подросток проводит в школе не менее шести часов, каждый третий - около семи часов, почти каждый десятый - около восьми. С возрастом длительность времени, которое подростки проводят в школе, увеличивается, что обусловлено увеличением в старшем подростковом возрасте общего количества учебных часов и уроков.
По данным опроса, подросткам нравится учиться, в целом они позитивно оценивают постановку образовательного и воспитательного процесса в своих школах, ценят знания, жизненные навыки и умения, полученные в учебных заведениях, где они учатся. Большинство подростков, принявших участие в исследовании, уверены, что полученные в школе знания, опыт имеют важное значение для их будущего. Одной из серьезных форм нарушений режима дня в подростковом возрасте являются прогулы занятий, которые могут указывать не только на склонность подростков нарушать школьную дисциплину, но и вообще другие социальные нормы. Пропуская учебу в школе, у подростка ухудшается не только академическая успеваемость, он выпадает из школьного уклада в целом. Очевидно, что каковы ни были бы причины прогулов, «выпадение» подростка из пространства школьной жизни, увеличивает вероятность его попадания в «зону поведенческого риска».
По данным опроса, каждый третий подросток после школьных уроков идет на дополнительные занятия с репетитором по какому-либо предмету, в спортивную секцию, творческие кружки, музыкальную школу. Как следует из результатов опроса, с возрастом увеличивается количество подростков, посещающих дополнительные занятия в связи с подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения.
По данным опроса, для подростков 65,2% наиболее значимым видом деятельности в свободное от учебы время является «общение с друзьями», значимое как для младших подростков, так и для старшеклассников. Другим предпочитаемым досуговым занятием подростков 61,9% является «просмотр телевизионных передач». Опросом выявлено, что в настоящее время становятся популярными формами досуга у подростков чтение художественной и учебной литературы, общение в социальных сетях, участие в творческих кружках, спортивных секциях.
Существенное количество своего свободного от учебы времени, по данным опроса, школьники уделяют помощи родителям по ведению домашнего хозяйства 75,9% и присмотру за младшими детьми 72,9%. Подростки, проживающие в сельской местности, помимо этого помогают родителям по уходу за домашним скотом, сбору урожая, поливу земель на приусадебном участке.
Полученные данные показывают, что девочки 89,2% гораздо в большей степени тратят свое свободное время на помощь родителям в ведении домашнего хозяйства, тогда как юноши больше времени проводят в общении с друзьями, больше общаются в соцсетях, чаще смотрят телевизор, но меньше помогают своим родителям 62,2%. Выявленные гендерные различия касаются, прежде всего, городских школьников, в сельской местности нагрузка, связанная с помощью родителям, ложится в большей степени на юношей.
Как показал опрос, организация правильного распорядка дня, позволяющего оптимизировать жизненный уклад подростка, является эффективным средством, которое позволяет предотвратить девиантные отклонения в поведении учащихся и снизить негативное влияние факторов внешней среды на психофизическое самочувствие подростков.
Результаты исследования показывают, что не существует универсального режима дня, который подходил бы всем учащимся. Распорядок дня, который складывается у подростка, носит индивидуальный характер и формируется во многом под влиянием образа жизни его семьи, круга ее интересов, семейных традиций и привычек, конечном счете, воспитания в семье. В этой связи необходимы дальнейшие меры по усилению воспитательно-просветительской работы в семьях, направленных на активизацию участия родителей в процессе воспитания своих детей в тесном взаимодействии с учителями, повышения их педагогической компетентности, усиление родительского контроля за тем, как подростки посещают учебные занятия, проводят свое свободное время, общаются в социальных сетях.
В целом, как показали результаты опроса, абсолютное большинство подростков как среднего, так и старшего школьного возраста, имеют вполне определенные цели в жизни и планы на будущее. Доминирующие жизненные цели подростков носят достаточно разнообразный характер, обусловленные, прежде всего, стремлением к взрослению, скорейшему переходу от детства к самостоятельной жизни. Для большинства подростков, как показал опрос, взросление означает окончание школы, но не учебы, так как свое будущее они связывают с продолжением своего образования (в лицее или высшем учебном заведении). Подростки связывают свое будущее со стремлением служить Родине и обществу, юноши и девушки стремятся стать полезными членами общества, быть нужными людям, надеются быть поддержкой и опорой для своих родителей.
 (по материалам Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр»)
ИА «Дунё»

Комментариев нет: