суббота, 10 ноября 2018 г.

Журналист профессия ответственная





 В условиях роста информационных потоков и развития глобальной инфосферы важным становится овладение опытом работы с информацией, анализ различных материалов СМИ. С этой целью в Университете мировой экономики и дипломатии введен предмет «Международная журналистика», его изучают студенты 5-го курса факультета «Международные отношения». Он делится на три раздела: теории и концепции международной журналистки, СМИ зарубежных стран, СМИ Узбекистана в глобальной инфосфере. В рамках этой дисциплины студенты знакомятся с мастерством ведущих журналистов страны, организацией работы по сбору и распространению оперативной информации в республиканских информационных агентствах, периодических изданиях, на каналах Национальной телерадиокомпании Узбекистана. 
Представляем методику организации и проведения лекционного и семинарского занятий по теме «Журналист — профессия ответственная». tc "Представляем методику организации и проведения лекционного и семинарского занятий по теме «Журналист — профессия ответственная».
Лекция строится на основе плана, перечисляются основные вопросы, которые будут представлены вниманию студентов, затем дается список литературы по теме и в заключение — вопросы для закрепления материала. Лекционный материал и вопросы по теме представляются в электронном варианте и выводятся на экран. tc "Лекция строится на основе плана, перечисляются основные вопросы, которые будут представлены вниманию студентов, затем дается список литературы по теме и в заключение — вопросы для закрепления материала.
Лекционный материал и вопросы по теме представляются в электронном варианте и выводятся на экран.
Указанная тема включает следующие аспекты: специализации в журналистике, особенности работы журналиста-международника, социальная ответственность журналиста, его личностные качества. Tc "Указанная тема включает следующие аспекты: специализации в журналистике, особенности работы журналиста-международника, социальная ответственность журналиста, его личностные качества.
1. При ознакомлении со специализациями в журналистике внимание акцентируется на рост потребности информационного общества в кадрах журналистов. В нашей стране их подготовку осуществляют в 3-х вузах — Национальном университете Узбекистана, Узбекском государственном университете мировых языков и Каракалпакском государственном университете. Специализация студентов бакалавриата проходит в основном по направлениям: периодические издания, телевидение и радиовещание, стилистика и редактирование СМИ. На кафедрах факультетов журналистики также читаются дисциплины по жанрам журналистики, проблематике и тематике СМИ, анализу интернет-материалов. При изучении студентами этой темы представляются журналистские материалы разных жанров в печатном, электронном и радиоэфирном форматах, а также работа журналистов с использованием различных технических средств, видео- и аудиоаппаратуры. Это позволяет лучше уяснить материал. tc "1. При ознакомлении со специализациями в журналистике внимание акцентируется на рост потребности информационного общества в кадрах журналистов. В нашей стране их подготовку осуществляют в 3-х вузах — Национальном университете Узбекистана, Узбекском государственном университете мировых языков и Каракалпакском государственном университете. Специализация студентов бакалавриата проходит в основном по направлениям: периодические издания, телевидение и радиовещание, стилистика и редактирование СМИ. На кафедрах факультетов журналистики также читаются дисциплины по жанрам журналистики, проблематике и тематике СМИ, анализу интернет-материалов. При изучении студентами этой темы представляются журналистские материалы разных жанров в печатном, электронном и радиоэфирном форматах, а также работа журналистов с использованием различных технических средств, видео- и аудиоаппаратуры. Это позволяет лучше уяснить материал.
2. Международная журналистика — это специализация, направление обучения в сфере высшего образования. В некоторых вузах обучение в этом направлении осуществляется как одна из специальностей в ряду других, таких как радиовещание, телевидение, периодическая печать, газетное дело, связи с общественностью. В последнем случае разработка учебных программ и планов, руководство подготовкой специалистов этого профиля концентрируется на соответствующих кафедрах. tc "2. Международная журналистика — это специализация, направление обучения в сфере высшего образования. В некоторых вузах обучение в этом направлении осуществляется как одна из специальностей в ряду других, таких как радиовещание, телевидение, периодическая печать, газетное дело, связи с общественностью. В последнем случае разработка учебных программ и планов, руководство подготовкой специалистов этого профиля концентрируется на соответствующих кафедрах.
Международная журналистика как дисциплина изучает специфику деятельности ведущих информационных органов, их влияние на формирование международных отношений, работу международных организаций. Также в круг важных предметов обучения будущих журналистов входит изучение региональных, межэтнических, социально-экономических и политических проблем. Помимо хорошего знания иностранного языка журналисту-международнику требуется знание норм международного, информационного и гуманитарного права, правил и кодексов профессиональной этики журналистов и особенностей культуры народа страны пребывания. При выполнении редакционных заданий, подготовке репортажей, новостных сообщений в условиях чрезвычайной ситуации, природных и техногенных катаклизмов журналист должен обладать определенными знаниями и навыками поведения. Обучение журналистов работе в экстремальных ситуациях проводится в рамках программ МЧС, правоохранительных, экологических и других организаций. tc "Международная журналистика как дисциплина изучает специфику деятельности ведущих информационных органов, их влияние на формирование международных отношений, работу международных организаций. Также в круг важных предметов обучения будущих журналистов входит изучение региональных, межэтнических, социально-экономических и политических проблем. Помимо хорошего знания иностранного языка журналисту-международнику требуется знание норм международного, информационного и гуманитарного права, правил и кодексов профессиональной этики журналистов и особенностей культуры народа страны пребывания. При выполнении редакционных заданий, подготовке репортажей, новостных сообщений в условиях чрезвычайной ситуации, природных и техногенных катаклизмов журналист должен обладать определенными знаниями и навыками поведения. Обучение журналистов работе в экстремальных ситуациях проводится в рамках программ МЧС, правоохранительных, экологических и других организаций.
В Узбекистане, как и в некоторых других странах, центрально-азиатского региона, наблюдается некоторая разграниченность между журналистами-практиками, обладающими мастерством публициста, и журналистами-языковедами, хорошо владеющими иностранным языком. Условно скажем, первая группа журналистов пишет прекрасные статьи, публицистические произведения на родном языке. Вторая группа специалистов хорошо владеет иностранным языком, может прекрасно общаться, читать и понимать различные тексты на языке оригинала, но не может так же свободно писать, оперативно готовить для зарубежных СМИ содержательные аналитические статьи на злобу дня. Поэтому редакции, занимающиеся подготовкой публикаций для зарубежной аудитории, имеют штат переводчиков. tc "В Узбекистане, как и в некоторых других странах центрально-азиатского региона, наблюдается некоторая разграниченность между журналистами-практиками, обладающими мастерством публициста, и журналистами-языковедами, хорошо владеющими иностранным языком. Условно скажем, первая группа журналистов пишет прекрасные статьи, публицистические произведения на родном языке. Вторая группа специалистов хорошо владеет иностранным языком, может прекрасно общаться, читать и понимать различные тексты на языке оригинала, но не может так же свободно писать, оперативно готовить для зарубежных СМИ содержательные аналитические статьи на злобу дня. Поэтому редакции, занимающиеся подготовкой публикаций для зарубежной аудитории, имеют штат переводчиков.
3. Такая сторона журналистской профессии, как социальная ответственность, включает этическую и правовую, гражданскую и профессиональную ответственность. Приступая к анализу события, журналист располагает многими фактами, цифрами, сведениями, показаниями, высказываниями различных людей. Именно этот большой разнохарактерный набор фактов служит предпосылкой хождения в журналистской среде утверждения, что не может быть стопроцентного, абсолютно истинного журналистского произведения. Ведь из собранного пишущим статью материала, всех сведений, он на свое усмотрение берет в качестве основных одни данные и отбрасывает или преуменьшает значение других. По большому счету, он индивидуально, субъективно, исходя из своих личных чувствований, пристрастий, из своего уровня мировоззрения, воспитания, образования, конструирует вторую, искусственную реальность, по-своему ее преподносит и интерпретирует. Как здесь быть, действительно ли нельзя достичь абсолютно объективной истины творческого произведения? Не потому ли многие журналистские произведения по прошествии нескольких десятилетий становятся лишь архивными материалами определенного периода истории и теряют актуальность и привлекательность? По мнению некоторых, они не выдержали испытания временем. Так ли это?! Нет, это не совсем верно. tc "3. Такая сторона журналистской профессии, как социальная ответственность, включает этическую и правовую, гражданскую и профессиональную ответственность. Приступая к анализу события, журналист располагает многими фактами, цифрами, сведениями, показаниями, высказываниями различных людей. Именно этот большой разнохарактерный набор фактов служит предпосылкой хождения в журналистской среде утверждения, что не может быть стопроцентного, абсолютно истинного журналистского произведения. Ведь из собранного пишущим статью материала, всех сведений, он на свое усмотрение берет в качестве основных одни данные и отбрасывает или преуменьшает значение других. По большому счету, он индивидуально, субъективно, исходя из своих личных чувствований, пристрастий, из своего уровня мировоззрения, воспитания, образования, конструирует вторую, искусственную реальность, по-своему ее преподносит и интерпретирует.
Как здесь быть, действительно ли нельзя достичь абсолютно объективной истины творческого произведения? Не потому ли многие журналистские произведения по прошествии нескольких десятилетий становятся лишь архивными материалами определенного периода истории и теряют актуальность и привлекательность? По мнению некоторых, они не выдержали испытания временем. Так ли это?! Нет, это не совсем верно.
Если человек правдиво ищет истину, если он, даже заблуждаясь, отстаивает честь человека, защищает интересы своей страны, народа, отстаивает справедливость, он достоин уважения. У каждого периода жизни общества имеются свои наболевшие вопросы, проблемы. И ценности и вопросы, которые были актуальны в одно время, в новых условиях потеряли свою значимость и стали обыденными, повседневными нормами. Но справедливость истории заключается в том, что каждая личность, если она не была безразлична к окружающему и внесла свою лепту в улучшение, сохранение в обществе лучших человеческих качеств, находилась на страже всего благотворного, созидательного. Эта личность и ее деяния будут всегда в светлой памяти народа. И долг последующих поколений — беречь, сохранять и изучать все лучшее, что было наработано в прошлом. Журналистские произведения также оцениваются по тому, что они отстаивали, почему автор их создавал, что он отрицал, а что защищал. Tc
"Если человек правдиво ищет истину, если он, даже заблуждаясь, отстаивает честь человека, защищает интересы своей страны, народа, отстаивает справедливость, он достоин уважения. У каждого периода жизни общества имеются свои наболевшие вопросы, проблемы. И ценности и вопросы, которые были актуальны в одно время, в новых условиях потеряли свою значимость и стали обыденными, повседневными нормами. Но справедливость истории заключается в том, что каждая личность, если она не была безразлична к окружающему и внесла свою лепту в улучшение, сохранение в обществе лучших человеческих качеств, находилась на страже всего благотворного, созидательного. Эта личность и ее деяния будут всегда в светлой памяти народа. И долг последующих поколений — беречь, сохранять и изучать все лучшее, что было наработано в прошлом. Журналистские произведения также оцениваются по тому, что они отстаивали, почему автор их создавал, что он отрицал, а что защищал".
Как видим, социальная ответственность перед обществом, перед историей творческого деятеля, каким является журналист, неимоверно высока. Потому вступающему на журналистское поприще нужно с самого начала глубоко осознать свою обязанность быть высокообразованной и нравственно чистой личностью, ибо это если и не основа, то некая гарантия от ошибок, залог сохранения здравого смысла и справедливости в отношениях с людьми и в жизни. tc "Как видим, социальная ответственность перед обществом, перед историей творческого деятеля, каким является журналист, неимоверно высока.
Потому вступающему на журналистское поприще нужно с самого начала глубоко осознать свою обязанность быть высокообразованной и нравственно чистой личностью, ибо это если и не основа, то некая гарантия от ошибок, залог сохранения здравого смысла и справедливости в отношениях с людьми и в жизни." 
Среди работников СМИ очень много женщин. Считается, что различия в стиле изложения, преподнесении материала, использовании фраз и оборотов, расстановке акцентов скорее индивидуальные. Вместе с тем, при освещении травмирующих событий, катастроф, трагедий наблюдаются некоторые расхождения гендерного характера. Так, зарубежный Центр Дарт по изучению журналистики и травмы анализировал эмоциональные последствия таких репортажей для самих журналистов. Результаты этих исследований показали статистические различия между восприятием травматического события женщинами и мужчинами. В стрессовой обстановке у мужчин чаще возникает реакция самосохранения. У женщин же — несколько иное отношение: они оказались склонны к реакции «проявляй заботу и оказывай помощь». Эксперты объяснили это так: в процессе эволюции женская реакция на стресс развивалась таким образом, чтобы увеличить шансы на спасение ее и потомства в критической ситуации. Тенденция «проявлять заботу и оказывать помощь» означает, что в опасных обстоятельствах женщина, в первую очередь, оберегает потомство и стремится к созданию социального круга с целью взаимного обмена ресурсами и совместной защиты. Tc "Среди работников СМИ очень много женщин. Считается, что различия в стиле изложения, преподнесении материала, использовании фраз и оборотов, расстановке акцентов скорее индивидуальные. Вместе с тем, при освещении травмирующих событий, катастроф, трагедий наблюдаются некоторые расхождения гендерного характера. Так, зарубежный Центр Дарт по изучению журналистики и травмы анализировал эмоциональные последствия таких репортажей для самих журналистов. Результаты этих исследований показали статистические различия между восприятием травматического события женщинами и мужчинами. В стрессовой обстановке у мужчин чаще возникает реакция самосохранения. У женщин же — несколько иное отношение: они оказались склонны к реакции «проявляй заботу и оказывай помощь». Эксперты объяснили это так: в процессе эволюции женская реакция на стресс развивалась таким образом, чтобы увеличить шансы на спасение ее и потомства в критической ситуации. Тенденция «проявлять заботу и оказывать помощь» означает, что в опасных обстоятельствах женщина, в первую очередь, оберегает потомство и стремится к созданию социального круга с целью взаимного обмена ресурсами и совместной защиты".
В нашей стране проводятся многочисленные акции, мероприятия в поддержку женщин-журналистов. Это конкурсы «Социально-активные женщины Узбекистана — в зеркале СМИ», «Равноправие мужчин и женщин — в зеркале СМИ», международный конкурс Национальной премии в области журналистики «Олтин калам» («Золотое перо»). Такие журналисты, как  Галина Мельникова, Насиба Ибрагимова и другие, хорошо известны телезрителям и читателям нашей республики и за ее пределами. tc "В нашей стране проводятся многочисленные акции, мероприятия в поддержку женщин-журналистов. Это конкурсы «Социально-активные женщины Узбекистана — в зеркале СМИ», «Равноправие мужчин и женщин — в зеркале СМИ», международный конкурс Национальной премии в области журналистики «Олтин калам» («Золотое перо»). Такие журналисты, как Галина Мельникова, Насиба Ибрагимова и другие, хорошо известны телезрителям и читателям нашей республики и за ее пределами".
4. Что касается личностных качеств журналиста, по определению академических изданий, журналист — человек, занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации, а слово журналистика произошло от французского слова «journal» — дневник, газета. К необходимым профессиональным навыкам и знаниям относятся умения работать с информацией, находить объяснение фактам, говорить и писать быстро, грамотно и интересно, работать с журналистской техникой (диктофон, фото-видеокамера), знание законов о СМИ, профессиональная этика и тактичность. Среди личных качеств журналиста выделяют умение быстро переключаться с одной работы на другую, исполнительность, оперативность, объективность, общительность, наблюдательность, выносливость, трудолюбие, стрессоустойчивость и другие. tc "4. Что касается личностных качеств журналиста, по определению академических изданий, журналист — человек, занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации, а слово журналистика произошло от французского слова «journal» — дневник, газета. К необходимым профессиональным навыкам и знаниям относятся умения работать с информацией, находить объяснение фактам, говорить и писать быстро, грамотно и интересно, работать с журналистской техникой (диктофон, фото-видеокамера), знание законов о СМИ, профессиональная этика и тактичность. Среди личных качеств журналиста выделяют умение быстро переключаться с одной работы на другую, исполнительность, оперативность, объективность, общительность, наблюдательность, выносливость, трудолюбие, стрессоустойчивость и другие". 
Нами ставится задача рассмотрения профессии журналиста в несколько ином ракурсе: что требуется от молодого человека, выбирающего профессию журналиста или вступающего на эту стезю, что ему необходимо осознать. Он должен обладать большой внутренней энергетикой, стремлением больше думать и заботиться о других. О себе с этой позиции он думает лишь с точки зрения самосовершенствования, обогащения своего внутреннего мира и знаний, чтобы лучше понимать других, жизнь, события, факты. Лишь выработав правильные взгляды, ориентацию на поиск истины, правдиво глядя в лицо другого, понимая его мысли и чувства, человек может оценивать и писать, выносить суждения и делать выводы. Понятно, что докопаться до конечной истины, поставить все точки над «i», может, и не удастся, что-либо останется непроясненным. Но важен сам подход, внутреннее осознание человеком значимости публичного, печатного, высказанного для массы людей слова. Точкой отсчета в самосовершенствовании, росте должна стать совесть: насколько она развита в человеке, насколько сильна и действенна, настолько он будет трудолюбив, настойчив и бдителен в искоренении своих недостатков, улучшении мыслей и отношении к миру. tc "Нами ставится задача рассмотрения профессии журналиста в несколько ином ракурсе: что требуется от молодого человека, выбирающего профессию журналиста или вступающего на эту стезю, что ему необходимо осознать. Он должен обладать большой внутренней энергетикой, стремлением больше думать и заботиться о других. О себе с этой позиции он думает лишь с точки зрения самосовершенствования, обогащения своего внутреннего мира и знаний, чтобы лучше понимать других, жизнь, события, факты. Лишь выработав правильные взгляды, ориентацию на поиск истины, правдиво глядя в лицо другого, понимая его мысли и чувства, человек может оценивать и писать, выносить суждения и делать выводы. Понятно, что докопаться до конечной истины, поставить все точки над «i», может, и не удастся, что-либо останется непроясненным. Но важен сам подход, внутреннее осознание человеком значимости публичного, печатного, высказанного для массы людей слова. Точкой отсчета в самосовершенствовании, росте должна стать совесть: насколько она развита в человеке, насколько сильна и действенна, настолько он будет трудолюбив, настойчив и бдителен в искоренении своих недостатков, улучшении мыслей и отношении к миру".
Следует также знать, что журналистика — это творческая профессия. Человек, пишущий для газеты, журнала, для любого СМИ, всегда находится в раздумье, в поиске форм отображения события, фактов, размышляет о словах, методах подачи и передачи своих мыслей, чувств. Это очень нелегкий и постоянно одолевающий процесс мышления. Начинающему журналисту требуется большая работа по изучению и осмыслению творческого мастерства других. Ведь журналист работает словом, ему нужен большой запас словарного ресурса — лексического, художественного, научного, эстетического, этического и т.д. Он должен постоянно пополнять, обновлять, обогащать этот ресурс, пока сам не станет их кладезем и пока эти слова-богатства не начнут дышать в нем полно и свободно. Tc "Следует также знать, что журналистика — это творческая профессия. Человек, пишущий для газеты, журнала, для любого СМИ, всегда находится в раздумье, в поиске форм отображения события, фактов, размышляет о словах, методах подачи и передачи своих мыслей, чувств. Это очень нелегкий и постоянно одолевающий процесс мышления.
Начинающему журналисту требуется большая работа по изучению и осмыслению творческого мастерства других. Ведь журналист работает словом, ему нужен большой запас словарного ресурса — лексического, художественного, научного, эстетического, этического и т.д. Он должен постоянно пополнять, обновлять, обогащать этот ресурс, пока сам не станет их кладезем и пока эти слова-богатства не начнут дышать в нем полно и свободно".
В журналистику, как и в науку, люди приходят по разным причинам. Были искренние признания: «Я пошла в журналистику, потому что хотела увидеть свою фамилию на первой газетной полосе». Быть популярным, стать известным — тоже стимул, это требует труда, кропотливой работы на многих этапах. Есть и ряд других факторов. Кто-то выбирает эту стезю, идя по стопам родителей, по их совету или друзей. Большинство приходит в эту трудную и благородную профессию по наитию, по глубокой внутренней потребности узнать мир, людей, а затем поведать об увиденном, познанном другим и сделать мир лучше, краше. В практической журналистике, как и в научной, кто-то идет в ногу со временем, успешно и много публикует своевременные материалы, статьи. В целом он делает хорошее, полезное дело. А по большому счету, лишь тот, кто ищет в творчестве, науке смысл своей жизни, желает осознать себя и свое время в ряду других времен и предшественников, создает оригинальные, талантливые произведения. Он не любуется собой, своим присутствием в этой престижной профессиональной сфере, а воспринимает ее, особенно науку, как святость, как храм, которым нужно служить с чистым сердцем и чистыми помыслами. tc "В журналистику, как и в науку, люди приходят по разным причинам. Были искренние признания: «Я пошла в журналистику, потому что хотела увидеть свою фамилию на первой газетной полосе». Быть популярным, стать известным — тоже стимул, это требует труда, кропотливой работы на многих этапах.
Есть и ряд других факторов. Кто-то выбирает эту стезю, идя по стопам родителей, по их совету или друзей. Большинство приходит в эту трудную и благородную профессию по наитию, по глубокой внутренней потребности узнать мир, людей, а затем поведать об увиденном, познанном другим и сделать мир лучше, краше. В практической журналистике, как и в научной, кто-то идет в ногу со временем, успешно и много публикует своевременные материалы, статьи. В целом он делает хорошее, полезное дело. А по большому счету, лишь тот, кто ищет в творчестве, науке смысл своей жизни, желает осознать себя и свое время в ряду других времен и предшественников, создает оригинальные, талантливые произведения. Он не любуется собой, своим присутствием в этой престижной профессиональной сфере, а воспринимает ее, особенно науку, как святость, как храм, которым нужно служить с чистым сердцем и чистыми помыслами".
Фатима МУМИНОВА, tc "Фатима МУМИНОВА," профессор Университета мировой экономики и дипломатии, доктор филологических наук. Tc "профессор Университета мировой экономики и дипломатии, доктор филологических наук".
25.12.2017г.

Комментариев нет: