Об образовании
Министерства инновационного развития Республики Узбекистан
29.11.2017г. Национальное информационное агентство
Узбекистана. 30 НОЯБРЯ 2017г. Информационное агентство «Жахон» при МИД
Республики Узбекистан.
Указ Президента
Республики Узбекистан
В современных
условиях широкое использование достижений мировой науки и инновационной
деятельности становится важнейшим фактором динамичного и устойчивого развития
всех сфер жизнедеятельности общества и государства, построения достойного
будущего страны.
За истекший период
создана необходимая инфраструктура в сфере развития науки и технологий,
сформирован определенный интеллектуальный и технологический потенциал.
Вместе с тем наличие
следующих системных проблем, недостаточное использование имеющихся возможностей
и потенциала для разработки и внедрения инновационных идей и технологий
препятствуют эффективной реализации намеченных реформ и ускоренному
инновационному развитию страны, в частности:
первое – отсутствуют должный комплексный анализ и изучение
достижений и тенденций развития современной науки и инновационных технологий
при разработке государственных программ, в результате чего данные программы
зачастую нацелены на устранение последствий проблем и не решают вопросы
долгосрочного развития;
второе – текущее состояние организации фундаментальных и
прикладных исследований не обеспечивает должные условия для полной реализации и
практического внедрения инновационных идей и разработок;
третье – отсутствие единого органа, обеспечивающего
стратегическое прогнозирование, сопровождение и внедрение инновационных идей,
разработок и технологий, разрозненное функционирование научно-исследовательских
и информационно-аналитических учреждений не позволяют в полной мере
интегрировать науку, образование и производство, что снижает эффективность
проводимых исследований;
четвертое – недостатки в организации деятельности по
определению приоритетных сфер и отраслей, требующих первоочередного внедрения
высоких технологий, ноу-хау и современных разработок, приводят к
технологическому отставанию и ограниченности производства инновационных товаров
(работ, услуг);
пятое – преобладание в отдельных случаях узковедомственных
интересов при организации научно-исследовательских работ и внедрении
инновационных идей и разработок является одной из причин нерационального
использования бюджетных средств;
шестое – не уделяется должного внимания применению
государственно-частного партнерства в реализации инновационных идей, разработок
и технологий, а также совершенствованию инфраструктуры для внедрения
инновационных продуктов;
седьмое – сохраняется низкий уровень сотрудничества с
зарубежными (международными) организациями, обладающими высоким опытом и
потенциалом в сфере разработки и внедрения инновационных продуктов, а также их
использования в решении актуальных проблем развития отечественной науки,
промышленности и экономики в целом.
Данные
обстоятельства требуют коренного совершенствования институциональных и
организационно-правовых основ государственного управления в сфере организации
разработки и внедрения инновационных идей и технологий.
В целях обеспечения
ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы
на основе передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки,
инновационных идей, разработок и технологий, а также в соответствии с задачами,
определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития
Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Определить
основными направлениями инновационного развития Республики Узбекистан:
создание системы
стратегического планирования, позволяющей формировать будущие модели
инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных
сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны;
внедрение
инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и
упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности
деятельности органов государственного управления;
формирование
современной инфраструктуры развития науки и инновационной деятельности,
способной обеспечить необходимые условия для устойчивого роста
социально-экономического потенциала территорий, а также повышения уровня жизни
и благосостояния населения;
широкое привлечение
инвестиций в сферу разработки и внедрения инновационных идей и технологий,
совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей их дальнейшее
развитие;
всестороннюю
поддержку и стимулирование научно-исследовательской и инновационной
деятельности, прежде всего творческих идей и разработок молодого поколения, а
также создание благоприятных условий для активного участия талантливой молодежи
в данной деятельности;
создание эффективных
механизмов продвижения и внедрения перспективных отечественных достижений
научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая организацию и
укрепление материально-технической базы научно-экспериментальных
специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и
других инновационно ориентированных структур, в том числе с участием
иностранных инвесторов;
активное внедрение
природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе путем
широкого применения альтернативных источников энергии, современных форм очистки
и опреснения воды, ее рационального использования;
широкое внедрение
передовых технологий в сфере здравоохранения, позволяющих осуществлять раннее
выявление и профилактику заболеваний, своевременное и эффективное лечение, а
также создание комплексной системы, направленной на формирование в обществе
здорового образа жизни и воспитание здорового поколения;
продвижение
инновационных идей, разработок и технологий в аграрный сектор, в том числе
новых селекционных сортов сельскохозяйственных культур, способствующих
повышению эффективности производства и экспортного потенциала производителей
сельскохозяйственной продукции, укреплению продовольственной безопасности
страны;
ускоренное внедрение
современных информационно-коммуникационных, промышленных и иных инновационных
технологий, обеспечивающих всестороннее развитие отраслей реального сектора
экономики;
расширение
сотрудничества с передовыми зарубежными (международными) организациями в сфере
инновационной деятельности, в том числе путем их привлечения на отечественный
рынок производства ноу-хау, нанотехнологий и высокотехнологичных товаров
(работ, услуг).
2. Образовать:
Министерство
инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Министерство);
Фонд поддержки
инновационного развития и новаторских идей
(далее – Фонд).
(далее – Фонд).
3. Основными
направлениями деятельности Министерства определить:
а) в сфере внедрения
инноваций в государственное и общественное строительство:
организацию
выработки инновационных идей, разработок и технологий, проведения научных
исследований, направленных на развитие системы государственного и общественного
управления, повышение качества государственных услуг;
содействие широкому
внедрению механизмов государственно-частного партнерства, прежде всего в
инфраструктурные объекты и наиболее ресурсозатратные отрасли;
выработку
инновационных подходов взаимодействия государственных органов с институтами
гражданского общества и населением в решении актуальных проблем, прежде всего
на местах;
разработку
предложений по внедрению современных механизмов осуществления общественного
контроля;
б) в сфере внедрения
инноваций в отрасли экономики:
формирование
механизмов продвижения и практического использования отечественных инновационных
идей, разработок и технологий, организацию проведения научных исследований,
направленных на содействие ускоренному развитию национальной экономики с учетом
быстроменяющейся мировой конъюнктуры рынка;
разработку принципов
и содействие внедрению технологий «зеленой экономики», предусматривающей
повышение производительности с применением экологически чистых технологий,
позволяющих снизить уровень загрязнения окружающей среды;
активное содействие
росту инновационного потенциала республики, эффективности деятельности
свободных экономических и малых промышленных зон, технопарков, а также
логистических хабов;
содействие в
формировании сценариев средне- и долгосрочного развития отраслей экономики во
взаимоувязке с макроэкономическими, налогово-бюджетными, денежно-кредитными
параметрами, а также с оценкой воздействия интеграционных процессов на
экономику;
кардинальное
совершенствование сферы услуг, повышение их качества и роли в формировании
валового внутреннего продукта, прежде всего за счет внедрения инновационных
разработок и технологий;
внесение предложений
по коренному повышению конкурентоспособности туристской отрасли путем выработки
и внедрения инновационных подходов и технологий;
предупреждение
диспропорций в экономическом развитии регионов за счет расширения масштабов
внедрения инноваций и диверсификации экономики территорий, ускоренного развития
отстающих районов и городов;
в) в сфере внедрения
инноваций в сельское хозяйство:
внесение предложений
по внедрению современных апробированных форм сельскохозяйственного
производства, основанных, прежде всего, на концепции «Умное сельское
хозяйство», позволяющих рационально использовать имеющиеся земельные, водные и
иные природные ресурсы;
оказание содействия
во внедрении инновационных идей, разработок и технологий в аграрный сектор,
позволяющих максимально автоматизировать сельскохозяйственное производство,
существенно повысить урожайность и улучшить финансовые показатели, а также
обеспечить продовольственную безопасность страны;
содействие в расширении
рынков сбыта и прямых поставок сельскохозяйственной продукции посредством
обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке, в том числе при помощи
крупных ритейлеров;
г) в сфере внедрения
инноваций в социальное развитие:
оказание содействия в
продвижении инноваций в системе образования, в том числе путем внедрения
современных, интерактивных и творческих методов обучения, обеспечение
разработки инновационных учебных программ, предусматривающих широкое
использование цифровых технологий;
содействие в
ускоренном развитии системы здравоохранения, в том числе посредством внедрения
передовых технологий, концепций «Умная медицина» и «Единый медицинский
информационный центр», обеспечивающих раннее выявление и профилактику
заболеваний, а также создании дополнительных условий для роста
продолжительности жизни населения;
оказание содействия
в обеспечении динамичного развития градостроительства исключительно в
соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки с учетом
передовых стандартов, предусматривающих в том числе внедрение концепций
«Безопасный город», «Умный город», создание культурных, спортивных и иных
объектов, обеспечивающих необходимые условия для популяризации здорового образа
жизни;
д) в сфере внедрения
инноваций в систему охраны окружающей среды и природопользования:
разработку
инновационных технологических решений, направленных на снижение загрязнения
окружающей среды, включая снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух, сбросов сточных вод в водные объекты, сохранение биологического
разнообразия и экосистем;
поддержку
практического применения инновационных идей и разработок по охране окружающей
среды, рациональному потреблению и воспроизводству природных ресурсов, включая
использование альтернативных источников энергии, технологий энергосбережения,
производство экологически чистого автотранспортного топлива, пыле- и
газоочистных технологий;
разработку
предложений по совершенствованию системы водопользования, в том числе путем
внедрения инновационных технологий очистки, опреснения, повторного
использования сточных вод и водосбережения;
разработку научно
обоснованных предложений по внедрению высоких технологий переработки бытовых и
промышленных отходов, в том числе для производства энергии и биоудобрений;
разработку и
реализацию программ по сокращению энергоемкости и ресурсоемкости экономики,
широкому внедрению в производство энергосберегающих технологий, расширению
использования возобновляемых источников энергии;
е) в сфере
инициирования, координации и стимулирования внедрения передовых технологий:
создание эффективной
системы стимулирования инновационных исследований, идей, разработок и
технологий, а также генерирование перспективных фундаментальных и прикладных
исследований и новаторских идей, в том числе посредством совершенствования
нормативно-правовой базы;
всестороннюю
поддержку инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
путем предоставления льгот и преференций, организации выставочных мероприятий,
налаживания тесного взаимовыгодного сотрудничества с ведущими зарубежными
научно-исследовательскими учреждениями;
координацию
деятельности (в части научно-исследовательских работ) образовательных,
научно-исследовательских и иных учреждений, научно-экспериментальных
специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и иных
инновационно ориентированных структур по разработке высокотехнологичной
продукции, а также содействие в укреплении их материально-технического и
научного потенциала;
создание, в том
числе путем привлечения ведущих мировых производителей, современных
научно-технологических комплексов по разработке и коммерциализации
инновационных идей, разработок и технологий, бизнес-инкубаторов, стартап-акселераторов,
а также оказание содействия в развитии IT-инфраструктуры;
инициирование
разработки и внедрения проектов по локализации современного
высокотехнологического производства, в том числе транспортных средств нового
поколения, робототехники и иных видов высокотехнологичной продукции, с учетом
долгосрочных потребностей и тенденций технологического развития;
разработку
эффективных механизмов, способствующих внедрению, продвижению на внутренний и
мировые рынки отечественной инновационной продукции, в том числе на основе
оформленных международных патентов и лицензий.
4. Установить, что
Министерство:
осуществляет единую
государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития
Республики Узбекистан, направленную на всестороннее развитие общественной и
государственной жизни, повышение интеллектуального и технологического
потенциала страны;
проводит оценку
инновационной деятельности на основе индикаторов ее эффективности, определяет
основные направления развития соответствующих отраслей и сфер, требующих
первостепенного внедрения передовых технологий;
координирует
деятельность органов государственного управления, научно-исследовательских,
информационно-аналитических учреждений и иных организаций по вопросам внедрения
инновационных идей, разработок и технологий;
является единым
заказчиком государственных научно-технических программ и проектов, реализуемых
научно-исследовательскими, образовательными и другими учреждениями;
в рамках возложенных
задач изучает состояние дел в государственных органах и иных организациях,
осуществляет сбор и обобщение предложений по совершенствованию инновационной
деятельности;
финансируется за
счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных средств, не
запрещенных законодательством.
5. Определить, что
проекты нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в сферу деятельности
Министерства, в обязательном порядке подлежат согласованию с Министерством.
6. Упразднить с 1
января 2018 года:
Государственную
комиссию по науке и технологиям;
Агентство по науке и
технологиям Республики Узбекистан;
Фонд поддержки и
развития научно-технической деятельности при Государственной комиссии по науке
и технологиям и его Исполнительную дирекцию.
Установить, что
высвобождаемые штатные единицы упраздняемых ведомств и учреждений, указанных в
настоящем пункте, передаются в Министерство.
Министерству
занятости и трудовых отношений совместно с Академией наук Республики Узбекистан
оказать содействие в трудоустройстве работников упраздняемых ведомств и
учреждений.
7. Кабинету
Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить:
совместно с
Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством
экономики, Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений,
другими заинтересованными ведомствами критическое изучение деятельности
Академии наук и Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров
Республики Узбекистан и внесение предложений по кардинальному совершенствованию
научно-исследовательской деятельности, системы внедрения ее результатов в
практику, а также созданию научно-экспериментальных специализированных
лабораторий, центров высоких технологий, технопарков по разработке
высокотехнологичной продукции;
совместно с
Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и другими заинтересованными
ведомствами критическое изучение и внесение предложений по пересмотру задач и
функций министерств и ведомств, научно-исследовательских и
информационно-аналитических учреждений на предмет оптимизации организационно-штатных
структур и полномочий в целях исключения дублирования в их деятельности с
учетом требований настоящего Указа;
организацию
мероприятий, связанных с упразднением ведомств и учреждений, указанных в пункте
6 настоящего Указа, а также размещение, создание материально-технической базы
Министерства, его оснащение компьютерной техникой, средствами связи,
необходимыми для организации эффективной работы, в том числе посредством
передачи зданий и материально-технической базы упраздняемых ведомств и
учреждений;
передачу на счет
Фонда средств упраздняемого Фонда поддержки и развития научно-технической
деятельности при Государственной комиссии по науке и технологиям;
укомплектование
Министерства высококвалифицированными кадрами, в том числе из числа работников
упраздняемых ведомств и учреждений;
разработку и
внесение в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса
Республики Узбекистан проектов законов Республики Узбекистан «Об инновационной
деятельности» и «О науке», определяющих, в том числе принципы государственного
регулирования и формы поддержки научной и инновационной деятельности, а также
расширение возможностей использования инновационных идей, разработок и
технологий.
8. Государственному
комитету по инвестициям совместно с Министерством финансов, Министерством
экономики Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами
проводить системную работу с зарубежными (международными) финансовыми
институтами и другими иностранными донорами по привлечению кредитов и грантов
для проведения научных исследований, оснащения научных лабораторий и
организации зарубежных стажировок ученых и специалистов.
9. Министерству
юстиции совместно с Академией наук Республики Узбекистан и другими
заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести:
в установленном
порядке проекты постановления Президента Республики Узбекистан об организации
деятельности Министерства и Фонда;
в Кабинет Министров
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из
настоящего Указа.
10. Контроль за
исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики
Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики
Узбекистан Исмаилова У.С., Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики
Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент Республики
Узбекистан
Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 29
ноября 2017 года
* * *
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента
Республики Узбекистан
«Об образовании
Министерства инновационного развития
Республики Узбекистан»
Мировой опыт
показывает, что непрерывное практическое внедрение новшеств, обеспечивающих
качественный рост во всех сферах, превратилось в движущую силу общественного и
экономического развития.
Сегодня наиболее
успешными и устойчивыми являются те страны, в которых реализуются инновационные
модели развития и «умные» технологии. Устойчивый прогресс таких стран, их
конкурентоспособность на мировом рынке основывается не на экспорте природных
ресурсов и использовании физического труда, а на инновационных идеях и
разработках.
В данных странах
реализация государственной стратегии по внедрению инновационных идей,
разработок и технологий осуществляется специальными ведомствами, условно
именуемыми «министерствами будущего».
Основной миссией
ведомств, ответственных за инновационное развитие, является повышение
экономического роста, конкурентоспособности страны на мировых рынках и
увеличение интеллектуального вклада в экономику за счет широкого внедрения
инноваций и научных достижений.
Стратегией действий
по пяти приоритетным направления развития Республики Узбекистан в 2017-2021
годах обозначены конкретные цели по кардинальному повышению благосостояния и
улучшению качества жизни населения, всестороннему и ускоренному развитию
общества и государства, модернизации страны и либерализации всех сфер жизни.
Иными словами, нам
предстоит превратить Узбекистан в динамично развивающуюся страну, обладающую
стабильной рыночной экономикой с высокой долей инновационного и
интеллектуального вклада в производство, современной и конкурентной на
глобальном рынке промышленностью, а также благоприятным инвестиционным и
деловым климатом.
Достижение
поставленных целей невозможно без полноценного перехода Узбекистана на
инновационную модель развития, что обуславливает необходимость создания в
стране эффективной системы государственной поддержки инновационной деятельности
и стимулирования практического внедрения инновационных идей, разработок и
технологий в государственное управление, приоритетные отрасли экономики и социальную
сферу.
Однако, несмотря на
богатый интеллектуальный и инфраструктурный потенциал, в стране не налажена на
системной основе работа по внедрению инноваций, что обусловлено наличием
следующих системных проблем:
отсутствуют должный
комплексный анализ и изучение достижений и тенденций развития современной науки
и инновационных технологий при разработке государственных программ развития;
не имеется единого
органа, который обеспечивал бы стратегическое прогнозирование, сопровождение и
внедрение инновационных идей, разработок и технологий, а также координацию
деятельности научно-исследовательских и информационно-аналитических учреждений
страны;
не уделяется
должного внимания широкому применению возможностей государственно-частного
партнерства, привлечению инвестиций в реализацию инновационных идей, разработок
и технологий, а также совершенствованию инфраструктуры для внедрения
инновационных продуктов;
не налажена
системная и целенаправленная деятельность по определению приоритетных сфер и
отраслей, требующих внедрения высоких технологий, ноу-хау и современных
разработок;
сохраняется низкий
уровень сотрудничества с зарубежными (международными) организациями,
обладающими высоким потенциалом в сфере инновационных идей, разработок и
технологий.
В целях решения
имеющихся проблем, а также коренного совершенствования институциональных и
организационно-правовых основ поддержки инновационной деятельности,
стимулирования внедрения инновационных идей, разработок и технологий, научных
достижений Президентом Республики Узбекистан принят Указ «Об образовании
Министерства инновационного развития Республики Узбекистан».
Данное решение можно
рассматривать в качестве важнейшего шага по практической реализации Концепции
административной реформы в части широкого внедрения инновационных идей,
разработок и технологий.
Указом определены основные
направления инновационного развития страны, включая создание системы
стратегического планирования, внедрение инновационных форм государственного
управления, формирование современной инфраструктуры развития науки и
инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций, совершенствование
правовой базы, поддержку и стимулирование научно-исследовательской и
инновационной деятельности, активное внедрение передовых технологий в актуальных
сферах социальной и экономической жизни.
Указом образовано
Министерство инновационного развития Республики Узбекистан и определены
основные направления его деятельности в сфере государственного и общественного
строительства, экономики, сельского хозяйства, социального развития, внедрения
передовых технологий, а также охраны окружающей среды и природопользования.
Исходя из этого
Министерство инновационного развития определено органом, осуществляющим единую
государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития
Республики Узбекистан.
Министерство будет
выступать единым заказчиком государственных научно-технических программ и
проектов, координировать работу органов государственного управления,
научно-исследовательских, информационно-аналитических учреждений и иных
организаций по внедрению инновационных идей, разработок и технологий.
Следует отметить
мировую тенденцию создания специализированных ведомств, вырабатывающих
современные подходы к развитию за счет инновационных технологий, условно
именуемых «министерствами будущего».
В целях исключения
дублирования в работе, обеспечения единых подходов с 1 января 2018 года
упраздняются Государственная комиссия по науке и технологиям, Фонд поддержки и
развития научно-технической деятельности при Государственной комиссии по науке
и технологиям, а также Агентство по науке и технологиям.
Образованный Фонд
поддержки инновационного развития и новаторских идей будет являться
централизованным источником финансирования инновационных идей и их разработки,
с использованием прозрачной системы отчетности по проводимым исследованиям.
В рамках реализации
Указа будут пересмотрены задачи и функции министерств, ведомств,
научно-исследовательских и информационно-аналитических учреждений, оптимизированы
их организационно-штатные структуры и полномочия в целях исключения
дублирования деятельности.
Наряду с этим
поручено критически изучить деятельность Академии наук и Высшей аттестационной
комиссии в целях кардинального совершенствования научно-исследовательской
деятельности и внедрения ее результатов в практику, а также создания
научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких
технологий, технопарков по разработке высокотехнологичной продукции.
Особое внимание в
Указе уделено вопросу создания законодательных основ внедрения инноваций. В
этой связи будут разработаны проекты законов «Об инновационной деятельности» и
«О науке», определяющих в том числе принципы государственного регулирования и
формы поддержки научной и инновационной деятельности, расширение возможностей
использования инновационных идей, разработок и технологий.
Создание
Министерства инновационного развития призвано обеспечить реализацию единой
государственной политики в сфере инновационного и научно-технического развития.
Новое ведомство обеспечит мобилизацию имеющихся ресурсов и средств для
реализации инновационных идей, разработок и технологий с рациональным
использованием бюджетных средств.
В конечном итоге
инновационная модель развития Узбекистана должна стать локомотивом
экономического роста, фактором обеспечения стабильности и благосостояния
населения нашей страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий