понедельник, 2 октября 2017 г.

Учитель главная фигура в образовании


Учитель – главная фигура в образовании
02.10.2017г. Аблай Камалов, УзА
В соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» проведен социологический опрос на тему «Учитель о своем учебном заведении, о детях и о себе».

Опрос общественного мнения показал, что обеспечение граждан качественным и доступным образованием – задача, во многом определяющая дальнейшее развитие общества, его будущее. В Узбекистане данная сфера рассматривается в качестве одного из важнейших и ключевых направлений государственной политики. В обеспечении эффективности образования важными факторами считаются профессиональное мастерство педагога, его знания, умения и навыки.
Как показали результаты опроса, педагоги поддерживают комплексные меры государства по дальнейшему совершенствованию и развитию системы общего среднего образования. Участники опроса считают, что важнейшими задачами проводимых реформ являются повышение качества базового образования, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, привлечение в образовательные учреждения инициативных, талантливых специалистов, обладающих высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью.
Результаты опроса показывают, что учитель формирует будущее ученика и всего общества, государства. Многое зависит от коммуникативных способностей учителя, силы воли, и, в некотором смысле, мужества. Поэтому, как показал опрос, респонденты подчеркивают, что учитель – одна из самых трудных и в то же время интересных и востребованных профессий.
В ходе исследования учителей попросили охарактеризовать общую психологическую атмосферу, царящую в ученических коллективах их учебных заведений, а также классах, в которых они ведут занятия. В целом педагоги (75,3 процента) оценили психологический климат позитивно.
Большинство опрошенных учителей (76,7 процента) считает, что в настоящее время на формирование моральных и правовых норм, необходимых социальных нравственно-психологических качеств, жизненных ориентаций детей решающее влияние оказывает, прежде всего, семья. Каждый пятый педагог считает, что с возрастом, особенно на рубеже подросткового и юношеского возраста, на личностное становление учащихся, формирование приоритетов в системе координат их жизненных ценностей все большую роль оказывают сверстники: одноклассники, друзья, подростковые группировки. В последнее время, по мнению более чем каждого десятого педагога, заметное влияние на поведение школьников, в особенности подростков и старшеклассников, начинает оказывать интернет, в особенности различные социальные сети и интернет-сообщества.
По мнению опрошенных, отсутствие родительского контроля над поведением ребенка в виртуальном пространстве, низкая информированность родителей и некоторых педагогов относительно новых духовно-идеологических угроз в современном мире, отсутствие доверительных отношений с педагогами, которые воспринимаются подростками только как источники информации, знаний, но не единомышленники, старшие друзья, с которыми можно обсудить проблемы, в настоящее время становятся одними из основных причин того, что подросток попадает в категорию «трудных» детей.
Опрос выявил мнения преподавателей об эффективности и качестве организации учебного процесса в учебном заведении, в котором они работают. Большинство участников опроса дали позитивные оценки организации учебного процесса.
В ходе исследования преподаватели оценили состояние здания своего учебного заведения: классов, аудиторий, спортивного зала и других необходимых помещений и площадок для проведения различных учебных, праздничных, спортивных, общественных мероприятий. Более половины участников опроса (60,7 процента) дали положительные оценки, отметив, что здание учебного заведения, в котором они работают, находится в хорошем состоянии. Как показали результаты опроса, капитальный ремонт всего здания, включая аудитории, залы, технические и санитарные объекты, был произведен в половине (48,6 процента) учебных заведений страны. Согласно результатам опроса около половины учебных заведений (53,6 процента) имеют доступ к национальной библиотечной справочной системе ZiyoNET, содержащей информационные ресурсы. Опросом отмечено, что городские учебные заведения имеют более широкий доступ к системе ZiyoNET – 61,3 процента городских школ, лицеев, колледжей полностью обеспечены доступом к нему, чем сельские, для которых аналогичный показатель составил 46,9 процента.
Участники опроса в ходе исследования высказали свое мнение об укомплектованности библиотек образовательных учреждений всеми необходимыми книгами по конкретным направлениям обучения. В целом по стране 75 процентов респондентов ответили, что в их школе библиотеки отвечают всем требованиям и полностью укомплектованы. В лицеях и колледжах данный показатель немного ниже – 69,6 процента и 62,2 процента соответственно. Согласно результатам опроса в большинстве школ, лицеев, колледжей созданы условия для занятий физкультурой учащимися: имеется свой спортивный зал, оборудованный спортивным инвентарем.
Одним из основных условий сохранения здоровья детей и подростков является регулярное, сбалансированное, качественное и полноценное питание. В связи с этим особую важность приобретает наличие в учебном заведении столовой, где детям предоставляется качественная горячая пища. Согласно результатам опроса, столовая действует в большинстве городских и около половины сельских учебных заведений.
По мнению педагогов, переход системы образования к 11-летнему обучению будет способствовать улучшению качества образовательного процесса, получению систематических углубленных знаний по основным школьным дисциплинам. Как считает большинство респондентов, одной из главных положительных сторон реформы станет то, что на протяжении одиннадцатилетнего обучения учащиеся будут находиться вместе, формируясь морально, психологически и физически в своих школах, родном коллективе сверстников и учителей.
В целом, как показал опрос, по мнению учителей, комплексные мероприятия, осуществляемые по инициативе Президента нашей страны по реформированию системы среднего образования, являются своевременными, актуальными и находят полную поддержку у родителей, учителей, общественности.
По материалам Центра «Ижтимоий фикр»

Комментариев нет: