Итоги
мониторинга
освещения
кандидатов в Президенты Республики Узбекистан в СМИ в период предвыборной
агитации
I.
Введение
В
соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии от 28 октября
2016 года № 764 Министерством по развитию информационных технологий и
коммуникаций Республики Узбекистан в период с 28 октября по 2 декабря 2016 года
проведен мониторинг освещения деятельности кандидатов в Президенты Республики
Узбекистан в средствах массовой информации (СМИ).
Центральной
избирательной комиссией каждому кандидату предоставлено достаточное количество
эфирного времени и печатной площади, чтобы подробно разъяснить избирателям
положения своих предвыборных программ. В частности, каждому кандидату
предоставлено:
по
638 минут эфирного времени на республиканских телерадиоканалах «Узбекистон»
и «Ёшлар»;
по
206 минут эфирного времени на 12 местных телерадиоканалах
и
по 286 минут – на телерадиоканале «Тошкент»;
по
6 полос печатной площади в газетах «Халқ сўзи», «Народное слово»
и
«Правда Востока» и по 5 полос – в газетах «Овози тожик» и «Нурлы жол»;
по
55,5 полос печатной площади в 30 региональных газетах (решениями
окружных избирательных комиссий также дополнительно предоставлено еще по 30
полос).
Началу
избирательной кампании предшествовало внесение в декабре 2015 года поправок в
избирательное законодательство, регулирующих виды, формы и способы проведения
предвыборной агитации. В соответствии с нововведениями 3 октября 2016 года
Центральной избирательной комиссией в новой редакции принято Положение о
порядке проведения предвыборной агитации кандидатами в Президенты Республики
Узбекистан.
В
целях детального ознакомления представителей СМИ с требованиями избирательного
законодательства 31 октября 2016 года Центральной избирательной комиссией
организован практический семинар для журналистов, на котором разъяснены
особенности участия СМИ в период предвыборной агитации.
В
центральных и региональных печатных и вещательных СМИ учеными-правоведами,
политологами, членами палат Олий Мажлиса, другими специалистами всесторонне
разъяснялись требования законодательства по обеспечению равного доступа
кандидатов в Президенты Республики Узбекистан к СМИ и сбалансированного
освещения избирательного процесса.
II.
Объекты мониторинга
Мониторингом
было охвачено 79 СМИ, в том числе:
–
2 республиканских («Узбекистон», «Ёшлар») и 13 местных государственных
телеканалов, а также 2 негосударственных телеканала («Узрепорт», «Менинг
юртим»);
–
2 республиканских («Узбекистон», «Ёшлар») и 13 местных государственных
радиоканалов, а также 4 негосударственных FM-радиостанций («Водий садоси»,
«Гранд», «Навруз», «Узбегим таронаси»);
–
6 государственных республиканских газет («Халқ сўзи», «Народное слово», «Правда
Востока», «Овози тожик», «Нурлы жол», «Маърифат»)
и
30 местных газет, а также 7 негосударственных газет («Оила даврасида»,
«Hurriyat», «Жамият», «Даракчи», «Даракчи плюс», «Бекажон», «Сўғдиёна»).
При
отборе СМИ для мониторинга учитывалось соотношение государственных и
негосударственных СМИ, разнообразие видов вещательных и печатных СМИ, а также
возможность широкого и свободного доступа избирателей к указанным СМИ, их
популярность среди населения и степень охвата ими различных социальных групп
населения.
Также
Республиканским пресс-центром по освещению выборов Президента Республики Узбекистан
проводился ежедневный мониторинг публикаций об избирательной кампании в 20
национальных и 15 зарубежных Интернет-сайтах.
III.
Мониторинг освещения кандидатов на телеканалах
А.
Освещение в рамках выделенного бесплатного эфирного времени
Кандидатами
использовано следующее эфирное время:
1)
На телеканалах «Узбекистон»
и «Ёшлар» (всего выделено по 638 минут или по 10 часов 38 минут):
Отамуратов
С.С. – 10 часов 38 минут;
Мирзиёев
Ш.М. – 7 часов 48 минут 10 секунд;
Кетмонов
Х.А. – 10 часов 38 минут;
Умаров
Н.М. – 10 часов 38 минут.
2)
на 13 местных телеканалах
(всего выделено по 2758 минут или по 45 часов 58 минут):
Отамуратов
С.С. – 45 часов 51 минута;
Мирзиёев
Ш.М. – 39 часов 38 минут;
Кетмонов
Х.А. – 45 часов 50 минут 30 секунд;
Умаров
Н.М. – 45 часов 12 минут.
Выделенное
эфирное время на телеканалах активно использовано кандидатами от ДП «Миллий
тикланиш», НДПУ и СДП «Адолат».
Б.
Новостное, информационное и иное освещение
Таблица 1
(часов:минут:секунд)
Телеканалы
|
С.Отамуратов
|
Ш.Мирзиёев
|
Х.Кетмонов
|
Н.Умаров
|
«Узбекистон»
|
5:14:57
|
5:38:33
|
5:20:49
|
5:13:10
|
«Ёшлар»
|
2:21:19
|
2:51:56
|
2:48:27
|
2:17:39
|
«Тошкент»
|
0:27:15
|
0:37:29
|
0:21:04
|
0:37:16
|
«Узрепорт»
|
4:19:24
|
1:59:47
|
4:43:20
|
3:52:45
|
«Менинг юртим»
|
3:11:27
|
3:05:10
|
3:14:02
|
3:08:47
|
Итого
|
15:34:22
|
14:12:55
|
16:27:42
|
15:09:37
|
Новостное и
информационное освещение кандидатов на телеканалах осуществлялось в
соответствии с Законом «Об открытости деятельности органов государственной
власти и управления» и обуславливалось необходимостью обеспечения гарантий прав
граждан на получение информации о деятельности кандидатов в качестве
руководителей фракций и главы исполнительной власти.
В.
Агитация на платной основе
Впервые
в избирательной практике страны
кандидаты в Президенты Республики Узбекистан воспользовались возможностями
негосударственных телеканалов для проведения рекламной агитационной кампании на
платной основе. В частности;
1)
на телеканале «Узрепорт»
транслированы рекламные агитационные ролики кандидатов в Президенты Республики
Узбекистан (каждый 1 час 37 минут 30 секунд);
2)
на телеканале «Менинг юртим»:
Отамуратов
С.С. – 1 час 28 минут;
Мирзиёев
Ш.М. – 1 час 20 минут;
Кетмонов
Х.А. – 1 час 26 минут 30 секунд;
Умаров
Н.М. – 1 час 24 минуты 30 секунд.
Помимо
этого, по информации Независимой ассоциации электронных СМИ, агитационные
ролики в поддержку кандидатов размещены на ретранслируемых кабельными
телевидениями 6 иностранных телеканалах (по 135 минут каждому кандидату), а
также на 11 местных телеканалах системы НАЭСМИ (по 87,30 минут каждому
кандидату).
IV.
Мониторинг освещения кандидатов на радиоканалах
А.
Освещение в рамках выделенного бесплатного эфирного времени
Кандидатами
использовано следующее эфирное время:
1)
на радиоканалах «Узбекистон»
и «Ёшлар» (всего выделено по 638 минут или по 10 часов 38 минут):
Отамуратов
С.С. – 10 часов 38 минут;
Мирзиёев
Ш.М. – 7 часов 48 минут 10 секунд;
Кетмонов
Х.А. – 10 часов 38 минут;
Умаров
Н.М. – 10 часов 38 минут.
2)
на 13 местных радиоканалах
(выделено всего по 2758 минут или по 45 часов 58 минут):
Отамуратов
С.С. – 44 часов 18 минут;
Мирзиёев
Ш.М. – 37 часов 40 минут 30 секунд;
Кетмонов
Х.А. – 44 часов 48 минут;
Умаров
Н.М. – 44 часов 04 минуты 30 секунд.
Выделенное
эфирное время на радиоканалах активно использовано кандидатами от ДП «Миллий
тикланиш», НДПУ и СДП «Адолат».
Б.
Новостное, информационное и иное освещение
Таблица 2 (часов:минут:секунд)
Радиоканалы
|
С.Отамуратов
|
Ш.Мирзиёев
|
Х.Кетмонов
|
Н.Умаров
|
«Узбекистон»
|
1:03:02
|
1:19:34
|
0:52:45
|
0:56:39
|
«Ёшлар»
|
0:47:33
|
0:54:05
|
0:50:27
|
0:44:50
|
«Тошкент»
|
0:03:04
|
0:04:00
|
0:03:29
|
0:03:20
|
«Водий садоси»
|
0:35:54
|
0:47:44
|
0:30:49
|
0:34:13
|
«Гранд»
|
0:02:18
|
0:04:22
|
0:01:26
|
0:01:01
|
«Навруз»
|
0:08:07
|
0:16:24
|
0:05:21
|
0:06:45
|
«Узбегим таронаси»
|
0:03:08
|
0:09:27
|
0:01:00
|
0:01:10
|
Итого
|
2:43:06
|
3:35:36
|
2:25:17
|
2:27:58
|
Новостное и
информационное освещение кандидатов на радиоканалах осуществлялось в
соответствии с Законом «Об открытости деятельности органов государственной
власти и управления» и обуславливалось необходимостью обеспечения гарантий прав
граждан на получение информации о деятельности кандидатов в качестве
руководителей фракций и главы исполнительной власти.
В. Агитация
на платной основе
Незначительный
объем платной рекламной агитации использовано только на негосударственных
радиоканалах. В частности;
Таблица 3 (часов:минут:секунд)
Радиоканалы
|
С.Отамуратов
|
Ш.Мирзиёев
|
Х.Кетмонов
|
Н.Умаров
|
«Водий садоси»
|
-
|
-
|
-
|
-
|
«Гранд»
|
-
|
-
|
-
|
-
|
«Навруз»
|
0:04:37
|
0:01:58
|
0:06:00
|
0:06:20
|
«Узбегим таронаси»
|
0:01:04
|
0:01:40
|
0:01:34
|
0:01:11
|
Итого
|
0:05:41
|
0:03:38
|
0:07:34
|
0:07:31
|
V.
Мониторинг освещения кандидатов в печатных СМИ
А. Освещение
в рамках выделенной бесплатной печатной площади
Кандидаты
использовали следующую печатную площадь:
1) в газетах
«Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока» (всего выделено по 6 печатных полос):
Отамуратов
С.С. – 6 полос;
Мирзиёев
Ш.М. – 4 полосы;
Кетмонов
Х.А. – 6 полос;
Умаров Н.М.
– 6 полос.
2) в газете
«Овози тожик» (всего
выделено по 5 печатных полос):
Отамуратов
С.С. – 5 полос;
Мирзиёев
Ш.М. – 3,5 полосы;
Кетмонов
Х.А. – 5 полос;
Умаров Н.М.
– 5 полос.
3) в газете
«Нурлы жол» (всего
выделено по 5 печатных полос):
Отамуратов
С.С. – 5 полос;
Мирзиёев
Ш.М. – 4 полосы;
Кетмонов
Х.А. – 5 полос;
Умаров Н.М.
– 5 полос.
4) в 30
местных газетах (всего
выделено по 85,5 печатных полос):
Отамуратов
С.С. – 73,4 полос;
Мирзиёев
Ш.М. – 72,1 полос;
Кетмонов
Х.А. – 73,7 полос;
Умаров Н.М.
– 70,7 полос.
Выделенное
печатное пространство в республиканских газетах в полном объеме использовано
кандидатами от ДП «Миллий тикланиш», НДПУ и СДП «Адолат» (все по 100%), в
местных газетах – всеми кандидатами.
Б.
Новостное, информационное и иное освещение
Таблица 4
(печатных полос)
Газеты
|
С.Отамуратов
|
Ш.Мирзиёев
|
Х.Кетмонов
|
Н.Умаров
|
«Халқ сўзи»
|
2,465
|
4,795
|
2,435
|
2,235
|
«Народное слово»
|
2,325
|
4,655
|
2,325
|
2,065
|
«Правда Востока»
|
1,865
|
3,98
|
1,915
|
1,85
|
«Овози точик»
|
0,425
|
1,25
|
0,375
|
0,35
|
«Нурлы жол»
|
0,33
|
1,25
|
0,32
|
0,2
|
Итого
|
7,41
|
15,93
|
7,37
|
6,7
|
Новостное и
информационное освещение кандидатов в печатных СМИ осуществлялось в
соответствии с Законом «Об открытости деятельности органов государственной
власти и управления» и обуславливалось необходимостью обеспечения гарантий прав
граждан на получение информации о деятельности кандидатов в качестве
руководителей фракций и главы исполнительной власти.
В. Агитация
на платной основе
Рекламная
агитация на платной основе осуществлялась за счет средств выделенных в равном
объеме кандидатам для предвыборной агитации только на негосударственных
газетах.
Таблица 6
(печатных полос)
Газеты
|
С.Отамуратов
|
Ш.Мирзиёев
|
Х.Кетмонов
|
Н.Умаров
|
«Hurriyat»
|
0
|
0
|
0
|
2,1
|
«Жамият»
|
5
|
4
|
5
|
4
|
«Маърифат»
|
3
|
4
|
6
|
4
|
«Оила даврасида»
|
0
|
0
|
4
|
0
|
«Даракчи»
|
4
|
6
|
1
|
4
|
«Даракчи плюс»
|
4
|
4
|
0
|
4
|
«Бекажон »
|
0
|
4
|
0
|
0
|
«Сўғдиёна»
|
2
|
4
|
0
|
4
|
Итого
|
18
|
26
|
16
|
22,1
|
VI.
Мониторинг освещения кандидатов
в
общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет)
В ходе
избирательной кампании активно и широко использовались возможности сети
Интернет, как наиболее эффективного, оперативного и доступного средства
коммуникации. В частности, в течение всей избирательной кампании на сайтах национального
домена было размещено 2633 и на зарубежных сайтах 912 материалов посвященных
ходу подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан.
Кроме того,
на интернет ресурсах было размещено всего 1070 материалов посвященных
новостному и информационному освещению деятельности кандидатов в Президенты
Республики Узбекистан, а также 491 агитационных материалов на платной основе.
Все
материалы, размещенные на интернет ресурсах сопровождались большим количеством
комментарий со стороны избирателей.
VII. Выводы
и заключения
Итоги
мониторинга позволяют сделать следующие выводы и заключения:
1.
Предвыборная агитация кандидатов в СМИ осуществлялась в соответствии с
требования национального законодательства и нарушений избирательного
законодательства в ходе предвыборной агитации не зафиксировано.
2. Внесенные
в избирательное законодательство изменения, регулирующие процедуры и порядок
осуществления предвыборной агитации позволили, в отличие от предыдущих выборов
использовать более разнообразные и эффективные, широко распространенные в
международной практике формы, методы и способы агитации.
3. Кандидаты
в Президенты Республики Узбекистан, их доверенные лица в течение всей 5
недельной предвыборной агитации в полном объеме и эффективно воспользовались
возможностями СМИ.
4.
Выступления кандидатов в СМИ носили открытый, «живой» характер были направлены
на предельно ясное и доступное доведение до избирателей предвыборных программ,
отраженных в них позиций по вопросам социально-экономического и
общественно-политического развития страны.
5. На
протяжении всей избирательной кампании СМИ в своих новостных программах
придерживались принципов недискриминации и предоставления равных возможностей
для всех кандидатов.
Таким
образом, в период предвыборной агитации средствами массовой информации были
соблюдены все требования законодательства по обеспечению равных условий для
всех кандидатов по использованию СМИ.
6. Кандидаты
в абсолютно одинаковом формате освещались в рамках новостных, информационных и
иных передач, в том числе в прайм-тайм, отсутствовали какие-либо признаки
предвзятого, необъективного отношения к какому-либо кандидату со стороны СМИ.
При, этом
кандидаты в соответствии с Законом «Об открытости деятельности органов
государственной власти и управления» и конституционными правами граждан на
доступ к информации о деятельности органов государственной власти и управления
получили сбалансированное и нейтральное освещение в СМИ в качестве
руководителей фракции и исполняющего обязанности Главы государства.
7. Широкое
распространение и активное использование получили современные средства массовой
информации, в т.ч. социальные сети в качестве новых более оперативных,
доступных источников информации, что значительно расширило объем получаемой
избирателями информации.
8. Наличие
большого количества разнообразных – государственных и негосударственных,
национальных и региональных, вещательных, печатных, электронных и др. СМИ
позволило обеспечить избирателей достаточным и разнообразным массивом
информации, ознакомить их с широким спектром политических взглядов и программ.
9. Кандидаты
беспрепятственно и активно размещали различные платные рекламные материалы в
СМИ и Интернет-сайтах, в целях повышения осведомленности избирателей о своих
предвыборных программах. При этом редакции СМИ и Интернет-сайтов в целях
исключения дискриминационной практики установили для всех кандидатов равные
условия и тарифы на платную рекламу.
10. Факты
использования административного ресурса не выявлены. Все кандидаты имели
беспрепятственный доступ к СМИ, государственные и негосударственные СМИ в
равной мере предоставляли избирателям достаточную, сбалансированную и
беспристрастную информацию.
11.
Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций при
осуществлении мониторинга действовало беспристрастно, нейтрально и независимо,
руководствуясь исключительно требованиями законодательства и в соответствии с
Положением о порядке проведения предвыборной агитации кандидатами в Президенты
Республики Узбекистан.
12. В целях
обеспечения интересов национальных меньшинств, проживающих в Узбекистане
информация о ходе избирательной кампании, предвыборных программах кандидатов,
помимо государственного языка предоставлялась также на пяти языках –
каракалпакском, русском, казахском и таджикском.
13. В целях
информирования лиц с ограниченными возможностями по вопросам выборов новостные
передачи и предвыборная агитация в СМИ сопровождалась сурдопереводом.
14.
Организация на негосударственных СМИ теледебатов доверенных лиц кандидатов и
представителей политических партий, публикация в печатных СМИ интервью с
кандидатами, а также трансляция прямых обращений кандидатов в информационных
передачах позволили избирателям более подробно и непосредственно со слов самих
кандидатов ознакомиться с основными положениями их предвыборных программ.
06
Декабрь 2016 Центральная
избирательная комиссия Республики Узбекистан
Комментариев нет:
Отправить комментарий