Республики Узбекистан на
ближайшую и долгосрочную перспективу Программа действий Кабинета Министров
27.01.2015г. источник: газета «Народное слово»
23 января 2015 года на
совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики
Узбекистан была представлена Программа действий Кабинета Министров Республики
Узбекистан на ближайшую и долгосрочную перспективу
16 января текущего года
на заседании Кабинета Министров об итогах социально-экономического развития
республики в 2014 году и важнейших приоритетах экономической программы на 2015
год Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в докладе
предельно четко и ясно определил стратегические задачи экономического развития
на 2015 и последующие годы. При этом всесторонне были раскрыты суть, содержание
и механизм реализации указанных задач, на выполнении которых должна быть
сосредоточена работа нового состава Правительства республики.
Во-первых, это
дальнейшее повышение конкурентоспособности экономики за счет расширения и
углубления структурных преобразований, модернизации и активной диверсификации
ведущих отраслей промышленности, широкое внедрение
информационно-коммуникационных технологий, укрепление макроэкономической
стабильности.
Во-вторых, устранение
всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития
частной собственности и частного предпринимательства.
В-третьих, критическая
оценка уровня государственного присутствия в экономике, сокращение его до
стратегически и экономически обоснованных размеров.
В-четвертых, коренное
изменение принципов и подходов в системе корпоративного управления, внедрение
современных международных стандартов корпоративного менеджмента
производственными, внешнеэкономическими и инвестиционными процессами.
В-пятых, углубление
локализации производства, расширение межотраслевой промышленной кооперации.
В-шестых, создание
развитой инфраструктуры, в первую очередь информационно-коммуникационных
систем, развитие дорожно-транспортного и инженерно-коммуникационного
строительства.
В-седьмых, создание
необходимых условий для обеспечения занятости населения, прежде всего
трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и высших учебных
заведений.
Поэтому основой и
фундаментом Программы действий Правительства являются стратегические задачи,
определенные главой нашего государства. Важнейшая задача Правительства,
опираясь на принятые законодательные акты, обеспечить безусловную, своевременную
и полноценную практическую реализацию стратегических приоритетов
социально-экономического развития республики на 2015 и последующие годы.
В целях реализации
вышеуказанных важнейших приоритетов, учитывая их тесную и неразрывную связь,
Правительство обеспечивает разработку и представление в ближайшее время на
утверждение пакета программных документов, каждый из которых содержит целевые
показатели развития соответствующих секторов экономики и инфраструктуры, а
также механизмы их достижения.
В рамках реализации
первого приоритета — дальнейшего расширения структурных преобразований в
экономике, модернизации и активной диверсификации ведущих отраслей
промышленности — осуществляется разработка программ, обеспечивающих дальнейшее
развитие и повышение конкурентоспособности промышленности.
В частности, в рамках
подготовки Программы мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации
и диверсификации производства на 2015—2019 годы сформирован перечень из 870
крупных инвестиционных проектов на сумму 38 миллиардов долларов. Проекты
предусматривают создание 415 новых предприятий, а также модернизацию,
техническое и технологическое обновление 455 действующих промышленных
производств.
Принципиальным отличием
Программы является определение видов продукции и ускоренное развитие
высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск экспортоориентированной,
конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. В их числе
готовые текстильные изделия и полуфабрикаты, полимеры и другая продукция
глубокой переработки углеводородного сырья, электронная и электробытовая
техника, товары бытовой химии, современные строительные и отделочные материалы,
продукция кожевенно-обувной, пищевой и фармацевтической промышленности.
Для реализации такой
масштабной программы Узбекистан располагает необходимыми опытом, ресурсами и
возможностями. По инициативе Президента страны в республике за последние годы
осуществлено строительство целого ряда уникальных, основанных на передовых
технологиях и оснащенных самым современным оборудованием промышленных
предприятий. В их числе Дехканабадский завод калийных удобрений, совместное
предприятие «Дженерал Моторс Пауэртрейн — Узбекистан», Устюртский
газохимический комплекс, завод по производству большегрузных автомобилей в
Самаркандской области, современные парогазовые энергоблоки и
теплоэлектростанции, а также другие проекты.
Научно-технический,
инженерно-производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный
республикой при реализации таких сложнейших проектов, обеспечивает надежный
фундамент для реализации новых, еще более технически сложных проектов с
внедрением передовых технологий. Это является гарантией конкурентоспособности
отечественной продукции на годы вперед. Предстоит широко использовать этот опыт
не только в базовых отраслях промышленности, но и в других, прежде всего
перерабатывающих отраслях. Привлекать в этих целях профессиональных и стратегических
иностранных инвесторов, а также компании — мировых технологических лидеров.
По предварительным
расчетам, реализация программы обеспечит:
— опережающее развитие
отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, таких как
машиностроение, нефтегазохимическая, химическая, текстильная и пищевая
промышленность, с освоением около 1 000 новых видов промышленной продукции;
— рост промышленного
производства за 5 лет в 1,5 раза и увеличение доли промышленности в ВВП с 24
процентов до 27 процентов к 2020 году;
— дальнейший рост
высокотехнологичного экспорта и создание более 52 тысяч новых рабочих
мест.
Еще одним важнейшим
приоритетом для развития промышленности является углубление локализации
производства и расширение межотраслевой промышленной кооперации.
С целью оптимизации
импорта за счет расширения отечественных производств по углубленной переработке
местного сырья и материалов разрабатывается Программа локализации и
производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на 2015—2019
годы. Программа включает 600 проектов, обеспечивающих глубокую переработку
местного минерального сырья, производство 1 225 наиболее востребованных видов
продукции с расчетным ежегодным эффектом импортозамещения на 3,5 миллиарда
долларов и созданием 13,3 тысячи новых рабочих мест.
Правительство республики
придает особое значение реализации приоритета по дальнейшему развитию частной
собственности и частного предпринимательства как важнейшей основе динамичного
развития экономики, создания новых рабочих мест, роста благосостояния и
повышения качества жизни населения.
В этих целях
осуществляется разработка Программы мер по дальнейшему развитию частной
собственности и частного предпринимательства. Программа предусматривает:
ускорение реализации мер по дальнейшей либерализации условий ведения
бизнеса; полное искоренение фактов незаконного вмешательства государственных
органов в частный бизнес; снятие всех преград и необоснованных ограничений;
расширение доступа малого бизнеса к кредитам, а также материальным и сырьевым
ресурсам через открытые биржевые и ярмарочные торги.
Особое внимание будет
уделено дальнейшему совершенствованию законодательства в части усиления
ответственности органов государственного управления и контролирующих структур,
в том числе их должностных лиц за незаконное вмешательство в
предпринимательскую деятельность и создание препонов для частных
предпринимателей, нарушение их законных прав и гарантий. Предстоит также
разработать предложения по усилению механизмов судебной защиты интересов предпринимателей.
В центре внимания будут
находиться вопросы дальнейшего упрощения механизмов прохождения регистраций и
получения разрешений по принципу «одно окно». Для этого предлагается создать в
каждом районе Единый центр для предпринимателей. Его основная функция
— упростить и удешевить процедуры, связанные с оформлением прав на
собственность, предоставлением субъектам бизнеса земельных участков, выдачей
разрешений на строительство и подключение объектов к инфраструктурным сетям.
В рамках реализации приоритета
по сокращению уровня присутствия государства в экономике завершается подготовка
Программы по приватизации государственной собственности на 2015—2016 годы,
предусматривающей:
— ликвидацию более 660
незагруженных государственных предприятий с последующей их реализацией на
открытых торгах новым частным собственникам;
— полную продажу
государственной доли в 360 нестратегических предприятиях;
— реализацию по
«нулевой» стоимости более 400 неиспользуемых объектов госсобственности, что
позволит в короткие сроки привлечь стратегических иностранных инвесторов и
современные технологии;
— сокращение в 203
действующих предприятиях государственной доли до 51,0 процента за счет выпуска
на фондовом рынке дополнительных акций на сумму 450 миллиардов сумов, реализуемых
на биржевых торгах частным инвесторам.
В результате реализации
вышеуказанной программы около 1 000 объектов государственной собственности
будут реализованы на открытых прозрачных торгах, а число предприятий, имеющих
государственную долю в уставном капитале, сократится с 534 до 147, то есть в
3,6 раза.
В целях реализации
важнейшего приоритета по коренному изменению принципов и подходов в системе
корпоративного управления предлагается на основе критической оценки
эффективности деятельности более 1 100 акционерных компаний и других
хозяйственных объединений с государственной долей, а также с учетом систем
менеджмента, применяемых в Японии, Корее, Германии и других странах,
разработать новые инструменты и подходы в этой сфере.
В рамках подготовки Программы
мер по коренному изменению принципов и подходов в системе корпоративного
управления будут утверждены новая типовая организационная структура и
требования к персоналу акционерных компаний с государственной долей. Основная
цель — не просто поменять только названия должностей и функциональные
обязанности управленческого персонала и специалистов, а коренным образом
изменить принципы работы, чтобы взаимодействие и инициатива приобрели новый
импульс для развития.
Следующая важная задача
— полностью избавиться от неэффективного директорского корпуса, осуществляющего
сегодня управление предприятиями на основе старого административно-командного
стиля. Цель — добиться, чтобы управление предприятиями возглавили новые
менеджеры, обладающие глубокими знаниями рыночной экономики и современными
методами корпоративного управления.
Важнейшим направлением
работы Правительства будет реализация задач по осуществлению нового этапа
развития сельскохозяйственного производства.
В настоящее время
осуществляется разработка пакета документов, направленных на продолжение
структурных преобразований в сельскохозяйственном производстве, внедрение
передовых агротехнологий, комплексную механизацию сельского хозяйства, а также
углубление переработки сырьевых ресурсов.
В соответствии с
задачами, определенными Президентом страны на встречах с фермерами республики и
международной конференции по вопросам реализации Продовольственной программы в
Узбекистане, разрабатывается Программа развития сельского хозяйства на
2015—2019 годы. Она предусматривает поэтапную оптимизацию площадей под
хлопчатник за счет вывода низкоурожайных земель с последующим размещением на
высвобождаемой площади посевов плодоовощных, картофеля и других культур, а
также организацию интенсивных садов. Будут приняты меры, направленные на
дальнейшее развитие селекции и семеноводства, в том числе выведение новых
высокоэффективных соле- и засухоустойчивых сортов хлопчатника, а также
зерноколосовых культур.
В целях дальнейшего улучшения
технического оснащения сельскохозяйственных производителей современной
отечественной техникой на предприятиях компании «Узагропроммашхолдинг» в
сотрудничестве с «Клаас», «Лемкен» и другими ведущими мировыми компаниями будет
организовано производство современных высокоэффективных тракторов,
модернизированных хлопкоуборочных машин, зерноуборочных комбайнов и другой
техники.
Правительство республики
будет уделять особое внимание повышению плодородия поливных земель как
важнейшей основе и гарантии повышения эффективности сельскохозяйственного
производства. В этих целях будет продолжена реализация Программы мер по
мелиоративному улучшению орошаемых земель на 2013—2017 годы. Она
предусматривает строительство и реконструкцию комплекса ирригационных сооружений
и установку более современного энергосберегающего оборудования. Цель —
обеспечить за 5 лет улучшение мелиоративного состояния 1,4 миллиона гектаров
орошаемых земель и повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
Важнейшая задача —
продолжить работу по внедрению современных технологий водосбережения, в том
числе путем расширения систем капельного орошения садов и виноградников. Это
позволит ежегодно экономить до 1 миллиарда кубометров поливной воды.
Следующее направление
работы — обеспечение увеличения объемов переработки сельхозпродукции. В этих
целях предусматривается реализация 391 инвестиционного проекта в пищевой
промышленности, строительство более 2 тысяч современных холодильных камер
объемом хранения не менее 1,3 миллиона тонн плодоовощной продукции с доведением
общего объема хранилищ до 2 миллионов тонн. Одновременно будет обеспечено
развитие сопряженных сетей логистики.
Реализация указанных и
других мер в аграрной сфере позволит в 2015—2019 годах обеспечить дальнейшее
укрепление продовольственной безопасности и самообеспеченности республики
основными видами продуктов питания, а также значительный рост экспорта этой
востребованной на внешних рынках продукции.
В рамках реализации
приоритетного направления по развитию информационно-коммуникационных систем,
дорожно-транспортного и инженерно-коммуникационного строительства важнейшей
задачей является дальнейшее развитие и модернизация всей инфраструктуры,
направленной на снижение издержек по продвижению и доставке продукции
отечественных экспортеров на мировые рынки.
Сегодня одной из
серьезных проблем для Узбекистана является отдаленность транспортных
коммуникаций и отсутствие прямого выхода к морским портам. В этой связи внешний
товарооборот осуществляется транзитом через территории 2—3 государств. В
результате растут затраты по доставке грузов, что отрицательно влияет на
конкурентоспособность экспорта предприятий республики.
В этой связи в
разработанной Программе развития и модернизации производственной инфраструктуры
на 2015—2019 годы предусмотрены конкретные меры по дальнейшему развитию прежде
всего автомобильных и железных дорог, центров логистики и коммуникаций.
Предстоит реализовать свыше 150 проектов на сумму порядка 10 миллиардов
долларов.
Под особым контролем
будет находиться реализация 13 инвестпроектов по развитию и электрификации
железнодорожных коммуникаций, в том числе в направлениях Ангрен — Пап, Мароканд
— Карши, Карши — Термез, Мароканд — Бухара. Предстоит также обеспечить
строительство и реконструкцию 1,8 тысячи километров участков Узбекской
национальной автомагистрали, новых объездных дорог городов Карши, Коканд,
Ташкент, Бухара, Гулистан, последовательно модернизировать дороги местного
значения.
В рамках развития
инфраструктуры Правительство усилит контроль за безусловной и полноценной
реализацией Комплексной программы развития национальной
информационно-коммуникационной системы на 2013—2020 годы. Это позволит
завершить полный переход всех регионов, в том числе труднодоступных, на
цифровое телевидение, повысить охват территории республики мобильной связью с
80 процентов до 95 процентов, а также обеспечить надежную техническую базу
для функционирования систем «Электронное правительство» и «Интернет».
Особое внимание
Правительства при осуществлении указанных программных мер будет сосредоточено
на реализации приоритетного направления — создание необходимых условий для
обеспечения занятости населения, прежде всего трудоустройства выпускников
профессиональных колледжей и высших учебных заведений.
В первую очередь это
разработка ежегодных программ создания новых рабочих мест, взаимоувязанных с
потребностями отраслей экономики и территорий. В 2015 году предстоит создать
около 1 миллиона новых рабочих мест, в том числе в сельской местности — 604,0
тысячи. Главная цель — на основе программ подготовки специалистов под
конкретные заказы предприятий обеспечить, чтобы каждый выпускник
профессионального колледжа и вуза был трудоустроен в соответствии с избранной
специальностью.
Принимая во внимание
неопределенность и нестабильность на глобальных товарных рынках, замедление
темпов экономического роста во многих странах и другие серьезные вызовы,
Правительство ясно осознает, в каких сложных условиях ему предстоит
осуществлять свою деятельность. Поэтому наряду с практической реализацией
важнейших приоритетов 2015 года в центре внимания Правительства республики
постоянно находится выполнение ряда целевых задач.
Разработанная
Президентом нашей страны и реализованная в 2008 году, в самый разгар
глобального финансово-экономического кризиса, адресная и своевременная
Антикризисная программа доказала свою эффективность. Поэтому приоритетной
задачей по-прежнему будут важнейшие вопросы использования уже оправдавших себя
мер и механизмов по обеспечению макроэкономической стабильности.
Важнейшей частью деятельности
Кабинета Министров и органов государственной власти на местах будет
проведениесильной социальной политики.
В их числе — ускорение
завершения полного оснащения общеобразовательных, средних специальных и высших
учебных заведений современным компьютерным и лабораторным оборудованием,
расширение практики преподавания востребованных и, можно сказать, необходимых
для сегодняшней молодежи знаний и предметов, включая информационные технологии,
владение иностранными языками, основы предпринимательского дела.
Одновременно с этим
предстоит обеспечить практическое выполнение решений Попечительского Совета
Фонда развития детского спорта по строительству и оснащению 1,7 тысячи
современных спортивных залов в общеобразовательных школах, а также полному
укомплектованию оборудованием 153 детско-юношеских спортивных школ и
специализированных школ олимпийского резерва.
Предстоит также
продолжить реализацию программы внедрения Национальной модели охраны здоровья
матери и ребенка, перехода преимущественно к профилактическому здравоохранению
и внедрению принципов здорового образа жизни. Особое значение будет уделено
повышению эффективности работы сельских врачебных пунктов, ускорению оснащения
медицинских учреждений современным высокотехнологичным лечебным и диагностическим
оборудованием, а также подготовке кадров высокой квалификации.
В повестке дня
Правительства также будут постоянно стоять важнейшие вопросы, связанные с
улучшением социально-бытовых условий людей, в том числе обеспечения природным и
сжиженным газом, качественной питьевой водой, современной системой санитарной
очистки и коммунального обслуживания. Комплекс мер предстоит реализовать в
сфере благоустройства населенных пунктов. Будет завершена и представлена
Комплексная программа мер по повышению культуры быта населения республики.
Предстоит продолжить и
расширить масштабы оправдавшей себя Программы строительства сельского жилья
нового уровня комфортности по типовым проектам с необходимой социальной и
рыночной инфраструктурой. В течение 2015—2016 годов необходимо обеспечить
качественное строительство 25 тысяч типовых домов и благоустроенных сельских
массивов со всей современной инфраструктурой.
Большой комплекс мер
предстоит реализовать в рамках разрабатываемой Государственной программы «Год
внимания и заботы о старшем поколении».
В центре внимания
Правительства, безусловно, будут важнейшие задачи, определенные Президентом
страны, по обеспечению стабильности, безопасности, законности, правопорядка и
соблюдению принципов социальной справедливости.
Результативность
выполнения приоритетных задач экономических и социальных преобразований в
решающей степени будет определяться эффективностью деятельности Кабинета
Министров, министерств и ведомств, хокимиятов всех уровней. Поэтому ставится
задача — решительно искоренять остатки административно-командной системы и
устаревшие методы управления, обеспечить дальнейшее углубление осуществляемых
экономических реформ.
В этой связи
Правительство подготовит и внесет в Парламент соответствующие предложения по
совершенствованию законодательства в сфере административных процедур,
предусматривающих внедрение современных методов в работе органов исполнительной
власти, усиление механизма внутриведомственного контроля, повышение
ответственности должностных лиц за результативность принимаемых ими решений.
Реализация этих
важнейших задач и Программы действий потребует новых эффективных и современных
подходов в деятельности каждого члена Правительства республики, а также
руководителей всех рангов. При этом значительно возрастает их персональная
ответственность за конечные результаты труда.
Кабинет Министров ставит
перед собой цель — объединить совместные усилия органов государственного и
хозяйственного управления, а также хокимиятов всех уровней для успешной
реализации стратегических задач, определенных Президентом страны Исламом
Абдуганиевичем Каримовым, по дальнейшему устойчивому развитию и процветанию
Республики Узбекистан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий