Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ
ЛЕКЦИЙ)
Тема № 1.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И
КОММУНИКАЦИИ
Вопросы:
1.1- Мониторинг средств
массовой информации и коммуникации.
1.2- Мониторинг информации.
1.1- мониторинг МОНИТОРИНГА
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ. Мы живем в уникальное время - в век
информации и информационных технологий, что делает нашу жизнь яркой, насыщенной
и разнообразной, а главное - отличной от предыдущих этапов развития
человечества. Сегодня обладать информацией означает - быть здесь и сейчас, быть
в «теме» происходящего и в ритме современной жизни. Живя в мегаполисе, имея
большие амбиции, желая достичь серьезных успехов в своем деле и преуспеть в
бизнесе, мы всегда должны быть в информационном тонусе.
Для людей, жаждущих процветания, сегодня
приходит на помощь технология мониторинга информационного пространства. Ведь обладание информацией, а
так же ее своевременное получение - это залог эффективного управления бизнесом.
Мониторинг средств массовой
информации и коммуникации, а так же иных открытых
информационных источников (блоги, интернет-ресурсы, и пр.) помогает максимально
оптимизировать работу специалистов по связям с общественностью, маркетологов,
работников пресс-служб, менеджмента. А главное - позволяет держать руководящий
состав предприятия в курсе всего происходящего в его рыночном сегменте. Ведь средства массовой информации и коммуникации и
Интернет - это самые распространенные источники для трансляции и получения
информации.
Мониторинг средств массовой информации и коммуникации. -
это сбор информации по любой заданной тематике, это изучение эффективности
рекламных кампаний, это отслеживание действий других предприятий и персоналий,
это возможность грамотного позиционирования и корректировки имиджа вашей
компании в средствах массовой
информации и коммуникации, это анализ конкурентов и
выявление средств, с помощью которых ваши оппоненты достигают успехов в
бизнесе. «Предупрежден, значит - вооружен» - девиз сегодняшнего информационного
пространства. Поэтому мониторинг - это опережающий шаг на пути к совершенному
управлению, мерой эффективности которого является прибыльная и процветающая
компания.
1.2- Мониторинг информации.
Хотя этот термин давно используется в маркетинговых исследованиях, определение
«информационный мониторинг» появилось в начале 90-х годов как наблюдение
объекта в информационном поле-пространстве. Первые упоминания об информационном
мониторинге относятся к шестнадцатому веку, когда сотрудники внешнеполитических
ведомств начали составлять аналитические обзоры иностранных газет. Тогда особое
внимание уделялось критике государства в зарубежных средствах массовой информации и коммуникации,
что пресекалось путем дипломатических переговоров.
Сегодня информация является важнейшим
ресурсом, от которого зависит уровень осведомленности о динамично меняющейся
внешней среде, что в свою очередь, дает конкурентное преимущество любому
предприятию. Поэтому информационный мониторинг - это целая система постоянного
наблюдения за информацией в реальном времени, а так же широкая сфера
деятельности, которая включает в себя отслеживание и контроль информации. Это
исследование, которое помогает любой компании контролировать ситуацию внутри, а
так же в сфере рынка, где она ведет свою деятельность.
Мониторинг информации на практике проходит в
два основных этапа - поиск и систематизация информации, которые заключаются в
следующих операциях:
- выявление необходимых источников информации
средства массовой информации и коммуникации,
(пресса, телевидение, радио, Интернет и пр.)
- наблюдение и сбор информации;
- выборка нужного материала;
- анализ собранных данных.
Мониторинг может осуществляться и без
системного основания, но как показывает опыт, для достижения определенных
успехов в области сбора и анализа данных необходима методичность.
Надо сказать, что любое предприятие по-своему
решает проблему поиска и обработки информации - кто-то делает это
самостоятельно, а кто-то доверяет это дело профессионалам. Как правило, при
мониторинге используются Интернет - поисковики или специальные информационные
базы данных, которыми пользуются маркетологи.
Большинство маркетинговых компаний, наряду с
мониторингом средств массовой
информации и коммуникации, предлагает целый спектр
мониторинга информации: мониторинги блогов, пресс-клиппинг, новостные
дайджесты, аналитические справки и всевозможные рейтинги, мониторинг
конкурентной среды, статистические отчеты -
как на данный момент, так и в формате ежегодной выкладки.
Пресс-клиппинг, например, считаются
прототипом мониторинга как такового. Пресс-клиппинг – это подбор публикаций в
печатных средствах массовой
информации и коммуникации, в которых освещается
необходимый объект для наблюдения (персона, компания, мероприятие и пр.) за
определенный промежуток времени. Клиппинг – это довольно трудоемкий инструмент,
т.к. необходимо проанализировать огромное количество печатных изданий.
Технология начального пресс-клиппинга или газетных вырезок очень проста -
сначала интересующийся собирает газеты, затем - читает, после - выделяет
необходимые публикации и вырезает их. Эта техника усложнилась, когда появилась
необходимость в размножении вырезанных листовок. Сегодня в век развитых
технологий никто не пользуется ножницами, т.к. всю подборку можно обработать и
показать на компьютере. Однако ценность данного метода осталась не просто
незаменимой, а стала еще более востребованной. Ведь основная цель клиппинга -
это проверка эффективности проведенной кампании в прессе, которая, зачастую,
обходится недешево.
Т.к. многие бизнес-процессы в современном
мире протекают через Интернет, мониторинг перебрался и в эту сферу
деятельности. Ведь Интернет сегодня - это основной источник независимого
мнения, к которому все чаще обращается покупатель. А игру «в собственные мысли»
все активнее использует «партизанский маркетинг», скрыто размещая заказанную
информацию под соусом ненавязчивых рассуждений блоггеров в интернет-форумах и
социальных сетях. Как правило, интернет-мошенничество заключается в
распространении недовольства и дезинформации о бренде, что наносит большой урон
репутации предприятия. И чем больше и чаще обсуждается эта информация, тем
большей становится проблема негативного воздействия на торговую марку или
услугу. Не говоря уже о просто недоброжелателях в качестве уволенных
сотрудников и недовольных клиентов, которые без всякой «заказухи» с радостью
оставят свой след в критике деятельности предприятия.. Интернет-мониторинг в
свою очередь позволяет вовремя отследить негативную информацию о компании,
оставленную конкурентами или недоброжелателями в форумах и блогах, и обратить
ее в преимущество, выстроив грамотную связь с общественностью -стратегию.
Интернет-мониторинг помогает контролировать репутацию фирмы или персоналии,
быть в курсе общественного мнения и повышать качество обслуживания клиентов.
Мониторинг Интернета помогает еще в одном
немаловажном деле - анализе конкурентов. Конкурентная разведка пользуется
сегодня большим спросом среди крупных и развитых компаний. Она позволяет
отслеживать все изменения, происходящие на предприятии конкурента - обзоры
продукции, мнение общественности, использование новых технологий, финансовые
отчеты, а так же изменения в составе руководства, что может служить основой для
изменения направления деятельности. Это также поможет защитить конфиденциальную
информацию компании он распространения ее бывшими сотрудниками в
Интернет-ресурсах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий