Интервью
с руководителем Группы информационного обеспечения и развития
Правительственного портала GOV.UZ Нозимжоном Далибаевым
ЦЕНТР
UZINFOCOM 05.09.2014г.
Правительственный
портал (ПП) — один из первых проектов Центра, расскажите об истории его
создания.
Правительственный
портал РУз. в сети Интернет является одной из ключевых составляющих
электронного правительства страны и создан для улучшения условий доступа
граждан, бизнес структур и государственных органов к информации
о Правительстве и государственных органов.
Первая
версия Правительственного портала была разработана и размещена в сети Интернет
в сентябре 2003 г. по адресу www.gov.uz, в
которой основное внимание было уделено взаимодействию правительства с органами
государственного управления и власти (G2G).
В
2008 году при Центре UZINFOCOM была создана Группа
информационного обеспечения и развития Правительственного портала РУз в сети Интернет,
одной из основных задач которой является техническое и информационное
сопровождение Правительственного портала.
На
сегодняшний день Правительственный портал является одним из важнейших Интернет
ресурсов республики. В среднем за месяц Правительственный портал посещают более
30 тысяч пользователей, а количество переходов по ссылкам Портала на другие
ресурсы составляет более 130 тысяч переходов в месяц. На веб-сайте каждого
органа государственной власти и управления размещена ссылка на Правительственный
портал.
С
целью дальнейшего развития и модернизации Правительственного портала в октябре
2009г. была разработана его новая версия на новой платформе, которая оснащена
дополнительными модулями (G2Bи G2C)
и размещена в сети Интернет.
2.
В
чем состоит основная цель ПП? Какие задачи призван решать ПП? Какими
технологическими решениями решаются эти задачи?
Основными
целями Портала являются:
-
создание специализированной информационной системы, предназначенной для
формирования и развития государственных информационных ресурсов, оказания
интерактивных государственных услуг, предоставляемых юридическим и физическим
лицам организациями;
-
содействие в повышении эффективности взаимодействия организаций с физическими и
юридическими лицами;
-
информирование населения о возможностях и процедурах их взаимодействия с
соответствующими организациями;
-
содействие в повышении качества и эффективности деятельности организаций за
счет роста уровня оперативности обмена и распространения информации, уровня
информированности организаций;
-
унификация межведомственного электронного обмена информацией.
Для
достижения поставленных целей нами используются самые современные
технологические решения и методы в сфере ИКТ. В частности, при разработке новой
версии Правительственного портала, который, как было выше отмечено, был запущен
в октябре 2009 г., нами были проанализированы опыт и практика разработки
аналогичных информационных ресурсов более 50-ти стран мира, и на основе
многостороннего анализа и изучения мы отобрали самое современное на тот момент
решение и подходы.
Текущая
версия Портала представляет собой совокупность более десяти собственных
сервисов и шлюзов к другим порталам, сайтам государственных органов и
учреждений других ветвей власти (Президент, Прокуратура, Парламент, Верховный
суд и др.), а также выполняет роль координатора и интегратора национальных
информационных систем.
Между
информационными базами и порталами осуществляется информационный обмен на базе
программного обеспечения X-Road.
Основная
классификация услуг – тематический многоуровневый каталог.
Учитывая
возрастающий спрос населения к информационным ресурсам, предоставления им
широкого доступа к ИГУ, широкого информирования пользователей
Правительственного портала о деятельности Правительства и государственных
органов Группой информационного обеспечения и развития Правительственного
портала в 2010 году разработана мобильная версия Правительственного портала и
размещена в сети Интернет по адресу – www.m.gov.uz
3. ПП предназначен только для исполнительной власти? У
Олий Мажлиса и Сената свои сайты? Нет ли пересечений функций? Нет ли
неохваченных интернетом фрагментов правительства?
Согласно
Правительственным решениям, Правительственный портал является официальным
государственным информационным ресурсом Правительства Республики Узбекистан в
сети Интернет. Поэтому основной акцент в данном ресурсе сделан на информацию о
Правительстве и государственных органов. Но, на Правительственном портале предусмотрен
переход на информационные ресурсы других ветвей власти, в частности на сайты
Законодательной палаты Олий Мажлиса (http://parliament.gov.uz/)
и Сената РУз. (www.senat.uz). Такое решение
использовано для создания удобств пользователям, чтобы они могли через единую
точку доступа быстро и без хлопот перейти на другие информационные ресурсы.
Пересечений
в этом случае нет, Портал используется как единая точка перехода на сайты
других органов власти, в т.ч. законодательной, а основная информация и
соответствующие услуги предоставляются непосредственно на их сайтах.
В
настоящее время в результате реализации правительственных решений и программ по
развитию и внедрению ИКТ в государственное управление фактически все государственные
органы разработали и разместили свои официальные веб-сайты в сети интернет. С
каждым годом совершенствуется нормативно-правовая база по информационным
ресурсам, в частности утвержден перечень базовых интерактивных услуг,
предоставляемых гражданам и субъектам предпринимательства через веб-сайты
государственных органов в различных сферах и отраслях (налогообложение,
таможенное оформление, визовая поддержка, подача заявлений и обращений и др.).
Многие государственные услуги переводятся в электронный вид.
Фактически
всю информацию о деятельности Правительства и государственных органов сейчас
можно получить в сети Интернет, а количество интерактивных услуг
предоставляемых государственными органами составляет более пятисот, включая
информационные услуги, услуги по одностороннему и двухстороннему
взаимодействию.
Можно
с уверенностью сказать, что в настоящее время неохваченных Интернетом
фрагментов правительства фактически не осталось или, по крайней мере, её доля
очень низка.
4. Можете ли Вы сказать, какая именно информация ПП самая
востребованная, какие страницы самые посещаемые и что чаше всего ищут
посетители?
По
результатам анализа посещаемости Правительственного портала можно сделать
вывод, что наиболее посещаемые страницы Портала, это – информация о государственных
органах, в частности функций и задачах государственных органов, деятельность
Правительства, а также услуги, такие как формы и бланки, реестр базовых
интерактивных государственных услуг, а также форма обратной связи. Кстати, по
форме обратной связи Правительственного портала ежедневно от пользователей
поступают более 10-ти вопросов, обращений и жалоб. Мы по мере возможности и
компетенции стараемся не оставлять без внимания ни одно обращение и вопрос,
отвечаем на них, даем рекомендации и комментарии.
Пользователи
чаше ищут информацию о государственном устройстве республики, контактных данных
государственных органов, часов и дней приема граждан руководителями
государственных органов, те или иные государственные услуги, формы и бланки для
скачивания, информацию о системе образования, налогообложения и таможенного
оформления.
5. Все интерактивные услуги ушли в ЕПИГУ или на ПП тоже
есть или планируются интерактивные услуги?
Да,
правильно, в настоящее время практически все интерактивные государственные
услуги внедрены на Единый портал. Но, стоит отметить, что Единый портал
является неотъемлемой частью Правительственного портала и он создан при
Правительственном портале. Так что, оба этих ресурса дополняют друг друга. Для
удобства пользователей на Правительственном портале размещена ссылка на Единый
портал, так что воспользоваться интерактивными услугами можно и через
Правительственный портал.
Но,
в текущей версии Правительственного портала всё же сохранились интерактивные
услуги, но количество их очень мало. В основном через портал предоставляются
информационные услуги. К услугам самого портала можно отнести направить
обращение, задать вопрос, подписаться на RSS ленту, отправить ссылку
другу и т.д.
В
настоящее время разрабатывается новая версия Портала, в которой планируется
расширить перечень интерактивных государственных услуг за счет добавления новых
разделов, тематик и сфер касательно деятельности Правительства. В частности,
можно будет участвовать в обсуждениях правительственных решений, выслать заявку
на получение того или иного правительственного документа, задать вопроса членам
Правительства и др. Пока, всё это в планах, но в любом случае на Портале в его
новой версии будут целый ряд новых интерактивных услуг, актуальных и востребованных
пользователями. Возможно, мы разместим на Портале опросник для определения
наиболее востребованных услуг правительства, как это уже реализовано в Едином
портале в разделе «предложить услугу»
6. Не кажется ли Вам, что раздел «Пресс-центр» не
отвечает недавним требованиям об открытости госорганов — не аккумулирует
новости от всех госорганов и даже не имеет RSS-ленты?
Как
известно, 5 мая 2014 годы Олий Мажлисом РУз был принят Закон РУз «Об
обеспечении открытости деятельности органов государственной власти и
управления». С принятием данного законодательного акта возрастет требование как
к содержанию, актуальности и качеству публикуемой информации, так и
информационным службам и пресс центрам. С этой точки зрения, Пресс службы или
Информационные службы государственных органов должны как можно быстрее привести
свою деятельность в соответствии с требованиями данного Закона.
Что
касается, раздела «Пресс центр» Правительственного портала, то необходимо здесь
отметить, что информационную составляющую всех разделов Портала составляют
информационные материалы государственных органов. И если, государственные
органы задерживают информацию, публикуют некачественную и неактуальную
информацию, это напрямую отражается на качестве работы Портала. Иными словами,
авторитет и престиж Правительственного портала формируется главным образом
самими государственными органами, их материалами и отношением к данному
ресурсу.
Если
остановиться на цифрах, то можно сказать, что всего с апреля 2009 г. по март
2014 г. для размещения на Правительственном портале РУз. в сети Интернет
государственными органами было предоставлено всего более 4 тыс.ед. материалов
на узбекском, русском и английском языках. Но статистика показывает, что из
года в год как количество материалов, так и количество организаций,
предоставляющих материалы, снижается. Поэтому в этом плане необходимо усилить и
активизировать работу информационных служб в части их взаимодействия с Группой
информационного обеспечения и развития Правительственного портала РУз. в сети
Интернет при Центре UZINFOCOM, повышения кадрового
потенциала и использования ИКТ в своей деятельности.
7. Вы наверное анализировали зарубежный опыт и можете
сказать, чем наш ПП отличается от разных зарубежных аналогов, в чем наша
особенность?
Функционирование
текущей версии Портала организовано по модулям электронного правительства,
таким как G2C,
G2B,
G2F.
Каждый
из модулей сегментирован по типам жизненных ситуаций (образование,
трудоустройство, законодательство и др.) с которыми сталкивается пользователей
в его повседневной жизни. Ссылки из подразделов ведут на различные сайты и
порталы государственных органов и ведомств республики. Информация
представляется государственными органами в онлайн режиме через систему
управления контентом.
Основными
отличительными свойствами Портала являются:
-
предоставление пользователям максимально доступной информации о Правительстве и
государственных органов;
-
онлайн управление контентом;
-
активное присутствие в социальных сетях;
-
наличие RSS
ленты последних изменений на портале;
-
наличие расширенного поиска;
-
во всех сайтах государственных органов имеется ссылка на Правительственный
портал.
8. Планируется ли модернизация ПП? Насколько она будет
масштабной? Будет ли изменена структура портала и подача информации? В чем
именно заключается новизна?
В
настоящее время ведутся работы по разработке новой версии Правительственного
портала в соответствии с требованиями действующего законодательства и учетом
передового международного опыта и практики. В частности разработана Концепция
дальнейшего развития Правительственного портала на период до 2017 года.
В
новой версии Правительственного портала предусмотрено:
-
внедрить систему оценки качества предоставления государственными органами информации
для размещения на Правительственном портале с дальнейшим размещением
результатов оценки работы государственных органов (рейтинг) по предоставлению
информации на Правительственном портале в режиме онлайн;
-
внедрить систему оценки выполнения государственными органами поручений
Правительства с дальнейшим размещением на Правительственном портале результатов
качества работы государственных органов (рейтинг) с поручениями т задачами
Кабинета Министров;
-
размещение на Правительственном портале результатов оценки качества работы
государственных органов (рейтинг) с обращениями граждан, направленных через
Единый портал в режиме онлайн;
-
разработать специальный модуль обеспечивающий доступ для лиц с ограниченными
возможностями (Возможность навигации по сайту госоргана с выключенной функцией
отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе;
-
интегрировать на Портал электронную цифровую подпись для идентификации
пользователей и предоставления специфических услуг и сервисов для пользователей;
-
предоставление возможности рассмотрения законопроектов и постановлений в режиме
обсуждения с гражданами до их подписания;
-
публикация результатов обратной связи с гражданами;
-
публикация имеющихся открытых данных (open data)
на портале в удобном для анализа и обработки виде (XML,
PDF,
Excel,
RSS
и т.д.);
-
регулярно проводить мониторинг предоставления государственными органами
информации для размещения на Портале, модернизировать систему управления
контентом, предусмотрев в ней возможность фильтрации, поиска и сортировки
информации.
Спасибо
за ответы. Вопросы задавал ЕС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий