Роль народной дипломатии в развитии
кувейтско-узбекских отношений
Мубарак аль-Адвани. студент 2 курса
Высших журналистских курсов
Научный руководитель:
Мухаммад аль-Бухари. ДПН
Техника современной народной дипломатии позволила
пользоваться международным обменом информацией, несмотря на господство развитых
стран в силу своих финансовых, научных и технических возможностей. Любое
государство в мире, любое сообщество, независимо от своей численности или
возможностей, может проникать в мир международного обмена информацией
письменно, устно или визуально без
преград.
Сегодня государства и международные организации после
того, как им стал понятен факт новой информационной революции, в течение
последних трех десятилетий двадцатого века, стали концентрировать внимание на
целях и задачах народной дипломатии в процессе международного обмена
информацией, заполнять пропасть между развитыми и богатыми странами и
малоразвитыми, отсталыми и бедными.
Главным шагом в изучении проблем международного обмена
информацией стало совместное изучение проблем массовой информации и коммуникации, стремление к установлению нового
международного порядка для
международного обмена информацией. Этот порядок будет нацелен на основу
равновесия между развитыми и развивающимися странами. Из открытого
международного обмена информацией будут созданы условия для культурного диалога
между народами, без гегемонии с чьей-либо
стороны, как бы ни хотелось этого некоторым людям.
Связи с общественностью у правительств и общественных
организаций приобретают особое значение, когда они подвергаются кризисам,
угрожающим их способности конкурировать и продолжать выполнение своих задач, в
то время, когда они подвергаются острой критике общественных прослоек, различных
политических сил, СМИ и коммуникации.
Данное обстоятельство объясняется тем, что интересы этих прослоек и сил зависят
от удачи или провала правительств и общественных организаций в выполнении
ожидаемых от них задач. Правительства и общественные организации считают
кризисы, которым они подвергаются,
неожиданным переломным моментом, ведущим к внутренней дестабилизации и
угрожающим интересам основной постройки общества.
В результате осложнения переплетенных международных
отношений возникают нежелательные последствия, возлагающие на правительства и общественные
организации необходимость принятия решений. За ними последуют определенные меры
в короткий промежуток времени для противостояния кризису в то время, когда все
заинтересованные стороны практически будут не готовы на это и не способны к
противостоянию угрозе выхода кризиса и
вызванных им проблем. В скором времени события переплетутся, причины
перепутаются, и ответственные за решения сами в свою очередь потеряют
способность управлять ходом событий в будущем. Поэтому обычно правительства и
управления общественными организациями в обстоятельствах кризиса создают
специальные рабочие группы для управления кризисом и противостояния ему, и
облегчения его предполагаемых последствий. Эти рабочие группы занимаются
управлением кризисом и исследованием путей его преодоления, облегчением его
экономического, социального, политического, информационного и военного
давления, управлением его направлениями, отклонением его негативных сторон;
пользуются его возможными положительными сторонами для принесения максимальной
пользы в минимальный срок, стараются довести до минимума потери. Для выполнения
требуемых задач рабочие группы используют весь потенциал задач связи с
общественностью. Почему? Потому, что задачи связи с общественностью включают в
себя пути противостояния возникновению кризиса, а в случае возникновения - пути
его преодоления. Эти задачи называют «управлением кризисом».
Специалисты в области народной дипломатии (связи с
общественностью) и ученые в области экономики, социологии, политики, информации
и военного дела внутри рабочей группы начинают обращать необходимое внимание на
кризис, его направление и осложнения с
целью поиска возможностей сделать что-либо в противовес течения кризиса и для
анализа его причин и источников. Они принимают во внимание последние достижения
науки управления кризисами, которая начала развиваться с появлением результатов
научно-технического прогресса, которая внесла свою долю предоставлением
высокотехнологичных средств и инструментов для обращения с кризисами и
управления ими, с целью сбора и анализа информации. Все это необходимо для
того, чтобы специалисты по связям с общественностью и ученые в области
экономики, социологии, политики, информации и военному делу получили
возможность сыграть большую и эффективную роль в противостоянии кризисам, в их
преодолении, смягчении их социальных, экономических и политических последствий
для местного положения.
Основной принцип связи с общественностью во время
кризисов – это сохранение способности к общению и поддержание взаимной связи с
целевыми массами, потому что общение во времена кризисов бывает наиболее
эффективным, чем в любой другой обстановке. Оно дает возможность специалистам
по связи с общественностью получить и проанализировать информацию,
предоставляет позитивную информацию о текущих событиях. Все это служит целям
информационных компаний, созданным для них с точностью и с высокой скоростью, с
целью ограничения слухов, умиротворения общественных кругов, управления новым
кризисом, противостояния появлению новых осложнений кризиса. Для осуществления
целей связи с общественностью в обстоятельствах кризисов необходимо, в первых
немедленно и окончательно разграничить кризис. Во-вторых, уменьшить потери до
минимума. В-третьих, вернуть доверие рассматриваемому учреждению. Общение в
обстоятельствах кризисов связано с точной оценкой, которую дают специалисты для
ожидаемых опасностей и пользы от распространения информации, потому что
эффективность распространяемой информации связана со степенью важности советов,
принимаемых от ведущих специалистов в области связей с общественностью. Обычно
кризисы навязывают следование
определенными путями, связанными с особенностями проблемы для противостояния
кризису без предоставления гарантий, обеспечивающих быстрый выход из кризиса.
Перед этим кризисом оказываются государственные учреждения и общественные
организации, которые, полагаясь на опыт специалистов, работающих в сфере связей
с общественностью, для выхода из кризиса пользуются основными факторами,
которые могут гарантировать успех процесса связи и которые опираются на
существование определенного плана связи внутри общего составленного плана
преодоления кризиса:
1.
образование специальной команды для противостояния
кризису во время его возникновения;
2.
Назначение определенного лица на роль официального спикера
для провозглашения официальных извещений на весь период кризиса. Этому
соответствует следующее: кто будет говорить, с кем будет говорить, о чем будет
говорить, когда будет говорить, какая ожидаемая польза от речи. Также
необходимо определить сторону, которая будет специально заниматься сбором,
уточнением, анализом и оценкой возвращающихся откликов и предела воздействия
официальных заявлений, неофициальных заявлений и слухов, предложением
определенных способов обращения с ними на весь период кризиса. Потому что
известно, что официальные заявления готовятся специалистами, занимающимися
противостоянием кризису, им помогают советники в сферах юстиции и информации
централизованным образом и предоставлением прав от управления заинтересованных
сторон в кризисе, с обеспечением осторожности и точности в достижении
начертанных целей. Они принимают во внимание необходимость ясности и
прозрачности в заявлениях, необходимость избегания возникновения юридических
конфликтов, которые могут привести к не ожидаемым от этих заявлений судебным
тяжбам. Потому что враждебные стороны обычно цепляются за слова заявлений,
чтобы реализовать свои цели посредством возбуждения кризисов. Потому что
ясность и прозрачность – это законное основание противостояния кризисам через
СМИ. Именно это утверждает Роберт Дилиншнайдер, директор одной из крупнейших
компаний, специализирующихся на связях с общественностью в США. Он говорит:
«Учреждению, которое попало в кризис, необходимо напрямую выйти к массам после
объявления кризиса посредством СМИ». Мы считаем, что это невозможно сделать без
официального спикера, специализирующегося на сфере связей с общественностью
который одинаково действует внутри и вне заинтересованной стороны (Мубарак
Аль-Адвани: Народная дипломатия и управление кризисами. // Кувейт: газета
аль-Мустакбал, 01.08.2011г.).
Данная диссертация
«Роль средств связи и СМИ в рамках народной дипломатии в развитии двусторонних
отношений между Государством Кувейт и Республикой Узбекистан» может служить пособием для студентов факультета
журналистики, связей с общественностью, международных отношений, политологии, а
также для исторических факультетов.
В первой главе я рассмотрел международные СМИ:
печатная журналистика, радиожурналистика, тележурналистика и задачи
международной журналистики.
Во второй главе была рассмотрена тема
«Международный обмен информацией в рамках международного сотрудничества». В нее
входят «Международный обмен информацией в рамках внешней политики государства»,
«Обмен информацией и международная договоренность», «Особенности международного
обмена информацией», «Воздействие международного обмена информацией на принятие
решений», «Средства связи как источник международного обмена информацией».
В третьей главе рассмотрена роль средств связи и
СМИ Кувейта и Узбекистана в развитии двусторонних отношений. В этой главе были
рассмотрены «Поток международной информации с точки зрения анализа содержания»,
«Экономические, социальные, политические и культурные стороны обмена
информацией между Кувейтом и Узбекистаном».
В заключении показаны наиболее значимые выводы и
результаты, выведенные в диссертации, а именно:
- Народная дипломатия в рамках международного
обмена информацией в этом широком значении стала главным орудием связи между
людьми, орудием диалога, обмена мнениями между нациями.
- Как
в свое время типография открыла дорогу перед промышленной революцией,
подготовленной научной революцией, мы считаем, что двадцатый век принес миру
революцию, охватившую средства связи и информации.
- Географические
расстояния стали близкими перед технологическими возможностями развитых
средств. Чтобы подчинить эти силы и заставить работать для обмена информации между
обществами, правительства и страны подчинили их своим политическим,
экономическим и социальным теориям. Это подтолкнуло ученых в сфере информации и
коммуникации создать информационные теории, исходящие из политических теорий и
их практического применения в различных обществах.
- Журналистика осуществляет распространение принципов,
идей, ситуаций и информации с помощью средств коммуникации и различных СМИ с
целью убеждения и воздействия на людей и на группы внутри общества. А когда
журналистика выходит из местного предела, СМИ пересекают географические и
политические границы государства, чтобы передать эти принципы, идеи, положения
и новости гражданам других государств, стараясь создать с ними культурный
диалог, пересекая языковые барьеры,
такие СМИ называются международными.
- Международная информация - неделимая часть внешней
политики суверенного государства, активное средство, которое осуществляет некоторые
внешнеполитические цели любого государства внутри международного сообщества.
Она служит великим национальным интересам страны согласно объему, весу и роли,
которыми пользуются те или иные страны в международном равенстве, их
воздействию и восприимчивости к международным событиям, происходящим каждый
день. Особенно при возникновении политических, экономических или военных
кризисов, при общественных волнениях внутри страны или в соседней стране, или в
регионах жизненного интереса больших стран, которые находятся в различных
частях мира. Или же в случаях возникновения природных и экологических бедствий,
опасностей, угрожающих экологии и жизни на планете Земля.
- Для
усиления братских и дружеских отношений между Кувейтом и Узбекистаном
необходимо создать кувейтско–узбекский
информационный перекресток, где будут совместно работать кувейтские и узбекские
информационные аппараты (пресса, телевидение и радио, журналистские профсоюзы).
Это будет связывающим звеном обмена информационными материалами, их распространения
для ознакомления с проблемами, интересующими обе стороны. Необходимо поощрять
взаимообмен корреспондентами двух стран; создать возможности для встречи
университетов, научно-исследовательских учреждений Кувейта и Узбекистана, на
которые будет возложена задача расширения и углубления научного сотрудничества; так же необходим обмен студентами,
преподавателями; необходимо поощрять изучение арабских и узбекских языков как
иностранных в университетах и научно-исследовательских учреждениях Кувейта и
Узбекистана, обмен опытом в этой сфере.
В библиографии приведен список литературы, использованной
в данной диссертаций. Например, научные труды по информации таких авторов, как
док. Жихан Ахмад Рушти (Жихан Ахмад Рушти: Научные основы теории информации.
Дар аль-Фикр аль-Араби, Каир 1978). док. Джаббар Ода ал-Убайди, Хади Хасан
Аливи (Жаббар Ода аль-Абиди, Хади Хасан аль-Аливи: Введение в политику арабской
информации и связи. Издательство «аль-Жайл аль-Жадид», Сана 1993). док. Сабир Фалхут, док. Мухаммад аль-Бухари (Сабир
Фалхут, Мухаммад аль-Бухари: Глобализация и международный обмен информации.
Изд. «Алауддин», Дамаск, 1999. - Док. Мухаммад аль-Бухари: Основы международной
журналистики и международный обмен информации. Изд. «Ихя аль-Фунун
аль-Исламия», Дамаск, 1997. - Док. Мухаммад аль-Бухари: Международные
общественные связи. Ташкент: Узбекский Национальный Университет, 2009. - Док. Мухаммад аль-Бухари: Методы путей научного
исследования. Специальность: 5А320101 журналистика; 5А320102 международная
журналистика; 5А320103 теле и радиожурналистика; 5А320104 издательство и
редактирование; 5А320105 «общественные связи»; 5А320106 «пропаганда в СМИ»; для
магистрантов факультета журналистики Узбекского Национального Университета им.
Мирзо Улугбека. Ташкент 2011. - Док. Мухаммад аль-Бухари: Введение в публикацию и
международные общественные связи. Ташкент, Узбекский Национальный Университет,
2011. - Док. Мухаммад аль-Бухари: Международные общественные связи. Ташкент:
Узбекский Национальный Университет, 2009. - Док. Мухаммад аль-Бухари, Док. Сарваржон Гафуров: Государство Кувейт. ТАШГИВ,
Ташкент: Национальное издательство «Алишер Наваи», 2007. - Док. Мухаммад
аль-Бухари: Международный информационный обмен и международные отношения.
Ташкент, ТАШГИВ, 2006. - Док. Мухаммад аль-Бухари, Политические взаимодействия
в СМИ. Ташкент, ТАШГИВ, 2006. - Док. Мухаммад аль-Бухари, Основы международной
журналистики в рамках международных отношений. Ташкент, ТАШГИВ, 2006. - Док. Мухаммад
аль-Бухари, Национальные исскуства, сущность не умирает. Ташкент, газета
«Узбекистон адабиети ва санъати», 21.04.2006. - Док. Мухаммад аль-Бухари,
Вопросы международного обмена информацией в обстоятельствах современных международных отношений. Ташкент, ТАШГИВ, издательство «Босма», 2004.). Вилбир
Шрам и др (Вилбир Шрам, Информационные средства и национальное развитие.
Перевод Адиба Юсефа. Министерство культуры, Дамаск, 1969.). Также были
использованы материалы о двусторонних отношениях Кувейта и Узбекистана из
журналов «аль-Иълам аль-Араби», «аль-Амал аль-Араби», «ас-Сиясса Ад-Давлия»,
«Алям аль-Кампютар», «Шуун Арабия», издаваемых в Каире; журнала «аль-Фейсал»,
издаваемого в Эр-Рияде; журнала «Маълумат дувалия», издаваемого в Дамаске;
журнала «Маяк Востока», издаваемого в Ташкенте; газет, издаваемых в Государстве
Кувейт и в некоторых арабских странах; газет «Правда Востока», «Биржа», «Uzbekistan Today», «Народное Слово», «UzReport»,
издаваемых в Ташкенте; информационных агентств UZA, JAHON, KONA.
По теме диссертации опубликовал ряд статей на арабском
языке, среди них «Народная дипломатия и управление кризисами». // Кувейт: газета
аль-Мустакбал, 01.08.2011г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий