пятница, 10 июня 2011 г.

Страницы из истории Узбекских эмигрантов в САР


Страницы из истории Узбекских эмигрантов в САР
Suriya Arab Respublikasidagi o’zbeklar

صفحات من تاريخ الجالية الأوزبكية في الجمهورية العربية السورية

طشقند - 2010

تأليف:

Авторы:


- Мухаммад аль-Бухари: Профессор, кафедрой свозы с общественности и реклама, факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека.

أ.د. محمد البخاري: بروفيسور قسم العلاقات العامة والإعلان بكلية الصحافة في جامعة ميرزة ألوغ بيك القومية الأوزبكية.


- Эмад аль-Армаши: специалист по арабско-исламской истории.
عماد الأرمشي: متخصص بالدراسات التاريخية العربية والإسلامية.

Краткая историческая справка



Сирия (Сирийская Арабская Республика) - государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке.
С середины 2-го тыс. до н.э. Сирия входила в состав различных государств Ближнего Востока, Римской и Византийской империй.
В 30-х гг. VII в. включена в Арабский халифат; в 661-750 гг. - политический и культурный центр халифата Омейядов.

В X - начале XVI вв. территория Сирии под властью арабских, египетских, тюркских династий и крестоносцев.

До первой мировой войны Сирия входила в состав Османской (Турецкой) империи 1516-1918 гг.

С 1920 г.- подмандатная территория Франции 27.IX 1941 г. Сирия формально была провозглашена независимой республикой, фактически она приобрела независимость лишь после 17.IV 1946 г., когда завершился вывод с ее территории иностранных войск. Этот день стал национальным праздником страны («День эвакуации»).
В 1958 г. Сирия объединилась с Египтом в Объединённую Арабскую Республику (ОАР). В 1961г. вышла из ОАР и провозгласила себя Сирийской Арабской Республикой.
С 1963 г. к власти пришла социалистического Партия арабского возрождения (ПАСВ основана в 1947 г.). Эта дата отмечается в Сирии как Праздник революции
В июне 1967 г. Израиль захватил некоторые территории Сирии, включая Голанские высоты (часть территории освобождена после военных действий в октябре 1973 г.). Принимает участие в урегулировании ближневосточного конфликта.
До 1960 года и начала плановой крупномасштабной индустриализации Сирийская Арабская республика оставалась преимущественно аграрной страной.
Государство и сейчас продолжает играть главенствующую роль во всех областях и сферах экономики страны.
Около 40 % населения зарабатывают себе на жизнь сельским хозяйством; с 1970-х в основном благодаря инициативам и стимулирования со стороны правительства и более широкого и эффективного применения ирригационных систем, площадь культивируемых пахотных земель возросла более, чем на 50%.
Лучшие сельскохозяйственные угодья располагаются вдоль средиземноморского побережья, в Джабал Аль-Нусайрийа, вокруг Алеппо, в области между Хамой и Хомсом, в районе Дамаска и на землях между реками Евфрат и Хабур, которые известны, как «Аль Джазира».
Дамаск, Алеппо и Хомс - главные промышленные центры.
Основная продукция сельского хозяйства: пшеница, ячмень, хлопок, чечевица, горох, маслины, сахарная свекла; говядина, баранина, яйца, домашняя птица, молоко, фрукты и овощи.
Основная промышленная продукция: нефтепродукты, текстиль, бакалейные товары, напитки, химикаты, табак, добыча фосфоритной руды, машиностроения. Широкое распространение получили изделия ручной работы ремесленников из шелка, кожи и стекла.
Основные полезные ископаемые - нефть, добываемая главным образом в Кара Шуке (Kaрашук) на крайнем северо-востоке страны; природный газ в основном из района «Аль Джазира»; фосфаты, известняк и соль. Через Сирию проходят нефтепроводы из Ирака и КСА; имеется трубопровод протянувшийся от Кара Шука до Средиземноморского побережья.
С 1974 года нефть остаётся для Сирии главенствующим источником дохода, составившим на конец ХХ века приблизительно 65 % от всего её объёма экспорта. Добыча нефти в 2001 году составляла 522,700 баррелей в день при разведанных запасах нефти в 2.4 миллиардов баррелей на январь 2002 года и разведанных запасах природного газа в 240.7 миллиардов кубометров.
Латакия и Тартус - главные морские порты. Годовой объём импорта Сирии в стоимостном выражении больше объёма экспорта
Основной импортной продукцией остаются машины и оборудование, продовольственные товары, металлы, текстиль, продукция химической промышленности и потребительские товары.
Продукты экспорта - нефть, текстиль, сельскохозяйственная продукция и фосфаты.
Основные торговые партнеры - Германия, Италия, Франция, Ливан и Саудовская Аравия.
Природные ресурсы: нефть, фосфаты, залежи хрома и марганца, асфальтовый битум, железная руда, каменная соль, мрамор, гипс, гидроресурсы. Регулярно собираются урожаи пшеницы, картофеля, сахарной свеклы, ячменя, хлопка, табака, гороха, чечевицу, фрукты и овощи.
В больших количествах разводится домашняя птица и овцы, имеется животноводство, развита молочная промышленность. В последние годы развивался туризм.
С 17 июля 2000 года главой государства является президент Башшар аль-Асад который получил на выборах президента Сирии около 11,472,157 голосов или 95,86 процента избирателей из 11,967,611 граждан вошедших в избирательные списки. На выборах 27 мая 2007 года Башшар аль-Асад был вновь избран на пост президента, набрав наибольшее количество голосов. Во второй раз за него проголосовало 97,62 процента граждан страны.
ВВП в 2002 году составил 59.4 миллиарда долларов с реальным ростом ВВП в 3.5% и ВВП на душу населения в 3,500 долларов США.
Экспорт в 2002 году составил 6.2 миллиардов долларов такой экспортной продукции, как: сырая нефть, нефтепродукты, фрукты и овощи, хлопковая фибра, одежда, мясо и живой скот таким партнерам по экспорту, как: Германия, Италия, Франция, Турция, Ливан, Испания, Австрия, Саудовская Аравия и Ирак.
Импорт в 2002 году достиг 4.9 миллиардов долларов таких импортных товаров, как: машины и транспортное оборудование, продовольствие и домашний скот, металлы и металлопродукция, химикаты и химические изделия от следующих партнеров по импорту: Италии, Германии, Франции, Ливана, Южной Кореи, Турции, Китая, США и Японии.
Денежная единица - сирийский фунт (SYP) имеет официальный обменный курс, который составляет 11.225 сирийских фунтов за 1 доллар США и свободный по данным на 2001 год рыночный курс где-то 50.65 сирийских фунтов за 1 доллар США (20.05.2007).
Общая протяженность железных дорог - 2,743 км, из них со стандартной колеёй в 1.435 м - 2,425 км и узкоколейных шириной 1.050 м - 318 км.
Суммарная протяженность автомагистралей - 41,451 км, из них с твердым покрытием - 9,575 км, включая 877 км скоростных автомагистралей, грунтовых- 31,876 км. Длина водных путей- 870 км.
Общая длина трубопроводов для прокачки сырой нефти составляет 1,304 км, трубопроводов для нефтепродуктов - 515 км.
В то же самое время Сирия и Евросоюз подписали соглашение, которое откроет Сирии доступ к дополнительному списку европейских товаров и услуг.
В декабре 2002 года официальные представители Сирии и должностные лица Евросоюза достигли взаимопонимания по всем вопросам, по которым велись переговоры перед подписанием Европейско-Средиземноморского договора о сотрудничестве. Ожидается, что уже через несколько лет Сирия присоединится к другим арабским странам, которые уже сейчас пожинают плоды от льгот и преимуществ, которые предоставляет договор о сотрудничестве с ЕС.
В 2003 иностранным банкам было разрешено работать в Сирии, а Декрет №33 аннулировал ранее существовавший закон, предусматривающий заключение под стражу и тюремный срок тех, кто обвиняется в валютных операциях на черном рынке.
В ноябре 2002 года СAP разрешила вновь открыть закрытую с 1990 г. железную дорогу, связывающую Сирию с Мосулом в Ираке. Железная дорога была повторно открыта для содействия росту двусторонней торговли. Она позволит увеличить загрузку сирийских и ливанских портов.

История Сирийское Узбекское отношений

Сирийско–Узбекских отношения начались со времен бывшего СССР и получили большую поддержку президента Сирии Хафеза аль - Асада, который заявлял, что « наши отношения основаны на дружбе и уважении, а также берут свои корни из истории..».
Если вернуться к 40-м годам, а точнее, к 26 октября 1944 года, когда уполномоченный министр СССР (Собода) заявил премьер-министру Сирии Саадаллах аль-Джабри о разрешение представления документов в качестве уполномоченного по делам советского правительства в Сирии, то с этого момента советское руководство признало свободу Сирии и Ливана. После пятого июля 1944 года, когда власть была передана сирийскому правительству, находящемуся под властью Франции.
В то время французы не хотели сдавать свои позиции и начали тянуть время для продления своей оккупации. Были сформулированы требования для получения воздушных и морских баз на территории Сирии и в Ливане, а также торгово-экономические контракты, гарантирующие их власть, несмотря на независимость этих стран.
После этого начались перевороты внутри Сирии и усиление западного давления в отношении сирийской армии.
В то время единственным выходом было принять предложение советской власти.
В 1955 году состоялась встреча в Сан-Франциско между министром иностранных дел Сирии Халд Аль - Азамом и министром иностранных дел СССР Молотовым.
В ходе этой встречи была выражена благодарность сирийскому руководству за поддержку СССР, т.к даже после получения независимости, Сирия все еще продолжала находиться под властью Запада, который не хотел продвижения коммунизма на Восток.
Дружеские отношения, основанные на уважении и понимании сторон, складывались взаимовыгодно.
Подтверждением этого является договор 1957 года, согласно которому СССР предоставляет Сирии поддержку в сфере экономического и технического оснащения.
Плодами этого сотрудничества явились:
строительство железнодорожных и автомобильных магистральных путей, дамб для производства электричества, металлургические и нефтеперерабатывающие заводы, а также геологические работы по изысканию полезных ископаемых на территории Сирии, особенно на севере страны.
На эти цели Сирия от СССР получила кредит в размере 78,750 золотых рублей (772168 грамм чистого золота) и процентную ставку 5,2% годовых в течение 7 лет.
Расход кредита был предназначен для погашения заработной платы советских специалистов, на техническую оснащенность и проектирование.
Сирийское правительство обязалось выплатить сумму кредита в течение 12 лет, начиная со следующего года после получения. 
В 1960 году в Каире было подписано несколько протоколов между Советским Союзом и Объединенной Арабской Республикой (Египет и Сирия) и заключён оборонительный договор.
Главным событием 1966 года было строительство плотины на реке Евфрат, которая обошлась правительству Сирии в размере 120 млн. рублей.
Высота этой дамбы составляет 60м, а ширина в 2.5 км, мощность 800 мил кВт. Строительство такого объекта стало главным шагом в реализации остальных социальных и экономических проектов, особенно после революции 8 марта 1963г.
Взаимодействие сирийцев с друзьями из СССР дало огромный толчок в развитии экономики страны в целом.
Сирия обязалась погашать долг по кредиту в виде произведенной продукции или валютными средствами.
В 1969 году в Москве был подписан еще один договор о сотрудничестве в сфере обмена специалистами и учеными в разных отраслях науки и технике.
К 1970 году Советским Союзом было реализовано около 63 проектов разного назначения, построено около 1500 км железнодорожных путей, связывающих север и юг Сирии.
По подсчетом министерства финансов Сирии с 1989 по 1990 год экспорт сирийской продукции в СССР (одежда, полуфабрикаты, шелковые изделия и т.д .) составил 1 млрд. 400 млн. фунтов стерлингов.
После распада СССР экспорт сирийской продукции в страны СНГ и сотрудничество с ними продолжается до сих пор.
Сирийская Арабская Республика признала независимость Узбекистана 28 декабря 1991 года. 23-24 апреля 1992 года Узбекистан посетила сирийская делегация во главе с министром иностранных дел Фаруком аш-Шара. В своей резиденции делегацию принимал Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов. Во время официального визита между двумя странами был подписан Протокол о дипломатических отношениях.
Узбекское Сирийские отношения имеют своеобразный характер. Достаточно вспомнить совместную работу нескольких поколений узбекских исследователей с сирийскими коллегами над строительством плотины Евфрат и других сооружений в рамках данного проекта, совместные научные исследования, проекты по подготовке кадров для Сирии в вузах Узбекистана, мелиорации и освоению новых земель в долине аль-Фурат и других регионах Сирии, особенно, государственную ферму, площадью в четыре тысячи гектаров, которая была полностью оснащена и подарена народу Сирии узбекским правительством. Несмотря на то, что некоторые совместные проекты начатые с 1979 года в городах Халеп, Мискене, аль-Гута в окраинах Дамаска продолжают реализовываться, двухсторонние отношения государств после провозглашения независимости Узбекистана все же не были подняты до должного уровня, что позволило бы укрепить дружбу и сотрудничество Сирии и Узбекистана.

Экономическое сотрудничество

В 1999 году товарооборот между двумя странами достиг двух миллионов долларов США. Из них полмиллиона приходится на долю экспорта, остальные - на импортируемую продукцию.
На сегодняшний день в министерстве внешнеэкономических связей Узбекистана зарегистрировано 11 предприятий, созданных с привлечением сирийских инвестиций. Восемь из них совместные, три созданы исключительно на сирийском капитале.
По данным Узгосстата в 1999 году совместными предприятиями произведен экспорт продукции на общую сумму почти 30 тысяч долларов США.

Народная дипломатия

С 21 по 26 июня 1990 года в Ташкенте, Намангане и Самарканде прошли дни дружбы Узбекистана и Сирии при участии представителей сирийской делегации во главе с членом парламента Сирии, председателем Союза студентов Хусейном Дуэйни. В состав делегации вошли известные деятели Сирии, представители ансамбля народного фольклора «Омайя» министерства культуры. В 1991-1997 годах известный сирийский художник Мухаммед Ганнум при поддержке Академии Художеств Узбекистана и Совета общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами организовал четыре персональные выставки в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Несколько его картин украшают внутренний интерьер здания парламента и Государственного музея искусств Узбекистана.

Узбеки Cирийской Арабской Республики

В Сирийской Арабской Республике живут несколько тысяч граждан, которые являются выходцами из Узбекистана (Бухария). Они принимают активное участие в прогрессе и процветании Сирии, а также обеспечения её целостности. Среди них много медиков, адвокатов, педагогов государственных служащих, военных, коммерсантов, ремесленников. Все они являются потомками тех, кто приехали в Сирию в разные исторические эпохи. Кто-то приехал ради получения образования в Шамшарифе, святого места для узбеков и основались в городе Дамаске. Другие из них создали школы для соотечественников, которые приехали в Шамшариф для получения образования наравне с жителями города Дамаска. Последняя из них закрылась в середине ХХ века. Среди её выпускников много ярких деятелей в истории современной Сирии. После того, как школу снесли, была построена мечеть аль-Афрам, популярная в районе Шура в Дамаске. Среди эмигрантов были и те, кто приехал в Дамаск для обслуживания пилигримов, отправлявшихся для паломничества в Хадж. В Дамаске они построили мечети и жилье, отдельные из которых сохранились до нашего времени.
Узбеки в Дамаске
Последние выходцы из Узбекистана приехали в Дамаск после завоевания Туркестана Царской Россией (Русские разделили Туркестана после завоевания на 5 республик, которые получили независимость после распада Советского Союза: Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан). Среди них и хан Коканда Худаярхан с семьей. Его потомки и сейчас живут в Дамаске. В столице Сирии ныне живут и потомки выходцев из Бухарского эмирата. После завоевания эмирата русскими в сентябре 1920 года многие его жители эмигрировали. Среди них были видные деятели, офицеры и солдаты армии Бухарского эмирата. Среди них был и Абдусаттар ибн Абдулкадыр, отец профессора Мухаммеда аль-Бухари. Коммерсанты и ремесленники, которые нашли убежище в Дамаске, создали бухарскую махаллю в оазисе аль-Майдан. В настоящее время от этой махали, ничего не осталось, но профессор Мухаммед аль-Бухари её вспоминает до сих пор.
Эмигранты жили и в других махаллях г. Дамаска: аль-Азбакия, аль-Мухажирин, Аннабаа на горах Касьюн, Ассалихия, Суксаружа, аль-Майдан и аль-Кадам и др. Жили они и в Аттакия аль-Мурадия, который находится в махалле аль-Вард до последних дней их жизни (Беседу проводил профессор Аль-Бухари в Ташкенте с госпожой Фатимой, дочерью Худаярхана. во время её визита в Узбекистан в 1980 году по приглашению Общества по культурных связей «Ватан» связей с узбеками, проживающими в иностранных государствах. Госпожа Фатима ныне живет с детьми и внуками в Дамаске). Выходцы из Бухары в Дамаске открыли коммерческие магазиныи ремесленные мастерские в аль-Мухажирин, Ассалихия, Суксаружа и аль-Майдан. Большой след в современной истории Сирии оставили общественные деятели, узбеки по происхождению.
Шукри аль-Куатли и Насохи Аль-Бухарий
Узбеки принимали активное участие в общественной жизни Дамаска и Сирии, в целом. Среди них и Насохи Аль-Бухарий, которые родился в Дамаске в 1881 году и умер здесь же 1 июля 1962 году. В 1919 году он женился на одной из дочерей видных семей Дамаска – Рафике, дочери Мамдуха. Он закончил Османскую военную школу в Стамбуле, а также штабную школу и получил военное звание Раис. Как военный командир он участвовал в Балканской войне и в первой мировой, где был взят в плен и отправлен в Сибирь, где оставался девять месяцев. После побега он возвратился обратно в Османское государство в начале 1916 года. Затем как полковник был на Кавказской войне. На войне в Газза он командовал седьмой армией вплоть до эвакуации Османской армии из Сирии. Во время правления короля Фейсала I он командовал армией в городе Халиб в чине генерала. Затем был назначен председателем дивана второго военного совета. После - представителем правительства короля Фейсала I в начале 1920 года. Позже он был назначен директором военных дел и продолжал занимать эту должность до конца 1921 года. Во время правления президента Хашим аль-Аттаси 6 апреля 1939 года он был назначен на должность премьер-министра. Работал в этой должности до июля того же года и подал отставку по причине невыполнения французами условий соглашения, которое подписали с ним. В разные годы он занимал должности министра в ряде министерств - внутренних дел, обороны, просвещения, несмотря на то, что он был беспартийный.
Насохи аль-Бухари является братом Жаляль аль-Бухари, который был осужден в городе Аляй (Ливан) и казнен в городе Бейрут 6 мая 1916 года с остальными повстанцами, которые добивались независимости Сирии. Он является сыном ученого Салим аль-Бухари, председателя Совета ученых города Дамаска, который был осужден перед Османским диваном чрезвычайного положения и был послан в ссылку в Пруссию. Он был одним из основателей в конце XIX века благотворительного общества в городе Дамаске. Общество называлось Благотворительное исламское общество, но оно занималось и вопросами политики. Главным инициатором создания общества был ашшайх Тохир аль-Жазаирий, который призывал соблюдать Османскую конституцию (фактически не действовавшую) и считал, что система власти Османского государства и в Арабских регионах исходит из принципов демократии (Юсеф Аль-Хаким: Сирия и французский мандат. стр.332.).
В начале ْXXI века узбекская диаспора Сирии потеряла еще одного известного деятеля, ученого-энциклопедиста. 30 апреля 2010 года умер Бурхана Бухари. Родители Бурхана эмигрировали из Ферганской долины. Его мать родилась в Андижане, отец - в Маргилане. Эмигрировали в Сирию, они основались в городе Дамаске, где и родился в 1941 году Бурхан Бухари. Он учился в разных школах Дамаска, изучал философию и английский язык в столичном университете и оставил после себя огромное письменное наследие в виде исторических трактатов и энциклопедий. Он создал программу компьютерного перевода с одного языка на шесть других языков мира и обратно. Многие из его проектов еще ждут претворения в жизнь, и думается, что они получат огромный общественный резонанс и уважение.
Бурхан Бухари
Бурхан Бухари занимался преподаванием с раннего возраста, и был создателем несколько методик и средств, говоря современным языком, уникальных технологий обучения детей в школах. В начале 1970 годов ХХ века он создал свой собственный проект ликвидации неграмотных среди взрослых в Сирии и совершил ряд поездок в сирийские и ливанские деревни, а также в лагеря палестинских беженцев. Участвуя в данном проекте, он бесплатно раздавал свои учебники бесплатно, опубликовал ряд статей о ликвидации неграмотности в газете «Аль-Баас» в Дамаске.
Он разработал также, создал методики преподавания арабского языка для иностранцев и иностранных языков для арабов. Тогда-то рядом с ним во всех этих благотворительных поездках его сопровождал близкий друг Аднан Багажати, который занял должности министра просвещения и председателя Конфедерации арабских писателей. Профессор Мухаммед аль-Бухари не раз встречался с ним в квартире Бурхана Бухари в Дамаске.
В 1977 году Бурхан Бухари прибыл в столицу Узбекистана в Ташкент по приглашению Общества “Ватан” по культурным связям с соотечественниками, проживающими за рубежом, для участия в Юбилее тысячелетия Ибн Сины. Это приглашение было началом академической работы Бурхана на родине и впервые он стал переводить литературные тексты с узбекского непосредственно на арабский язык. До этого тексты переводились через русский язык. Этот визит превратился для Бурхана и визитом прямого сотрудничества с Академией Наук Республики Узбекистан, которое длилось несколько месяцев. Он разработал научные основы для создания первых узбекско-арабского и арабско-узбекский словарей. Он сделал ряд докладов о сущности узбекского языка и его исторической связи с арабским языком, которые были отмечены памятными грамотами (Беседу с Бурханом Бухари Ташкенте провел проф.Мухаммед Аль-Бухари в 1979 году с во время его визита о приглашению Общества «Ватан».). После возвращения в Дамаск он начал долгосрочный научный и литературный проект, посвященный жизни узбеков в Дамаске в сороковые и пятидесятые годы ХХ века. Проект предусматривал обработку огромного объема информации, которая должна была только увидеть свет. Но Бурхан Бухари не успел завершить его: осталась только рукопись проекта. После себя Бурхан Бухари оставил огромную библиотеку, в которой собраны огромное письменное наследие, книги по истории и большое количество разных энциклопедий. Она состоит из пяти тысяч книг но, к сожалению, многие из его литературных сочинений, книг по ликвидации безграмотности, были утеряны.
Его академический авторитет укрепился во время работы специалистом в университете Эль-Кувейт в 1983 году, когда он участвовал в разработке исследований по фонетике арабского языка. Он стал основателем технологии компьютерного голосового озвучивания письменного текста.
После этого Бурхан провел 3 года в Европе. С 1984 по 1986 годы он посетил Европейские научные центры и университеты, участвовал в ряде конференций и международных выставок по теме «Компьютерный перевод». Он также создал основу теории компьютерного перевода, которая стала известна как теория «Высшего языка» (суперлингво), который может моментально переводить на все языки мира (среди них и узбекский язык), кроме китайского и японского языков. Кроме того, он создал компьютерную клавиатуру, с помощью которой можно набирать тексты на всех алфавитах мира. Позже массовое производство этой клавиатуры, получившей название клавиатура аль-Бухари, стала осуществлять Британская компания Моно тайп.
Бурхан Бухари вернулся в Сирию в 1986 году и приступил к реализации грандиозного проекта «Написание арабского и исламского наследия на компьютере». Этот проект состоит, в основном, из десяти энциклопедий. Самый главный и важный из них - энциклопедия Хадисов Пророка. Она состоит из более ста томов. До сих пор опубликован только первый том, остальные пока ждут своего выхода в свет.
Из главных работ Бурхана Бухари можно отметить также энциклопедию его поэм «Низар каббани», энциклопедию поэм поэтов с до исламского и по настоящее время, подготовленную в тесном сотрудничестве с академией Абу-даби в Объединенных Арабских эмиратах.
Бурхан Бухари активно занимался литературной критикой, писал краткие рассказы, романы, стихи и театральные пьесы. Он известен и как талантливый журналист, много писавший для газет, журналов, выступавший на радио и телевидении. Кроме того, он автор ряда киносценариев и театральных пьес. С 1995 года он еженедельно публиковал свои статьи в газете «Тишрин», издающейся в Дамаске. Он написал ряд статей и для газеты «Ас-Саура». В 2002 - 2007 годы его статьи получили большой общественный резонанс по причине идеологической и научной смелости суждений, высказанных автором. Среди них несколько писем, адресованных главам ряда государств мира, в том числе и открытое письмо президенту США Биллу Клинтону.
Сын Бурхана Бухари Эрфан говорил, что его отец обладал уникальной способностью раньше других анализировать мировые изменения, и он был из первых, кто использовал термин “исламофобия” в одной из статей, опубликованной в 1996 году в газете “Тишрин”, то есть за 5 лет до событий 11 сентября в Соединенных Штатах Америки. И несмотря на то, что его истинная популярность началась с публикации первой статьи в “Тишрин” 15 октября 1995 года, мы видим, что многогранная деятельность этого удивительного человека усложняет представления окружающих его поистине энциклопедических познаниях. Кто знаком с его научными достижениями, спрашивает себя, как можно одновременно столь блистательно проявлять себя в различных областях. Известный британский журналист Патрик Силь при встрече во время его визита в Британию сказал ему «Твое место здесь в документации, но не как теоретик. А я поддерживаю твою документальную деятельность и не поддерживаю твою информационную». О Бурхане Бухари много опубликовано материалов и в арабской электронной прессе.

Исторические памятники, построенные узбеками в Дамаске

Когда речь идет об архитектурных памятниках, которые оставили после себя первые узбеки в Дамаске, необходимо отметить, что они были деятелями науки и образования. Некоторые исторические источники указывают, что узбеки были в Дамаске стали жить начала ХVII века. Среди источников есть работы, касаются османских мечетей, автор которых является Имад аль-Армаши специалист в арабских и исламских исторических исследованиях и он писал о мечети аль-Муради, которая была построена в 1108 по Хиджрит. Строили его Мурад бин Али бин Дауд бин Камалиддин бин Салих бин Мухаммад аль-Бухари ан Накшбанди, умер в 1132 году.


Мечеть аль-Муради
Мечеть аль-Муради, известная под названием Аттакия аль-Мурадия или мечеть ан-Накшбанди, построенная в 1899 году, является исламским вакфом и находится за стенами старого Дамаска на улице аль-Вард в махалле Суксаружа. Размерами мечеть небольшая и до сих пор действует. На стене мечети есть мраморные таблицы, где написано: Мечеть аль-Муради, построил его Мухаммад Мурад аль-Муради в 1108 году по Хиджрит. Эта мечеть одновременно являлась и школой – Такия. Она имеет большую дверь, которая сегодня закрыта. Но остатки строения свидетельствует о том, что люди входят сегодня в мечеть через маленькую дверь. Рядом стоит круглый минарет, построенный из черного и белого камня. На его квадратной основе написано 1179 год хиджрит (См. книгу «Зель Симар аль макасед. Стр.251.):
«Минарет, который указывает путь к правде, был построен на вершине, где сделана надпись: здесь вспоминают Всевышнего со словом «Бисмилля». Каждый, кто благодарит Всевышнего делает это по стрелке против часов. Поэтому все, кто слушает призыв к намазу, повторяет «Аллоху Акбар» и идет на молитву».
Школа охватывает площадь, место для намаза и кладбище. Площадь – мозаичная, и на её северо-западной окраине семь комнат выделено для занимающихся изучением религии. Все эти комнаты построены из черных камней. В них позже жили беженцы из Бухарского эмирата в начале 20-х годов ХХ века. Здесь также было помещение для благотворительного общества выходцев из Бухары в Дамаске во главе с Шайхом Муса Ходжа, последним начальником монетного двора Бухарского эмира. Также это было местом, где беженцы из Бухарского эмирата встречались до конца своей жизни. Последний из них умер в 60-их годах ХХ века. Профессор Аль Бухари вспоминает встречи, в которых он сам участвовал в юности вместе с ровесниками: «Сюда, в фойе школы часто приносили для взрослых плов и чай. Она прекратила существование по причине освобождения её под жилье для беженцев из Бухарского эмирата». На южной стороне школы построены три арки, за ними - место для намаза - большая комната с огромной аркой, простым потолком, обычным мехрабом и трибуной. Справа от мехраба - огромные купола и стенки с резьбой, под ними две большие могилы. Говорят, что это могилы Мурада аль-Бухари и его брата. На одной из них – доска, датированная 1160 годом по хиджрет и на ней написано: «могила раба, преданного Всевышнему во всем, одного из видных людей, вовремя оказавших помощь всем и во всем. аннакшбанди, действительно, заслужил уважение и его жизнь была такой же изящной, как этот дом».
Имад аль-Армаши указал, что историк доктор аль-Уляби в своей книге “Хутат Демашк” отмечал, что мечеть является частью внешней школы аль-Мурадия, которую построил шейх Мурад ибн Али аль-Бухари аннакшбанди одновременно с мечетью. Известный ученый шейх Мухаммад Ахмад Дахман отметил, что старый минарет и мечеть были разрушены в результате землетрясения в 1759 году, во время управления османского султана Абдулхамида I и была построена снова. Это утверждал и доктор Кутайба ашшихаби, когда он говорил об османских мечетях. Он также отмечал, что минарет и мечеть аль-Муради были построены в Османский период по Дамасскому образцу и под влиянием мамлюкского Аркаша (Аркаш - это между черным и белым цветом и значит между белым и черным цветом), но слабее чем её подобие - мечети ал-Ажлуни и аль-Кари в Дамаске. Минарет восьмигранный и в нем много Аркаш, простых полосок и разных каменных формул черного цвета - треугольных, шестиугольных, восьмиугольных и других. Восьмиугольная вершина минарета имела вид кедрового ореха.

Мечеть Аль Мурадия в Баб аль-Барид

Имад аль Армаши отмечает, что мечеть Аль Мурадия в Баб аль-Барид в махалле аль-Асруния в Дамаске построена Мурадом бин Али бин Дауд бин Камалиддин бин Салих бин Мухаммад аль-Бухари аннакшбанди, который умер 1132 году по хиджрет ( 1719 году). Шейх Абдулкадыр бин Бадран в своей книге «Мунадамет аль-Атлаль» говорит о том, что медресе аль-Мурадия в Баб аль-Барид довольно известная и имеет два медресе - маленькую и большую. Вторая имеет нижнюю и верхнюю комнаты, где жили благородные люди и ученые. Там была огромная библиотека, которая получила название «Аскар города Дамаска». Позже её управляющий продал часть её вакфных земель и прекратил выплату стипендию студентам. С 1921 года и по наше время она оставалась пустой, как и другие медресе. Талас добавил: после него от мечети (1942г) кроме её крепкой двери ничего не осталось, все остальное разрушено.
Имад аль-Армаши замечает, что в его докладах о мечетях Дамаска он детально вплоть до исторических подробностей исследовал Ясмин аш-Шаам и старую мечеть аль-Мурадия Баб аль-Барид в махалле аль-Асруния недалеко от Сук аль-Хамидия, которую так и не нашел. И, может быть, кто-то из ученых сообщит о ее местонахождении. Всевышний простит Хаджи шейх Мурада бин Али бин Дауд бин Камалиддин бин Салих бин Мухаммад аль-Бухари аннакшбанди, который построил эти две мечети в 1108 году по хиджрет. Он нашел книгу под названием «Силк адирар фи аъйян ал-карнафниашар», Абул аль-Фодил Мухаммад Халил бин Али аль-Муради и он сам является Абу аль-Мувадда аль-Мавля Мухаммад Халил бин Ассайед Али бин Ассайед Мухаммад бин Ассайед Мухаммад Мурад бин Али аль-Муради аль-Хусайни аль-Ханафи по происхождению из Бухары, но родился в городе Дамаске.
Он родился в Дамаске. Читать Коран он учился у Шайха Сулеймана Аддабраки аль-Масри и получил знания у лучших ученых своего времени. Изучал науку, литературу, турецкий язык. Он заныл должности муфти города Дамаска после своего двоюродного брата Ассайед Абдулла ибн Ассайед Тахир аль-Муради. Кроме того, он занимал должность секретаря совета ученых в 17 Шаъбан 1192 году по хиджрет. В то время он был в Стамбуле (Константинополь). После он едет в Дамаск и занимает должность муфтия, на которой он оставался до 1205 года по хиджрет. После этого он отправляется в город Халеб, где умер в 1206 году по хиджрет в молодом возрасте.
Книга «Сильк Аддирар фи Аъйян ал-Карн Ассани ашар» является важным историческим источником периода 12 века по хиджре. Она содержит более 750 биографий и состоит из 4-х томов. Первые три тома были напечатаны в Стамбуле в 1291 года по хиджрет, а четвертый был напечатан в Каире 1301 году по хиджрет. Эти издания были дважды тиражированы: первый раз в Багдаде, во второй - в Бейруте. Книга уникальная в том смысле, что в ней собраны редкие сведения касательно истории Османидов в 12 веке по хиджре и, особенно, истории Билад Ашшаам.


Мечеть и медресе Аль-Афрам
Исследователь и ученый Иймад аль-Армаши, специалист по арабской исламской истории и мечетям Мамлюкидов, построенным в Дамаске, написал доклад и по мечети аль-Афрам. В докладе отмечается, что мечеть аль-Афрам находится за пределами старых стен Дамаска, на западе местности Ассалихия, в махалле аль-Мухажирин. Эта местность называется аль-Афрам и находится на пересечении улиц аль-Афрам и аль-Хавакир (См. для дополнительной информации о мечетях и школах старого Дамаска электронные карты, опубликованные на форуме Ясмин аш-Шаам. /http:yasmin-alsham.com/dmasmap). Мечеть была построена заместителем султана мамлюков в Ашшаам Жамальаддин Акош Адавадари аль-Мансури аль-Афрамом в 706 году по хиджрет (1306 г.). Известный историк из Дамаска аль-Хафиз ибн Касир подтвердил, что: в начале Зулькаъды 706 года по хиджрет строительство мечети аль-Афрам была завершена. Построил его принц Жамальаддин - заместитель султана у аррабат аннасири в Ассалихия и назначил оратора, который выступает там каждую пятницу. Оратором служил Казы Шамсаддин Мухаммад ибн Аби аль-Из аль-Ханафи. В церемонии открытия мечети принимали участие заместитель султана и много судей. Шахобиддин организовал для гостей после намаза роскошный дастархан.
В описании сказано: принц Жамальаддин и в некоторых других источниках: Жамаль аддин Акош аль-Афрам, наместник Дамаска, по происхождению черкес, из мамлюков, ученик короля аль-Мансур Каляуна. С самого детства очень любил езду на лошадях. Он попросил своего учителя Каляуна отправить его принцем в Ашшаам, но Каляун отказал и сказал ему: не в мое время. Вскоре он получает место наместника города Дамаска после побега Кабжака (бывшего наместника) к татарам. И в его время произошла военная кампания короля Казанских татаров против Билад Ашшаам. И тогда аль-Афрам защитил Дамаск. Билад Ашшаам был вынужден уйти из него в Египет после захвата Дамаска татарами. Он всегда говорил о своем восхищении городом Дамаском: если бы не было дворца аль-Аблак и зеленой площади, я не оставил бы Бейбарса и Саляда одних в королевстве Египет. Несмотря на то, что король Аннасыр имел особое чувство к нему и оставил его наместником в Дамаске на 11 лет без перерыва, все же он не был преданным своему господину и перешел на сторону Бейбарс аль-Джашинкира, потому как тоже черкесом и всегда чувствовал себя чужими среди турков. Акош в детстве убежал с Карасанкар и Зардакааш к Харбанду - королю татаров. Тот отдал им землю Марагма Карасанкару и землю Хамазан аль-Афраму. И отдал землю Нахаванд Зардакашу, который был туркменом. Историк Ахмад ибн Тулюн Ассалихи в своей книге «Аль Каляид аль Жавхария» и описывая мечеть аль-Афрам, замечал, что минарет мечети выстроен из одного слоя кирпича. Исследователь Имад аль-Армаши писал, что есть научно-исторические работы, в которых детально изучена мечеть аль-Афрам. В форме культурологического изыскания даны описания этой мечети в трудах ибн Касира и ибн Тулюна. Однако в этих работах ничего не сказано о минарете и его красоте. В этих описаниях, в основном, сказано, что мечеть построена из камня и кирпича, и, может быть, из доски и глины. Никакой дополнительной информации о технологии и инженерных формах строительства и отделочных работ нет. Имад аль-Армаши в своем докладе говорит о минарете мечети, ссылаясь на описание Мухаммада Ахмад Дахмана в книге «Рихаб Димашк»: минарет мечети пострадал в результате известного землетрясения в Дамаске в 1073 году по хиджрет (1759 год). Во время правления османского султана Абдулхамида I мечеть была перестроена. Во время правления османского наместника аль-Муслеха Мадхата-пашы она была полностью снесена. В 1295 году по хиджрет (1878 год) его камни были использованы в строительстве близлежащих улиц. Особенно пострадали все постройки, окружавшие мечеть во время вторжения Темурлана в Дамаск 803 году по хиджрет (1401год). Никто не взялся за возобновление строительства, потому как мечеть находилась вдалеке от Дамаска. Так разрушение мечети и минарета продолжалось до 1327 года по хиджрет (1909 года), когда была построена заново. Вскоре мечеть снова была разрушена. В третий раз она была построена в 1375 году по хиджрет (1955 год). Немецкие востоковеды Карл Ватцингер и Карл Вульзингер в книге «Исламские памятники Дамаска» (стр.241,248) отмечали, что мечеть аль-Афрам, находящаяся в зукак аззайтун является современной мечетью и она сохранила часть камней от старой. Мечеть до сих пор в действии, но мы её не осматривали и предполагаем, что она была построена в этой местности в 706 году по хиджрет (См.стр.25 Кремер / Альфред фон Кремер «1828-1889 годы» востоковед, дипломат и политический деятель Австрии. Он совешил экскурсю в Сирии в течение 2 - х лет (1849-1851г.г.).Плодом его поездки была книга «Карта Дамаска». Эта книга является важным источником, которым пользовались другие немецкие исследователи - Карл Уилзингер и Карл Ватзингер.). 
Шейх Абдул Кадыр ибн Бадран в ряде бесед о мечети аль-Мазза замечал: Я видел в сносках (Танбех ат-талиб) ссылки на работу Аннаими о том, что мечеть аль-Мазза была разрушена, и на несколько лет прекратилось здесь чтение молитв, пока султан Сулейман не дал указание построить свою мечеть и свою такия (Аттакия Ассулеймания) на месте дворца короля Аззахира Бейбарса (Каср аль-Абляк). Инструменты для строительства были взяты из этой мечети, а также из мечети Аннейраб. Итак, в аль-Мазза кроме одной мечети есть и другая - аль Марджани, которая как мечеть и аль-Афрам была построена западе Ассалихия наместником султана в 706 году по хиджрет. Сюда также был назначен оратор, который выступал с речами. Эта мечеть сегодня исчезла. А поскольку она стояла напротив Аррибат Аннасри, и каждая из них прощалась другой навсегда.
Доктор Асъад Талас говорил о том, что когда он исследовал мечети Дамаска (и описал их в книге «Симар аль-Макасед фи Зикр аль Масажед») обнаружил, что эта мечеть была разрушена, и её строений ничего не осталось, кроме камней, из которых в 1327 году по хиджрет (1909 г.) она была отстроена заново. Благодаря одному из знатных эмигрантов Бухары- покойному Дауд бин Абдужаббару, внуку Шайха Ахмад Яссавий ибн Мавляна Шамсаддина Азканди. Его внуки до сих пор живут в Дамаске.
Мечеть имеет площадь из песка, а на южной стороне - месте для намаза, написано на двери: «Бу жамиъ шариф Бухара Ашрафандин шейх Ахмад Яссавий Сулейман Вали Мавлоно шайх Шамсаддин Азканди Салясиндин элманн ва машайих ндин Дауд бин ашшейх Абдужаббар тарафиндин бина ва таъсис уль намшди. Санат 1328 тарихиндин». Место для намаза состоит из одного помещения и двух залов, постренных из камней. Над ними - потолок из дерева. В нем есть мехраб из гипса и восемь маленьких оконю. В каждой из четырех стен есть два окна. Рядом с местом намаза в правой стороне - маленький сад и в этом саду могила того, кто возобновил строительство мечети. Он умер в 1335 году по хиджрет. Мечеть имеет красивый каменный минарет. Построил её Ашшейх Дауд, о котором упоминалось выше. Помогал ему господин Рида Афанди аль-Куватли. Вокруг площадки есть три комнатки, где жили дети строителей мечети и медресе, где учили детей и сирот.
Здесь необходимо отметить, что это медресе продолжало действовать до середины 50-х годов 20 века. Среди её выпускников были знатные жители Дамаска. Один них - бывший министр экономики Мухаммад аль-Имади. Эта школа была закрыта, после того, как министерство вакфов взяла постройку под свой контроль как свой вакф. Школа и мечеть были разрушены полностью, и мечеть была построена вновь в том облике, в каком она сохранилась по нынешний день (Беседа доктора Мухаммад Аль Бухари с Аляъ Аддин аль-Бухари - внуком Дауда бин Абдалжаббар, который живет Дамаске. Беседа прошла в г. Ташкенте во время его посещения Узбекистана в 1986 году по приглашению общества «Ватандош»).
Исследователь Имад аль-Армаши в докладах о мечетях Дамаска отмечал, что есть детальное историческое исследование, опубликованное в форме культурологического описания. В нем отмечено: каждый раз, когда перестраивается любой исторический памятник, медресе или мечеть, мы не можем вернуть этому историческому памятнику его первозданный вид. А когда мечеть перестраивается три раза, причем и в разные периоды, то она очень далека от своих мамлюкских корней. Вот почему утерян старый облик мечети аль-Афрам. И когда я в последний раз посещал ее в 2007 и в 2010 годах, я даже не учуял запаха аль-Афрам или запаха мамлюкского периода, и даже не османского периода, а нашел современную мечеть, имеющую каменный широкий фасад. Глухой, без каких-либо элементов декора. Фасад состоит из широких окон, которые выходят на место намаза. Наверху - маленькие два окна, в середине между ними - красивое окно оприяющееся на две колонны. Это окно украшено красивой каменной резьбой, наверху - ряд арок. В середине фасада - каменная доска. На ней в каллиграфическом стиле насх выточено: «Мечеть имени аль- Афрам».
На двери мечети есть украшение. Однако оно не совсем характерно для таких мечетей, построенных в тот исторический период. Минарет после восстановления приобрел вид минарета Ашшам с легким налетом модели мамлюков с украшениями. Минарет приобрел восьмиугольный вид в один этаж и с одной верандой, которая украшена красивыми арками. Под верандой – декор римского стиля в виде ленты, она тоже восьмиугольная и имеет перила из резных камней. Наверху минарета - круглый полумесяц – он как будто сооружен в 1990 году. Помещение для намаза - простое и не имеет ничего общего с мамлюкским обликом. Его мехраб и трибуна, как и во всех современных мечетях, были построены в середине ХХ века.
Мечеть как исторический памятник международного значения была зарегистрирована в Дамаске под названием «Мечеть аль-Афрам № 221» с текстом и фотографиями и картами в 2006 году. Об этом сказано в одном из томов книги «Постройки и общество Османидов в городе Дамаске в 19 - 20 веках» немецких исследователей Вибара и Стефана под редакцией профессоров Годран Кримера Дорси Сассик.
Доктор Мухаммад Аль Бухари помнит эту мечеть и медресе, которую посещал с отцом в 50-е годы прошлого века: «помню дорогу, по которой ходили из Зукак аль-Махкама в махалле Ассалихия к Зукак Иннара, и потом Зукак Бер аттути, Зукак аль-Улия и Зукак аль-Хавакир, где искусные ремесленники гончарных изделий творили тарелки, графины и кувшины. Отсюда на подъём Шуро шли пешком через неширокую улицу между домам, и дом видны политически деятель то время Фарис аль-Хурий и реку, в которой уровень воды был довольно высокий до самого входа в мечеть и медресе. Она в то время находилась среди высоких деревьев, ныне образовавших парк имени Аднан аль-Малики рядом с современными жилыми домами, построенными в 60х годов прошлого века. И в один из визитов я удивился при виде мужчин, которые собрались резать большую лошадь. Её мясо было поделено между семьями бухарских эмигрантов. До сих пор помню плов и разные блюда из конины, которые были приготовлены в тот день. В первый раз в жизни я попробовал конину, и помню, что в этот день сюда приехали бухарские коммерсанты, которые жили в Ливане, Иордании, Ираке и Саудовской Аравии. Они приехали в Дамаск, чтобы увидеть своих родственников, сделать покупки и вернуться обратно.
Итак, мы с вам, сделали короткую экскурсию в жизнь и истории узбеков в Сирии, изучили их исторические памятники. Считаем, что эта скромная попытка помочь исследователям данного научного направления и осветить небольшую страницу взаимоотношений народов Узбекистана и Сирии в течение нескольких веков. Мы воочию увидели, что узбеки в Дамаске строили свои улицы, мечети и медресе, осваивали все профессии. Среди них - видные общественные и политические деятели, которые оставили яркий след в истории современной Сирии.


1 комментарий:

Unknown комментирует...

Очень нужная и интересная работа. Проделан большой труд авторами этой работы,где смогли показать историю развития узбекско-сирийских отношений на протяжении веков, а также вклад представителей узбекского народа в развитие культуры, науки стран Ближнего Востока, при этом сохраняя свою культуру и традиции.Перевод этой статьи на узбекский и другие языки мира позволит не только узбекам, и но всей мировой общественности узнать об узбеках в Сирии, а также внесет вклад в дело укрепления и развития дружеских отношений между народами Узбекистана, Сирии и вообще со странами арабского мира.
Хотелось бы пожелать Мухаммаду аль -Бухари и его соратникам продолжить работу по освещению истории миграции узбеков из Узбекистана в другие страны мира, что явится важным элементом познания вклада узбеков в развитие мировой цивилизации.