вторник, 1 сентября 2009 г.

Глобализация и проблемы МОИ в условвиях современных МО 6 из 7

Монография 6 из 7

АЛЬ БУХАРИ МУХАММАД

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ташкент - 2005

ГЛАВА IV. СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ.
4.1. Связь с общественностью и роль специалиста по связи с общественностью. В древние времена общественные отношения, а с появлением государств, - межгосударственные отношения были намного проще, но постепенно эти отношения стали усложняться под влиянием технических, политических, экономических и общественных изменений в мире. Особенно в конце 80-х годов ХХ века международные отношения стали сплетаться друг с другом, благодаря началу информационной эры и распространению современных средств коммуникации, которые смогли усилить эффективность работы с общественностью в рамках международных отношений.
Связь с общественностью является связующим звеном между общественными слоями путем оказания конкретных услуг, основанных на взаимодоверии и исходящих из важности роли личности и интересов общественных слоев, силы и влияния общественного мнения на разных уровнях: экономическом, политическом и общественном. (См. главу II)
Понятие «СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ». Связь с общественностью имеет два основных аспекта:
1. Профессионально - специализированный (Functional Definition) означает создание отношений внутри любого типа учреждения (частного или государственного) и за его пределами, построенных на взаимодоверии и взаимопонимании, что и положено в основу управления связями с общественностью.
Это толкование стало более конкретным в начале ХХ века, с возникновением группы таких специалистов по связям с общественностью, как Иве Ли, Эдуард Берниз, Джон Хилл. Далее были созданы общества, научные и профессиональные конфедерации, которые объединили в своих рядах специалистов по связям с общественностью в Европе и Америке в 40-е и 50-е гг. ХХ века. Эти организации, в свою очередь, участвовали в расширении понятия «связь с общественностью» и помогли в определении соответствующих задач и функций.
В 1947 году журнал P.R. News «Информация о связи с общественностью» опубликовал суть понятия «связь с общественностью». Исходя из результатов социологических исследований, которые проводил журнал среди своих подписчиков и сотрудников в области работы с общественностью, установлено, что: «связь с общественностью является административной функцией, которая изучает и оценивает направленность убеждений народных масс, связывает политику и работу одного человека или целых учреждений с общественными интересами посредством внедрения программ для получения поддержки и понимания этой массы людей».
Иве Ли является одним из первых специалистов по связям с общественностью (P.R.) в США. Он считает, что задача связи с общественностью бывает двоякой и начинается с изучения общественного мнения. Другая задача заключается в предоставлении консультаций компаниям при внесении поправок в их планы, в изменении политики в пользу общественных интересов и в последующем информировании людей о работе этих компаний.
[1]
Американский специалист по связям с общественностью Эдуард Берниз считает, что работа с общественностью - это стремление получить поддержку общественного мнения по мероприятиям, проблемам, движениям или учреждениям через информирование, убеждение или адаптацию, что означает поиск адаптации, интеграции и совпадения между позициями конкретного учреждения и общества. Интересы учреждений и масс не должны противоречить друг другу.
Американское же общество понятию «связь с общественностью» дало другое толкование. «Связь с общественностью - это любой вид взаимодействия учреждения, правительства, компании с конкретными общественными группами с целью создания и укрепления плодотворных отношений агентов, служащих, акционеров и т.д., а также адаптации задач этих учреждений к окружающим их обстоятельствам и разъяснения их обществу».
[2]
Британский институт по связям с общественностью дал свое определение этому термину: работа с общественностью - это все планируемые административные усилия, направленные на создание и укрепление взаимопонимания между какой-либо организацией и обществом. «The deliberate panned sustained effort to establish and maintain mutual understanding between organization and its public.»
[3]
Французское общество по связям с общественностью объясняет термин «связь с общественностью» следующим образом: «это метод поведения и стиль информирования и общения, направленный на создание связей на основе взаимопонимания и сохранения этих связей. Эти связи должны основываться на взаимопонимании между учреждением (юридическим лицом, занимающимся конкретными функциями) и людьми как внутри, так и за пределами этого учреждения при проведении конкретных мероприятий».
[4]
Международное Общество по связям с общественностью дало этому термину следующее толкование: «связь с общественностью - административная постоянно планируемая функция, через которую частные и общественные организации и учреждения стремятся добиться понимания и симпатии к своей политике и работе. Кроме того, они стремятся достигнуть большого благотворного сотрудничества и эффективной работы, основанной на взаимных интересах, используя широкомасштабную информационную кампанию».
[5]
2. Связь с общественностью имеет всеобъемлющее общественное значение (Comprehensive Social Behavioral Appsoac). Этот аспект возник в 30-х годах ХХ века в результате международного экономического кризиса 1929 года. По словам доктора Мухаммада аль-Бади, связь с общественностью - это профессия, имеющая свои особенности и охватывающая все работы, мероприятия, действия и решения в организации, подготовку работ и материалов. Это происходит потому, что все, исходящее от организации, эффективно влияет на настроение людей, соединённых с этой организацией своими интересами, и это влияние определяет характер связи с общественностью».
[6]
В связях с общественностью участвуют все члены организации. Они завязывают общие отношения, контакты с людьми как внутри организации, так и за его пределами. Главное, чтобы при этом не имелось бы в виду получение прибыли. Связи должны быть направлены на оказание услуг путем производства качественных товаров, отвечающих вкусам потребителя, а также на выполнение своих функций на высоком уровне с учетом общественных и экономических условий, требующих ответственности перед обществом. Важно делиться своими проблемами с обществом и стремиться сделать как можно меньше вреда, который может возникнуть в процессе работы организаций, и сохранить окружающую среду. Нужно стремиться работать на благо общества и его культурного, научного, материального развития.
Американский учёный Канфельд считает, что связь с общественностью является «общественной философией в управлении, которая благодаря своим мероприятиям и своей политике желает получить доверие и понимание людей».
[7]
Другой американский исследователь Нольд дал другое определение термину «связь с общественностью». Он отметил, что она является «функцией администрации, которая адаптирует работу учреждения к ее общественному, политическому и экономическому окружению, а также адаптирует окружение к учреждению ради взаимных интересов».
[8]
Роль специалиста по связям с общественностью. Из сказанного можно сделать следующее заключение о роли специалиста по связям с общественностью:
1. Убеждать верховное руководство принять конкретные меры, которые могут получить одобрение у людей и вызвать их симпатию к учреждению.
2. Убеждать людей в том, что учреждение действительно достойно их моральной и материальной поддержки.
В этом случае роль специалиста по связям с общественностью заключается в следующем: а. Защищать интересы человека и общества. б. Создавать подходящие политические условия для достижения защиты. в. Информировать людей о деятельности учреждения и его политике; г. Создавать положительное общественное мнение у аудитории данного учреждения. д. Создавать у аудитории конкретные позиции в отношении данного учреждения. е. Анализировать позиции общественного мнения (анализ выполняют специалисты по связям с общественностью). ж. Передавать информацию об этих позициях руководству учреждения.
Что касается современной работы с общественностью, то задачи её сводятся: а) в правительственной сфере: к освещению деятельности правительства во всех областях: экономике, политике, культуре для обеспечения поддержки народных масс, их материального и духовного участия в программе развития, которая планируется правительством; к получению поддержки общественного мнения относительно внутренней и внешней правительственной политики; к выяснению общественного мнения и анализа общественных услуг и их конкретных функций, а также того, насколько они отвечают требованиям людей; к разоблачению слухов и к противостоянию контр информационным кампаниям, к освещению истинных фактов; к заботе о делах правительственных служащих. б) в области государственных и общественных организаций: к объяснению цели и политики этих общественных и государственных организаций, укреплению связей и сотрудничества между гражданами этих общественных и государственных организаций для достижения общей цели; к изучению позиций общественного мнения и передаче желаний и требований народа руководству в целях их удовлетворения по мере возможности; к привлечению внимания сотрудников общественных и государственных организаций к собственным делам; к поддержке контактов с аналогичными учреждениями общественных и государственных организаций для достижения наилучшего уровня сотрудничества как на внутреннем, так и на внешнем уровнях; к изданию печатных и аудио-визуальных информационных материалов о деятельности общественных и государственных учреждений, к обеспечению возможности обмена и распространения этих материалов как внутри, так и вне этих организаций; к созданию архива обо всем, что публикуется в СМИ о деятельности этих организаций как внутри страны, так и за рубежом; к организации официальных и неофициальных визитов.
Связь с общественностью проводится также в других сферах, например, в экономических, производственных, благотворительных, политических организациях и т.д.
4.2. Связь с общественностью как одно из средств взаимопонимания между народами и одна из функций международных организаций. Связь с общественностью в Европе является одним из средств укрепления ЕС и повышения сплочения и взаимопонимания между народами и государствами европейского континента.
Известно, что с развитием культурного, научного и технического прогресса в любом государстве мира повысилась роль народной дипломатии. В этих государствах начался процесс создания обществ и организаций, занимающихся связями с общественностью. Наметилось также укрепление государственных учреждений специальными отделами, которые занимаются этими вопросами. Они получили название «Отделы по связям с общественностью» (P. R. Department).
Наибольшее развитие по сравнению с другими странами мира получила связь с общественностью в США. В таких европейских странах, как Франция, Великобритания, Бельгия, толкование термина «связь с общественностью» имело особую историю. Со временем и в этих странах связь с общественностью обрела международную значимость.
В США связями с общественностью занимается американская информационная служба, которая была создана в 1953 году. Кроме связей с общественностью она имеет и другие обязанности. Эта информационная служба занимается объяснением целей политики США, толкует эту политику и противостоит пропаганде, направленной против политики США в мире. Директор этой службы представляет свои отчеты через Совет национальной безопасности прямо Президенту США.
[9]
В Великобритании в 1948 г. был создан Британский институт по связям с общественностью для развития навыков специалистов в этой области, а также для обучения офицеров информационной службы дипломатических представительств Великобритании за рубежом, которые осуществляют связи с общественностью и одновременно функции информационной службы. При этом было сосредоточено внимание на связях с общественностью в центральных и местных органах власти, системе вооруженных сил, в экономических и консультативных органах.
Во Франции связь с общественностью получила свое развитие как важная функция информации в области экономики, торговли, промышленности после создания в 1955 г. Общества по связям с общественностью, целью которого является дальнейшее развитие французских служб в этой области.
Италия стала уделять внимание связям с общественностью после создания Центра по развитию связей с общественностью в Риме в 1954 г. Одновременно в итальянских компаниях повысилось внимание к функциям связей с общественностью.
В Бельгии большой интерес к связям с общественностью возник после того, как было создано Общество по связям с общественностью в 1953 г.
В Узбекистане серьезное внимание связям с общественностью стали уделять после обретения независимости в 1991 году. В целях распространения за рубежом объективной информации о ходе социально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами информации, в целях ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство Кабинетом Министров Республики Узбекистан 8 ноября 1995 г. было создано информационное агентство «ЖАХОН» при МИД Республики Узбекистан. Установлена численность работников Информационного агентства в количестве 67 человек, в том числе, 10 человек - в представительствах Республики Узбекистан за рубежом.
Основные задачи Агентства заключаются в следующем:
Обеспечение постоянной связи с национальными информационными агентствами и международными центрами информации для своевременного и квалифицированного информирования зарубежных стран о политической, социально-экономической и культурной жизни Узбекистана.
Издание и распространение за рубежом информационных бюллетеней, справочников, каталогов, буклетов, газет, журналов, иной печатной, компьютерной, фото и аудиовизуальной продукции, раскрывающей потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества.
Сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном.
Агентство является подведомственной организацией Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
Взаимоотношения Агентства с потребителями информационной, иной продукции и услуг, с другими партнерами по финансово-хозяйственной деятельности осуществляются на договорных началах.
Для обеспечения указанных задач Агентство в соответствии с законодательством Республики Узбекистан: осуществляет сбор, обработку, анализ, производство и распространение всех видов и категорий информационной продукции в Узбекистане и за рубежом; заключает с другими информационными агентствами, в том числе, зарубежными международными центрами информации соглашения о предоставлении (приобретении) всех видов информации на условиях обмена или на коммерческих условиях; осуществляет в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в различных формах внешнеэкономическую деятельность, не противоречащую целям и задачам Агентства; создаёт в установленном порядке в Республике Узбекистан и за рубежом структурные подразделения для выполнения стоящих перед Агентством задач, в том числе, с иностранными партнерами; использует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан частоты и иные каналы передачи изображения, звука и данных с целью распространения информации; запрашивает в установленном порядке у министерств и ведомств, хокимиятов, юридических лиц и зарубежных учреждений Республики Узбекистан информацию, необходимую Агентству для осуществления своих задач и деятельности; издаёт и распространяет в республике и за рубежом свои информационные вестники, другую печатную, компьютерную, фото и аудиовизуальную и иную продукцию, нанимает для ведения этой деятельности иностранных граждан или передаёт эти функции на основе соглашений иностранным агентствам, фирмам и другим организациям; представляет на договорной основе информацию зарубежным и отечественным газетам, журналам, радио, телевидению, информационным агентствам и другим СМИ, правительственным и неправительственным учреждениям, общественным организациям и частным лицам; реализует производимую и распространяемую им информацию, иную продукцию и услуги, не запрещённые законодательством Республики Узбекистан, по ценам и тарифам, устанавливаемым на договорной основе; осуществляет посреднические и представительские функции в информационном обмене между узбекскими и зарубежными СМИ; участвует в учреждении и работе информационных, культурных, благотворительных, гуманитарных и иных фондов, а также ассоциаций, обществ, организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан и за рубежом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; содействует расширению и укреплению внешнеэкономических связей Узбекистана; изучает опыт работы информационных агентств за рубежом, другие виды услуг юридическим и физическим лицам в области сбора, анализа и распространения информации; создаёт сети местных, региональных и зарубежных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств, а также развитых сетей передачи информации.
Учитывая, что Узбекистан занял достойное место в мировом сообществе, и с целью пропаганды политики, направленной на дальнейшее углубление правовых демократических реформ, формирования общественного мнения посредством оперативной реакции на социально-политические процессы, 21 ноября 1996 г. распоряжением Президента Республики Узбекистан был создан Информационный центр аппарата Президента Республики Узбекистан и утверждён структурный состав Центра, ориентированного на духовно-просветительские, экономические, социально-правовые и международные направления. Имеется его устав и штатное расписание.
На Информационный центр возложены задачи доведения до сведения населения страны и мировой общественности через СМИ Указов Президента Республики Узбекистан, его докладов и речей, законов Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, сути всех важных событий, связанных с внутренней и внешней политикой страны.
При этом особое внимание уделяется освещению посредством глубоко аргументированных материалов актуальных политических, экономических, духовных и международных обозрений, посвящённых ходу реформ, укреплению мира и стабильности, самоотверженности на пути к великому будущему, гармонии национальной идеи с общечеловеческими ценностями, верности интересам народа и Родины, изменениям, происходящим в сознании людей.
Информационный центр, следуя по пути создания свободного демократического информационного пространства, разрабатывает идеи и осуществляет программы поддержки СМИ и их деятельности в условиях рыночной экономики.
Для полного использования творческих возможностей известных учёных и специалистов при Информационном центре создана группа общественных обозревателей по духовно-просветительским, экономическим, социально-политическим и международным направлениям.
Информационный центр считается самостоятельным подразделением аппарата Президента.
Обеспечен выход Информационного центра на международную систему ИНТЕРНЕТ.
Сотрудники Информационного центра присутствуют на совещаниях с участием Президента, его пресс-конференциях, сессиях Олий Мажлиса, совещаниях Кабинета Министров и на других мероприятиях.
Информационный центр возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый Президентом Республики Узбекистан.
В 1997 г. был организован Совет обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, который является Добровольной самоуправляемой неправительственной общественной организацией.
Основными задачами Совета являются: координация международных связей обществ, центров, клубов, движений и других форм объединений граждан в деле развития сотрудничества и укрепления дружбы с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом; содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о Республике Узбекистан - как о суверенном демократическом и правовом государстве, активном партнере зарубежных стран в культурных, научных и хозяйственных связях; сотрудничество с государственными и другими организациями в осуществлении постоянного информационного обмена по вопросам международного, научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами; развитие связей с международными неправительственными организациями, в том числе, со специализированными организациями и институтами системы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; создание информационно-справочных фондов и банков данных о Республике Узбекистан, проведение конференций, симпозиумов, семинаров по вопросам культурно-просветительских связей, знакомство зарубежной общественности с достижениями Узбекистана в области культуры, искусства, науки и образования; организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей телекинопросмотров, экспонатных и фотовыставок художественных произведений и изделий народного творчества, комплексов мероприятий, посвященных Республике Узбекистан и зарубежным странам; содействие изучению узбекского языка и литературы, языков других народов республики, развитие контактов с соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, и их объединениями; осуществление сотрудничества с правительством, хокимиятами и другими организациями в развитии международных контактов в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей, а также партнерских отношений между городами и регионами Республики Узбекистан и других государств, используя в этих целях возможности организаций, участвующих в развитии народной дипломатии; выступления в СМИ по вопросам международных культурно-просветительских связей; осуществление издательской деятельности; участие в разработке программ, проектов и заказов, а также содействие в их выполнении; привлечение иностранных инвесторов, международных фондов и общественных объединений к реализации программ, проектов и заказов, направленных на развитие культурно-просветительских связей; привлечение общественных деятелей, деятелей науки и культуры, ветеранов, женских, молодежных организаций к участию в распространении национальной культуры и традиций узбекского народа и других народов; участие в разработке законодательных актов, затрагивающих вопросы культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом; организация приемов иностранных делегаций и отдельных лиц, расширение контактов с общинами зарубежных соотечественников и осуществление обмена делегациями; изучение опыта работы организаций по развитию международных культурно-просветительских связей в развитых зарубежных странах; выполнение заказов по осуществлению проектов правительства, министерств, хокимиятов, общественных объединений, зарубежных и других заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, с помощью представляемых для этих целей материальных средств и грантов.
Совет для достижения своей цели осуществляет: Заключение договоров и сделок с государственными, кооперативными, совместными, частными предприятиями, иностранными фирмами и другими юридическими, физическими лицами на выполнение необходимых работ и оказание услуг. Приобретение имущественных и личных неимущественных прав, представление своих интересов в судах, органах государственной власти и управления, в организациях, учреждениях, предприятиях. Открытие валютных счетов в банках Республики Узбекистан. Создание производственных, хозяйственных, дочерних и иных предприятий, организаций и фирм, в том числе, смешанных и совместных с зарубежными партнерами, временных структурных формирований для выполнения своих уставных задач. Приобретение и аренда зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, прав на владение, пользование и распоряжение технологией « Ноу-хау» и др. Научно-технические разработки и их внедрение. Создание культурно-просветительских объектов для выполнения уставных задач.
[10]
С распространением и углублением понятия «связь с общественностью» в высших учебных заведениях разных стран мира открылись факультеты по этой специальности.
Связь с международной общественностью как одна из функций международной организации. Эта функция осуществляется в рамках ООН в Нью-Йорке через внешние связи, прессу, печатные издания о связях с общественностью, где освещаются проблемы, стоящие перед ООН, что обеспечивает лучшее понимание целей ООН.
[11]
Функцией международной связи с общественностью является также внедрение представительств ООН в разные страны мира путем сотрудничества с неправительственными организациями тех государств, где они аккредитованы, во всех сферах: искусство, наука, образование, здравоохранение, труд и т.д. Это включает в себя также распространение кино и видеофильмов, радио и телепередач, печатных изданий, а также заявлений в прессе, направленных на лучшее понимание деятельности ООН.
Благодаря внедрению межкомпьютерных сетей в мире современных коммуникаций повысилась роль связей с международной общественностью и интерес транснациональных компаний к этому вопросу, а также использование этих сетей в международных, транспортных, финансовых, коммерческих, страховых отношениях для обмена информацией на международном уровне.
Связь с международной общественностью и СМИ И К. Связь с международной общественностью является одной из задач СМИ в процессах МОИ в части, касающейся получения и распространения информационных материалов. Бурное развитие технологии в последние 20 лет повысило роль и возможности СМИ и К по сбору и распространению информации на международном уровне, и сегодня заметна большая роль огромной сети корреспондентов СМИ, работающих в разных уголках земного шара. Компьютерные версии национальных и международных информационных агентств, газет, журналов, радио и телестанций, международных информационных центров в сети ИНТЕРНЕТ - самый лучший пример той роли, которую уже играет СМИ и К в современном мире, когда единое международное информационное пространство превратило сегодняшний мир в подобие «World Village», международной деревни. И здесь не исключается важнейшая роль связей дипломатических служб с международной общественностью, так как дипломатические службы обязаны обращаться к международной общественности с информационными материалами через СМИ и К для объяснения позиций своих правительств в отношении текущих событий.
Эта задача стала одной из основных для дипломатических представительств. И это объясняет возрастающую роль СМИ и К для связей с общественностью.
4.3. Реклама как функция международного обмена информацией.
А. Основная задача международной рекламы. Международная реклама опирается на принципы, которые стремятся создать подходящий климат для реализации товаров и услуг. Основная задача международной рекламы – проникновение на международные рынки. (См. главу II.)
Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудиторий, принимающих рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена.
Реклама не должна затрагивать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное символическое значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет - символ траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, в то время как символом траура у народов Ближнего Востока является черной цвет, а символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока - красный.
Международная реклама также должна избегать использования такой религиозной символики, как полумесяц у мусульман, крест у христиан, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д. Использование таких символов в рекламе может послужить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.
[12]
Также необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой и стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинала, чтобы уважать языковые и культурные особенности другого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в таких англоязычных странах, как Великобритания, Америка и Австралия, учитывать отличия диалектов английского, французского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама первоначально появилась на страницах международных газет и журналов как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, которые пожелали через рекламу в прессе сократить путь к потребителю на международных рынках.
Затем использование рекламы расширилось. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.
Б. Глобальное развитие средств массовой информации и международной рекламы. В последние десятилетия ХХ века наблюдался значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов и средств коммуникации через спутниковые связи и компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда как совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной.
Глобальное развитие СМИ и К не ограничивается сказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через культурный международный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это, в свою очередь, привело к появлению общих ценностей для различных народов мира и новых общих потребностей. Все это предопределило успех международной рекламы на пути к достижению своих целей, а также использование общих идей и понятий, которые можно легко и просто переводить с одного языка на другой.
[13]
Несмотря на это необходимо по-прежнему изучать эффективность международной рекламы и ее планирование как со стороны правительств, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от воздействия культур развитых и богатых государств, что может привести к исчезновению национальных культур малых народов. Необходимо точно выбирать международные рекламные агентства и регистрировать их в международных организациях, чтобы обеспечить обязательное соблюдение культурных особенностей тех районов, куда направляется реклама.
[14]
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны иметь в виду, прежде всего, будущее человечества, так как сам рекламодатель заинтересован только в сбыте своего товара или услуг и установлении влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому глубокое исследование проблем международной рекламы принесет пользу всем, не только рекламодателям и рекламным агентствам.
В настоящее время, то есть в эпоху глобализации, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ и К, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Изучение этого влияния необходимо для планирования информационных и международных рекламных кампаний.
4.4. Информационное планирование и международные информационные кампании. В результате глобального прогресса в науке и технике и развития средств массовой коммуникации произошли значительные изменения в международных отношениях. Они существенно повлияли на роль государства, бывшего ранее монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла, некоторые функции перешли к другим институтам, и стало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете, о полном или относительном контролировании государством информационного потока, направленного внутрь него.
На пороге XXI века после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникации стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество поступающей информации.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и пространства, так как огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети по спутниковой связи. Это сделало быстрее реакцию людей на международные события, и процесс международного обмена информацией стал более простым и легким. В свою очередь, возросло значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов как на местном, так и на международном уровне.
Планирование информационных мероприятий является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общих целей, которые не должны противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат является важной политической и информационной задачей. (См. главу I и II)
А. Основа планирования информационных мероприятий. Планирование информационных мероприятий состоит из следующих двух частей:
1. Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и так называемые гибкие цели, которые не содержат значительных и конкретных задач. Последние можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает выбор из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана, необходимые мероприятия и проблемы их практического применения для осуществления целей плана:
[15] ЦЕЛИ; КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ; ГИБКИЕ ЦЕЛИ; СРЕДСТВА; ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА; ПРОБЛЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ; ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Во время составления любого плана необходимо определить его общие рамки, куда входят цифры, факты и показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного плана.
После определения общих рамок плана начинается его подробное изучение и определение общей цели в деталях, времени и средств, необходимых для ее достижения, исходя из имеющихся возможностей.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения результатов внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать.
Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечит конечный результат.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при имеющихся возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении:
[16] НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА; ВОЗМОЖ­НЫЕ СРЕД­СТВА; ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ; СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ НЕОБ­ХОДИМЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВОЗМОЖ­НОСТЯМИ; ОЦЕНИТЬ НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТ ЦЕЛЬ.
После изучения цели начинается процесс выбора методов из имеющихся альтернатив. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам.
[17] Определение целей и содержания информационного материала; Определение сферы выполнения; Методы; Материальные и людские возможности; Объект информационного материала; Срок выполнения; Система наблюдения за выполнением плана; Ответственный за выполнение плана; Анализ и оценка эффективности; Ответственный за наблюдением и выполнением плана.
Составители информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников и стараться сохранять инициативу. Кроме того, составление международного информационного плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах. Необходимо задействовать группы специалистов в области планирования: экономики, внешней политики, международного информационного обмена, международных средств массовой информации, политических систем, технологий международных средств коммуникации, а также использовать опыт информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях.
Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международных отношений и журналистики, учитывать опыт предыдущих планов, так как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению поставленных целей.
2. Практическая часть информационного плана соответствует принципам и целям международного информационного плана. Самым главным здесь можно назвать координацию работ разных органов и СМИ и К для получения наилучшего результата и для достижения наивысшего уровня эффективности при ответе на вопрос: Кто говорит и с кем говорит?
Аккредитованная дипломатическая миссия за рубежом, организации народной дипломатии, связи с общественностью, официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, СМИ и К – все это средства для осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов: высшее руководство страны; лидеры и члены парламента и парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и массовых организаций; руководство СМИ и ведущие журналисты; предприниматели, бизнесмены и т.д.; религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы; соотечественники в эмиграции; культурные и религиозные организации; участники культурных и художественных фестивалей; участники спортивных состязаний; участники международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов; посетители международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и художественных выставок; аудитория СМИ и К.
В последовательном анализе выполнения этапов международного информационного плана очень полезно изучить изменения в аудитории, состоящей из объектов международного информационного плана. Это исследование должно охватывать мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории, а также сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы, которые имеют сформированные позиции и мнения.
Такое исследование обеспечивает достоверной информацией специалистов, ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного информационного плана, и содержит данные о тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения желаемого результата. Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса международного информационного планирования и оказывать помощь при подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния. (См. главу II).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Суммируя проделанный в настоящем исследовании анализ, можно заключить, что место и значимость международного обмена информацией в международных политико-экономических и информационных отношениях в конце XX века кардинально изменились. Главным итогом эволюции можно считать превращение СМИ и К из малоэффективного фактора в существенный, воздействующий сегодня в глобальном масштабе на жизненно важные политические, экономические и идеологические сферы деятельности человека. Такой трансформации способствовали научно–техническая революция и открытия в области СМИ и К в течение второй половины XX столетия, а также интенсивная разработка совершенно новых методов в работе СМИ и К, превративших международный процесс обмена информацией в один из самых важных инструментов культурного и межнационального диалога на мировом уровне.
Международная журналистика разных стран мира в рамках международных отношений – это специфический инструмент МОИ, оказывающий влияние на внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность государства в международных процессах.
Государственная внешняя политика базируется на применении всех современных научных методов, которые достаточно развиты и помогают при принятии решений. Это не противоречит функциям таких демократических институтов государства, как парламент, политические партии и группы, даже референдум, который утверждает любое решение, касающееся государственной внешней политики. Во многих случаях действительный курс внешней политики бывает не объявлен (Declaratory policy) и наоборот (Action policy).
Для этого существуют конкретные причины. Внешняя политика государства вступает в силу сразу после утверждения, используются все возможные средства для её исполнения: политические, экономические, военные, информационные, общественные и культурные. Этому способствует глобальное развитие средств коммуникации и передвижения, что сокращает расстояние между государствами, экономит время и усилия. А современные компьютерные сети и электронная почта за несколько секунд дают возможность манипулировать отправленной или полученной информацией.
Таковы же экономические связи между компаниями, между компанией и её агентами или между компанией и администрацией. Электронная коммерция может выполнять такие функции в международном торговом обмене, как реклама товаров, маркетинг, переговоры, финансовые расчёты; через сеть можно передавать пакеты, решения о продаже или покупке. Поэтому крупнейшие компании мира заняли место в сети ИНТЕРНЕТ.
Сеть значительно расширилась, число ее пользователей в настоящее время насчитывает много десятки млн. абонентов по всему миру. Статистические данные конца XX века показывают, что 20 % коммерческих сделок в США и 10 % в Европе осуществлялись через «электронную коммерцию», здесь ожидается дальнейший рост. Электронная коммерция даёт возможность упростить международный обмен информацией в области торговли и предлагает потребителям набор вариантов, экономит время и расходы как у потребителей, так и у производителей. Кроме того, она расширяет круг маркетинга от местного рынка до международного и помогает легко осваивать новые рынки.
Особенности электронной коммерции ведут к значительным изменениям методов международного обмена информацией, при этом:
1. Значительно сокращаются расходы на рекламу, проектирование и производство.
2. Растут: эффективность расширения рынка, степень удовлетворения нужд потребителей, создаётся новая продукция и поднимается её качество в рамках сильной конкуренции, улучается обеспеченность информацией.
Наряду с постановкой принципиально новых проблем, характерных для деятельности человека в предыдущем и в начале нового, XXI века, современная международная журналистика не может не нести на себе следов воздействия идеологического противоборства, которые выражаются в приверженности тем или иным наиболее распространённым теориям журналистики.
Международная журналистика, в связи с глобализацией всей системы совокупных взаимосвязей человека, общества и природы, превращается в эффективный инструмент информационного обмена между субъектами международных отношений. СМИ и К предстают не только как среда, отражающая многообразие проблем сферы социальной деятельности человека, но и как сила, способная сыграть ведущую роль в международном обмене информацией, способствующая процессам глобализации.
Сегодня передаётся огромное количество разнообразной информации, охватывающей всю человеческую и технологическую природу конца XX века, что, без сомнения, будет продолжаться в XXI веке. В рамках внешней государственной политики соглашения о сотрудничестве охватывают обмен информационными материалами, кинолентами, видеофильмами, книгами, выставками, контакты между информационными, общественными, культурными и образовательными учреждениями, научно–исследовательскими центрами, а также поддержка народной дипломатии, обмен делегациями и туристическими группами.
Сейчас международный информационный обмен является одним из самых эффективных средств во внешней политике государства. В нем задействованы все – от главы государства до самого низшего должностного лица в административной структуре – каждый в области своей компетентности.
Средства массовой информации и коммуникации, направленные на зарубежную аудиторию, служат интересам внешней политики. Это, прежде всего, специальные информационные учреждения и дипломатические миссии, занимающиеся целенаправленной деятельностью. Такие учреждения выпускают информационные бюллетени или передают информацию в международные информационные агентства через СМИ и К, дипломаты делают заявления в средствах массовой информации или через материал, публикуемый в журналах и газетах, широко распространённых на международном уровне, а также через радио и телевидение.
Глобальное научно–техническое развитие, которое началось в 90–е годы XX века, дало возможность принимать телепередачи через спутниковую связь, читать газеты и журналы через сеть ИНТЕРНЕТ и другие международные компьютерные сети. Сегодня широко известны основные международные информационные агентства, а также международные телерадиостанции США, Англии и Франции, вещающие на многие страны мира на английском, французском, испанском, арабском, китайском, русском, португальском, фарси, немецком и других языках.
Международный обмен информацией (МОИ) отражает реальное культурное, научное, политическое, военное, экономическое, общественное положения в мире. Нельзя недооценивать важности и возможностей целенаправленной информации, её влияния, эффективности чёткого планирования информационных кампаний, тактики работы агентств, наблюдения за событиями, их анализа и комментария. Особенно это очевидно, когда информационное агентство учитывает специфику аудитории, получающей корреспонденции и информационные материалы.
Международная информация является важным источником для внешнеполитической деятельности любого государства, независимо от того, какое влияние имеет оно на международной арене.
Государства используют СМИ и К во внешней политике и для защиты своих интересов за рубежом. Мы не можем отделить зарубежную журналистику от национальной, потому что они взаимно дополняют друг друга, подчинены интересам внутренней и внешней политики.
Любое государство, которое поддерживает внутренние источники информирования в противовес внешним, ошибается, так как это вредит его интересам на международном уровне и открывает широкую дорогу перед международными информационными агентствами и международными СМИ и К для нанесения ущерба его политике, для искажения его позиций перед международным и общественным мнением.
Это может понизить авторитет такого государства в мировом сообществе или представление о нем в изложении зарубежных СМИ и К, которое не совпадает с национальными интересами этого государства, а географических, языковых и временных границ перед современными СМИ и К нет. От того, как отечественные СМИ и К будут удерживать инициативу, работать, использовать достижения науки и техники, будет зависеть их влияние и помощь в ведении внешней государственной политики.
В этом процессе есть несколько косвенных, но весьма действенных факторов, например, информация противодействующих сил на культурном фоне зарубежной аудитории. Через неё можно определить эффективность информационных материалов, которые предназначаются зарубежной аудитории.
Любая информационная кампания, как бы не была она точна в постановке и определении целей, может достигнуть лишь части из них. Это связано с особенностями зарубежной аудитории, с её отношением к пропагандистским кампаниям вообще, с реакцией на содержание информационных материалов.
Мысли человека есть совокупность чувств, идей и понятий, это не машина, которой управляют по желанию, его реакцию обусловливает именно информационный материал, оказывая внутреннее и внешнее влияние на него. Те, кто подают информацию, постоянно стремятся предвидеть реакцию аудитории, а, вместе с тем, и факторы, ограничивающие воздействие отечественной информации, предназначенной для распространения за рубежом.
Отсутствие оперативности в распространении или опубликовании материалов опасно из-за наличия сильного противника, который использует для достижения своих целей культурные, исторические и языковые факторы, владеет информационной логикой, идентичной логике зарубежной аудитории. Сюда входят и большие финансовые возможности, которые необходимы для успеха развивающихся и слаборазвитых государств в их внешней информационной кампании. Именно это парализует слабые государства перед сильными государствами, они не могут противостоять целенаправленной методичной информации развитых государств мира.
Совокупность перечисленных причин объясняет успех информационных кампаний развитых стран, независимо от логики, реальности и аргументации, которые они используют в своей информации.
Глобализация международного обмена информацией в рамках международных отношений в современном мире предстаёт не только как среда, повседневно отражающая любые вопросы общественных отношений и конфликтных ситуаций на планете, но и как фактор, способный сыграть в жизни человека, особенно, в её критические моменты, как это произошло, например, 11 сентября 2001 года, решающую роль, а потому также требующий непременного регулирования.
СМИ и К в современном мире, по существу, превратились в главный источник международного обмена информацией, который, в свою очередь, требует регулирования и оказывает самое непосредственное воздействие на формирование политики того или иного государства. Поэтому для СМИ и К становится всё более привычным осуществление дипломатических функций.
Международный обмен информацией в рамках современных международных отношений, характерной чертой которых является новое мышление, тем не менее, не может не нести на себе следов идеологического противоборства, оказываясь подверженным политическим ценностям, исповедуемым отдельными группами государств, что наиболее четко проявляется в таких проблемах отношений, как Восток-Запад, Север-Юг.
Такие международные организации, как международные центры ООН, ЮНЕСКО и другие, выполняют функции международного обмена информацией и являются своего рода уникальным катализатором международного взаимопонимания и взаимопроникновения культур различных цивилизаций.
К военным средствам внешней политики государства относятся угрозы или намёки использования военной силы полностью или частично, обеспечение военной техникой и боеприпасами для достижения конкретных политических целей, а также соглашения о военной взаимопомощи, вхождение в военные блоки, альянсы, обмен информацией в военных целях. Это стало возможным в результате технологической революции СМИ и К и внедрения нового вида оружия - «информационного».
Анализируя понятие «технологическая революция», мы видим, что явление информационной войны не ограничивается её технической стороной, которая стала сложнее. Компьютерные сети превратились в одно из сильнейших орудий, которые используются даже в военных операциях. Но это понятие идёт дальше и охватывает как природу самой войны, так и сближение эпохи информации с экономическими и общественными изменениями. Особое внимание привлекает то обстоятельство, что в Пентагоне, в кругу учёных, появились убеждения о связанных с этим глубоких изменениях в области политики, экономики и общественной реакции.
Затрагивая проблемы международного информационного обмена с точки зрения национальной и информационной безопасности, следует особо отметить, что информационная безопасность является имманентным содержанием концепции национальной безопасности любого государства, являющегося членом международного сообщества и участвующего в международном информационном обмене и развитии всей системы современных международных отношений.
Международный информационный обмен в настоящее время стал играть важную роль в современных международных отношениях, приобретя глобальный характер и воздействие на внешнюю и внутреннюю политику государств как субъектов международных отношений. Информация есть главное звено международного информационного обмена, а её целенаправленное использование при помощи комплекса специальных технических средств и способов, а также методов и технологий одним государством в целях влияния на внешнюю и внутреннюю политику другого государства превратилось в мощное информационное оружие.
В то же время международный обмен информацией стал сферой информационного противоборства, требующей правового регулирования в рамках ООН и её специализированных органов для создания условий международной информационной безопасности. Феномен появления информационного оружия и информационных войн в процессах международного обмена информацией требует создания эффективного международного механизма ограничения гонки вооружений в области создания новых видов и технологий информационного оружия, предотвращения информационных войн, приводящих, в конечном счете, к конфликтам внутригосударственного, регионального или международного характера.
На наш взгляд, международный механизм по ограничению гонки вооружений в области разработки информационного оружия и по предотвращению информационных войн в процессах МОИ мог бы быть создан под эгидой ООН. Наличие подобного механизма в будущем, несомненно, могло бы дать мощный импульс для выработки принципов, соблюдение которых препятствовало бы возникновению угроз политического, военного, экономического, криминального и террористического характера для глобальных систем обеспечения международной информационной безопасности.
С расширением возможностей и влияния МОИ на формирование общественного мнения возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов, обладающих навыками работы с большими группами людей и общественностью в целях лучшего удовлетворения интересов и потребностей этих групп. Качественный рост МОИ будет требовать существенного роста квалификации специалистов по работе с общественностью.
В настоящее время работа с общественностью превратилась в важное средство взаимопонимания не только среди однородных групп населения одного отдельно взятого государства, но и во влиятельный фактор взаимоотношений между народами разных государств мира, принадлежащих различным цивилизациям.
Важное значение в МОИ играет реклама, проникая практически во все сферы социальной жизни человека и, по сути, выполняя одну из основных функций МОИ, способствующих развитию самого МОИ.
Количественный и качественный скачок информации и прогресс СМИ и К в ХХ веке привёл к появлению международных информационных компаний, к которым можно смело отнести информационные компании США, победившие в информационной схватке против бывшего СССР во время холодной войны между странами Востока и Запада.
Эти компании, естественно, не могут функционировать бессистемно, а любая система не может поддерживать свою жизнедеятельность без генерирования функций на основе какой-либо заданности. В данном случае речь может идти только об информационном планировании в рамках самих международных информационных компаний. Информационное планирование является имманентным содержанием любой информационной компании, участвующей в МОИ.
Международный обмен информацией является одной из функций международных организаций. Эта функция характерно отличается от работы и деятельности этих организаций в международном сообществе. Дискуссии, которые происходят в рамках этих организаций на конгрессах, конференциях, международных встречах разных уровней, содержат информационный материал, отчёты, книги, журналы, информационные бюллетени, статистические бюллетени, видеофильмы, переписку, что, в целом, и является международной информацией. Эта информация частично или полностью публикуется в СМИ многих стран мира. А бедные государства, не имеющие средств внешней информации, используют форумы и трибуны международных организаций, чтобы заявить о своей точке зрения и найти дорогу к публикации в зарубежных СМИ.
Проблема международного обмена информацией, коммуникации, свободный поток информации, мирное сотрудничество между народами – всё это было и является проблемой номер один, которая обсуждается в ООН со дня её появления. После второй мировой войны было подписано несколько резолюций, созвано несколько конгрессов, международных встреч для обсуждения проблемы международного обмена информацией.
ООН выпустила много отчётов и международных документов по этой проблеме и сыграла огромную роль в оказании помощи бедным странам для создания их собственных СМИ и К. Генеральная Ассамблея ООН обсудила различные проблемы, которые до сих пор являются главными в международном обмене информацией. Предметом обсуждения стало, например, толкование понятия свободы информации (Freedom of Information) и тех прав, которые являются результатом наличия свободы информации на международном уровне, то есть свободного потока информации, преодолевающего все барьеры, которые мешают коммуникации и международному обмену информацией, мешают свободе эфира.
Создано несколько соглашений о гражданских и политических правах человека и о его правах на выражение мысли. Существует резолюция о положении иностранных корреспондентов в тех странах, где их принимают, особенно, во время кризисов. Но отношение к ним базируется на добром намерении государств и людей.
Устав ООН осуждает подготовку к войне или милитаристскую агитацию. Согласно международному праву подготовка к войне или её объявление являются преступлением против человечества и угрозой миру. Сюда входят все пропагандистские мероприятия, которые подготавливают почву для агрессии, сеют ненависть среди народов, распространяют неправильную или искажённую информацию для оправдания агрессивных действий.
В ноябре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, где осуждаются все виды пропаганды, несущие угрозу для мира, и призвала всех членов ООН принять необходимые меры по ограничению и противостоянию подобным призывам.
В рамках Генеральной Ассамблеи ООН был обсуждён проект международной этики журналистов (International Code of Ethics for Information Personnel), а также проекты, связанные с пропагандой коммерческой рекламы. В них говорится, что реклама необходима, однако она является одним из факторов, отрицательно влияющих на потребителей. Некоторые даже считают рекламу угрозой для правильного воспитания человека. Это проявляется в навязывании народам одного государства представлений другого. Иначе говоря, через рекламу одно государство пытается влиять на другое.
Эти проблемы особенно остро стоят перед развивающимися странами. Такова, например, проблема ненужного подражания развитым странам без учёта реальности и первостепенных проблем развивающихся стран.
В последние годы XX века заметно возросла роль СМИ и К, особенно тех, которые распространены во всем мире, а также телепередач, транслирующихся через спутниковую связь. И это несмотря на различия политического, и идеологического строя, экономического, культурного и общественного развития в разных странах, несмотря на ярко выраженное неравенство, когда очень небольшое количество стран выпускает поток информации круглосуточно, а большинство государств является лишь ее потребителем.
Здесь не играет роли экономическое положение страны, потому что регулятором информационных материалов является тот, кто владеет современной технологией информации и коммуникаций. Кроме стран производителей технологии коммуникации и информационных материалов, очень дорогостоящих, все остальные являются потребителями.
Внешняя политика различных стран мира и всемирное общественное мнение взаимно влияют друг на друга. Такое взаимовлияние представляет собой очень сложную политическую проблему, связанную с интересами и противоречиями в различных странах мира, особенно развитых. Эти интересы выходят далеко за пределы их географических и политических границ.
В результате МОИ политические, экономические и идеологические проблемы разных стран усложняются и влияют друг на друга. Но это только один из факторов во внешней политике государства, который зависит от эффективности и силы СМИ и К, направленных за рубеж.
Международные СМИ и К в процессах МОИ стремятся служить конкретной политике и в большинстве своём соответствуют требованиям международного взаимопонимания. Это связано с тем, что, в основном, СМИ и К противостоят конкретным политическим проблемам и поддерживают те направления, которые отвечают внешней политике отдельных государств, лишь иногда отходя от последовательности и точности в изложении фактов. Часто СМИ имеют большой успех в деле убеждения аудитории.
Большинство потребителей информации впоследствии принимает позицию этих СМИ и К, становится на их сторону при обсуждении проблем. Но бывает и иначе. Это происходит потому, что международная ситуация, международное взаимопонимание и международные симпатии соотносятся с внешней политикой конкретного государства. Это создаёт оппоненту благоприятные условия для убеждения международной общественности в справедливости и правдивости собственной позиции.
После распада социалистической системы и СССР и окончания холодной войны, после периода конфронтации между Востоком и Западом частично улучшились международные отношения, идеологическая борьба, которая длилась долгое время, ослабла и видоизменилась, то есть приняла вид процесса укрепления демократии, улучшения международной атмосферы и борьбы против религиозного фундаментализма и международного терроризма. Всё это является результатом действия определённых сил, направляющих и контролирующих поток информации. Соперничество между региональными и международными блоками, которые всегда стремились обеспечить себе первенство и инициативу в информационных кампаниях, ослабло.
Это привело к быстрому развитию технологии информации и коммуникаций. То, что полвека назад было еще мечтой, сегодня стало реальностью. Одной из самых сложных проблем, стоящих перед международными СМИ и К, является отсутствие связи между внешней политикой государства и международным, региональным общественным мнением. Это заметно во время различных конфронтаций, возникающих между ними.
Когда же СМИ направляют свои усилия на подготовку международного общественного мнения по какой–либо проблеме, они вынуждены занимать позиции, часто не совпадающие с местным, региональным и мировым общественным мнением. Для тех, кто планирует и проводит политику на внутреннем, региональном и международном уровне, это представляет сложную проблему.
Из-за глобального развития современных средств информации и коммуникации. СМИ и К перешагнули расстояния, географические, политические границы, языковые, культурные и цивилизационные барьеры между народами. Сегодня информация о событии, случившемся в любой точке земного шара, доступна человеку, находящемуся на большом расстоянии от этой точки. Государства используют СМИ и К как силу, регулирующую общественное мнение. Это стало возможным с распространением СМИ через современные средства коммуникаций по всей планете. Инициатива и выбор оказались в руках у тех, кто владеет современными средствами коммуникации, кто направляет международные СМИ и К, принимает решения, как оформить и подать информацию в выгодном для себя виде.
Мир стремится к улучшению международных отношений и положительному сотрудничеству между народами. Но это не значит, что международные проблемы и конфронтации закончились, наоборот, возникли новые, а некоторые просто видоизменились или обновились. Изменения в международном положении, глобальная динамика международных отношений и повышение эффективности в процессах международного обмена информацией требуют от специалистов СМИ и К хорошего знания международных отношений в области экономики, политики, культуры, науки и истории. Они должны также хорошо владеть информацией и иметь представление о ведущих политических тенденциях в современном мире, о позиции различных государств в современных международных отношениях. Это необходимо для того, чтобы государство, заняв свое определённое место в процессах международного обмена информацией, проводило правильную внутреннюю и внешнюю политику, особенно теперь, когда для СМИ и К не существует границ.
Международный обмен информацией играет важную роль в современном обществе, так как участвует в обогащении и обновлении культур, даёт представление народам друг о друге, старается создать новые традиции в обществе. Но СМИ и К сегодня в значительной степени зависят от финансовых вложений, которые укрепляют их экономические, промышленные и коммерческие корни, требующие огромных инвестиций. На СМИ и К распространяется государственная монополия или монополия нескольких государств через транснациональные компании.
В последнее время наблюдается глобальное развитие в экономике и науке, особенно в последние десятилетия XX века. Это сопровождается развитием мировых коммуникаций и СМИ в мире, которые стали монополией стран–производителей. В то же время они малодоступны для бедных стран, потому что создание таких технологий требует больших ресурсов, инвестиций и научных исследований.
Очевидно, что экономическое положение и прогресс технологий и науки в любом государстве оставили свой отпечаток на развитии средств коммуникации и современных СМИ. Это дало возможность развитым странам монополизировать международные информационные агентства, спутниковые радио и телеканалы, наиболее популярные газеты и журналы. Эти СМИ являются основным источником информирования в мире.
Огромные промышленные инвестиции в область СМИ и К в развитых странах производятся централизованно. В то же время развивающиеся и бедные страны являются потребителями продукции развитых стран через импорт и международные проекты, через экономическую помощь, что создаёт большие технические сложности в эксплуатации технологий странами–импортёрами, потому что источники приобретения этих технологий разные и страны–потребители технологий не готовы к их использованию. Это требует дополнительных изменений техники ещё до начала её эксплуатации, что ведёт к увеличению расходов.
Процессы получения и распространения международной информации сами по себе очень дорогие. Многие государства не могут позволить себе таких расходов. Это обстоятельство разделяет бедные и богатые государства. Но, как и раньше, развивающиеся страны испытывают острую нужду в информационных службах и в современных электронных средствах коммуникации, теле и радиостанциях.
Немало проблем из-за нехватки средств связано с использованием странами международных компьютерных сетей, теле радиоканалов через спутниковую связь. Следовательно, технологический прогресс, в основном, базируется на возможностях богатых и крупных высокоразвитых государств, число которых в международном сообществе невелико. Только эти страны могут финансировать огромные проекты по производству современных технологий и необходимых средств коммуникации для СМИ. Это позволяет им, так или иначе, влиять на менее развитые страны.
Как известно, СМИ и К в любой стране мира опираются на внутреннюю информацию, подаваемую в интересах своего государства. Ряд научных исследований показал, что прогресс международного обмена информацией отражает не только информацию ведущих развитых государств, но и менее развитых, но имеющих влияние на международную внешнюю политику. Такие крупные государства, как США, Англия, Франция и другие развитые страны, в меньшей степени, Россия, держат монополию на международные СМИ и К. Это даёт им возможность подавать информацию, исходя из своей точки зрения. Иными словами, международный обмен информацией даже в начале XXI века остаётся несколько односторонне ориентированным или, вернее, ориентированным на несколько мировых политико-информационных центров.
В информационных материалах СМИ и К опираются на информацию своих государств и союзников. Важные международные события освещаются в соответствии с официальной политикой этих государств. Например, Юнайтед Пресс, Ассошейтед Пресс, международный канал Си–Эн–Эн, BBC, Рейтер, Франс Пресс, ИТАР–ТАСС, которые уже передают информацию по каналам международной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ, принадлежащей США, влияют на международную политику благодаря военному, политическому и экономическому потенциалу этих стран. Поэтому информация этих агентств является первичной и решающей, она воздействует на процесс формирования международного обмена информацией, направляет его в собственных интересах и в интересах своих союзников.
Такое неравное положение в некоторых случаях приводит к тому, что граждане многих стран мира знают о своей стране намного меньше, чем о развитых странах, имеют лучшее представление об отдалённых государствах, чем о граничащих с ними. Они получают основной поток информации, направленный непосредственно к ним на их родном языке, из развитых государств, чьи радио и телепередачи легко регистрируются в менее развитых странах мира как отечественные СМИ, и вещание идёт зачастую на отечественных волнах.
С одной стороны, развитые страны производят всё необходимое для информационного процесса - от аудио и видеомагнитофонов, телекамер до типографских машин и бумаги, вычислительную технику и программы, приборы для передачи и приёма радиосигналов. С другой стороны, они выпускают огромный поток информационных материалов через газеты, журналы, книги, радио и телепередачи, кино и видеофильмы, через вспомогательные средства обучения. Очевидно, что развивающиеся страны не могут этого делать и в некоторых случаях устанавливают большие таможенные пошлины на импорт информационной техники из–за рубежа, вводят даже налог на бумагу. Это, скорее всего, происходит из-за трудного экономического положения в этих странах.
Отсюда видно, насколько международный обмен информацией находится под влиянием экономического положения всех государств мира. Страны, которые владеют информационными и коммуникативными технологиями и возможностями, влияют на весь мировой поток информации и на государства, которые попадают в международный поток информации.
В процессах международного обмена информацией развивающиеся и бедные страны находятся в прямой зависимости от поданной им информации. Они даже не могут выпускать ежедневно хотя бы одну или несколько газет, которые отражали бы их интересы для зарубежной аудитории, то есть оказываются под полным влиянием зарубежного международного потока информации из развитых стран мира. Естественно, что аудитория в этих государствах получает информацию гораздо менее полную, чем аудитория развитых стран.
Содержание информации нельзя рассматривать в отдельности от технологии, которая используется СМИ и К, потому что публикация информационных материалов и природа аудитории, к которой направлена информация, напрямую взаимосвязаны и влияют на СМИ и К. СМИ и К, которые использует общество или вынуждено использовать, определяют реакцию общества на обсуждаемую проблему. Каждое новое информационное средство образует новые обстоятельства, влияющие на людей, на способ их мышления и работы.
Информационные средства являются продолжением чувств человека, телевизионная камера, например, увеличивает наши зрительные возможности, а микрофон – слуховые, электронная вычислительная техника (компьютер) расширяет функции человеческого мозга в той же мере, что и сознание.
Современные СМИ и К, расширяя способности и чувства людей, открывают перед человеком новые возможности, но, в то же время, представляют для него угрозу, потому что способность человека глубже чувствовать, проникать в далёкое делает его более доступным для общества. Чувства можно использовать, оказывать на человека влияние. Чтобы этого не было, необходимо максимально информировать людей с помощью СМИ и К. Зная процесс формирования технологий, окружающих человека, можно взять их под контроль и преодолеть их возможное вредное влияние.
Наряду с технологическими возможностями, формирующими мировоззрение людей, актуальной является и проблема аудитории. Это сфера, где человек чувствует себя личностью, осознаёт свою индивидуальность и способен преодолеть негативные обстоятельства, возникающие в окружающем его мире. Мы должны признать, что технологическое развитие и изменения неизбежны, они происходят постоянно. Их необходимо понимать и осмысливать, а не противостоять им, как это иногда происходит.
Одна из проблем, стоящих перед процессом международного обмена информацией, – это окружающие человека обстоятельства. В разных государствах они различны, равно как в регионах и внутри одного государства, поэтому важно, чтобы специалисты по международным отношениям, СМИ и журналисты учитывали это. Учёт обстоятельств проще во внутренней информации и более труден в международной, так как обстоятельства и языки сильно отличаются по странам, регионам и континентам.
С расширением и развитием СМИ и К мир стал похож на «мировую деревню» (World Village). Этому способствовало немало факторов: развитие средств коммуникации, эмиграция, поток туристов, временное проживание граждан одних государств в других государствах с целью получения образования или работы, увеличение объёма, скорости и разновидностей корреспонденции, наступление эпохи прямого диалога через телексное, факсимильное оборудование, электронную почту, международные компьютерные сети, развитие радио и телеканалов, распространение спутниковой связи. Более тесное соприкосновение с развитыми народами и породило культурные и общественные изменения. Появились новые ценности, не игравшие ранее такой роли.
Специалисты в области международных отношений, СМИ и журналисты должны учитывать эти изменения, связанные с деятельностью информационных компаний и направленные как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. Это необходимо для более эффективного восприятия информации аудиторией, чтобы её реакция не противоречила целям информационной кампании. Работники в области международных отношений и СМИ должны учитывать культурное, научное и технологическое развитие, разницу политических систем и убеждений в различных странах мира, разницу в уровне развития между государствами одной системы.
Сегодня в мире как никогда сильны интеграционные процессы. Страны стремятся к различным объединениям. Несмотря на значительный прогресс в области СМИ и К, во многих странах основным источником информации остаются всё те же четыре информационных агентства: Рейтер, Ассошейтед Пресс, Юнайтед Пресс, Франс Пресс.
В результате монополии получается, что небольшое количество стран является источником почти всей международной информации.
Отсюда видно, что кроме распространения в регионах монополии в процессе международного обмена информацией, международные СМИ и К отстаивают политические, экономические и военные позиции в соответствии со своими интересами. Эта проблема до сих пор является существенной и нежелательной для развивающихся и бедных стран, которые вынуждены пользоваться этими материалами, продолжая оставаться объектами влияния. Это объясняет стремление развивающихся и малоразвитых стран объединяться в региональные и международные блоки для создания собственных сильных СМИ и К, которые бы избавили эти страны от международной монополии в приёме, накоплении, передаче и распространении международной информации.
Например, Ассоциация информационных агентств стран Движения Неприсоединения, объединяющего государства с одинаковыми позициями и интересами, защищает их интересы и права, конкурирует с международной монополией, ослабляет её влияние на поток информации. Но хотя на эту Ассоциацию возлагались большие надежды, она не смогла все-таки противостоять четырём основным международным информационным агентствам или изменить движение международной информации, которая продолжает поступать из богатого Севера на бедный Юг.
СМИ и К оказывают большое влияние на общественность и её лидеров, особенно на политической арене, поэтому возникла необходимость исследовать влияние СМИ и К на политических деятелей и на принятие политических решений. Лидер общественного мнения обычно не стремится занять это положение и даже не считает себя таковым. Но лидеров отличает несколько особенностей: они представляют какую-либо фракцию, на которую имеют влияние; являются лидерами в меру своей компетентности; выделяются среди других представителей своей фракции; являются наиболее заметными субъектами СМИ; более других общаются с лидерами иных групп; всегда находятся в центре событий.
Таким образом, СМИ сами определяют, какую информацию следует публиковать, а какую нет, в зависимости от ситуации. СМИ и К играют роль передатчика информации к массам от лиц, «делающих» политику.
Общественное мнение по поводу проведения политики при этом не учитывается. Так происходит, в основном, в развивающихся и слаборазвитых странах. СМИ и К используются для укрепления конкретных политических целей, для создания определённой почвы перед началом каких–либо событий, а также для создания, укрепления и поддержки точки зрения оппозиции. Этим объясняется то обстоятельство, что политические деятели, особенно, в развитых странах, рассматривают СМИ и К, общественное мнение как равные силы, влияющие друг на друга. Это касается и тех, кто формирует внешнюю политику государства.
Некоторые политические аналитики считают, что СМИ и К правдиво отражают общественное мнение, и исходят из этого в формировании внешней и внутренней политики. Но факты показывают, что в любой стране мира информационные учреждения сами принимают решения о том, публиковать тот или иной материал или нет.
Международный обмен информацией оказывает влияние на внешнюю политику государства, на конкретных политических лидеров, так как они принимают решения, исходя из этой информации. Вот почему международный обмен информацией играет важную роль во время экономических и политических кризисов, природных катастроф, военных столкновений или при угрозе применения военной силы.
Политические лидеры, которые принимают жизненно важные решения, изучают все источники международной информации до принятия решения, равно как и дипломатические источники, а также источники органов безопасности государства.
Существует целый ряд научных учреждений, которые изучают связь между процессом МОИ и процессом принятия политических решений.
Государственные функции сводятся к следующим основным трем: - защите независимости; - утверждению государственного суверенитета; - сохранению внутренней безопасности в широком смысле этого слова, в частности, сохранению законной власти, которая может создать условия для благополучной жизни и удовлетворения нужд людей.
Государство стремится к достижению этих целей через реализацию ряда проектов, каждый из которых связан с осуществлением хотя бы одной из намеченных целей, а также делает все возможное для создания равновесия и объединения всех этих целей в рамках единой стратегии. Государство пытается достичь единства между целями и осуществить это как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Такая единая политика называется политикой национальной безопасности, она помогает противостоять агрессии других государств в том виде, который обеспечивает ей возможность сохранения своего национального строя и неприкосновенности территорий.
Несмотря на то, что национальные интересы государств отличаются друг от друга, государства едины в понимании и осуществлении первых двух функций национальной безопасности. Что же касается третьей функции, то в ней проявляются различия из-за противоречий внутренних систем и интересов. Эти различия наиболее очевидны для государств, поддерживающих капиталистическую идеологию, и государств, которые поддерживали коммунистическую идеологию до распада бывшего Советского Союза.
Государство посредством политики национальной безопасности старается защитить свое существование, исходя из собственных возможностей, противостоит окружающей его опасности, определяет подходы адекватно размерам этой опасности, ставя вопрос об ограничении действий ООН при выполнении их обязанностей в полном объёме, а также влияния крупных государств и постоянных членов Совета Безопасности на любые действия ООН.
Поэтому государство стремится определить степень угрожающей ему опасности как внутри себя, так и за своими пределами при помощи существующих возможностей, включая военные, экономические, политические и информационные. К этому можно добавить еще одну очень важную проблему, проблему защиты информационных ресурсов против действующего информационного оружия. Иначе нельзя сохранить равновесие между возможностями и стремлениями государства.
Изменения в международном положении, глобальная динамика международных отношений и повышение эффективности в процессах МОИ требуют от специалистов СМИ хорошего знания международных отношений в области экономики, политики, культуры, науки, истории и проблем МОИ.
В заключение нужно отметить, что свободный поток информации на сегодняшний день и даже в условиях глобализации средств коммуникации и информации остаётся во многом односторонним и служит интересам промышленно развитых стран-монополистов.
Развивающиеся страны с тревогой наблюдают за создавшимся неравноправным положением, выражающемся в монополии развитых стран на современные средства коммуникации и информации, в использовании этих средств в целях пропаганды интересов монополии и настойчивого выпячивания слабых возможностей развивающихся стран решать свои экономические, технические и научные проблемы.
Согласно модели Гохана Галтунга «Центр-Края», мир разделён на две неравноправные части, «Центр» создал и руководит монополией, его представляют промышленно развитые страны. «Края» - менее развитые и развивающиеся страны. Прибавим к этому монополию четырех международных информационных агентств: UPI, AP, AFP и Router, источников зарубежной информации в большинстве стран мира, через которые ежедневно передаются боле 32.850.000 слов плюс фотоснимки и теле материалы.
Современные глобальные средства коммуникации и международная компьютерная сеть, спутниковые телеканалы могут заметно потеснить существующую монополию, и могут помочь в создании новой международной информационной системы, которую пытаются образовать развивающиеся страны. Но новая информационная система должна противостоять информации, исходящей из развитых стран, которые акцентируют внимание на негативных явлениях, если это касается развивающихся стран. Новая информационная система должна играть важную роль в международных отношениях вообще.
Это требует от развивающихся стран времени и твёрдых решений. Для быстрого снятия этой проблемы необходимо своевременно реагировать на постоянные международные перемены и, особенно, на изменения, связанные с распадом социалистической системы и СССР, который подготовил мир к принятию в будущем нового международного порядка, противоположного “холодной войне” между Востоком и Западом.
Это связано с коренными изменениями в различных политических структурах, с преодолением барьеров, стоящих перед созданием новой международной демократической информационной системы. Она должна отвечать требованиям времени, требованиям аудитории и выбрать лучшие элементы для МОИ. МОИ обязан содействовать улучшению положения менее развитых и развивающихся стран в рамках новой международной демократической информационной системы.
Призыв к созданию новой информационной системы направлен не только на достижение справедливости и равновесия в процессе информационного обмена, но и на достижение морального и психологического эффекта. Изменение собственного статуса в международной информационной системе и улучшение положения с МОИ невозможно без опоры каждого государства на себя и на собственные ресурсы. Внешние факторы тут не помогут.
Наряду с этим отмечается стремление развивающихся стран увеличивать свои экономические, технологические и научные потенциалы для создания современных СМИ и К, которые бы поставляли свою продукцию на информационный рынок без посредников. И мы, в конце концов, должны признать, что технологическое развитие и изменения неизбежны, они происходят постоянно. Их необходимо понимать и осмысливать, вместо того, чтобы противостоять им, как иногда некоторые делают.
Необходимо уделять большее внимание международной журналистике как главному звену и ценности в процессах МОИ. Желательным представляется открытие специального факультета проблемы международного обмена информацией в одном из высших учебных заведений Узбекистана.
Интересы национальной безопасности требуют более активного и целенаправленного изучения проблемы международного информационного обмена, ставшего важным фактором СМИ и К. В этой связи целесообразным представляется изучение опыта ООН, ведущих зарубежных государств мира по решению проблем больших информационных потоков путём выделения правительственных грантов исследовательским центрам республики.
Примечания
[1] Хаддур Жамел. Связь с общественностью. Амман: Дар аль-Масира, 1998. С. 22; - аль-Жохари Махмуд. Новые направления в области связи с общественностью. Каир: Англо-египтское издательство, 1971. С. 18.[2] там же.[3] Там же.[4] Там же.[5] Хаддур Жамел. Связь с общественностью. Амман: Дар аль-Масира, 1998. С. 24.; Cutilp and Center, opcit, р. 5.[6] Хаддур Жамел. Связь с общественностью. Амман: Дар аль-Масира, 1998. С. 24; - аль-Бади Мухаммад. Общественная основа для связи с общественностью. Каир: Англо-египтское издательство, 1975. С. 39.[7] Хаддур Жамел. Связь с общественностью. Амман: Дар аль-Масира, 1998. С. 26.; Bettran Canfield: Public Relations Principles, Cases and Problems, 5 th Ed. Honewood ILL, Richard Irwin, Inc., Illinois, 1968, p.4.[8] там же.[9] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: Англо–египетское издательство 1990. С 184.; Bertrand R. Canfield: International Рpublic Relations in International Communication, op. Cit., p. 384-385.[10] Аль-Бухари М. Общественные отношения и международный информационный обмен. Т.: ТашГИВ, 2001. С. 65-67.[11] аль-Уайни Мухаммад Али. «Теория и практика международной журналистики». Каир: англо–египетское издательство, 1990. С 185.; Ibid.,p. 385.[12] аль-Уайни Мухаммад Али. «Теория и практика международной журналистики», Каир: англо–египетское издательство, 1990. С 187.; Roland L. Kramer: International Advertising Media, International Communication. Op.cit., pp. 346–349.[13] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: англо–египетское издательство, 1990. С 188.; S. Wastson: The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., р. 357–365.[14] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: англо–египетское издательство, 1990. С 188.; Gordon E. Miracle, Client International Advertising Policies and Procedures, International Communication, op.exit., pp.366–374.[15] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: англо–египетское издательство, 1990. С 193; - аль-Имам Мухаммад Махмуд. Планирование общественно-экономического развития. Каир: АИВИ. Лига арабских государств, 1962. С. 21-22; - аль-Жуаили Умар. Международное отношение в эпохе информации. // Каир: ж. Ас–сияса ад–дувалия, 1996 № 123. С. 83-101.[16] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: англо–египетское издательство, 1990. С 196; - Харт Лидел. Мировая история стратегии. Бейрут: Дар атталиъа, 1968. С. 45-46.[17] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: англо–египетское издательство, 1990. С 198.; B.E.Goetz: Management, Planning and Сcontrol, Mc Graw–Hill Book Co., 1949.; J. Argenti, Corporate Planning, а practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.

Комментариев нет: