Сирийская Арабская Республика 13 Традиции и
обычаи Сирии
15
Традиции и обычаи в Сирии
Приехав в Сирию, вы не
может не отметить для себя жизнерадостность и доброжелательность ее жителей.
Причем здесь не работает классическая схема: грустный бедняк и веселый богач.
Даже уборщик мусора старается быть довольным жизнью.
Порой кажется, что
хорошее настроение чуть ли не самоцель сирийца. Большинство сирийцев
подсознательно стремится к душевному комфорту, несмотря ни на какие невзгоды.
Возможно, отсюда происходит и определенная беспечность поведения, некий
незадачливый эгоизм.
Часто можно, например,
видеть автомашины, оставленные так, что они чуть ли не перегораживают проезжую
часть загруженной улицы, но водителю так ближе дойти до магазина. В то же время
сириец за рулем гораздо чаще уступит дорогу женщине или просто прохожему (даже
если тот переходит улицу в неположенном месте).
А иные торговцы, узнав,
что у Вас при расплате нет с собой денег, отдадут товар и так, сказав, что
деньги могут подождать, и Вы их можете вернуть, когда будет удобно.
Во избежание
конфликтов, арабы обставляют ежедневное общение массой условностей. Жизнь
простого сирийца не столь легка и беспечна, но взаимная терпимость,
спокойствие, исключение из лексикона грубых выражений помогают снимать
напряжение. Бытовой язык сирийца изобилует вопросами о здоровье, настроении,
детях, похвалами и пожеланиями всяких благ. Вступительная часть разговора
ежедневно видящих друг друга местных жителей напомнила бы англичанину встречу
родных братьев после многолетней разлуки.
Общеизвестно
гостеприимство сирийцев. Сирийца в его доме можно посещать в любое время и даже
без приглашения. После обмена рукопожатиями и любезностями начинается деловой
разговор, в ходе которого любого посетителя обязательно угощают как минимум
чаем, а также зхуратом (заваренные цветы), кофе или другими освежающими
напитками. Если хозяин хочет подчеркнуть свою любезность, то в ходе беседы
появляется крепкий бедуинский кофе. От угощения отказываться не принято, так
как оно является неотъемлемой частью ритуала посещения, и отказ может обидеть
хозяина. Горький бедуинский кофе подается всем сидящим из одной-двух чашек. Его
нужно пить мелкими глотками. При нежелании больше пить нужно слегка покачать
чашечку пальцами в воздухе. Чашечку не следует ставить на пол или стол, ее
лучше возвратить подающему.
Сирийцы любят ходить в
гости, любят и принимать гостей. В связи с ограниченностью доступных среднему
жителю развлечений, посещение друг друга является основным видом культурного
отдыха. Приглашенный на ужин в арабскую семью иностранец должен заранее
набраться терпения, поскольку первые несколько часов с ним будут вести
неторопливую беседу «обо всем», угощая прохладительными напитками, орешками,
морковными палочками и прочей легкой закуской. Потом, нередко ближе к полуночи,
гостя сажают за стол и сделают все, чтобы ему даже без спиртного было нелегко
подняться. Во многих мусульманских домах спиртного не употребляют. Но и тот,
кто пьет, не усматривает в вине главное жизненное наслаждение. Гостю стараются
положить не только самый лучший, но и самый большой кусок. Хозяин считает за
честь, если он это сделает своими руками. Отказываться не следует, придется
попробовать все, хотя бы понемногу.
Велика у сирийцев
верность традициям, маленьким и большим обычаям, окружающих их издревле. Это
проявляется во всем – от бытовых мелочей, как приготовление и подача кофе, до
основных событий, которыми отмечена жизнь каждого человека. Как и повсюду
в мире, нарядно и весело проходит сирийская свадьба. В мусульманской среде
торжество отмечается отдельно в доме невесты, куда съезжаются подруги и
родственники, и в доме жениха, собирающего мужскую сторону. Веселье
сопровождается песнями, танцами, особым хоровым речитативом вслед за солистом,
произносящим хвалебные и подбадривающие фразы. По этому случаю красиво
оформляются цветами машины, и шумная кавалькада под аккомпанемент клаксонов,
выкриков и улюлюканий пускается по городу. Лишь по завершении веселья невесту
привозят в дом жениха. Примечательно, что модные молодежные ритмы не вытеснили
у местной молодежи любовь к традиционной музыке, под которую она с
удовольствием поет и танцует в минуты развлечений.
В соответствии и с
древней восточной традицией, свадьба в Сирии отмечается широко, с приглашением
не только родственников и ближайших друзей, но и соседей и множества знакомых.
Присутствие иностранцев особенно ценится. В назначенный день приходят с
небольшим сувениром и букетом цветов. Настоящие подарки дарятся молодоженам
через 5-7 дней после свадьбы.
Описанная выше традиция
характерна в основном для больших городов. В южных районах, у друзов, подарки
на второй день после свадьбы принимает жених (они могут быть, в том числе, в
виде мешка риса или живой овцы). В некоторых местах церемония вручения подарков
происходит на третий или четвертый день.
Свои особенности
существуют в сирийской обрядности и в случае кончины мусульманина. Тело
усопшего не принято держать долго непогребенным. Его стараются предать земле в
тот же день или на следующий. В семье соблюдается видимость спокойствия; не
принято громко плакать, причитать. Тело усопшего заворачивают в белый саван
(кафан), кладут в гроб, обернутый дорогостоящим материалом, и несут попеременно
над головой до мечети, где устраивается отпевание с чтением Корана. В последний
путь на кладбище покойника сопровождают лишь мужчины. Тело кладут на дно могилы
на правый бок лицом в сторону Мекки. На кладбище стараются не задерживаться,
так как считается, что тот, кто ушел последним, будет следующим «избранником»
Аллаха. При прощании с усопшим присутствующие обычно слушают молитву или
участвуют в ее чтении. Тех, кто пришел на поминки, угощают горьким кофе.
Выражать соболезнования приходят в течение первых трех дней с 6 до 8 вечера, на
седьмой день после смерти и через 40 дней. Лучшей формой соболезнования
является личное присутствие в первый день. Можно прислать телеграмму, передать
венок из цветов с визиткой или надписью на черной материи.
Без всякого
преувеличения можно сказать, что благополучие сирийского общества зиждется на
климате в семье. Вся жизнь сирийца пронизана родственными отношениями. Его
поведение регламентируется правами и обязанностями, которыми он наделяется в
зависимости от возраста и положения в семье. Сириец с детства приучается к
мысли, что нужно помогать близким людям в трудную минуту, и не без основания
сам рассчитывает на участие родных и знакомых, если сам попадет в беду. Отсюда
и к браку относятся как к одному из главных дел в жизни человека. Поэтому, во
избежание скоропалительных решений, общество выработало целый комплекс «защиты
от неудачи». Во-первых, решение жениться с пристрастием обсуждается
родственниками будущих супругов. Несмотря на главенство мнения отца невесты,
она тоже имеет право голоса. Во-вторых, желание жениться юноша обязан
подкрепить определенным уровнем материального достатка. Здесь жених должен
заранее подумать о жилье для будущей семьи, преподнести невесте достойные
подарки (прежде всего золотые украшения), убедить родственников будущей супруги
в том, что у него достает возможностей содержать семью. Как правило, молодые
люди начинают серьезно подумывать о женитьбе после 25-30 лет, а некоторые не
могут скопить требуемый калым и к сорока. Девушки же выходят замуж довольно
рано, как только найдется подходящая партия.
Молодые, готовясь к
свадьбе, отдают себе отчет в том, что брак не проверка характеров, а событие,
определяющее всю их последующую жизнью Развод у арабов – явление гораздо более
редкое и болезненное, чем у европейцев. Хотя мусульманский развод
организационно оформлен очень просто – муж три раза говорит «талактик» (я с
тобой развелся) – и жена, если следовать традиции буквально, должна уйти из
дома, унеся с собой лишь то, что на ней. Поэтому раньше женщины имели обычай
носить все свое золото на себе.
Про главенство супруга
в арабской семье, подчас его деспотизм, мы много читали и слышали. Однако, не
все так «черно-бело», арабский «домострой» - это система, направленная прежде
всего на сохранение четко разграниченных функций супругов: муж – добытчик и
кормилец, жена – хранительница домашнего очага. И мужчина не забудет упрекнуть
супругу за немытые полы или холодный обед. Но зато и она закатит ему скандал,
если к празднику ей не поднесут нового платья или украшения.
Того, кто захочет
посокрушаться о том, что сирийские женщины слабо участвуют в общественно-политической
жизни, можно утешить известием, что большинство из них великолепно себя
чувствуют в окружении заботливого супруга и кучи детей и, наоборот, с
настороженностью взирают на некоторые стороны европейской брачной культуры.
Конечно, в Сирии, хотя и редко, еще встречается многоженство, а девушки из
консервативных семей вынуждены отказывать себе во многих видах отдыха и
развлечений. Но каждое общество ставит свой опыт в поисках стабильности.
Выросшие в благополучных семьях дети являются компенсацией своим матерям за их
преимущественно домашний образ жизни. Может быть поэтому, когда мы выходим
прогуляться по вечернему Дамаску, у нас не возникает даже мысли о том, что это
может быть опасно. Ведь отсутствие уличных хулиганов, крайне редкие случаи
воровства – тоже продукт общества, в котором человек всю жизнь ежесекундно
ощущает свою причастность к семье, роду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий