Приветствие
участникам международной конференции «Центральная Азия в системе международных
транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные
возможности»
Национальное
информационное агентство Узбекистана. 20.09.2018Г.
Уважаемые участники и гости
конференции!
Дамы и господа!
Позвольте сердечно приветствовать
всех вас, участвующих в международном форуме, посвященном транспортным вопросам
Центральной Азии, на гостеприимной узбекской земле.
Искренне благодарю за участие в
нынешней конференции наших гостей – руководителей международных организаций,
финансовых структур, глав дипломатических миссий.
Прежде всего хотел бы отметить, что
благодаря общим усилиям руководителей стран Центральной Азии за короткий срок в
регионе создана новая политическая атмосфера доверия и добрососедства.
Активизировался диалог на всех уровнях, сделаны исторически важные шаги по пути
выстраивания конструктивного, взаимовыгодного и многопланового сотрудничества.
Ярким примером стала первая консультативная встреча глав государств Центральной
Азии, которая состоялась 15 марта этого года в Астане.
Принятие 22 июня 2018 года
Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции по Центральной Азии стало
историческим событием, ознаменовавшим собой начало нового этапа регионального
взаимодействия.
Прочным гарантом устойчивого
развития и процветания региона являются искреннее стремление к сотрудничеству и
ответственность всех стран Центральной Азии за общее будущее.
Новый импульс для развития получили
торгово-экономическая, энергетическая и культурно-гуманитарная сферы
сотрудничества. Достигнуты взаимоприемлемые решения по вопросам рационального
использования водно-энергетических ресурсов, делимитации и демаркации
государственных границ. Особое внимание уделяется снятию различных ограничений
и барьеров в транспортной сфере.
Между странами региона упрощены
визовые и таможенные процедуры, открыты дополнительные пункты пропуска,
восстановлены и организованы десятки новых маршрутов автомобильного,
железнодорожного и авиасообщения.
Однако, как показывает сама жизнь,
этих мер недостаточно.
Учитывая важное геостратегическое
положение Центральной Азии, которая соединяет между собой крупнейшие
международные рынки, особое значение приобретает объединение усилий наших стран
с целью ускорить интеграцию региона в систему международных транспортных
коридоров.
Сегодня государства региона, не имея
прямого выхода к морским портам, несут существенные транспортно-транзитные
расходы, которые достигают 70-80 процентов от стоимости экспортируемой
продукции.
До 40 процентов времени на
транспортировку товаров перевозчики теряют из-за несовершенства таможенных
процедур. Согласно индексу эффективности логистики Всемирного банка страны
Центральной Азии занимают нижние строчки в рейтинге 167 государств. Все это
приводит к снижению конкурентоспособности транспортного сектора региона в
целом.
В этой связи проводимая в Ташкенте
конференция может сыграть важную роль с точки зрения запуска новых интеграционных
процессов в Центральной Азии.
Перед нашими странами стоит задача
дальнейшего развития транзитного потенциала и увеличения транспортной
составляющей в национальных экономиках. Ее практическому решению будет
способствовать привлечение современных технологий и иностранных инвестиций в
транспортную инфраструктуру, формирование новых перспективных транспортных
коридоров.
По расчетам экспертов ООН, благодаря
эффективной кооперации стран Центральной Азии региональный ВВП за 10 лет может
вырасти как минимум в два раза.
Учитывая это, мы в рамках
Ашхабадского соглашения начали формирование субрегионального транспортного
коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.
Мы выражаем большую надежду на
скорейшее начало строительства железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай. В
перспективе она должна стать важным звеном нового транспортного коридора из
Китая через Кыргызстан и Узбекистан, далее – через вновь построенную
железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Карс в страны Южной и Восточной Европы,
Ближнего Востока и к портам Средиземного моря в рамках проекта «Восток-Запад».
Когда речь идет о развитии
региональных транспортных коридоров, мы не можем не отметить важность
вовлечения в этот процесс Афганистана. Построенная железная дорога
Хайратон-Мазари-Шариф и проектируемая магистраль Мазари-Шариф-Герат позволят
сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и
индийские железные дороги и к портам Чахбахар и Гвадар в рамках проекта
«Север-Юг».
Уважаемые участники форума!
Говоря об интеграции стран региона в
международную систему перевозок, в том числе морских, следует в то же время
сказать о том, что этот позитивный процесс сдерживает ряд факторов.
Прежде всего – отсутствие единого
видения и подходов относительно развития транспортного сообщения в Центральной
Азии, устранения барьеров, упрощения визовых, транзитных и таможенных процедур,
гармонизации тарифной политики, совершенствования транспортной инфраструктуры
государств региона, формирования перспективных транспортных коридоров.
В этой связи предлагаем следующее:
во-первых, видится
необходимым разработать Стратегию по развитию региональных транспортных
коридоров Центральной Азии при содействии экспертов Всемирного банка,
Азиатского и Исламского банков развития, других международных институтов и на
ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной
системы Центральной Азии;
во-вторых, учитывая,
что страны региона играют ключевую роль в деятельности ШОС, в рамках этой организации
следует создать систему интегрированного управления транспортными перевозками;
в-третьих,
целесообразно сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям
стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся
проблем в транспортно-логистической сфере;
в-четвертых, необходимо
совместно развивать транспортные коммуникации и инфраструктуру в целях
повышения туристической привлекательности региона. Этому способствовала бы
разработка совместно со Всемирной туристской организацией Концепции развития
туристических хабов в Центральной Азии.
Реализация этих и других инициатив,
которые, я надеюсь, будут одобрены на конференции, сыграет ключевую роль в
укреплении стабильности в Центральной Азии, превращении в экономически развитый
регион, повышении его конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг
как одного из ключевых международных транспортно-транзитных узлов.
Уверен, что результаты нынешней
конференции будут полезными в разработке новых подходов и приоритетов по
интеграции нашего региона в систему международных транспортных коридоров,
реализации его огромного незадействованного потенциала в общих интересах наших
стран и народов.
Шавкат МИРЗИЁЕВ,
Президент Республики Узбекистан
Комментариев нет:
Отправить комментарий