Рустам
Азимов: Узбекистан не готов к рассмотрению предложения о создании зоны
свободной торговли в рамках ШОС
Сегодня
в городе Чжэнчжоу (КНР) состоялось очередное заседание Совета глав правительств
государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Представляем вашему
вниманию основную часть выступления Первого заместителя Премьер-министра
Республики Узбекистан Рустама Азимова на заседании в расширенном составе.
Представитель нашей страны, поддержав высказанные оценки деятельности ШОС,
которая за относительно короткий период превратилась в авторитетную и
влиятельную международную структуру, заявил следующее:
Общими
усилиями государств-членов Организации продолжается последовательная работа по
поддержанию стабильности в регионе, обеспечению устойчивого экономического
развития, расширению взаимодействия в торговой, инвестиционной,
транспортно-коммуникационной и гуманитарной сферах.
Республика
Узбекистан, в настоящее время председательствующая в ШОС, намерена строго
придерживаться и соблюдать принципы преемственности и последовательного
развития многопланового сотрудничества, отвечающего интересам всех
государств-членов Организации.
В этой связи
узбекская сторона придает важное значение неукоснительному соблюдению принципа
консенсуса в Шанхайской организации сотрудничества, что было закреплено мудрым
решением глав наших государств при создании ШОС.
Уважаемые
участники заседания,
Сегодня мир
сталкивается с очередной фазой глобального финансово-экономического кризиса,
начавшегося в 2008 году. Мы все наблюдаем резкое падение цен на большинстве
мировых товарных и сырьевых рынков, сокращение спроса и снижение темпов
экономического роста во всех регионах мира. В результате уменьшаются объемы
торговли и инвестиций, увеличивается отток капитала, усиливаются попытки
протекционизма со стороны некоторых государств и региональных структур.
Кризис в той
или иной степени негативно влияет на все страны, поэтому особое значение
приобретает выработка глубоко продуманной национальной повестки дня по
противодействию его последствий, а самое главное – проведению масштабных
структурных преобразований, модернизации, диверсификации и повышению
конкурентоспособности экономики на долгосрочной основе.
В этих
сложных условиях, базируясь на разработанной Президентом Исламом Каримовым
узбекской модели реформ, экономика Узбекистана демонстрирует стабильность и
устойчивый рост.
Темпы роста
ВВП на протяжении уже 11 лет составляет ежегодно более 8 процентов.
В стране обеспечена надежная макроэкономическая позиция, которая
характеризуется низким уровнем инфляции, стабильно функционирующей
банковско-финансовой системой, устойчивым тройным профицитом государственного
бюджета, платежного и торгового балансов, растущими золотовалютными резервами,
низким объемом внешнего долга на уровне 18% ВВП и нулевым внутренним
государственным долгом.
Фундаментальной
основой проводимых в Узбекистане преобразований является политика структурных
реформ. В первую очередь, это кардинальная реформа системы образования, которая
создала предпосылки для устойчивого роста и раскрытия потенциала нашей страны
на основе масштабной модернизации всех отраслей экономики, инфраструктуры и
социального сектора.
Это позволило
создать новые, высокотехнологичные промышленные предприятия и комплексы,
которые стали настоящими локомотивами экономического роста и производят
конкурентоспособную на мировом рынке продукцию с высокой добавленной стоимостью
на основе глубокой переработки богатейших природных ресурсов нашей страны.
Вместе с тем
мы осознаем, что это только начальные этапы нашего движения вперед. Нам еще
предстоит очень большой и длительный путь по построению современной,
конкурентоспособной экономики, занимающей достойное место среди развитых
государств мира.
В текущем
году Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов утвердил «Программу
дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации
экономики на 2015-2019 годы», состоящую из 7 стратегических программ,
которые закладывают надежную основу устойчивого развития экономики Узбекистана
на предстоящие годы.
Указанные
программы направлены на кардинальное улучшение деловой среды, масштабную
приватизацию государственного имущества, расширение частного сектора и
сокращение доли государства в экономике до стратегически и экономически
обоснованных размеров, реформу системы корпоративного управления на основе
международных стандартов, дальнейшую модернизацию и диверсификацию
промышленного и сельскохозяйственного производства, а также развитие
современной инфраструктуры.
В рамках
реализации программы реформ в Узбекистане в течение предстоящих 5 лет
предусматривается реализация более 900 инвестиционных проектов по созданию
новых высокотехнологичных производств и кардинальной модернизации действующих
предприятий нефтехимической, химической промышленности, электроэнергетики,
машиностроения, автомобильной, электротехнической, текстильной,
фармацевтической и других отраслей, а также более 300 проектов строительства и
реконструкции объектов инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной
инфраструктуры, на общую сумму более 60 млрд долларов.
Уважаемые
участники заседания!
В непростой
ситуации, которая сегодня сложилась в мировой экономике, особую актуальность
для обеспечения устойчивого социально-экономического развития государств-членов
ШОС, достижения конкретных практических результатов приобретает задача
дальнейшего углубления сотрудничества по реализации согласованных и
взаимовыгодных проектов в сферах экономики, инвестиций и транспортных
коммуникаций.
Мы выступаем
за дальнейшее развитие торгово-экономических связей, расширение взаимных
поставок промышленной продукции, востребованной на рынках стран ШОС,
формирование благоприятных условий для стимулирования взаимной торговли, а
также реализацию других мероприятий в этой сфере.
В этой связи
мы придаем важное значение обеспечению эффективной реализации принимаемой
сегодня «Программы взаимодействия таможенных служб государств-членов ШОС на
2016-2021 годы».
Вместе с тем,
в контексте ранее прозвучавших заявлений, хотел бы вновь подчеркнуть, что
Республика Узбекистан не готова к рассмотрению предложения о проработке вопроса
создания в рамках нашей Организации зоны свободной торговли. Тем более, это
направление взаимодействия не предусмотрено Стратегией развития ШОС до 2025
года, утвержденной Главами государств на Уфимском саммите в июле этого года.
Мы
рассчитываем на кардинальное развитие инвестиционного сотрудничества между
нашими странами, реализацию взаимовыгодных проектов и программ в приоритетных
отраслях и направлениях взаимодействия, прежде всего в высокотехнологичной
сфере. Считаем, что в этом направлении у нас есть огромный потенциал, который
пока освоен в незначительной степени.
В этом
контексте важное значение придается использованию в полном объеме возможностей
Делового Совета и Межбанковского объединения ШОС. Поддерживаем общее мнение о
том, что важно представить согласованные соображения по подключению этих
структур к реализации конкретных инвестиционных проектов в рамках Организации.
Стратегическим
направлением нашего сотрудничества мы рассматриваем развитие транспортных
коммуникаций, кардинальное расширение огромного транзитного потенциала стран
нашего региона.
Речь идет,
прежде всего, о проектах развития эффективных транспортных и транзитных
коридоров, формировании благоприятных условий для увеличения объемов
грузоперевозок, расширении сети железных и автомобильных дорог, авиационного
сообщения, а также создании на современном уровне соответствующей
инфраструктуры, что позволит превратить наш регион в важнейший глобальный
транзитный транспортно-логистический центр.
Хотел бы
подчеркнуть, что реализация конкретных проектов в сфере совершенствования и
модернизации эффективных транспортных коммуникаций и инфраструктуры должна
осуществляться на основе принципов экономической целесообразности и
обоснованности и максимально учитывать общие интересы государств региона.
В целях
обеспечения достижения реальных результатов по всем вышеуказанным направлениям
считаем важной разработку и принятие конкретных мероприятий и «дорожных карт»
по обеспечению реализации «Стратегии развития ШОС до 2025 года», а также в
рамках прорабатываемого нового Перечня мероприятий по дальнейшему развитию
проектной деятельности ШОС до 2021 года.
Говоря о
перспективах расширения формата взаимодействия в рамках нашей организации,
Узбекистан вновь подтверждает поддержку вступлению в ШОС Индии и Пакистана в
качестве полноправных членов.
Мы также
поддерживаем более активное экономическое, инвестиционное и
культурно-гуманитарное сотрудничество со странами-наблюдателями и партнерами,
усиление взаимодействия и вовлечение их огромного экономического потенциала в
сферу совместной деятельности в рамках ШОС.
Уважаемые
участники заседания,
Делегация
Республики Узбекистан убеждена, что результаты сегодняшней встречи будут иметь
важное значение для дальнейшего развития и укрепления взаимовыгодного и
многопланового сотрудничества по всей экономической повестке дня нашей
Организации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий