понедельник, 14 сентября 2009 г.

Международные отношения стран Азии и Африки 1 из 6

Министерство Высшего и среднего специальногообразования Республики Узбекистан


Ташкентский государственный институт востоковедения



Мухаммад аль - Бухари





МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)





ТАШКЕНТ - 2008



Международные отношения стран Азии и Африки
(цикл лекций)

Автор: Мухаммад аль-Бухари, доктор политических наук (DС), профессор кафедры Международных отношений политология и право ТашГИВ.

Рецензенты: Зохидлло Мунавваров, доктор политических наук, профессор. Сарваржан ГАФУРОВ, доктор политических наук, декан факультета международных отношений и экономики ТашГИВ.

Учебное пособие рассмотрено и утверждено научно-методическим советом ТашГИВ и Министерством Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. Протокол №: (2) от 13.01.2005.

© Ташкентский государственный институт востоковедение, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ: “МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” И “ДИПЛОМАТИЯ”; ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ РАМКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ; ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ; КЛАССИЧЕСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; СТРУКТУРА И РУКОВОДСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ; ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ; ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛОНИАЛЬНОЙ ВОЙНЫ В СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНОСТРОМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ; ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮЖНОЙ АЗИИ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ; РАЗВИТИЕ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ; АФРИКА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ; НЕКОТОРЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: Международная ассоциация развития / МАР/; Международный валютный фонд /МВФ/; Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития /ИФАД/; Организация ОН по промышленному развитию; Организация Исламской Конференции; Коломбо план; Организация Африканского Единства; Конференция по координации экономического развития юга Африки; Экономическое сообщество западной Африки; Экономическое сообщество Западно-Африканских Стран /ЭКОВАС/; Содружество Независимых Государств /СНГ/; Африканский Банк Развития; Азиатский Банк Развития; Организация Арабских стран экспортеров нефти; Организация Экономического сотрудничества ЭКО; Организации сотрудничества государств Каспийского моря; Экономический Союз республик центральной Азии; Организации «Центральноазиатское сотрудничество» (ЦАС); Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Шанхайская организация сотрудничества (ШОС); ЗАКЛЮЧЕНИЕ; РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ



“МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” И “ДИПЛОМАТИЯ”


Термин “дипломатия” происходит от древнегреческого языка “diplomacy”, что означает “складывающийся документ”. Этот документ дает его носителям конкретные привилегии или содержит особенные условия для зарубежных общин.
Слово “diploun” у древних греков означает “складывать”. Римляне писали официальные документы на металлических листах, которые складывали особым методом “diplomas”. С расширением использования таких документов, началось потребление термина “diplomacy”, который в средневековье использовался для изучения документов, их сортировки и хранения.
С начала XIX в. термин “diplomacy” приобрел свое понятие, которое широко распространено и в настоящее время. Это особенно заметно после Венского Конгресса в 1815г., когда определились кадры в области дипломатии, отличающиеся от деятелей политики. Главной задачей дипломатических кадров было создание контактов и установление международных отношений.
Естественно, что развитие понятия “дипломатия” и широкое распространение ее методов тесно связано с понятием “международные отношения”. Этот термин довольно часто используется и сегодня. Термин “дипломатия” содержит в себе несколько понятий. Дипломатия в основном выступает как метод организации официальных отношений между государствами, потому что она опирается на действующие контакты между государствами.
Дипломатия является одновременно наукой и искусством. Как наука, дипломатия – это поиск методов управления и организации международных отношений, обмен делегатами, решение споров. Как искусство, дипломатия осуществляется через послов, посланников, каждый из которых работает исходя из своего собственного метода, т.е. это искусство добиться своих целей методами ухищрений и уклончивости.
Дипломатия, как известно, сегодня обозначает метод управления государством. Это официальная деятельность глав и правительств государств, а также их специальных органов по осуществлению целей и задач собственной внешней политики государства по защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. Поэтому принято говорить Узбекистанская дипломатия, Американская дипломатия, Российская дипломатия, Египетская дипломатия, Индийская дипломатия и т. д.
Термин “дипломатия” иногда означает метод управления внешними связями между государствами. Например, дипломатия в верхах, дипломатия глав государств, тайная дипломатия, дипломатия поездок, челночная дипломатия, дипломатия конгрессов, дипломатия международных организаций, народная дипломатия и т. д.
Термин “дипломатия” постепенно расширяет свои понятия. И в настоящее время термин стал символом поведения и правильного отношения с другими.


I – ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ РАМКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЯХ


Дипломатия и внешняя политика: государственная внешняя политика включает в себя проекты работ, мероприятий и действий, которые выполняют специализированные государственные органы во внешней связи государства. Государство, планируя свою внешнюю политику, ставит прежде всего перед собой приоритеты высших национальных интересов, при этом действуя, на основании внутренних исторических, культурных и региональных обстоятельств, учитывая свое географическое расположение и стратегическое отличие.
Разница между внешней политикой и дипломатии состоит в том, что государственную внешнюю политику создают конституционные институты, которыми являются власть глава государства, исполнительная и законодательная власти, исходя из желания народа. Законодательная власть в стране действует для защиты высших отечественных интересов, согласно с политическим режимом, господствующим в стране.
А дипломатие является инструментарием выполнения государственной внешней политики, где важную роль играет дипломатический аппарат через сбор информации, анализ позиций и положения зарубежных государств для достижения целей внешней государственной политики в рамках международных отношений.
Дипломатие и международные отношения: известно, что любое государство во всем мире не может существовать в изоляции с другими государствами мира. И это связано с тем, что государство имеет жизненные интересы в постоянных контактах с другими странами. Цель этого – укрепление своих национальных, экономических, политических, культурных, научных, военных интересов и их защита, а также защита прав и интересов своих граждан за рубежом, участие в операциях безопасности и стабильности в мире.
Для организации сложных международных отношений государству необходимы специализированные органы, которые отражают мнение и интересы своего государства, осуществляют обмен различной информацией, интересами, опытами с другими странами, представляют свое государство на международной арене. Эти функции выполняют сегодня дипломатические органы. Дипломатие являются прямым результатом международных отношений, они изучают реальность и историю международных отношений и международной дипломатии, т.к. это является основной базой, на которой строятся дипломатие и международные отношения в целом. Современные международные отношения в эпоху глобализации более усложнились, расширился круг дипломатических задач в рамках политических отношений между государствами. Международные отношения охватывают экономические, культурные, научные, информационные, военные и другие интересы. И в конце концов это все вливается в рамки международных политических отношений.
Но этих отношений не хватает для приобретения солидарности и дружбы между двумя государствами, если их отношения были недружескими. Успешная дипломатия будет при ограничении и уменьшении споров, а в результате и решения этих споров. Этого можно достичь через удаление препятствий и исторических недружеских пережитков между двумя странами, также при сближении мнений с целью достижения взаимопонимания, учитывая отечественные интересы каждого из них. Это требует глубокого трезвого изучения реальности и истории международных отношений в области экономики, политики, культуры и т. д.
Международное право и дипломатие: международное право является комплектом основ, правил и соглашений, ратифицированных между двумя или более государствами. Вне рамок или в рамках международных или региональных организациях, признанных на международной арене
Международное право и дипломатие тесно связаны между собой, потому что то, что было вчера традицией между отношениями государств, сегодня уже подчиняется международным законам и правилам, которые организуют дипломатические практикы Эти признанные законы и правила обеспечивают защиту и дипломатический иммунитет членам дипломатической миссии. Разница в том, что дипломатия более гибкая, чем правила международного права. Дипломатия является одним из источников его правил. Правила остаются практической традицией в отношении между государствами до того, пока не будут подписаны договора и соглашения конституционными институтами участников. Здесь требуется усилие для сближения разных точек зрения, мнений, позиций о разных государствах мира.
Дипломатие и международные отношения во время войн и вооруженных конфликтов: известно, что дипломатие в основном стремятся к достижению целей государственной внешней политики и к сохранению дружеских отношений между государствами, что означает безопасность во всем мире и международная стабильность. Поэтому дипломатие не прекращаются даже при возникновении войны или вооруженного конфликта между государствами. Дипломатие усиливают свою деятельность до, во время и после вооруженного конфликта или войны, с целью избежания или прекращения этих столкновений и снижения их последствий. Дипломатие государств особенно отличаются друг от друга во время кризисов, согласно того, что каждое государство, которое участвует в конфликте действует из своих позиций и интересов: государство, которое выбрало вооруженное решение ситуации в свою пользу, до и во время военных действий организует концентрированную дипломатическую кампанию. Цель такой кампании – оправдать и объяснить причины применения вооруженных сил для решения данной ситуации в свою пользу, а также получение поддержки и понимания международного общественного мнения. Ряд государств мира для поддержки своих решений стараются застраховаться, как минимум, нейтралитет тех государств, которые не поддерживают их позиции, для избежания перехода этих государств на сторону противника во время вооруженного конфликта. Дружеские государства в этой ситуации без отлагательства обращаются к Совету по безопасности ООН и другим международным и региональным организациям для того чтобы всеми способами и дипломатическими методами остановить военные действия между воющимися силами. Главная цель этого – удаление причин, угрожающих безопасности в регионе конфликта и избежание распространения этого конфликта на другие регионы, т.е. обеспечение безопасности во всем мире. Государства или региональные организации, интересы которых попадают под влияние данного конфликта, усиливают свои дипломатие через предложения посредничества между конфликтующими сторонами, стараются решить конфликт через мирные инициативы.
Крупные влияющие державы усиливают прямо или косвенно свои дипломатие через международные и региональные организации для решения регионального конфликта, с целью защиты своих высших национальных интересов и своего влияния на военные действия и вмешательства без посредников в сам конфликт, и естественно, в пользу своего союзника в этом столкновении. А результаты конфликта сыграют на руку державе и ее союзникам. Примеров таких дипломатических диствие в современных международных отношениях достаточно много. К примеру Арабо-Израильский конфликт, продолжающийся уже более полувека; Индийско-Пакистанский конфликт, продолжающийся уже несколько десятков лет; Вьетнамская война в конце 1960г. – до 1975г.; военное вмешательство Турции в Кипр в 1974г.; военное вторжение СССР в Афганистан в 1979г., которое послужило стартовой опорой для начала гражданской войны, продолжающейся до сих пор и являющейся главным источником угрозы безопасности и стабильности не только в Центральной Азии, но и во всем мире. И дошло до вторженье международное колиции под роководством США в 2001г.; Ирако-Иранская война 1980 –1988гг.; вторжение Иракских военных сил в Кувейт в 1990г., и закунчела Акупации Ирака США и уу сюзники в марте 2003г., ряд конфликтов в бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Хорватия, Косово); войны, которые проводила Эритерия с первых дней своей независимости против соседей Йемен и Ифьюбия по причинам пограничных конфликтов.



II –ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международная дипломатические отношения берут свои истоки еще из глубокой древности. В первобытнообщинном обществе дипломатия была средством взаимопонимания между племенами для избежания столкновений между ними, решение споров, касающихся права, охоты, работы на пастбищах и т.д. Дипломатия сопровождалась методом отправления посланников, которые в свою очередь, приобретали принципы дипломатического иммунитета для гарантии жизни посланников дипломатических заданий.

Еще в древности был известен метод обмена дипломатическими миссиями между древними цивилизациями греков, римлян, вавилонян, фараонов, китайцев, индейцев. В своих трудах египетский ученый Жамаль Баракат отметил, что китайский император Яу (около 2000 лет до н.э.) принимал дипломатические делегации из соседних государств согласно с утвержденным протоколом, а в законе “Мано” в Индии (около 1000 лет до н.э.) было отмечено: “Король выбирает мудрецов и отправляет их в качестве дипломатических миссий в соседние государства”. Многие письменные тексты первых договоров о дружбе, о союзе между Вавилонской и Египетской цивилизациями, а также множество текстов переписки между древними государствами дошли до нас.
Международные отношения в Древнем Египте: в истории международных дипломатических отношений в древности важное место занимает древне-фараонская цивилизация, расположенная в долине Нила. Первый письменный договор, который узнала человеческая история был договор Кадишом, между Рамсисом II, – египетский фараон и Хисиски Король Хатусии III. Во время археологических раскопках в местности Таль Аль-Амарина в Египте были найдены детали этого договора. Договор был подписан в 1278г. до н.э. и является уникальной находкой. Найденные детали договора сегодня хранятся в Каирском музее, столице Египта. Этот договор согласно своему содержанию является образцом первых договоров в древних международных отношениях. Договор содержал ряд пунктов, самыми важными из которых являются: утверждение мира и доброго соседства между двумя государствами; оборонительный союз против внешнего врага; сдача политических преступников (против порядка современных международных договоров); божественный запрет на отмену договора.
Мкждународные отношения древних греков: большинство западных авторов отмечают, что международные дипломатические отношения начались именно у древних греков, между древними греческими маленькими государствами. В договорах, заключенных между ними использовались древнегреческие термины, которые используются в западных языках до сих пор. Причиной этого является то, что дипломатические отношения устанавливались не только между самими греческими государствами, но и с городами-государствами по соседству с Древней Грецией для урегулирования своих отношений и сотрудничества.
Дипломатические миссии того времени были непостоянны. Они имели временный или специальный характер. Каждая миссия имела своих нескольких послов, которые представляли позиции и точку зрения своего города-государства. В большинстве случаях послы избирались из числа мудрецов, ораторов, поэтов. Между послами всегда существовали разногласия, т.к. каждый защищает интересы своего государства. Особенно это проявлялось когда послы выступали перед Сенатом древних городов-государств. Переговоры между дипломатическими миссиями организовывались ежегодно. Они укрепляли соглашения, принятые между ними в письменном виде через резьбу на особенной каменной доске. Эти соглашения демонстрировались перед всеми. У древних греков метод переговоров характеризовался нейтралитетом в решении споров между городами-государствами. Метод заключался в том, что каждый выбирал для себя нейтральный город или влиятельного человека из числа философов, мудрецов, имевшего добрую славу, и вместе выступали в роли жюри для решения возникшего спора между конфликтующими сторонами.
У древних греков также возникла система консулов Proxenis. Консул, как обычно, был из числа граждан того государства, где он проживал. Основные его задачи – защищать интересы граждан города-государства, который его назначил консулом. Сегодня это аналогичный почетный консул.
На рубеже 15 в.н.э. древнегреческие города имели общие правила, которые управляли и регулировали международные отношения во время мира или войны, регулировали межгосударственные договора, на основе которых организовывались региональные конгрессы, определяли функции и задачи консулов, определяли отношения с иностранными консулами, а также при помощи этих правил осуществлялся обмен послов. Все правила признали присутствие божественных и гуманных принципов, которые регулировали международные отношения того времени.
Международные отношения древних римлян: Римляне оставили после себя богатое культурное и законодательное наследие. Но международные дипломатические отношения этой эпохи не получили своего развития. Причиной этого был метод римлян в отношении с другими странами, а именно навязывание своей культуры, своих традиций, законов, языка другим народам под давлением силы и власти с требованием подчинения им. Римляне получили большой успех в создании строгих законов, которые полностью подчиняют народы им через договоры, обязующие уважать и соблюдать их содержание.
Известно, что римляне получили превосходство в области юриспруденции. Они создали закон о гражданском праве, который соблюдался и был применен только римлянами, закон народов Jus gentium, который распространялся как на римлян, так и на иностранцев, ряд законодательных правил Jus fetiale. Эти законы римляне использовали для урегулирования военного положения, для ратификации договоров.
Также римляне внесли несколько поправок и дополнений на дипломатические правила, которые были применены в греческих городах. Например, назначение послов, их уполномочия, выборы послов среди видных деятелей до уровня членов Сената, приема послов в Риме, и правила, касающиеся дипломатического иммунитета. Здесь надо отметить, что посол того времени имел временный характер, короткий срок своей деятельности. Римляне обращали большое внимание на протокол и различные формальности. Например, посол прежде чем въехать в Рим, останавливался на окраине города в ожидании разрешения на въезд. Когда он въезжает в город, он останавливается в гостином дворце в ожидании разрешения выступить с речью перед Советом сенатов. Послы имели право взять с собой переводчика, а члены Совета могли по окончании выступления обратиться к послу со своими вопросами. В случае серьезных столкновений между послом и Советом сенатов, или непристойного поведения посла, его отказа отвечать на вопросы, дипломатическая неприкосновенность посла уже не действует, посла отправляют туда, откуда он приехал, причем под стражей. Традиции того времени также ограничивали максимальный срок пребывания миссии посла, например, в Риме послам Македонии было дано 60 дней для заключения соглашений между ними. Если же срок проходит, а результата нет, то посол превращается в шпиона и насильственно отправляется в берегам моря, откуда и будет отправлен туда, откуда приехал. Именно этот метод является одним из методов давления, который применяла Римская империя в международных отношениях, исходя из позиций силы и превосходства во время мира и войны.
Римляне также практиковали метод взятия заложников из побежденной ею страны. Это являлось как бы гарантом выполнения всех обязательств и международных договоров в отношении проигравшей страны. В случае того если поигравшая сторона нарушает правила договора, то заложники превращаются в военнопленных и находятся в заключении. Этот метод практиковался даже в средние века, а в настоящее время он применяется только во время военных действий.
Международные отношения византийцев: В 476г. н.э. произошел раскол Римской империи на две империи: Западно-Римская империя со столицей в Риме; Восточно-Византийская империя со столицей в Константинополе (нынешний Стамбул).
В этот период появляются на карте новые сильные государства того времени как: Исламское Аммовийское государство в Андалосе (нынешняя Испания); Исламское Аппосийское государство в Багдаде (Ирак); Государство Шарльман в западной Европе (Франция), которое стремилось создать союзные отношения с папой Римским.
В это время каждое из государств стремилось к созданию наиболее крепких международных отношений. Для этого в Византийском государстве создавались специализированные управления, подчиняющиеся имперскому правительству. Основная задача таких управлений – организация международных отношений в империи, подготовка опытных специалистов в области проведения переговоров, подготовка профессиональных дипломатов, которые могли бы представлять интересы своего государства в зарубежных странах.
По правилам того времени послов отправляли в зарубежное государство в случае назначения нового императора, которому могли сообщить эту новость. Также было принято на практике, что послы брали с собой товары с тем, чтобы продать их на местных рынках для укрытия расходов посольства. Но этот метод постепенно ушел из практики, потому что он требовал больших усилий и времени у посла в коммерческих делах, что в свою очередь отвлекало посла от самой главной цели его поездки.
Византийская дипломатия особенно отличалась тем, что чересчур много внимания уделялось протоколам и торжествам. Для проведения такого рода церемоний создавались специальные управления. В дипломатических международных отношениях Византии наблюдаются приемы обмана, взяточничества, искажения фактов в свою пользу, подлость по отношению к другим. Эти приемы вели к распространению ложного мифа о силе и мощи Византийской империи и к враждебности к Византии. Некоторые исторические сведения о Византийской империи рассказывают о том, что Византия во время приема послов зарубежных государств организовывала огромные военные торжества, на протяжении которых перед послом проходили военные отряды полные обмундированием и оружием, с целью поразить их воображение, выставить перед ними в самом выгодном свете мощь Византии. В то же время торжества и приемы обставлялись так, чтобы не дать возможность послам видеть и слышать слишком многого, разузнать слабые стороны Империи.
В своих международных отношениях византийские императоры использовали метод женитьбы и создания родственных отношений с главами зарубежных государств с целью укрепления своих международных позиций и распространения христианской православной веры, которую они исповедовали. Для достижения таких целей послов отправляли с дорогостоящими редкими подарками, что увеличивало расходы на дипломатие.
Международные отношения арабов и Исламских государств: международные отношения развивались еще до возникновения ислама благодаря выгодному стратегическому расположению Аравийского полуострова как стык дорог и караванов между океаном и морем, между севером и югом, востоком и западом. Эти выгодные условия помогли создать крепкие коммерческие отношения между арабами и их соседями. Арабские отношения, торговля, монета проникали на восток и север Африки через Красное море, в Рим через Сирию и Средиземное море, в Персию через залив и Ирак, в Индию через Индийский океан. Это создавало условия для развития как двусторонних, так и многосторонних отношений, для обмена послами, дипломатическими миссиями. Такие отношения особенно хорошо прослеживаются с Персией, Римом, Эфиопией.
Исторические источники сообщают о приезде посла Персии, императора Рима и короля Эфиопии на Аравийский полуостров для поздравления друг друга, для проведения переговоров, и заключения договоров. Источники рассказывают о посольстве Абдуаль-Мутталеб бин Хашим в Эфиопии, которое требовало возвращения верблюдов, захваченных эфиопитскими солдатами во время вторжения на Аравийский полуостров.
После возникновения исламской религии положение изменилось. Основной целью международных отношений и дипломатии была пропаганда новой религии и распространение ислама за пределы Аравийского полуострова, который уже полностью принял ислам.
Арабский пророк Мухаммад начал устанавливать внешние связи с послания посольств, во главе которых находились его сподвижники. Послы передавали письма пророка разным арабским племенам как внутри, так и за пределами Аравийского полуострова. Пророк отправлял также послов с его письмами к Римскому императору, в Персию, Египет, Эфиопию. Мухаммад призывал всех к проведению встреч и конгрессов для объяснения принципов ислама. Пророк утвердил принцип дипломатического иммунитета для послов и при этом говорил такую фразу: “Ей богу, если бы не было запрещено убийство послов, я бы ударил вашу шею”, которая стала как правило дипломатической неприкосновенности Исламского государства.
Распространение ислама, создание Исламского государства, расширение ее территорий арабский пророк видел в следующих принципах: заключение договоров; объявление войны в защите ислама; предупреждение врага и дать ему достойный срок для ответа; организация перемирий во время войн; обмен военнопленными; утверждение мира.
Эти принципы соблюдали халифы и после смерти пророка. После создания Амовийского государства и перенесения столицы Исламского государства из Мекки (Аль-Хиджаз) в Дамаск (Сирия) традиция послания посольств продолжалась и сохраняла суть своей традецы как было во время пророка. С распространением ислама расширялись и усложнялись задачи исламской дипломатии, особенно во время напряженных отношений между Амовийским государством и Византийской империей. В этот период задачи послов были следующими: заключение мира и временное прекращение военных сражений; достижение стабильности на внешней границе; заключение договоров, что было жизненно важным и необходимым для Амовийского государства. Это концентрировало силу, необходимую для ликвидации внутренних конфликтов в разных уголках Исламского государства.
К известным посольствам Амовийского государства относится посольство Амовийского халифа Сулеймана бин Абдул Малика в Китае в 96г. хижрит (исламский календарь).
В эпоху Аппосийского государства столицу перенесли в Багдад (Ирак). В этот период Исламское государство становится наиболее сильным и достигает своего расцвета, расширяются территории государства. Международные отношения и дипломатие отвечают уже за укрепление политических, экономических и культурных связей с близкими и более отдаленными государствами. Уже после прекращения политики исламского завоевания, которая началась в период правления халифов пророка и продолжалась в эпоху Амовийского государства, существовал единственный язык для взаимопонимания с соседними странами. Первое, что сейчас интересовало апосийских халифов было расширение своих международных отношений, которое осуществлялось через отправления посольств в Византийскую столицу – Константинополь, столицу Римской империи, в Болгарское королевство, государство франков в западной Европе, в Индию и Китай.
Апосийские халифы Харун аль-Рашид, Аль-Мамун и Аль-Муътасим заключали договоры о перемирии с Византийской империей, проводили обмен военнопленными, дипломатический культурный обмен для укрепления культурной связи с Византией, обмен научными делегациями для улучшения работ научных исследований в высших школах обеих государств подобно задачам культурных советников и атташе в современных посольствах.
Отношения между апосийским халифом Харун аль-Рашидом и королем франков Шарльманом укреплялись. Они обменялись посольствами для укрепления дружбы между собой в 801г. н.э. Второе посольство Шарльман отправил в Апосийское государство в 802г. н.э. А со стороны Харуна аль-Рашида второе посольство было отправлено в 807г. После чего последовало предложение аль-Рашида о заключении мирного договора, который: защищает интересы франков против Византии; защищает апосийскую сторону против Исламского Амовийского государства.
Этот договор был направлен со стороны Апосийского государства со столицей в Багдаде в сторону государства франков в Галии (Франция) с целью создания союза против Амовийского государства со столицей в Андалосе. Но одновременно Византийская империя продолжала свое сближение с апосидами для создания с ними союза против франков.
В международных отношениях сегодня это называется политика международного равновесия и защита взаимных интересов в среде политических сил.
Исламские государства стремились нормализовать и укрепить двусторонние отношения с мелкими государствами и княжествами, а также с немусульманскими государствами.
В этот период Византийская империя отправляет посольство в Египет во время правления государства Туланидов и Ихшидов с целью утверждения своих дружеских отношений с этими странами и с требованием возвращения своих военнопленных. Такие посольства были также отправлены в Сирию к Сейфу Аддаула аль-Хамадани В Алипо и к аль-Азизу Билла аль-Фатими с просьбой разрешить византийцам отремонтировать храм Иисуса в Иерусалиме в 418 г (хижри).
Во время крестовых походов роль дипломатических отношений ограничивается на переговоры и на временные примирения между мусульманами и крестоносцами. Самые известные переговоры того времени – переговоры аль-Малика, аль-Адила Салахиддина командующих мусульманскими войсками и Ричарда Львиное Сердце командующий английским войском для временного примирения во время блокады осажденного города Ока в Палестине в 1189г., в результате переговоров было достигнуто перемирие на 3 года и 3 месяца между воюющими сторонами. Также были заключены договор о перемирии между мусульманами и крестоносцами в г. Думьят в Египте в 1218г., договор о временном перемирии в г. Яфа в Палестине между султаном Египта, аль-Малика и Фридирика II, командующим войсками крестоносцев, союз между мусульманами под руководством Салахиддина и византийским императором (православная восточная церковь) против крестоносцев католики западной церкви в 1185г. Одновременно западные католики заключили союз с монголами против мусульман и с этой целью отправили свои посольства, которые призывали монгол к нападению на мусульман. И действительно, монголы отправили свои войска под руководством Чингисхана и в 1258г. столица Апосийского халифата город Багдад был разрушен. Эта война продолжалась до тех пор пока исламские войска в 1260г. не победили монголов. С этого времени западный католический союз распался. История также сообщает о союзе между А. Темуром и византийским православным императором Мануэлем против мусульманских усманитов, которые осуждали Константинополь с начала XV в.н.э.
Мы видим, что положение между королями Западной Европы и Исламским миром не сохранялись по-прежнему и вскоре изменились. Европейские и исламские государства обменялись посольствами. Венеция, Генуя и другие страны отправляли посольства в Сирию в 13в.н.э., в Египет, в Самарканд в 15в.н.э. Флоренция открыло постоянное дипломатическое представительство в Александрии, что положило основу для дальнейших постоянных дипломатических миссий между Европой и Исламским миром. Посольствами обменялись и страны Северной Африки, восточных берегов Средиземного моря, Центральной и Малой Азии, Индия и Китай.
История международных отношений арабских и исламских государств сообщает о ряде принципов и правил, на основе которых выбирали послов, также правила протоколов и торжеств, дипломатической неприкосновенности и др. Послов избирали из числа славных людей, ораторов, которым присуще характер, мудрость, терпение и бдительность.
С расширением международных отношений мусульманских государств с соседними в 13 – 14 вв.н.э. появился принцип специализации в посольствах. Например, отправка офицера армии для переговоров о временном перемирии или отправка посольства с несколькими членами, среди которых один с военной должностью, другой разбирается в законодательстве, третий является писарем. Такие посольства специализируются на юриспруденции, разбираются в законности договоров, рассматривают вопросы безопасности короля и его войска, имеют большой опыт в составлении документов различных стилей и в ведении переговоров.
Одно из видных и известных правил дипломатических отношений арабских государств правило Маъауия бин Аби Суфиан I-й амовийского халифа в Дамаске, известный как самый ловкий и хитрый арабский правитель того времени. Ему принадлежат слова: “Если между мною и людьми была бы волосинка, то она бы не отрывалась потому, что когда они ее тянут, я ее пускаю, а если они пускают ее ко мне, я тяну.” Этот метод в то время считался самым мудрым и показывал гибкость и власть в политике и международных отношениях.
Что касается правил протокола и приема послов, то послы всегда брали с собой доверительные письма от халифа, короля или принца. Эти письма обычно писали на арабском, персидском или турецком языках в специальном заведении, которое называлось “диван писем”. Иногда посла сопровождал переводчик, знающий язык той страны, куда они направляются. Иностранных послов встречали с большим уважением и с проведением торжества на высоком уровне. В некоторых случаях отправлялась делегация, для того чтобы встретить послов и их сопровождающих на государственной границе. В сопровождении уже делегации посольство въезжало в город, потом отправлялось в гостиный дворец, после чего его принимал король, халиф, султан или принц. Этот порядок принятия посольства сохранился до сих пор. Также мусульмане утвердили принцип безопасности послов, их имущества, с целью обеспечения им возможности совершать миссию, ради которой он прибыл без лишних беспокойств и затрат. Это подобно дипломатической неприкосновенности в настоящее время.
В средние века международные отношения арабских исламских государств имели ряд правил, действующих до сих пор. Например, предварительное подписание договора (соглашения) или его отдельных статей инициалами полномочных представителей договаривающихся сторон в знак согласия текста договора. Договор (соглашение) обретает юридическую силу после подписания его государственными деятелями и ратификации высшими законодательными органами соответствующих государств. Этот метод подписания договора (соглашения) сегодня называется парафирование, от французского paraphe – сокращенная подпись.


III -КЛАССИЧЕСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Международные отношения и дипломатия в своем классическом виде, которые мы наблюдаем сегодня, сложились в 15 –16 вв., когда была создана первая дипломатическая миссия в Италии в 1450 г. н.э., по инициативе дона Милиано Франческа Сфорза. На протяжении 20 лет с этой даты европейские государства создавали свои дипломатические представительства за рубежом. К послам в то время относились очень подозрительно и осторожно и во многих случаях считали их зарубежными шпионами. Послы имели две основные задачи: цель первой укрепление коммерческих отношений; цель второй сбор точной информации о политике и жизни того государства, куда он прибыл и защита интересов своего государства.
Так как пресса в Европе в то время еще не была известна, посол должен был поддерживать близкие дружеские отношения с правителями тех государств, в которых аккредитован для получения более достоверной информации о жизни правителя и его государства в целом. В 1513г. Никола Микъявели опубликовывает свою книгу “Принц”, в которой описывает свою известную теорию о том, что цель оправдывает средства. Это значит, что правитель, глава государства имеет право на ложь, подлость, предательство для обеспечения и укрепления своей власти и никакие этические принципы здесь не имеют значения. Этот метод быстро распространился в дипломатие, особенно использование секретных документов, взятка для получения информации, тайные работы и т. д.
Дипломатие в течение 16 – 17 вв. попали под влияние французского метода, который положил основу для возникновения первых правил международного права. Эти правила пропагандировал и призывал к их выполнению шведский дипломат, голландец по происхождению Гросеос, который эмигрировал во Францию в 1620г., а позже был назначен послом Швеции в Париже. В своей книге “Закон, война и мир”, которая была опубликована в 1625г., изложил свою теорию, идея которой состоит в том, что должен быть естественный закон, рожденный из ума и совести человечества, стоящий выше короля и правительства, а исполнение этого закона контролирует специальный аппарат.
Заслуга в создании первого министерства иностранных дел (МИД) в мире в 1626г. принадлежит ведущему политическому деятелю французскому кардиналу Ришелье, министр при короле Франции Луиса XIII. Ришелье также практиковал принцип уважения к переговорам и соглашениям и соблюдения их содержания, старался освещать общественное мнение в своей политике через издания специальных брошюр, в которых подробно объяснялись цели государственной внешней политики. Из исторических источников известно, что уже в конце 17 в. Франция имела более 10 постоянных посольств в европейских столицах.
В 18 в. Франция была колыбелью, главным источником дипломатии. Именно тогда вышла книга Ди Кальера, одного из ведущих дипломатов того времени, которая называлась “Метод переговоров с королями”. Этот метод был основан на взаимном доверии и правде, совсем противоположный методу Микъявели, и признан как основа дипломатии. Ди Кальер определил основные черты успешной работы дипломата во время переговоров: ясность; честность; бдительность; уметь правильно делать выводы: уметь слушать; ловкость; хорошее поведение; умный собеседник; быть приятным в общении.
Рядом с призывами и принципами Кальера появилась двойственность в дипломатие, которая проявлялась между официальными и неофициальными указаниями. Французская дипломатия продолжала быть образцом дипломатии, а французский язык оставался языком дипломатии в 18 в. Французские послы отличались своей масштабностью работы, их задачи касались всех сторон жизни той страны, где они работали. На практике учитывались все дипломатические нюансы. Посол был обеспечен рекомендательным письмом от министра иностранных дел, которое было направлено к некоторым важным официальным лицам той страны, в которой посол будут аккредитован. В основном свои отчеты правительству французские послы делали основываясь на политических и экономических событиях в той стране, где они работали.
В Великобритании интерес к дипломатие появился в 1708г., когда королева Великобритании издала закон о защите дипломатов в судебных процессах. Это произошло после знаменитого инцидента с послом России, который по решению Суда был задержан за неуплату долга. Этот инцидент стал причиной вызова посла без верительных грамот по решению российского царя Петра Великого.
В течение XIX в. французский язык был языком дипломатической переписки. Этот период характеризуется господством европейских государств во всем мире и влиянием этих государств на судьбу многих народов мира. Некоторые европейские державы благодаря своей военно-экономической мощи, сумели завоевать многие страны мира и превратить их в свои колонии. Влияние на жизнь народов этих колоний шло исходя исключительно из собственных интересов держав. Но для того чтобы сохранять международный мир и равновесие интересов крупных европейских держав возникла теория союзников и теория создания Европейского Союза между крупными европейскими государствами для решения возникших проблем между ними. Народы колоний и более мелких бедных государств были вынуждены подчинятся их правилам игры, которые диктовали европейские державы через различные способы давления на свои колонии.


IV – СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Современные дипломатие и международные отношения находятся под влиянием трех факторов:
первый фактор – большой прогресс в современные средства коммуникации (кабельный телеграф, кабельный телефон, радиотелеграф, радиотелефон, телекс, телефакс, спутниковая связь, международные компьютерные сети), которые позволяют дипломатам связываться со своими правительствами очень быстро и непосредственно, отправлять нужную информацию и свои отчеты, а также получать ответы и срочные распоряжения последовательно и моментально, не тратя на это недели и месяцы как раньше. Также это намного упростило процесс обмена мнениями между дипломатами и правительствами.
второй фактор – развитие средств передвижения на суше (транспорт), на воде (кораблестроение) и в воздухе (самолетостроение), что дало возможность дипломатам очень быстро и удобно передвигаться по всему земному шару.
третий фактор – освобождение большинства колоний и получение своей независимости, что привело к возникновению разных видов демократии и уменьшению абсолютной власти. Сегодня представители народов участвуют в строительстве своего государства через парламент, различные организации посредством принятия важных решений.
Дипломатие вышли из круга секретности в круг гласной дипломатии, которая подчиняется давлению общественного мнения и средствам массовой информации (пресса, радио, телевидение). Это подтверждается результатами первой мировой войны и созданием Лиги Наций в 1920г., которая заключила в своем манифесте: “Наше желание чтобы мирные мероприятия были гласными и не допускали никакого тайного соглашения в любом виде. Эпоха завоевания и расширения территорий, заключения тайных договоров закончилась.
Заявление Президента США В. Уилсона, которое содержало 14 принципов, привело к увеличению роли США как защитника свободы и демократии. После исчезновения классической колониальной системы США стали лидером в Западном мире. Во время холодной войны между Востоком и Западом до распада социалистической системы, которой руководил бывший СССР, США был единственным лидером в мире.
Лига Наций не смогла выполнить свою задачу, скрепить систему международных отношений на глобальном уровне и стать инструментом для сохранения “вечного мира” и предотвратить сползание человечества к новой мировой войне. Противоречие между фашизмом и общечеловеческой цивилизацией выступило как основное противоречие лишь с началом второй мировой войны и было осознано правящими кругами Запада.
К сожалению, успешное сотрудничество государств с различным общественным строем в годы войны, их участие в антигитлеровской коалиции не нашло своего продолжения после окончания войны. Мир вновь оказался в состоянии теперь уже “холодной войны”. Началась эпоха ядерного, блокового противостояния двух систем. Несмотря на создание в 1945г. на международном конгрессе в Сан-Франциско ООН – крупнейшей на сегодняшний день международной организации глобального масштаба, мир остался двухполюсным и зависел во многом от характера взаимоотношений между двумя сверхдержавами – СССР и США.
ООН была создана в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. 26 июня 1945г был подписан Устав, который объявил о создании ООН. Данный Устав вышел в силу 24 октября 1945г. и содержал следующие принципы: гласность в дипломатии; ликвидация всех тайных договоров; право народов в решении своей судьбы; улучшение межгосударственных отношений через доброжелание и взаимопонимание; равенство в суверенитете между всеми государствами согласно с юридической точки зрения.
Из элементарных прав суверенитета отправление и принятие дипломатов осуществлялось согласно взаимного желания и согласия второй стороны.
Благодаря распространению демократии возникло местное и общественное мнение, которое постепенно стало влиятельной силой, действующей на принятие решений в разных странах мира. А это в свою очередь помогло местным и международным средствам массовой информации активно участвовать в создании международного общественного мнения и осуществлять международный культурный и человеческий диалог, который имеет прямую влияющую роль на работу дипломатов, на ход событий, происходящих во всех уголках земного шара в эпоху глобализации.
Скорость отправки и получения информации очень велика и охватывает письма, тексты, звуки, иллюстрации, движение через современные электронные средства коммуникаций. Дипломаты используют в своей работе всю информацию и комментарий средств массовой информации, которые присутствуют в их отчетах. Отчеты приобретают более серьезный, точный и реальный вид чем пресс материалы, учитывая и то, что очень часто средства массовой информации искажают и освещают недостоверную информацию. Сегодня использование информации – это оружие массового поражения и одно из средств современной работы дипломатов.
В результате распада традиционных империй после окончания второй мировой войны в дипломатие практиковались новые элементы, которые заключаются в 4 направлениях:
- возникновение социалистической системы, во главе с бывшей СССР и Народной Республикой Китая – двух постоянных членов Совета Безопасности ООН как мировая влиятельная сила, имеющая центральную власть и полное господство внутри страны и власть одной коммунистической партии. Это привело к появлению дипломатических кадров, поддерживающих коммунистическую идеологию как метод дипломатических отношений с другими государствами. Появились влиятельные дипломаты мирового уровня, как Андрей Громеко (родился в 1909г.) – министр иностранных дел СССР, который вручил свою верительную грамоту как посол СССР в США в 1943г. В 1957г. стал министром иностранных дел, а в 1973г. членом политического бюро КПСС до начала 90-х гг. А в США на протяжении этого периода сменились 9 министров иностранных дел.
- Увеличение количества государств, вступивших в ООН после обретения независимости в 50 – 60-х гг. XX в. (бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке). Если в 1945г. в составе ООН было всего 50 государств, то к 1980г. их число насчитывало 159 государств. После распада социалистической системы, а затем и СССР, многие молодые государства отделились и получили независимость. Теперь количество государств, входящих в ООН приближается к 200. Молодые независимые государства ощущают большую нехватку в дипломатических кадрах, т.к. бывшие метрополии утвердили здесь свои методы дипломатии. Теперь необходимо строить свою собственную независимую внешнюю политику и укреплять отечественный суверенитет на основе своих национальных интересов. Так постепенно складывалась новая дипломатическая школа, имеющая собственные традиции, рождались опытные дипломатические кадры и в развивающихся странах, которые играли особенную роль в международных отношениях и в региональных специализированных и международных организациях. Среди таких опытных дипломатов особенно выделились Юсант из Бирмы, Парис Дикулар из Латинской Америки, Потрас Потрас Гали из Египта, которые занимали пост Генерального секретаря ООН в разное время до сегодняшнего Генерального секретаря Кофи Аннона, африканский дипломат. Среди ведущих дипломатов развивающихся стран доктор Мухаммад Фаузи, занимающий разные дипломатические посты, среди которых посол Египта в США, Японии, Великобритании, Палестине и постоянный представитель Египта в ООН. В 1952г. он стал министром иностранных дел Египта, в 1970г. – председатель Совета Министров, в 1972 – вице-президент Египта. Абдулазиз Бута флика бывший министр иностранных дел Алжира, был избран президентом Алжира в ХХ в. Принц Сауд аль-Файсаль – министр иностранных дел Королевства Саудовской Аравии с 1975г. до настоящего времени.
- Специализация в дипломатие возникла из необходимости расширения круга дипломатии и их сложностей в рамках современных международных отношений. Это стало требовать у дипломата знаний не только политического дела, но и экономического, военного, культурного и т.д. Информационно-экономические отношения стали важным элементом в международных отношениях и привели к расширению круга работ и к необходимости помощников посла из числа специалистов определенного направления дипломатиы. Исходя из этого возникли новые должности в дипломатических миссиях, как советник или атташе по коммерческим, военным, культурным, информационным, рабочим, туристическим делам и т.д.
- Дипломатие намного усложнились после возникновения новых видов дипломатии. Например, дипломатия конгрессов и региональных международных организаций как ООН и ее специализированных организаций, возникновение народной дипломатии, которая охватывает неофициальные дипломатие через обмен делегаций в области культуры, науки, туризма, спорта, молодежных, женских, рабочих и т.д., также двусторонние и многосторонние отношения между общественными и политическими организациями и научно-экономическими учреждениями.


V – СТРУКТУРА И РУКОВОДСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ


Глава государства является вершиной пирамиды руководящих структур международных отношений в странах Азии и Африки. Глава государства (король, султан, принц в монархической системе, и президент или председатель правительства в республиканской системе) соблюдает, как правило, следующее: заключает международные отношения со зарубежними странами. назначает министра иностранных дел согласно с конституцией. назначает послов, которые представляют страну за рубежом. аккредитует послов зарубежных стран у себя в стране. участвует в встречах в верхах. определяет внешнеполитический курс своей страны с помощью ответственных органов как правительство, парламент, МИД, правящие партии, СНБ.
Ответственность разделяется между гловом страны и председателем правительства в некоторых монархических и президентских режимах. Председатель правительства наблюдает за внешней политикой государства, т.к. он является лидером партии, которая представляет большинство в парламенте, как например в Вилики притания, Индии, Израиле, Пакистане, и т.д.
Президент страны занимается развитием международных отношений, т.к. является вершиной пирамиды дипломатических структур. Дипломатия в основном является официальным межправительственным сношением и осуществляется между главами государств и правительств через специальных посланников и послов.
Иногда возникает необходимость регулировать международные связи самим главам государства. В этих случаях двусторонние и многосторонние отношения крупных государств и отношения между союзниками или соседними государствами, участвующие с ними в региональных организациях принимают название дипломатия в верхах. Этот метод не является новым в международных отношениях, т.к. он практиковался королями с давних времен для обсуждения своих интересов и принятия необходимых решений. Дипломатия в верхах наблюдается также во время и после второй мировой войны, когда главы государств союзников встречались для обсуждения хода военных действий и положения в послевоенный период.
После второй мировой войны начались регулярные встречи в верхах, в международных и региональных организациях, как например встречи королей и глав арабских государств, встречи глав государств неприсоединения, встречи глав государств организации Африканского единства, встречи в верхах глав государств участников Организации Исламской Конференции и глав государств Ассоциации стран Западной Африки и другие.
Обычно до начала официальной встречи в верхах проводится ряд подготовительных работ, которые выполняет министры иностранных дел, аккредитованные послы в ожидании совещания глав государств. Министр иностранных дел является первым помощником и советником главы государства в международных отношениях. Он одновременно является связником между своим правительством и внешним миром. Министр участвует в планировании государственной внешней политики, согласно с его полномочиями, наблюдает за ходом выполнения работы с участием всех структур Министерства иностранных дел, его представительств за рубежом.
В некоторых странах назначают министра для оказания помощи министру иностранных дел по политическим и административным вопросам. В других странах назначается заместитель министра иностранных дел, который входит в Кабинет министров и теряет свою должность при расформировании правительства. Существует число таких стран, где министр иностранных дел назначается как заместитель премьер-министра для необходимости этой страны. Также в некоторых государствах назначают советника президента по делам национальной безопасности, как например в США.
Среди таких государств, которые поддерживают принцип назначения советника президента по делам национальной безопасности Арабская Республика Египет, где эту должность с 1972 по 1974 гг занимал Мухаммад Хафиз Исмаил для проведения негласных международных связей в рамках подготовки мероприятий к войне между Египтом, Сирией и Израил в 1973г. для освобождения своих земель, захваченных Израилем с 1967г. Египет после длительной политической борьбы полностью освободил свои территории, оккупированные Израилем, в частности Синайский полуостров, через переговоры, которые закончились уходом последних израильских солдат с египетских территорий в 1982г.
К структурам, которые участвуют в международных отношениях и в формировании внешней государственной политики также относятся: органы государственной безопасности. все министерства, каждое в своем направлении, особенно министерство обороны, финансов, внешней экономической деятельности, здравоохранения, связи и транспорта. средства массовой информации. политические партии, общественные и культурные организации в рамках народной дипломатии.


VI – ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Исполнительными структурами международных отношений в странах Азии и Африки являются: структура Министерства иностранных дел (МИД) и его канцелярии Chancellery. дипломатические представительства за рубежом Chancery. МИД любого государства является специализированным органом по внешним связям государства с другими государствами, региональными, специализированными и международными организациями. В компетенции МИД большинства стран Азии и Африки следующее: участие в формировании внешней государственной политики и ее исполнение. курировать государственные отношения с другими странами мира, с региональными, международными и неправительственными зарубежными организациями через: а) консульские, посольства, представительства, различные организации представить государство перед зарубежными правительствами и организациями. б) организации обмена дипломатическими и консульскими миссиями с другими государствами. в) представление государства в региональных и международных организациях и конференциях. г) проведение переговоров, заключения соглашений во всех видах двусторонних и многосторонних отношений.
1. пропагандировать государственные интересы своей страны за рубежом и собирать отчеты дипломатических представительств страны за рубежом. Изучение содержания отчетов и анализ информации, касающейся событий, которые влияют на целостность и безопасность государства или на ее отношения с зарубежными государствами и организациями.
2. защищать государственные интересы за рубежом и интересы своих граждан по мере необходимости. (6: 69)
Структура МИД. Структура МИД во всех странах мира почти одинаковая. Каждое министерство имеет ряд департаментов (отделов): политический, консульский, технический, экономический, канцелярский, финансовый и т.д. Также существуют географический и специализированные отделы и отделы, защищающие высшие национальные интересы государства и ее внешнюю политику.
Политические отделы как обычно создаются на географической основе. Географический район расширяется или уменьшается согласно с национальными интересами государства. В некоторых странах Азии и Африки географический отдел охватывает политическую, экономическую и культурную сторону. В некоторых государствах только ограничивается внешней политикой – отдел по политическим связям. Специализированные отделы сохраняют между сотрудничество и координацию работ.
Главные отделы МИД в странах Азии и Африки: управление международных организаций. управление по международному праву, соглашений и договоров. экономическое управление. управление по культурной связи. управление международных конференций. управление прессы и информации. управление протокола. управление по консульским делам. управление дипломатических и консульских миссий управление научных исследований, безопасности и информации. управление по финансовым и канцелярским делам. управление по политическому планированию. управление по научным делам. управление эмиграции. управление дипломатических институтов. главная канцелярия. управление библиотекой.
Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию.
Согласно 3 статье Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая вступила в силу в 1961г., а для Республики Узбекистан 1 апреля 1992г., функции дипломатического представительства состоят, в частности: в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания; в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; в ведении переговоров с правительством государства пребывания; в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства; в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.
Эти функции выполняют все МИД в странах Азии и Африки. МИД Египта имеет 12 управлений, среди которых политические и географические управления: по делам Палестины (управление решает проблемы, которые имеют особое значение во внешне государственной политике) Лига Арабских государств (управление отношений с региональными организациями, имеющие особую важность во внешне государственной политике) по делам Судана (государство имеет стратегическую важность во внешней политике) по делам Израиля (государство имеет стратегическую важность во внешней политике) Содружество Независимых Государств, СНГ (управление отношений с группой государств, имеющих важное значение во внешней политики) Наряду с этими вышеперечисленными управлениями существует 7 специализированных управлений, из них: управление по экономическим делам и по международному сотрудничеству (работает координировано с Министерством экономики, которое курирует внешнеэкономические связи) управление по культурным связям и по техническому сотрудничеству, является самым крупным специализированным управлением в МИД Египта.
Арабская Республика Египет в рамках развития международных культурных отношений между государствами предоставляет стипендии студентам зарубежных стран на учебу а Египетских университетах и организует стажировки в области науки техники и соблюдает правила заключения договоров о двусторонним сотрудничестве в области экономики, науки и культуры. Многие государства Арабского мира, Африканского континента, СНГ, которые заинтересованы в развитии отношений с Египтом непременно используют весь накопленный опыт этой страны в области образования, информации, медицины, мелиорации (орошение), сельского хозяйства. Египет создают культурные центры во многих странах мира, среди которых и Узбекистан – Египетский центр науки и образования в Ташкенте, действующий с 1994г. При МИД Египта действует институт дипломатических исследований, который был создан в 1966г. для подготовки кадров в области международных отношений. Институт организует одногодичный курс для новых сотрудников министерства, специальные курсы для дипломатов, назначенных на должности за рубежом, спецкурсы для военных, коммерческих и информационных атташе, которые представляют страну в египетских дипломатических представительствах за рубежом, и также спецкурсы для сотрудников в области международных отношений из арабских и других зарубежных стран.
Арабская Республика Египет является членом ООН и ее специализированных организаций, Лиги Арабских государств, Организации Африканского единства, Группы неприсоединения, Организации Исламской конференции и имеет широкую связь с региональными и международными организациями. В ее столице Каире аккредитованы ряд представительств международных организаций, а также штаб-квартира Лиги Арабских государств.


VII – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ


В результате колониальной политики европейских государств на протяжении многих веков в колониях возникали проблемы, касающиеся международных отношений. Эти проблемы создавали сами европейские государства – метрополии. Колониальный режим по своей сущности является одним из видов политического, экономического и культурного господства, цель которого - экономическая эксплуатация колоний, использование их всех природных и людских ресурсов для улучшения жизни и экономики господствующего государства.
Очень часто колониальные державы скрывают истинное лицо своей колониальной политики, выполняя ее якобы по гуманным причинам, с целью помощи, развития отношений и т.д. Это конечно, ложь, которая не имеет никаких оснований и оправданий в истории.
Наряду с колониальной политической, экономической и культурной целями колониальной политики существуют и другие интересы господствующих колониальных стран в колониях, как обеспечение себе стратегических ресурсов для укрепления своей экономической и военной мощи, как например нефть (государства экспортеры нефти в Азии и Африки). Некоторые колонии являются стратегическим звеном в международных путях сообщения, как Суэцкий канал в Египте, порт Джибути, порт Аден в Йемене, Добрый мыс в Южной Африке и множество других портов и островов.
Главным стратегическим интересом колониальной политики Великобритании было создание огромного морского флота для защиты своей торговли от конкурентов, других колониальных держав. Именно благодаря своему превосходству в море, Англия смогла взять под свое господство множество стратегически важных морских баз, как Гибралтар, Мальта, Кипр, Суэцкий канал, Порт Аден, Сингапур, Добрый мыс и ряд островов в Карибском море.
Такую же политику поводила и США, и в 1947г. сумела взять под свой контроль такие острова, как Маршалловы, Каролинские, Марианские. Этот контроль был единственным способом укрепления безопасности острова Гавайи, который представлял для западной части Американского континента особое стратегическое место в обороне.
В некоторых случаях колониальные государства захватывали территории других государств, в основном своих врагов. Присоединяя эти земли к своей территории, государства избавлялись от своих врагов, т.е. враг уже не мог принимать какую-то ни было политику по отношению к уже бывшей его территории. Из исторических примеров можно отметить то, что Великобритания, поводя свою колониальную политику в Индии, захватила Бирму, с целью создания здесь ряда земных баз, которые могли бы противостоять российскому и французскому вмешательству. Это сделали и голландцы, когда захватили острова в Восточной Индии.
Колониальные державы использвали для укрепления своей военной мощи и людскую силу; Великобритания использовала индийских солдат, а Франция магрибских и сенегальских солдат в своих войнах, как укрепление и дополнение нехватки человеческих резервов колониальных государств.
Несмотря на развитие и улучшения отношений за последние десятилетия ХХ в. мы видим, что последствия колониальной политики продолжают отражаться и в современных международных отношениях. Это происходит потому, что с колониальной системой связана захватническая, грабительская политика; экономическая эксплуатация, хищническое использование природных ресурсов, истощение, использование зависимых стран как источников сырья, рынков сбыта, сферы приложения капиталов, военные плацдармы и опорные пункты для дальнейшей экспансии.
Интересы колониальных держав критически опасны по отношению к колониям:
1. Колониальные государства смогли управлять всей экономикой своей колонии; осуществляли экономический обмен между государствами, находящимися под их влиянием. В первую очередь обеспечили себе все материальные и экономические выгоды без какого-либо ущерба.
2. Колониальные государства смогли создать монополии над рынками своих колоний, проводя политику протекционизма, т.е. закрыли эти рынки для конкурентов, внедрили финансовые ограничения, повысили таможенные тарифы и т.д. Зависимые государства не могли импортировать свои нужды и товары из других финансовых зон. Одновременно колониальные государства старались развивать свои ресурсы из иностранной валюты за счет экспорта из колоний в другие страны. Это все более укрепляло финансовое и экономическое положение метрополии, а также финансировало весь импорт, ввозимый из зарубежных стран. Например, экспорт каучука из Малайзии использовала Англия в развитии своих резервов долларов США, когда этот резерв угрожал его снижению. Россия использовала экспорт хлопка, золота, минералов, нефти и газа для увеличения своих резервов иностранной валюты.
3. Жесточайшая эксплуатация колониальных владений и зависимых стран приносила огромную прибыль. Эти финансовые ресурсы отправлялись за рубеж в той инвестиции, которая обеспечивала бы процветание колониальной державе.
Все эти факторы вели к все более глубокой экономической яме, которая разделяет господствующие страны от бывших колоний. Государство, которое получило независимость придерживается такой политики: колониальное господствующее государство полностью отвечает за отсталость бывшей его колонии в результате политики экономического истощения и хищнического использования ресурсов. Колониальное государство должно принимать участие в проектах развития бывших колоний, как возмещение ущерба и значительного угнетения, которое колония терпела в результате политики господствующих стран.
Колониальная политика связана также с политикой апартеида (политика жестокой расовой дискриминации), которая вела к созданию большого психологического расстояния между колониальными державами и их колониями. В этом психологическом расстоянии выражалась международная нестабильность и давление. Этот барьер существует и сейчас и очень трудно решить все эти проблемы.
Фактически политика апартеида исходила из ряда причин и имела ряд результатов;
1. Внедрение колониальной политики апартеида, цель которой укрепление своих позиций через постоянное унижение расы и цивилизации коренного населения колонии, постоянные сравнения с европейскими расами, которые якобы превосходят какие-либо другие расы. Господствующие страны, проводя такую политику, подавляли всяческое сопротивление коренного населения, которое выражалось в отказе выполнять принудительные бесплатные работы. Монополия европейских колониалистов всегда была центром экономической силы и политического влияния в колониях.
2. Одновременно политика апартеида отнимала у коренных жителей элементарные права; они были лишены гражданских прав, получали более низкую заработную плату и т.д. Это, естественно, было чревато тем, что у народов колоний возникало чувство унижения и угнетения, в результате чего образовывались общества, которые призывали к революции против господствующих государств, их политики и методов. Такой жестокой расовой дискриминации было подвержено коренное африканское население со стороны Франции. Африканцы были лишены гражданских и политических прав, а жили лишь под покровительством колониальной страны (это продолжалось до окончания второй мировой войны). Африканские солдаты проходили военную службу намного больше, чем французские солдаты, также подчинялись системе принудительных работ (строительство железнодорожных и автомобильных дорог), исполняли массовые наказания за нарушение господствующего порядка. Политику апартеида проводили Великобритания, Япония, Россия, Германия, Италия, Голландия, Бельгия, Португалия, Испания. Самый яркий пример политики расовой дискриминации, которую проводило правительство Белое меньшинство до получения власти Нельсона Манделли в южную африку. Также деятельность Белого меньшинства наблюдалась в Анголе, Кении, Мозамбике до обретения ими государственной независимости в начале 70-х гг ХХ века.
3. Колониальная политика сознательно создала проблемы расовых и религиозных меньшинств в колониях с тем, чтобы использовать их для продолжения колониального режима и захвата территорий. Последствия этой политики до сих пор отражаются в международной политике и международных отношениях, несмотря на то, что классические модели колониального господства уже исчезли.
Колониальная политика опиралась на проблемы меньшинств в трех направлениях:
1. Особое внимание уделялось тому, чтобы создать у конкретного меньшинства чувство благодарности и подчинения. Впоследствии это использовать в качестве орудия для укрепления власти на большей территории колоний. Тому пример Великобритания, когда 28 февраля 1922г. издала заявление о передаче независимости Египта (естественно формально). Но при этом оставила за собой четыре условия; одно из них – защита христианского меньшинства (копты) в Египте, т.е. религиозное разделение между мусульманами и христианами. Великобритания наблюдала за их солидарностью во время революции 1919г. – одна из самых ярких народных революций в истории английских колоний. Также политика разделения между индусами и мусульманами в Индии.
2. Второе направление было базировано на поощрении эмиграции недешевой рабочей силы из одной колонии в другую. В некоторых колониях со временем это создало проблему эмиграционного меньшинства, интересы которых были тесно связаны с колониальным господством. Основным источником жизни была эмигрированная рабочая сила.
3. Открытые двери эмиграции в колонии перед авантюристами, которые нашли здесь шансы для лучшей работы и расширения своего заработка.
Эти направления в результате создали проблему; противоречия между подчинением меньшинств и коренным населением в колониях вели к недоверию и ненависти коренного населения к меньшинствам, например, китайское меньшинство в азиатских странах. Эти противоречия становились причинами кровавых столкновений и гражданских войн, которые тянут за собой и иностранные силы и вмешательство. Это в свою очередь приводит к постоянной угрозе миру и стабильности.
Поэтому большинство народов Азии и Африки смотрят на страны Запада как на главного врага, исходя из политики угнетения и расовой дискриминации, которые практиковали в своей внешней политике колониальные государства.
Сегодня страны Азии и Африки переживают тяжелые последствия колониальной политики, которая истощала всю мощь государств, материальные и природные ресурсы. Истощение привело к глобальным экологическим проблемам, к экономической отсталости. Но эти проблемы заставляют стремится к защите своих экономических интересов, своей независимости и национального суверенитета. Страны постоянно стремятся освободится от внешнего давления, избегают вхождения в различные военные блоки, которыми руководят бывшие колониальные державы.
Цели международных отношений стран Азии и Африки. Основная цель – укрепление национального суверенитета и политической независимости, создание дружественных отношений с разными странами мира. Страны Азии и Африки после обретения независимости делают все возможное, чтобы навсегда освободится от колониального режима. Ведь колониальные господствующие страны всегда стараются найти новые возможности, через которые можно было бы продолжать истощение ресурсов малоразвитых государств. Бедные, малоразвитые и развивающиеся страны пытаются противостоять средствам и методам колониального господства, которое до сих пор мешает народам этих стран полноценно развиваться и утвердится в мировом сообществе.


VIII – ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛОНИАЛЬНОЙ ВОЙНЫ В СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ


Колониальное господство имеет свои классические и современные подходы. Главная цель – подчинение народов различных государств, господство над экономическими и людскими ресурсами этих стран и направлять эту политику в свои интересы. Самым древним методом колониального господства является военный метод в виде военного захвата чужой страны. Экономические методы продолжают действовать и после оккупации чужих земель, и все больше истощать ресурсы страны. Культурные методы являются самыми опасными среди всех методов, т.к. это стержень политики господства, влияние развитых стран на развивающиеся в эпоху экономической и культурной колонизации.
Методы колониальных режимов. Военный метод – самый распространенный колониальный метод, особенно в прошлом. Из исторических сведений мы видим, что великие завоеватели использовали способ военного вторжения и завоевания чужих земель, с целью расширить владения своей колониальной империи и укрепить свое господство и влияние за счет захваченных регионов. Использование военных методов в колониальных завоеваниях было конкретной психологической потребностью вождя или главнокомандующего. Успех военных методов не был возможен без использования военных приемов: например, Наполеон Бонапарт мог влиять на всю Европу с идеологией и идеями Французской революции. Это значит, что культурных методов было бы достаточно для захвата всей Европы. Но он использовал метод военного завоевания для удовлетворения своей психологической потребности, которая даст ему чувство победителя и более сильно сыграет на его воображении. Экономические методы – ведут к расширению круга колониального господства на сравнительно другой уровень, чем при использовании военных методов. Колониальное господство через экономические методы дает намного глубокие результаты, а во многих случаях более длительные и эффективные. Это проявляется особенно сегодня, когда мир живет в эпоху экономической глобализации, превосходство в которой принадлежит развитым странам. Из современных примеров экономические методы – дипломатия доллара Dollar Diplomacy, который в настоящее время использует США. Дипломатия нефти Oil Diplomacy, который практиковала Великобритания в некоторых регионах Азии и Африки и обеспечила этим свое превосходство и солидное положение в международных отношениях.Культурные методы – самый умный и хитрый метод, используемый для подчинения колониальными странами. Использование таких методов получила огромную возможность в результате заметного технологического прогресса в современных средствах коммуникации, особенно в эпоху глобализации. Культурные методы не удерживают господство над землей или над экономикой стран, а завоевывают и удерживают под влиянием мозг государства и используют его для проведения изменений в отношениях между господствующими силами в мире.
Культурные методы имеют более стабильный и продолжительный результат, чем военные и экономические методы. Самым ведущим государством мира, которое больше других использовала колониальные методы своего господства была Франция. Этот метод называется “Миссия цивилизации” La Mission Сivilisatrice. Этот метод Франция использовала в регионе Восточных берегов Средиземного моря до первой мировой войны. Проникнув в этот регион через Французскую культуру, Франция создала здесь точку опоры, на которой базировалась колониальная политика в будущем.
В настоящее время, в эпоху глобализации экономические и культурные методы стали самой опасной угрозой для национальной безопасности, суверенитета и независимости развивающихся и бедных стран мира.
Стремление стран Азии и Африки к ликвидации колониальных методов. Страны Азии и Африки все сильнее противостоят результатам и последствиям классических колониальных методов, которые колониальные государства использовали в решении конфликтов между ними из-за их колоний. Каждое государство действовало исходя из своих собственных интересов, стараясь не использовать военные методы для решения конфликтов между собой.
а) метод разделения колониальных добыч Division of Spoils: этот метод разделения регионов влияния, который отвечает интересам колониальных государств, не учитывая ни внимание, ни интересы народов колонии. Например: Великобритания удовлетворяла германские требования в Восточной Африке через разделение Португальских колоний. Этот регион был разделен между ними. Но соглашение не было исполнено.
б) метод разделения регионов влияния Spheres of Influence используется между колониальными государствами, где каждый из них хозяйничает внутри регионов его влияния без никакого вмешательства со стороны других колониальных государств. Как например признание Франции сферы влияния Великобритании в Египте в 1904г., взамен на это Франция получила поддержку Великобритании против Германии в Марокко. Также Франция получила поддержку Италии взамен на согласие того, чтобы Италия проводила свою политику в Ливии. Российско-Британское соглашение 1907 года в кругу Ирана, Российско-Японское соглашение 1904г. о разделении Манчжурии на два региона влияния между ними.
в) метод создания разделяющих государств (буферных зон): этот метод был распространен в решении вопросов межколониальных государств, цель которого – создание государств или разделяющих регионов между ними для избежания военных столкновений на границах, и одновременно сохранение регионального равновесия через воздержание обеих сторон от расширения своих территорий за счет других. Например Афганистан, которых разделился между открытой северо-западной границей Британской Индии, куда легко можно проникнуть и завоевать территории, и Российскими колониями в Туркестане – создание длинного узкого коридора до Тибета на Востоке. Великобритания и Российская империя в 1907г. согласились на то, чтобы Афганистан остался разделенным государством между Российскими колониями в Туркестане (Республики Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Киргизстан, Таджикистан после распада СССР) и Британскими колониями в Индии (Индия и Пакистан сегодня). Это случилось и в отношении Тибета до присоединения его к Китаю.
г) метод участия в лицензиях и быть участником в этих лицензиях и политика открытых дверей: этот метод известен под названием соглашение Сcondominium, которых практиковали колониальные государства для внедрения во владениях лицензии, в одной из регионов который был под влиянием колониального господства. Политику открытых дверей практиковали колониальные государства для взаимного предоставления друг другу равных прав для торговли в регионах колониальной сферы влияния. Колония является общей колонией – обще колониальное господство. Самый лучший пример этому – международный договор 1885г., который подписала Бельгийская колония в Конго. Конго – открытая территория для всех государств, которые имеют коммерческие и экономические интересы в Конго. Этот метод также практиковали колониальные государства в Китае в XIX веке.
Проблемы возникающие в последствии колониальной политике отличаются в зависимости от того какой колониальный режим проводился в колонии. Существует два вида колонии: Первый – те колонии, которые были захвачены и превращены в опорную точку Polenta Colonies, т.е. географическая территория, возникла как станция на важных морских торговых путях или как стратегическая позиция, влияющая на окружающие регионы, в которых были заинтересованы колониальные государства. Например, колонии Англии – Гибралтар (Испания), остров Мальта, остров Кипр в Средиземном море, Сингапур, Гонконг, порт Джибути, порт Аден у южных ворот Красного моря, Суэцкий канал (Египет), соединяющий территорию между Средиземным и Красным морем, Панамский канал в Центральной Америке. Второй – те колонии, которые расположены внутри целого региона, находящегося под колониальной властью конкретного государства.
Колонии, которые находятся внутри региона колониального господства имеют два колониальных режима:
1. колонии для поселения Settlement Colonies – в рамках политики колониальных государств проводилась политика выселения большой численности населения (граждан государства) для постоянного проживания в колониях. Так случилось в Алжире во время Французской оккупации, в результате чего было создано местное французское общество. Цель такой политики – ликвидация арабского лица Алжира, взять в свои руки политическую и экономическую власть, подчинение культуры и общества в целом интересам господствующего государства. Такая ситуация сложилась также в Рудиссии, Южной Африке, португальских колониях в Африке, Палестине. Именно в Палестине Англия создала уникальный режим поселения: разрешила иммиграции европейских поселенцев в Палестину, в результате чего, коренной народ, арабы, были изгнаны со своих родных территорий, на которых постоянно теперь проживали переселенцы с разных уголков мира. По решению ООН №181 за 1947 г. Палестина была разделена на два государства между палестинцами и еврейскими поселенцами. Было создано государство Израиль. В результате этого возникла конфронтация, которая до настоящего времени угрожает безопасности и стабильности во всем мире. Все усилия разрешить проблему путем переговоров потерпели неудачу. Такая же политика проводилась и в бывшем СССР, где в разные районы насильственно поселяли целые народы на постоянные места жительства. Это нарушило демографический баланс в тех регионах. которые были под российской оккупацией.
2. Колониальный режим базирован на эксплуатации Exploitation Colonies. Европейцы, которые иммигрируют в колонии из колониальных государств имели ограниченный вид этих оккупационных войск, колониальные административные управления и христианские миссии. А коммерсанты и авантюристы не выбрали колонии своим постоянным местом жительства, а наоборот, приехали для эксплуатации и возвращения обратно на родина. В таком положении находились большинство колоний Африки во время обретения независимости.
Для понятия природы колониальной политики, которая наложила огромный отпечаток на развитие большинства независимых государств Азии и Африки и сегодня отчетливо отражается на отношениях с соседними государствами, необходимо осветить историю развития колониального движения в современной истории и проследить как оно начиналось.

Комментариев нет: